Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зависимость между любым набором факторов производства и максимально возможным объёмом продукции, производимым из этого набора факторов, на транспорте, как и в других отраслях, называется производственной функцией

где Q  максимально возможный объём продукции;

α – труд;

К  капитал;

Т  земля;

R – прочие ресурсы.

Труд (α) – под этой категорией понимают эксплуатационный и неэксплуатационный контингент работников. К эксплуатационному контингенту относятся работники, которые непосредственно заняты перевозками: локомотивные и поездные бригады, ремонтные рабочие, диспетчеры и др. К неэксплуатационному контингенту – работники, которые не связаны с перевозками (прочая деятельность).

Капитал (К) на транспорте выражен в основных фондах, которые подразделяются на производственные (железнодорожный путь, подвижной состав, производственные здания и сооружения) и непроизводственные (фонды культурно-бытового, жилищного, спортивно-оздоровительного назначения), и финансовых активах транспортных предприятий.

Земля (Т), отводимая для строительства железнодорожных линий и терминалов, тем самым изымается из сельскохозяйственного оборота и других альтернативных видов использования. Для защиты почвы надо совершенствовать конструкцию тепловозов с целью ликвидации утечек топлива, масла и смазки на полотно железной дороги; разрабатывать и внедрять новые технологии и средства очистки загрязняемых территорий.

Прочие ресурсы (R) включают в себя топливо, электроэнергию, воду, материалы и др. Одним из приоритетов развития железнодорожного транспорта является внедрение ресурсосберегающих технологий. Управление перевозочным процессом, ремонтом технических средств должно быть ориентировано на наиболее экономичное использование ресурсов и материалов.

Особым ресурсом является информация. Значение информации как, фактора производства, состоит в том, что в зависимости от её полноты, достоверности и качества применения в процессе транспортной деятельности изменяется эффективность использования и других ресурсов.

Продукция транспорта представляет собой эффекты перемещения грузов и пассажиров по отдельным корреспонденциям. Она очень многообразна и её невозможно оценить каким-либо одним натуральным показателем.


Продукция транспорта характеризуется следующими основными параметрами:

  1. Корреспонденцией перевозок (пункт отправления – пункт назначения).

  2. Родом груза.

  3. Качественными параметрами перевозок (надёжность, скорость доставки, степень сохранности).

Особенности транспортной продукции:

  1. Транспортная продукция не вещественна, как и любая услуга.

  2. Транспортную продукцию нельзя накопить или произвести в запас, потому что её производство и потребление неотделимы друг от друга и совпадают во времени и в пространстве.

  3. Транспорт является необходимым условием любого производства и продукт считается готовым к потреблению тогда, когда он доставлен потребителю, т.е. о готовой транспортной продукции можно говорить в том случае, если требуемая перевозка завершена.

Так как транспортную продукцию невозможно измерить каким-либо одним показателем, для ее измерения необходимо использовать несколько показателей, которые в совокупности и будут характеризовать результаты транспортной деятельности.
1. Количество перевезённых тонн груза ( ) и количество перевезённых пассажиров ( ).

2. Грузооборот ( ) и пассажирооборот ( ).

3. Приведённая продукция, которая измеряется в тонно-километрах.


где – коэффициент приведения, величина которого зависит от цели расчета и вида транспорта.

  1. Доход, получаемый от перевозок.


Контрольные вопросы:


  1. Объект и предмет экономики транспорта.

  2. Научные методы экономики транспорта.

  3. Значение транспорта как сферы материального производства.

  4. Факторы транспортного производства.

  5. Основные особенности транспортной продукции.



ТЕМА 2. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ И МЕСТО

В НЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
План
2.1. Транспортная система России и ее составляющие.

2.2. Сравнительная характеристика различных видов транспорта.

2.3. Спрос, предложение и эластичность на транспортном рынке.
2.1. Транспортная система России и ее составляющие
Транспортная система страны представляет собой совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающих процессы производства, сферы материального обращения и перемещения людей.

Единая транспортная система представляет собой сложную совокупность больших развивающихся подсистем, взаимодействие которых позволяет:

1. Повысить надежность и регулярность обеспечения народного хозяйства в перевозках.

  1. Эффективнее использовать провозные способности путей сообщения благодаря взаимопомощи в работе взаимодействующих видов транспорта.

  2. Сократить транспортные расходы в результате рационального распределения грузовых и пассажирских перевозок.

  3. Снизить потребность в подвижном составе за счет оперативного перераспределения перевозок в периоды сезонного роста.

  4. Сократить численность обслуживающего персонала, сконцентрировав управление, ремонт, проектирование и строительство отдельных подсистем.

  5. Повысить эксплуатационную маневренность сети при возможных отклонениях плановых объемов работы от действительных и при проведении ремонтов.

Классификация видов транспорта представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Классификация видов транспорта


Признак классификации

Вид транспорта

По конструктивной специфике

и физической природе движения

– железнодорожный транспорт;

– морской транспорт;

– речной транспорт;

– автомобильный транспорт;

– воздушный транспорт;

– трубопроводный транспорт;

– космический транспорт


Окончание табл. 2.1


По использованию разных естественных или искусственных путей сообщения (по геосферам)

– сухопутный транспорт (наземный

и подземный);

– водный транспорт (надводный и подводный);

– воздушный транспорт;

– космический транспорт

По характеру выполняемой работы (объекту перевозки)

– пассажирский транспорт;

– грузовой транспорт;

– грузопассажирский транспорт

По назначение

транспорт общего пользования;

транспорт необщего пользования;

транспорт личного пользования

По типу потока

– дискретный транспорт;

– непрерывный транспорт

По географической протяженности транспортных линий

– магистральный транспорт;

– немагистральный транспорт

По охвату территорий

– космический транспорт;

– планетарный транспорт;

– страновой транспорт;

– региональный транспорт;

– субрегиональный транспорт

По периоду использования в связи с природно-климатическими условиями

– круглогодичный транспорт;

– сезонный транспорт

По составу объектов перевозки

– универсальный транспорт;

– специализированный транспорт

По охвату территорий государств

– внутренний транспорт;

– внешний транспорт.

По форме собственности

– федеральный (государственный) транспорт;

– муниципальный транспорт;

– личный транспорт



Российская Федерация располагает всеми видами современного транспорта, что обусловлено ее большой территорией (более 17 млн км2), множеством естественных водных путей, регионов с неблагоприятными климатическими зонами, разно­образием ландшафтов.

Исторически ведущим звеном в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. В 2012 г. доля Холдинга РЖД в ВВП составила 2,2 %. Россия занимает первое место в мире по протяжённости электрифицированных железных дорог и второе место в мире по общей протяжённости железных дорог (после США). В мировом грузообороте на долю железнодорожного транспорта России приходится 35 %, а в пассажирообороте 18 %.

Во внутреннем грузообороте всех видов транспорта страны доля железных дорог составляет около 44 %, а в общем объеме перевозок грузов – более 16 %. Доля железнодорожного транспорта в пассажирообороте транспортной системы России около 30 %, по количеству перевезенных пассажиров железнодорожный транспорт находится на втором месте (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Структура транспортного рынка в 2012 г., %


Вид транспорта

Перевезено грузов

Грузооборот

Перевезено пассажиров

Пассажирооборот

Всего, в том числе

100,0

100,0

100,0

100,0

Железнодорожный

16,7

44,0

7,6

30,5

Автомобильный

68,6

4,9

91,7

28,1

Трубопроводный

12,9

48,5

0,0

0,0

Морской

0,2

0,9

0,0

0,0

Внутренний

Водный

1,7

1,6

0,1

0,1

Воздушный

0,01

0,10

0,55

41,28


Ведущей сферой железнодорожного транспорта являются перевозки
массовых недорогих грузов на сред­ние и дальние расстояния, а также пассажиров – на средние расстояния и в пригородной зоне.

Основные показатели транспортной системы России представлены в табл. 2.3.
2.2. Сравнительная характеристика различных видов транспорта

Каждый вид транспорта обладает характерными для него технико-экономическими и другими особенностями, которые могут быть отражены рядом показателей. Условно показатели можно объединить в следующие группы:

технико-эксплуатационные – пропускная и провозная способность линий, скорость доставки грузов, регулярность перевозок, безопасность движения и т. д.;

– натурально-вещественные – трудоемкость единицы транспортной продукции, энергоемкость, материалоемкость;

стоимостные – текущие эксплуатационные расходы (себестоимость перевозок); потребные капитальные вложения; потери и другие непроизводственные расходы в связи с утратой, порчей и повреждением грузов в процессе перевозки.

Таблица 2.3
Основные показатели транспортной системы России


Показатели

Железнодорожный

Автомобильный

Трубопроводный

Морской

Внутренний

водный

Воздушный

Всего

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

Протяженность путей сообщения, тыс. км

86

86

927

1283

242

250

 

 

101

101

 

 

1356

1720

П еревезено грузов, млн т

1382

1421

5663

5842

1131

1096

34

18

126

141

1,2

1,2

8337,2

8519,2

Грузооборот, млрд т-км

2128

2222

223

249

2422

2453

78

45

59

81

5

5,1

4915

5055,1

Перевезено пассажиров, млн чел

993

1059

13305

12776

 

 

1,3

1,1

14

14

66

76

14379,3

13926,1

Пассажирооборот, млрд пасс-км

139,8

144,6

138,6

133,3

 

 

0,05

0,04

0,7

0,6

166,8

195,8

445,95

474,34