Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зависимость между любым набором факторов производства и максимально возможным объёмом продукции, производимым из этого набора факторов, на транспорте, как и в других отраслях, называется производственной функцией
где Q максимально возможный объём продукции;
α – труд;
К капитал;
Т земля;
R – прочие ресурсы.
Труд (α) – под этой категорией понимают эксплуатационный и неэксплуатационный контингент работников. К эксплуатационному контингенту относятся работники, которые непосредственно заняты перевозками: локомотивные и поездные бригады, ремонтные рабочие, диспетчеры и др. К неэксплуатационному контингенту – работники, которые не связаны с перевозками (прочая деятельность).
Капитал (К) – на транспорте выражен в основных фондах, которые подразделяются на производственные (железнодорожный путь, подвижной состав, производственные здания и сооружения) и непроизводственные (фонды культурно-бытового, жилищного, спортивно-оздоровительного назначения), и финансовых активах транспортных предприятий.
Земля (Т), отводимая для строительства железнодорожных линий и терминалов, тем самым изымается из сельскохозяйственного оборота и других альтернативных видов использования. Для защиты почвы надо совершенствовать конструкцию тепловозов с целью ликвидации утечек топлива, масла и смазки на полотно железной дороги; разрабатывать и внедрять новые технологии и средства очистки загрязняемых территорий.
Прочие ресурсы (R) включают в себя топливо, электроэнергию, воду, материалы и др. Одним из приоритетов развития железнодорожного транспорта является внедрение ресурсосберегающих технологий. Управление перевозочным процессом, ремонтом технических средств должно быть ориентировано на наиболее экономичное использование ресурсов и материалов.
Особым ресурсом является информация. Значение информации как, фактора производства, состоит в том, что в зависимости от её полноты, достоверности и качества применения в процессе транспортной деятельности изменяется эффективность использования и других ресурсов.
Продукция транспорта представляет собой эффекты перемещения грузов и пассажиров по отдельным корреспонденциям. Она очень многообразна и её невозможно оценить каким-либо одним натуральным показателем.
Продукция транспорта характеризуется следующими основными параметрами:
-
Корреспонденцией перевозок (пункт отправления – пункт назначения). -
Родом груза. -
Качественными параметрами перевозок (надёжность, скорость доставки, степень сохранности).
Особенности транспортной продукции:
-
Транспортная продукция не вещественна, как и любая услуга. -
Транспортную продукцию нельзя накопить или произвести в запас, потому что её производство и потребление неотделимы друг от друга и совпадают во времени и в пространстве. -
Транспорт является необходимым условием любого производства и продукт считается готовым к потреблению тогда, когда он доставлен потребителю, т.е. о готовой транспортной продукции можно говорить в том случае, если требуемая перевозка завершена.
Так как транспортную продукцию невозможно измерить каким-либо одним показателем, для ее измерения необходимо использовать несколько показателей, которые в совокупности и будут характеризовать результаты транспортной деятельности.
1. Количество перевезённых тонн груза ( ) и количество перевезённых пассажиров ( ).
2. Грузооборот ( ) и пассажирооборот ( ).
3. Приведённая продукция, которая измеряется в тонно-километрах.
где – коэффициент приведения, величина которого зависит от цели расчета и вида транспорта.
-
Доход, получаемый от перевозок.
Контрольные вопросы:
-
Объект и предмет экономики транспорта. -
Научные методы экономики транспорта. -
Значение транспорта как сферы материального производства. -
Факторы транспортного производства. -
Основные особенности транспортной продукции.
ТЕМА 2. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ И МЕСТО
В НЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
План
2.1. Транспортная система России и ее составляющие.
2.2. Сравнительная характеристика различных видов транспорта.
2.3. Спрос, предложение и эластичность на транспортном рынке.
2.1. Транспортная система России и ее составляющие
Транспортная система страны представляет собой совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающих процессы производства, сферы материального обращения и перемещения людей.
Единая транспортная система представляет собой сложную совокупность больших развивающихся подсистем, взаимодействие которых позволяет:
1. Повысить надежность и регулярность обеспечения народного хозяйства в перевозках.
-
Эффективнее использовать провозные способности путей сообщения благодаря взаимопомощи в работе взаимодействующих видов транспорта. -
Сократить транспортные расходы в результате рационального распределения грузовых и пассажирских перевозок. -
Снизить потребность в подвижном составе за счет оперативного перераспределения перевозок в периоды сезонного роста. -
Сократить численность обслуживающего персонала, сконцентрировав управление, ремонт, проектирование и строительство отдельных подсистем. -
Повысить эксплуатационную маневренность сети при возможных отклонениях плановых объемов работы от действительных и при проведении ремонтов.
Классификация видов транспорта представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Классификация видов транспорта
Признак классификации | Вид транспорта |
По конструктивной специфике и физической природе движения | – железнодорожный транспорт; – морской транспорт; – речной транспорт; – автомобильный транспорт; – воздушный транспорт; – трубопроводный транспорт; – космический транспорт |
Окончание табл. 2.1
По использованию разных естественных или искусственных путей сообщения (по геосферам) | – сухопутный транспорт (наземный и подземный); – водный транспорт (надводный и подводный); – воздушный транспорт; – космический транспорт |
По характеру выполняемой работы (объекту перевозки) | – пассажирский транспорт; – грузовой транспорт; – грузопассажирский транспорт |
По назначение | – транспорт общего пользования; – транспорт необщего пользования; – транспорт личного пользования |
По типу потока | – дискретный транспорт; – непрерывный транспорт |
По географической протяженности транспортных линий | – магистральный транспорт; – немагистральный транспорт |
По охвату территорий | – космический транспорт; – планетарный транспорт; – страновой транспорт; – региональный транспорт; – субрегиональный транспорт |
По периоду использования в связи с природно-климатическими условиями | – круглогодичный транспорт; – сезонный транспорт |
По составу объектов перевозки | – универсальный транспорт; – специализированный транспорт |
По охвату территорий государств | – внутренний транспорт; – внешний транспорт. |
По форме собственности | – федеральный (государственный) транспорт; – муниципальный транспорт; – личный транспорт |
Российская Федерация располагает всеми видами современного транспорта, что обусловлено ее большой территорией (более 17 млн км2), множеством естественных водных путей, регионов с неблагоприятными климатическими зонами, разнообразием ландшафтов.
Исторически ведущим звеном в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. В 2012 г. доля Холдинга РЖД в ВВП составила 2,2 %. Россия занимает первое место в мире по протяжённости электрифицированных железных дорог и второе место в мире по общей протяжённости железных дорог (после США). В мировом грузообороте на долю железнодорожного транспорта России приходится 35 %, а в пассажирообороте 18 %.
Во внутреннем грузообороте всех видов транспорта страны доля железных дорог составляет около 44 %, а в общем объеме перевозок грузов – более 16 %. Доля железнодорожного транспорта в пассажирообороте транспортной системы России около 30 %, по количеству перевезенных пассажиров железнодорожный транспорт находится на втором месте (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Структура транспортного рынка в 2012 г., %
Вид транспорта | Перевезено грузов | Грузооборот | Перевезено пассажиров | Пассажирооборот |
Всего, в том числе | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Железнодорожный | 16,7 | 44,0 | 7,6 | 30,5 |
Автомобильный | 68,6 | 4,9 | 91,7 | 28,1 |
Трубопроводный | 12,9 | 48,5 | 0,0 | 0,0 |
Морской | 0,2 | 0,9 | 0,0 | 0,0 |
Внутренний Водный | 1,7 | 1,6 | 0,1 | 0,1 |
Воздушный | 0,01 | 0,10 | 0,55 | 41,28 |
Ведущей сферой железнодорожного транспорта являются перевозки
массовых недорогих грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров – на средние расстояния и в пригородной зоне.
Основные показатели транспортной системы России представлены в табл. 2.3.
2.2. Сравнительная характеристика различных видов транспорта
Каждый вид транспорта обладает характерными для него технико-экономическими и другими особенностями, которые могут быть отражены рядом показателей. Условно показатели можно объединить в следующие группы:
– технико-эксплуатационные – пропускная и провозная способность линий, скорость доставки грузов, регулярность перевозок, безопасность движения и т. д.;
– натурально-вещественные – трудоемкость единицы транспортной продукции, энергоемкость, материалоемкость;
– стоимостные – текущие эксплуатационные расходы (себестоимость перевозок); потребные капитальные вложения; потери и другие непроизводственные расходы в связи с утратой, порчей и повреждением грузов в процессе перевозки.
Таблица 2.3
Основные показатели транспортной системы России
Показатели | Железнодорожный | Автомобильный | Трубопроводный | Морской | Внутренний водный | Воздушный | Всего | |||||||
2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2011 г. | 2012 г. | |
Протяженность путей сообщения, тыс. км | 86 | 86 | 927 | 1283 | 242 | 250 | | | 101 | 101 | | | 1356 | 1720 |
П еревезено грузов, млн т | 1382 | 1421 | 5663 | 5842 | 1131 | 1096 | 34 | 18 | 126 | 141 | 1,2 | 1,2 | 8337,2 | 8519,2 |
Грузооборот, млрд т-км | 2128 | 2222 | 223 | 249 | 2422 | 2453 | 78 | 45 | 59 | 81 | 5 | 5,1 | 4915 | 5055,1 |
Перевезено пассажиров, млн чел | 993 | 1059 | 13305 | 12776 | | | 1,3 | 1,1 | 14 | 14 | 66 | 76 | 14379,3 | 13926,1 |
Пассажирооборот, млрд пасс-км | 139,8 | 144,6 | 138,6 | 133,3 | | | 0,05 | 0,04 | 0,7 | 0,6 | 166,8 | 195,8 | 445,95 | 474,34 |