Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 3. ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
План
и прогнозирование спроса на перевозки грузов
и прогнозирование спроса на перевозки грузов
Грузовые перевозки характеризуются такими показателями, как количество отправок, отправление и прибытие в тоннах, перевезенные тонны, грузооборот.
Количество отправок – специфический показатель транспорта. Отправка – партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью). Различают следующие виды отправок:
– маршрутная;
– мелкая;
– повагонная;
– контейнерная.
Объём перевозок груза ( ), тонны – количество тонн груза, перевезённых за определённый промежуток времени (год, квартал, месяц).
По дороге объём перевозок грузов определяют
.
В пределах железной дороги объём перевозок распределяют по видам сообщений: местное − перевозки между станциями одной дороги; прямое – перевозки между станциями двух и более дорог.
В прямом сообщении выделяют: вывоз − отправление грузов со станции данной дороги на другие дороги сети; ввоз − прибытие груза со станции другой дороги сети на данную дорогу; транзит − перевозка грузов, поступающих с другой дороги и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.
Схематично распределение объема перевозок по видам сообщений показано на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Распределение объема перевозок по видам сообщений
Грузооборот ( ), т-км работа по перемещению груза, определяемая как произведение массы перемещаемого груза на расстояние перевозки.
Грузооборот нетто ( ) – полезная работа транспорта, учитывающая перемещение только груза.
Грузооборот брутто ( ) – перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава.
где общий пробег вагонов, вагоно-км.
qт масса тары вагона, т.
Коэффициент перевозимости
где − объем перевозки груза;
− объем производства груза.
Коэффициент транспортоемкости
,
где − грузооборот груза.
Густота перевозок – количество тонн груза, перевезенного через один километр транспортной сети за единицу времени (грузонапряженность).
Среднюю густоту перевозок определяют по формуле, (т-км/км)
,
где Lэ эксплуатационная длина участка, км.
Средняя дальность перевозки – расстояние, на которое перевозится каждая тонна груза в среднем, км.
.
Неравномерность перевозок. Грузовые перевозки характеризуются неравномерностью по времени и по направлениям.
Неравномерность по времени имеет место по периодам (кварталам и месяцам) года, дням месяца и периодам суток. Основными причинами такой неравномерности являются сезонность производства и потребления некоторых видов продукции, сезонность работы некоторых видов транспорта. Неравномерность перевозок во времени характеризуется
коэффициентом неравномерности, который определяется отношением максимального месячного объема перевозок к среднемесячному за год
, всегда > 1 (1,05−1,1).
Неравномерность перевозок по направлению связана с размещением потребителей и поставщиков продукции в разных районах страны, специализацией производства, различием в объемах перевозок добывающей и обрабатывающей промышленности. Данная неравномерность характеризуется коэффициентом обратности, который определяется отношением объема перевозок грузов в порожнем направлении к объему груза в грузовом направлении
.
Прогнозирование – это предсказание будущего развития внутренней и внешней среды предприятий на относительно длительный период, основанное на научных методах и интуиции специалистов. Оно существенно отличается от планирования. Которое представляет собой целенаправленное принятие решений о предполагаемом развитии производства на относительно короткий период времени.
Планирование грузовых перевозок, дающих свыше 80 % общей выручки железнодорожного транспорта, имеет большое практическое значение и является исходной базой для всей системы производственно-хозяйственного планирования и управления отрасли.
К основным методам планирования перевозок грузов относятся маркетинговые, логистические, балансовые и оптимизационные с использованием современных компьютерных и информационных технологий. При разработке планов перевозок широко используются экономико-математические методы планирования и прогнозирования.
Планирование перевозок грузов находится в тесной увязке с планированием финансово-экономических показателей работы железных дорог в процессе бюджетирования.
На железнодорожном транспорте разрабатывают следующие виды планов перевозок грузов:
– стратегические (долгосрочные) на 5-10 лет;
– среднесрочные на 3-5 лет;
– текущие (годовые);
– оперативные (квартальные, месячные).
Транспортный маркетинг – это система организации и управления деятельностью транспортных предприятий, компаний и фирм по оказанию транспортных услуг пользователям транспорта на основе комплексного изучения транспортного рынка и спроса на транспортную продукцию в целях создания наилучших условий ее реализации для субъектов рынка.
Основную работу по формированию спроса на перевозки грузов на дороге выполняют подразделения Системы фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД». Подробное изучение транспортного рынка, определение потребностей и платежеспособного спроса на перевозки грузов и другие транспортные услуги, проведение маркетинговых обследований районов тяготения железной дороги – все это функции центров фирменного транспортного обслуживания.
3.2. Пассажирские перевозки: значение, структура и основные
показатели
Пассажирские перевозки являются важнейшей составной частью транспортной продукции, поскольку несут высокое социально-экономическое значение в жизни общества и обеспечивают одно из важнейших гарантий государства – свободу перемещения. Потребность населения в перевозках связана с производственной деятельностью (поездки к месту работы и в командировки), культурно-бытовой необходимостью (поездки на отдых, туризм и экскурсии миграционными процессами.
Развитию данного вида перевозок способствуют рост материального благосостояния людей, их интеллектуального и духовного уровня, расширение и углубление культурного, научно-технического и других видов международного обмена.
Перевозки пассажиров распределяются по видам транспорта, дальности движения и их целевому назначению на основе различных классификационных признаков. Выделяют следующие виды сообщений:
Объем перевозок пассажиров всеми видами транспорта в 2012 г. составил в стране около 13 млрд человек. По этому показателю уже многие годы устойчиво занимает первое место автомобильный транспорт, выполняя более 90 % общего объема перевозок. На втором месте после автомобильного транспорта по числу перевозимых пассажиров в общей транспортной системе находятся железные дороги. В 2012 г. железнодорожный транспорт выполнил 7,6 % общего объема перевозок. По показателю пассажирооборота железнодорожный транспорта занимает первое место. В 2012 г. пассажирооборот составил 30,5 %.
В структуре приведенной работы железнодорожного транспорта более 8 % приходится на пассажирские перевозки. Затраты на них составляют около 22 % общей суммы расходов по перевозкам, а доходы значительно меньше. Себестоимость пассажирских перевозок в 3 раза выше себестоимости грузовых перевозок.
На железнодорожном транспорте пассажирские перевозки подразделяются на 3 вида сообщения: пригородное, местное и прямое.
Пригородными считаются перевозки, осуществляемые в границах пригородных зон, включая внутригородские. К местным относятся перевозки в границах одной железной дороги, к прямым в пределах двух и более дорог. Перевозки в местном и прямом сообщениях называются перевозками дальнего следования.
Деление пассажирских перевозок по сообщениям имеет важное практическое значение для организации перевозок пассажиров, их планирования и экономического анализа работы железных дорог, совершенствования тарифов.
На железнодорожном транспорте по числу перевезенных пассажиров первое место устойчиво занимает пригородное сообщение.
Основная часть пассажирооборота на железнодорожном транспорте выполняется в дальнем следовании. При небольшом удельном весе в общем объеме отправленных пассажиров на долю перевозок в дальнем следовании приходится свыше 70 % пассажирооборота, что объясняется их большой дальностью, которая имеет тенденцию к систематическому увеличению.
Объемы пассажирских перевозок обуславливаются численностью и транспортной подвижностью населения.
Коэффициент транспортной подвижности – число поездок или пассажиро-километров, приходящихся на одного жителя в год
или ,
где p/, p// – показатели транспортной подвижности по числу поездок и пассажи ро-километров на одного жителя соответственно;
– число перевезенных (отправленных) пассажиров, млн ч.
N – численность населения, млн ч.
– пассажирооборот, млн пассажиро-км.
К основным факторам, определяющим подвижность населения, относятся:
План
-
Грузовые перевозки: основные показатели, планирование
и прогнозирование спроса на перевозки грузов
-
Пассажирские перевозки: значение, структура и основные показатели
-
Грузовые перевозки: основные показатели, планирование
и прогнозирование спроса на перевозки грузов
Грузовые перевозки характеризуются такими показателями, как количество отправок, отправление и прибытие в тоннах, перевезенные тонны, грузооборот.
Количество отправок – специфический показатель транспорта. Отправка – партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью). Различают следующие виды отправок:
– маршрутная;
– мелкая;
– повагонная;
– контейнерная.
Объём перевозок груза ( ), тонны – количество тонн груза, перевезённых за определённый промежуток времени (год, квартал, месяц).
По дороге объём перевозок грузов определяют
.
В пределах железной дороги объём перевозок распределяют по видам сообщений: местное − перевозки между станциями одной дороги; прямое – перевозки между станциями двух и более дорог.
В прямом сообщении выделяют: вывоз − отправление грузов со станции данной дороги на другие дороги сети; ввоз − прибытие груза со станции другой дороги сети на данную дорогу; транзит − перевозка грузов, поступающих с другой дороги и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.
Схематично распределение объема перевозок по видам сообщений показано на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Распределение объема перевозок по видам сообщений
Грузооборот ( ), т-км работа по перемещению груза, определяемая как произведение массы перемещаемого груза на расстояние перевозки.
Грузооборот нетто ( ) – полезная работа транспорта, учитывающая перемещение только груза.
Грузооборот брутто ( ) – перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава.
где общий пробег вагонов, вагоно-км.
qт масса тары вагона, т.
Коэффициент перевозимости
где − объем перевозки груза;
− объем производства груза.
Коэффициент транспортоемкости
,
где − грузооборот груза.
Густота перевозок – количество тонн груза, перевезенного через один километр транспортной сети за единицу времени (грузонапряженность).
Среднюю густоту перевозок определяют по формуле, (т-км/км)
,
где Lэ эксплуатационная длина участка, км.
Средняя дальность перевозки – расстояние, на которое перевозится каждая тонна груза в среднем, км.
.
Неравномерность перевозок. Грузовые перевозки характеризуются неравномерностью по времени и по направлениям.
Неравномерность по времени имеет место по периодам (кварталам и месяцам) года, дням месяца и периодам суток. Основными причинами такой неравномерности являются сезонность производства и потребления некоторых видов продукции, сезонность работы некоторых видов транспорта. Неравномерность перевозок во времени характеризуется
коэффициентом неравномерности, который определяется отношением максимального месячного объема перевозок к среднемесячному за год
, всегда > 1 (1,05−1,1).
Неравномерность перевозок по направлению связана с размещением потребителей и поставщиков продукции в разных районах страны, специализацией производства, различием в объемах перевозок добывающей и обрабатывающей промышленности. Данная неравномерность характеризуется коэффициентом обратности, который определяется отношением объема перевозок грузов в порожнем направлении к объему груза в грузовом направлении
.
Прогнозирование – это предсказание будущего развития внутренней и внешней среды предприятий на относительно длительный период, основанное на научных методах и интуиции специалистов. Оно существенно отличается от планирования. Которое представляет собой целенаправленное принятие решений о предполагаемом развитии производства на относительно короткий период времени.
Планирование грузовых перевозок, дающих свыше 80 % общей выручки железнодорожного транспорта, имеет большое практическое значение и является исходной базой для всей системы производственно-хозяйственного планирования и управления отрасли.
К основным методам планирования перевозок грузов относятся маркетинговые, логистические, балансовые и оптимизационные с использованием современных компьютерных и информационных технологий. При разработке планов перевозок широко используются экономико-математические методы планирования и прогнозирования.
Планирование перевозок грузов находится в тесной увязке с планированием финансово-экономических показателей работы железных дорог в процессе бюджетирования.
На железнодорожном транспорте разрабатывают следующие виды планов перевозок грузов:
– стратегические (долгосрочные) на 5-10 лет;
– среднесрочные на 3-5 лет;
– текущие (годовые);
– оперативные (квартальные, месячные).
Транспортный маркетинг – это система организации и управления деятельностью транспортных предприятий, компаний и фирм по оказанию транспортных услуг пользователям транспорта на основе комплексного изучения транспортного рынка и спроса на транспортную продукцию в целях создания наилучших условий ее реализации для субъектов рынка.
Основную работу по формированию спроса на перевозки грузов на дороге выполняют подразделения Системы фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД». Подробное изучение транспортного рынка, определение потребностей и платежеспособного спроса на перевозки грузов и другие транспортные услуги, проведение маркетинговых обследований районов тяготения железной дороги – все это функции центров фирменного транспортного обслуживания.
3.2. Пассажирские перевозки: значение, структура и основные
показатели
Пассажирские перевозки являются важнейшей составной частью транспортной продукции, поскольку несут высокое социально-экономическое значение в жизни общества и обеспечивают одно из важнейших гарантий государства – свободу перемещения. Потребность населения в перевозках связана с производственной деятельностью (поездки к месту работы и в командировки), культурно-бытовой необходимостью (поездки на отдых, туризм и экскурсии миграционными процессами.
Развитию данного вида перевозок способствуют рост материального благосостояния людей, их интеллектуального и духовного уровня, расширение и углубление культурного, научно-технического и других видов международного обмена.
Перевозки пассажиров распределяются по видам транспорта, дальности движения и их целевому назначению на основе различных классификационных признаков. Выделяют следующие виды сообщений:
-
внутреннее (в пределах страны) и международное (с выходом за ее границы); -
прямое (беспересадочное, одним видом транспорта) и смешанное (интермодальное, выполняемое по единому проездному документу двумя и более видами транспота); -
дальнее (на значительное расстояние); -
местное (внутри одной области или другого структурного подразделения железной дороги); -
пригородное (в пределах зоны тяготения к городу); -
городское (различными видами транспорта в границах города).
Объем перевозок пассажиров всеми видами транспорта в 2012 г. составил в стране около 13 млрд человек. По этому показателю уже многие годы устойчиво занимает первое место автомобильный транспорт, выполняя более 90 % общего объема перевозок. На втором месте после автомобильного транспорта по числу перевозимых пассажиров в общей транспортной системе находятся железные дороги. В 2012 г. железнодорожный транспорт выполнил 7,6 % общего объема перевозок. По показателю пассажирооборота железнодорожный транспорта занимает первое место. В 2012 г. пассажирооборот составил 30,5 %.
В структуре приведенной работы железнодорожного транспорта более 8 % приходится на пассажирские перевозки. Затраты на них составляют около 22 % общей суммы расходов по перевозкам, а доходы значительно меньше. Себестоимость пассажирских перевозок в 3 раза выше себестоимости грузовых перевозок.
На железнодорожном транспорте пассажирские перевозки подразделяются на 3 вида сообщения: пригородное, местное и прямое.
Пригородными считаются перевозки, осуществляемые в границах пригородных зон, включая внутригородские. К местным относятся перевозки в границах одной железной дороги, к прямым в пределах двух и более дорог. Перевозки в местном и прямом сообщениях называются перевозками дальнего следования.
Деление пассажирских перевозок по сообщениям имеет важное практическое значение для организации перевозок пассажиров, их планирования и экономического анализа работы железных дорог, совершенствования тарифов.
На железнодорожном транспорте по числу перевезенных пассажиров первое место устойчиво занимает пригородное сообщение.
Основная часть пассажирооборота на железнодорожном транспорте выполняется в дальнем следовании. При небольшом удельном весе в общем объеме отправленных пассажиров на долю перевозок в дальнем следовании приходится свыше 70 % пассажирооборота, что объясняется их большой дальностью, которая имеет тенденцию к систематическому увеличению.
Объемы пассажирских перевозок обуславливаются численностью и транспортной подвижностью населения.
Коэффициент транспортной подвижности – число поездок или пассажиро-километров, приходящихся на одного жителя в год
или ,
где p/, p// – показатели транспортной подвижности по числу поездок и пассажи ро-километров на одного жителя соответственно;
– число перевезенных (отправленных) пассажиров, млн ч.
N – численность населения, млн ч.
– пассажирооборот, млн пассажиро-км.
К основным факторам, определяющим подвижность населения, относятся: