Файл: Технология создания имиджа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экраны органов чувств – это служба информации, собирающая сигналы от внешнего мира и от внутренних органов человека. Ассо­циативная область – это служба действия на основе полученной ин­формации.

Как работает этот аппарат?

Человек прислушивается. Его зовут: «Игорь! Ты где?» Звуки до­носящегося голоса – это своеобразный вид внешней энергии, которая воздействует на нервные клетки принимающего аппарата и преобразуется здесь в другой вид энергии (И. П. Павлов называл ее нервным током). По центростремительным нервам проводящего аппарата нерв­ные импульсы возбуждения передаются к экранам проекции.

Сначала они разливаются по всей массе рассеянных клеток экра­на (иррадиация возбуждения), и эти клетки получают, так сказать, общие впечатления – «нас кто-то зовет», происходит элементарный и общий анализ внешнего воздействия. Это общее впечатление они тут же передают рассеянным клеткам других анализаторов, своим соседям, чтобы те могли направить в сторону звука то, что нужно в данный момент: зрение, слух и т.д.

Затем возбуждение концентрируется в ядре конца анализатора, клетки которого осуществляют высший анализ внешнего воздействия. Экран слуховой проекции получает ощущения конкретных звуков. Человек слышит: «Игорь! Ты где?» Тем временем процесс продолжа­ется. Экран слуховой проекции, связанный контактами с множеством других нервных аппаратов, притягивает к себе следовые рефлексы слуховой памяти, а экран зрительной проекции анализирует зритель­ные ощущения и помогает себе следовыми рефлексами зрительной памяти. Между нервными центрами поддерживается непрерывная прямая и обратная связь, и в результате экран слуховой проекции получает слуховое восприятие, осознание конкретных звуков, а экран зрительной проекции – зрительное восприятие, осознание конкрет­ного человека. Следовые рефлексы прежних восприятий и представ­лений с помощью механизма словесной системы синтезируют полу­ченные восприятия в представление о зовущем человеке. Игорь пони­мает: «Это меня Костик ищет!»

Весь процесс от начала звука до представления – одно мгновение. Оно в виде комплекса слуховых и зрительных восприятий навсегда запечатлелось в памяти. Ощущение звука голоса привело человека к осознанному представлению о зовущем товарище. Представление – ведет к реакции, к поступку, к ответному движению.

Следо­вые рефлексы, оставшиеся в памяти от аналогичных прошлых поступ­ков, совершенных в жизни или в воображении. Следовой рефлекс – это многообразные нервные связи между многими анализаторами первой сигнальной системы и следами второй, словесной. Зрительная память хранит увиденный тогда образ, слуховая память хранит услышанное тогда слово, речедвигательная память хранит сказанное тогда слово, мышечная память хранит схему сделанного тогда движения и т. д.


Все эти отдельные виды памяти, будучи следовыми рефлексами, связаны с прошлым поступком в единый рефлекс. Рефлексы хранятся нервными связями, притягиваются отборочным механизмом созна­ния, просеиваются, и синтез следовых рефлексов оживляет «связи с периферией». Командный нервный ток посылается речедвигательному аппарату, к мышечно-суставным аппаратам. Игорь бежит на зов Костика, машет рукой, кричит: «Я здесь, иди сюда!» При этом не повторяется точь-в-точь какой-либо из прошлых поступков, потому что синтез внес целесообразные, типические именно для этого случая коррективы в зависимости от сегодняшних условий времени, места, отношения к товарищу и т. д. Понятно, что чем опытнее человек, тем целесообразнее поступок, ведь отборочный механизм получил мно­жество однородных следовых рефлексов и имел богатый выбор.

В этой упрощенной схеме «от ощущения к поступку» многого недо­стает. Для простоты мы говорим об отборочном механизме, который только как будто одним и занят – перебирает наудачу все предыду­щие пробы и случайно находит нужный вариант.

На самом деле ничего случайного здесь нет. Разработанная П.К. Анохиным теория функциональной системы ввела понятие так назы­ваемого опережающего отражения действительности. Благодаря тому, что каждое раздражение, воспринятое мозгом, заставляет мозг вос­создавать в тот же миг все подробности аналогичных раздражений прошлого опыта, «идеальная модель» ответа созревает в мозге рань­ше, чем формируется ответная реакция.

Огромную роль в схеме «от ощущения к поступку» играет обрат­ная связь. Вместе с «идеальной моделью» ответа на основе синтеза всех раздражителей (так называемого афферентного синтеза) воз­никает особый аппарат сравнения и контроля (он называется ак­цептором действия). Совершается ответное действие, а этот аппа­рат сравнивает то, что делается, с тем, что должно было совершить­ся по «идеальной модели» ответа. Сопоставляет, контролирует действие и способствует тем самым целесообразности следующих действий. Академик В. Черниговский пишет в одной статье, что в самом эле­ментарном условном рефлексе, выработанном экспериментатором, уже скрыты элементы предвидения. Например, если звонок эксперимен­татора становится для животного сигналом неизбежного события – кор­межки, то животное предвидит это событие при появлении звукового сигнала.



«В других случаях, напротив, – продолжает Черниговский, – бы­вает столь трудно уловить последовательную оценку событий, что, конечно, итог кажется совершенно неожиданным». И подчеркивает: «Но именно выяснение физиологических механизмов предвосхище­ния таких "непредвиденных" явлений и составляет главную задачу, решение которой поможет овладеть скрытыми от нас ресурсами дея­тельности мозга».

Взаимодействуя с окружа­ющей средой, человек воспринимает действительность многосторонне – звуковые восприятия связываются со слуховыми и т. д. Однако точ­ными опытами доказано, что организм функционирует как одноканальная система информации, что в каждый момент он может реаги­ровать только на одно из воздействующих на него раздражений.

«Следовательно, в естественных условиях жизни и работы чело­век непрерывно переносит свое внимание с одного объекта на другой, «скользит» по объектам окружающего мира. В процессе длительной эволюции возникли механизмы сосредоточения внимания, при их помощи из массы внешних раздражителей отбираются те, которые наиболее существенны в данный момент».

Конечно, в момент творчества актер не должен думать ни о вклю­чении памяти восприятия, ни о переключении следовых рефлексов. Пусть работает Природа! Органика действия должна пробудиться, если актерский инструмент настроен, логика действий «накатана», пульсирует «иллюстрированный подтекст роли».

Вот для этого и нужно постоянно тренировать механизмы произ­вольных включений и переключений чувственно-эмоционального аппарата.


3.3. Двигатели психической жизни. Работа с подсознанием. Освобождение мышц.

Разрабатывая пути к овладению чувствами роли, Станиславский рекомендует сначала избавиться от мышечного напряжения, так как настоящим злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы.Пока существует физическое напряжение, не может быть речи о правильном, тонком чувствовании и о нор­мальной душевной жизни роли. Поэтому, прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, что­бы они не сковывали свободы действия.

Наряду с этим К.С. Станиславский утверждал, что тело нельзя освободить в пол­ной мере от всех излишних напряжений. Такая задача, по его мнению, не только невыполнима, но даже излишня, что ослаб­лять мышцы необходимо, и при том постоянно, как на сцене, так и в жизни. Без этого зажим и судороги мо­гут дойти до крайних пределов и задушить зародыши живого чувства в момент творчества.

У каждого человека они всегда будут создаваться при публичном выступлении, уменьшишь напряжение в спине – оно появится в плече, удалишь его оттуда, а оно появляется в диафрагме. Поэтому нужно постоянно и неустан­но вести борьбу с этим недостатком, никогда не пре­кращать ее. Уничтожить «зло» нельзя, но бороться с ним необходимо. Борьба заключается в том, чтобы развить в себе наблюдателя или контролера.

Роль контролера заключается в наблюдении за тем, чтобы ни­где не появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. При наличии зажимов контролер должен их устранять. Этот процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения должен быть доведен до механической бессознательной приученности. Ма­ло того – его надо превратить в нормальную привыч­ку, в естественную потребность и не только для спокой­ных моментов роли, но, главным образом, в минуты высшего нервного и физического подъема.

Таким образом прежде чем начать творить, надо привести в порядок свои мышцы, научиться понимать их, управлять и владеть ими. Изучение этого элемента можно разбить на следующие этапы:

  1. выработка мышечного контролёра;

  2. определение центра тяжести и точки опоры;

  3. воспитание навыков и умения определять работу мышц. Знать какие мышцы несут нагрузку при определённом физическом действии, и уметь пользоваться этими мышцами ровно настолько, насколько требует свершение данного действия;

  4. оправдание позы, жеста, движения. Каждое движение, положение, позы и жест должны быть оправданы, продуктивны и целесообразны.


Физическая, или мускульная свобода человека, как и всякого живого существа, зависит от правильного распределения мускульной энергии. Мускульная свобода это такое состояние организма, при котором на каждое движение и на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это движение или положение тела требуют, не больше и не меньше. Способность целесообразно распределять мускульную энергию основное условие пластичности человеческого тела. Требование точной меры мускульной энергии для каждого движения и для каждого положения тела в пространстве основной закон пластики. Этот закон можно назвать внутренним законом, так как он совершенно не касается внешнего рисунка движений и поз. Каков бы ни был характер и рисунок движения или позы, они, чтобы быть по-настоящему красивыми, должны быть, прежде всего, подчинены внутреннему закону пластики. Таким образом, всякое целесообразное движение, если оно подчинено внутреннему закону пластики, будет красиво, потому что свободно.

Для того чтобы научиться управлять своим вниманием на глазах у зрителя, исполнителю необходимо тренировать эту способность. Знание своего тела (внутренняя сосредоточенность) дает уверенность, уверенность порождает внутреннюю свободу, а внутренняя свобода находит свое выражение в физическом поведении человека, в пластике его тела. Внешняя свобода есть результат внутренней свободы. Абсолютная внутренняя убежденность – вот истинный источник внутренней, а, следовательно, и внешней свободы.

При­вычка к непрерывной самопроверке и к борьбе с напря­жением должна стать нормальным состоянием артиста на сцене. Этого надо добиваться с помощью долгих уп­ражнений и систематической тренировки. Надо довести себя до того, чтоб в минуты больших подъемов привыч­ка ослаблять мышцы стала более нормальной, чем потребность к напряжению

Упражнение заключается в том, чтобы лечь на спи­ну на гладкой жесткой поверхности (например, на полу) и подмечать те группы мышц, которые без нужды напрягаются.

При этом для более ясного осознания своих внут­ренних ощущений можно определять словами места зажима и говорить себе: «Зажим в плече, в шее, в ло­патке, в пояснице».

Замеченные напряжения надо тотчас же ослаблять, одно за другим, ища при этом все новые и новые.

«На сцене не должно быть необоснованных поз. Те­атральной условности не место в подлинном творчестве и в серьезном искусстве. Если же условность почему-либо необходима, то ее следует обосновать, она должна служить внутренней сущности, а не внешней краси­вости»