Файл: Технология создания имиджа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения со­стоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетво­рять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжен­ность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркива­ется и разрабатывается в психоанализе. Третья функция вообра­жения связана с его участием в произвольной регуляции познава­тельных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызывае­мых образов человек может обращать внимание на нужные собы­тия. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функ­ция воображения состоит в формировании внутреннего плана дей­ствий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правиль­ности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельству­ющие о том, что с помощью воображения, чисто волевым пу­тем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, темпера­туру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда – науке, лите­ратуре, искусстве, инженерии и других – развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятель­ности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные груп­пы мышц (рук, ног, головы, туловища), произвольно повышать или понижать давление, температуру тела (в последнем случае используются упражнения на воображение тепла, холода).


Прежде всего, отметим, что образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющи­ми с ней ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительно­сти бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода ана­лизу мы подвергаем произведения художников-абстракциони­стов, в составляющих их элементах мы видим, по крайней мере, всем нам знакомые геометрические фигуры. Эффект нереаль­ности, фантастичности, новизны продуктов творческого и ино­го воображения достигается большей частью за счет непривыч­ного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конк­ретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминирова­нием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, поня­тиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в практике имиджмейкинга. Личностные тесты про­ективного типа (Тематический апперцептивный тест – ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении скло­нен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, имиджолог на его осно­ве судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат.

Посмотрев на картинку в котором отражено какое-то событие в течение примерно 20 с, испытуемый затем должен написать по ней целый рассказ, ответчая на следующий перечень вопросов: 1. Кто эти люди? Что изображено на данной картинке? 2. Что произошло с этими

людьми до этого? 3. О чем они думают в данный момент време­ни? Какие мысли, желания и чувства у них имеются? 4. Что произойдет дальше? Рассказы, написанные испытуемыми по трем-четырем подобным картинкам, подвергаются содержатель­ному анализу, оцениваются в баллах, и путем их последующей обработки делается вывод о степени развитости у испытуемого исследуемого качества личности.

Постоянно питайте свое внимание творческим воображением, не фантазией, а воображение, потому что воображение создает то, что бывает, что мы знаем, а фантазия то чего нет, что в действительности мы не знаем. Что никогда не было. Упражнение на развитие воображения должно воспитывать способность верить, что заданное событие действительно может произойти со мной. С помощью воображения, как трактует К.С. Станиславский, человек может представить себе и мимолетный взгляд или жест и громадные исторические события. А может представить себе по описанию человека, цепочку его поступков, и даже представить, что он будет делать дальше, хотя он ничего этого не видел в действительности. Воображение легко откликается на введение условного «если бы».

Если судить по собственному ощущению, то воображать, фантазировать, мечтать означает, прежде всего – смотреть, видеть внутреннем зрением то, о чем думаем. Образы наших видений возникают внутри нас, в нашем воображении, в памяти, и затем уже как бы мысленно переставляются вовне нас, для нашего просмотра. Но мы смотрим на эти воображаемые объекты изнутри, так сказать, не наружными глазами, а внутренним зрением.

Отношение к месту действия меняется у вас, когда перед вами ставится вопрос: что бы вы делали и как бы вели себя, если бы вы вошли не на сцену, а например, в картинную галерею и ваше воображение сразу же рисует различные пейзажи, натюрморты, скульптуры прекрасных художников.

3.3. Двигатели психической жизни. Эмоции и чувства в сценическом творчестве и в жизнедеятельности человека.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Например, люди, принадлежащие разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контакте друг с другом.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности1. Эмо­ции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Эмоции и чувства – личностные образования. Они характе­ризуют человека социально-психологически.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до раци­ональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхи­щать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Чувства носят исторический характер. Они различны у раз­ных народов и могут по-разному выражаться в разные истори­ческие эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важ­ную социализирующую роль. Они выступают как значимый фак­тор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных пережива­ний типа чувств появляются и закрепляются потребности и ин­тересы человека.


Чувства – продукт культурно-исторического развития чело­века. Они связаны с определенными предметами, видами дея­тельности и людьми, окружающими человека. В отно­шении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состоя­ния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступ­ка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения дан­ного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетво­рить стимулировавшую его потребность.

Эмоции человека, прежде всего, связаны с его потребностями, они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоции, независимо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определённо судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными. Однако, для того, чтобы сознание начало работать в каком-либо определенном направлении, предварительно необходимо, чтобы была налицо активность установки, которая собственно в каждом отдельном случае и определяет его направление». Ученые рассматривают установку как состояние предрасположенности человека к определенной активности в определенной ситуации.

Установка – складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано».

Чтобы проследить процесс рождения сценических эмоций, обратимся к механизму эмпатии, лежащему в основе психологии искусства. Эмпатия, или сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого означает способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, проникать в их внутренний мир, понимать их переживания, мысли и чувства.