Файл: Технология создания имиджа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Использование игротерапевтических методик и приёмов как формы и способа воздействия на личность в целях построения и коррекции поведения получило широкое распространение в работах Н.В. Иванова,29 М.М. Кабанова,30 А.Л. Гройсмана31 и других психологов и психотерапевтов, посвящённых коллективной (групповой) и индивидуальной психотерапии. Одним из направлений данного метода является так называемая ролевая психотерапия. Методика, в которой используются все формы взаимодействия личности в коллективе. Это и информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные действия, облегчающие взаимодействие в группе и оптимизирующие деятельность коллектива в целом.

Огромную роль в предположении о значимости ролевой психотерапии в построении имиджа сыграла, на наш взгляд, социально-психологическая доктрина основателя психодрамы Дж. Морено, возникшая, также, из истории театрализованного действа. Суть её заключалась в следующем: один из участников, актёр, выполняющий терапевтическую и гуманистическую функции alter-ego, играет определённую роль другого участника, героя, для того, чтобы лучше понять себя при исполнении последним собственной жизненной роли. Последующий «обмен ролями», осуществляемый в реальных условиях, способствует разрыву одних (нежелательных) и формированию других (желаемых) отношений в социуме.

Процесс психодрамы разделяется на три этапа: 1) подготовительный, 2) основной (само представление или «инсценизация») и 3) заключительный (когда происходит обмен впечатлениями). Вначале определяется «проблема», выбирается «герой», чья проблема разыгрывается, и выделяются подыгрывающие лица, помогающие разобраться в конфликте, оппонирующие главному действующему лицу («протагонисту») или намечающие для него правильное рациональное решение («alter-ego», или «дублёр»). «Дублёр», или вспомогательное «Я», помогает герою найти продуктивный выход из создавшейся ситуации, а «протагонист», чья проблема ра­зыгрывается, проецирует свои переживания из мира пси­ходрамы в мир реальный, адаптируясь в нем при помощи наигранных шаблонов правильного поведения.

Метод психодрамы может быть успешно применён не только в лечебном процессе, но и в управлении стра­тегической службой, при решении ряда практических проблем, например для психотехнической экспертизы, и профотбора, а также для проведения консультаций вступающих в брак.


К театрализованным формам могут быть отнесены методы психотерапевти­ческой драматизации и инсценизации, имагопсихотерапии, ролевые варианты групповой техники, тренинг актерской «психотехники» и др.

Приемы имагопсихотерапии в наибольшей степени разрабатывались старейшим ленинградским психотерапев­том И. Е. Вольпертом. Суть метода – в использовании одного из приемов театральной практики – воображения и мысленного воспроизведения положительного образа. Приемы имагопсихогигиеиы, по Вольперту, заключаются в усвоении каждым человеком привычки к мысленному воспроизведению некоторого возвышенного образа или комплекса образов, способных служить опорой в жизни, источником воодушевления в большом деле. Этот метод некоторыми своими гранями соприкасается с аутогенной тренировкой, особенно с ее высшими «моде­лями воображения».

Тренинг «актерской психотехники» и упражнения, применяемые с этой целью в школе К. С. Станиславского, имеют не только большое значение в деле профессиональ­ной подготовки актера, но оказываются полезными и в процессе имиджирования. Индивидуальная и групповая тренировка в отработке упражнений на внимание, воображение и развитие фантазии помогает в процессе построения имиджа «пробудить творческое воображение» и выстроить желаемый имидж-образ. Упражнения должны быть сформированы с учетом пси­хотерапевтических установок, близких к принципам «театра для себя» (термин Н. Н. Евреинова, который писал об «инстинкте театральности», присущем любому человеку и имеющем глубокие психологические и социаль­ные корни)32.

Возможность применения театрализованных форм психотерапевтического воздействия связана с особым значе­нием эмоциональных факторов и благотворным влиянием позитивных сценических переживаний в корректировке поведения и переживаний человека. При использовании ролевых игр благодаря возможной смене ролей человек может «отчуждаться» от реальной и непродуктивной роли, рефлексивно оценить себя «со стороны», аккумулируя лишь положительное.

Коррекция поведения с помощью театрализованных средств, в практике имиджирования, осно­вана на использовании эффектов коллективной психоло­гии. Отклонения в поведении, возникшие в определенных микросоциальных условиях, не могут быть выправлены вне коллектива, предоставляющего возможность трени­ровки группового взаимодействия и формирования адап­тивного поведения у лиц с нарушениями и деформациями общения.



В известной степени широко используются методики театрализации и инсценизации в программе общеобразовательной школы. Используя принципы театрализации событий и ситуаций, «деловых игр», создавая адекватный психологический климат на производстве, можно добиться оптимизации деятельности ряда коллективов. Организация управления межличност­ным общением с помощью игровой коррекции, положи­тельно ориентирующей, словесной и операциональной сти­муляции деятельности коллектива оказывает психогигиеническое воздействие на человека.

Основой групповой психотерапии и ее ролевого вари­анта является поэтапно-реконструктивная работа с лич­ностью и системой ее отношений, характеризующих «основные роли, в исполнении которых проявляется ее индивидуальность»33.

Поведение человека определяется его способностью соразмерять свои поступки с действиями других34. Мертон считает, что роль — это самовоспитанная установка социального ожидания, которое оказывает давление на поведение личности в зависимости от цен­ностных ориентаций последней35.

Для объяснения меха­низма исполнения роли привлекаются различные личностно-психологические категории. В. Коту дифференци­рует термины «принятие роли» и ее «разыгрывание»36. Т. Ньюком различает роли, предписанные обществом (личность находится под давлением определенных обще­ственных ожиданий), и роли воспитательно-поведенче­ские, определяющие поведение конкретных лиц в зави­симости от популярности роли и предъявляемых к роли требований37. Т. Парсонс, оперируя понятием роли, стре­мится показать, что она является основой по меньшей море трех уровней интеграции – психологического, со­циального и культурного, представляя собой канал, по которому свойства и состояния отдельной личности вли­яют на функционирование различных общественных и культурных систем38. С. Сарджент считает ролью «куль­турную, личную и ситуационную детерминанту»39, но за­мечает, что роль никогда не является только чем-то од­ним из трех указанных звеньев. Многогранность категории роли была отмечена, в частности, И. С. Коном: «Понятие роли, широко употребляемое обществоведами, весьма многозначно. В обыденном сознании ролью назы­вается такой аспект поведения, деятельности лица, кото­рый является для него отличным от его «подлин­ного я».


Развивая психологическую теорию роли примени­тельно к задачам психотерапии, Дж. Морено понимал под ролью процесс создания структуры всего человече­ского поведения, определяемого влиянием малых групп.

Каждый человек об­ладает способностью к творчеству.

Театр должен стать «высшей инстанцией для реше­ния жизненных вопросов»40. Необходим повседневный «театр общений», суть кото­рого – в том, чтобы научить людей моделям правильного общения и способам преодоления деформаций процессов общения.

Имиджмейкерам, офис-менеджерам, также как режиссёрам и актерам нужны, не только опыт и прак­тическое умение интуитивно действовать в образе, умозрительно «выстраивать» роль, образ и оценивать его, но и теоретические знания природы творческого процесса, понимание его психологиче­ских законов. Необходимо знать, как преломляется в образе лич­ность художника, какие ее качества способствуют проявлению спо­собностей, с помощью каких педагогических мер можно эти способ­ности полностью реализовать. А также и то, каким образом необходимо добиваться живого, органичного действия в роли, знать особенности построения образа, способность актера к двойной жизни на сцене, технологические при­емы подготовки роли.

Актёрское мастерство и режиссура помогает специалисту сферы сервиса развить в себе определённые навыки в следующих областях:

Для сферы общения выделяется первый круг способностей: коммуникабельность, эмоциональная устойчиво­сть, профессиональная зоркость, динамизм, оптимизм, креативность и гибкость мышления.

Для развития творческих способностей выделяется второй круг способностей: воображение, образная память, образное мышление, способность переводить абстрактную идею в образную форму, активная реакция на явления действительности, тонкая чувствительность, общая эмоциональная восприимчивость. Сюда включаются и художественные специфические свойства лично­сти и чувства: тонкий вкус, чувство меры, чувство формы, поэтиче­ские чувства, т.е. способность в обыденном видеть особенное, неповторимое.

Из области театральной режиссуры выделяется третий круг способностей, необходимых для любой сферы деятельности: аналитические, суггестивные (суггестивные способности позволяют режиссеру (имиджмейкеру) осуществлять эмоционально-волевое воздействие на актеров (клиентов) в процессе репетиций (имиджирования)), экспрессивные, организаторские, а также событийно-зре­лищное мышление.


Из области актерской профессии выделяется четвертый круг способностей, необходимый как для построения личностного имиджа, так и для индивидуальной работы с человеком в процессе имиджирования: сценический темперамент, способность к перевопло­щению, сценическое обаяние, заразительность и убедительность, сценически яркие внешние данные.