Файл: Технология создания имиджа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
46. На сцене при каждой принимаемой позе или положении тела существуют три момента.

Первый – излишнее напряжение, неизбежное при каждой новой позе и при волнении от публичного выступления.

Второй – механическое освобождение от излишнего напряжения с помощью контролера.

Третий – обоснование или оправдание позы в том случае, если она сама по себе не вызывает веры самого артиста.

Таким образом, в процессе создания роли, при устранении мышечного напряжения необходимо проделывать следующее действие: напряжение, освобождение и оправдание.

К.С. Станиславский советовал: двигаться, дейст­вовать, выполнять внутренние приказы, выражая жизнь своего человеческого духа.Чтобы действие было правдивым нужны задача (внутренний приказ), духовный мате­риал, жизнь человеческого духа для воплощения ее.

Внеш­нее сценическое самочувствие складывается из следующих составных частей: мимики, голоса, интонации, речи, движения, пластики, физического действия, общения и приспособления.

Все эти элементы внешнего сценического самочувст­вия должны быть выстроены, подготов­лены, для того чтоб сделать физический аппарат вопло­щения, то есть телесную природу исполнителя, тонким, гиб­ким, точным, ярким, пластичным, как то капризное чув­ство и неуловимая жизнь духа роли, которые он призван выражать.

Такой аппарат воплощения должен быть не только превосходно выработан, но и рабски подчинен внутрен­ним приказам воли. Связь его с внутренней стороной и взаимодействие должны быть доведены до мгновен­ного, бессознательного, инстинктивного рефлекса.

Вопросы и задания:

1. Какова роль игры в процессе социального общения?

2. Назовите основные виды игр, значимые для специалиста сферы сервиса.

3. Что нового внесли Д.Г. Мид, И. Гофман в процесс социализации личности?

4. Как применяется методика работы Д.Л. Морено в процессе социализации личности и в практике имиджмейкинга?

5. Объясните возможность применения театрализованных форм в практическом имиджмейкинге.

6. Какова роль внимания в развитии творческих способностей.

7. Назовите основные виды и круги внимания.

8. Какие упражнения тренируют навыки внимания?

9. Что такое «внутреннее видение», «второй план»?

10. Роль воображения в развитии творческих способностей.

11. Перечислите основные упражнения,
тренирующие навыки внимания, фантазирования.

12. Какова роль эмоций и чувств в развитии творческих способностей?

13. Назовите упражнения, тренирующие эмоционально-чувственную природу человека.

14. Перечислите упражнения тренирующие освобождение мышц, раскрепощение, владение мышечным аппаратом.

4. Технология индивидуального имиджрования – работа над образом.

4.1. Технология формирования голоса и речи.

4.2. Работа имиджмейкера над образом клиента.

4.3. Технология ведения тренинга, основы тренерской методики.

Ключевые слова

Речевой имидж, голос, речь, дикция, речевое дыхание, образ, роль, социальный статус, перевоплощение.

4.1. Технология формирования голоса и речи
Человек участвует в процессе создания имиджа всей своей телесной, психологической и духовной сущностью. Речь – центральный элемент личного имиджа, поскольку воспринимается в совокупности с внешностью, манерой одеваться, двигаться.

Речь и голос могут создавать свой исключительный шарм. Вспомним, например, ведущего телепередачи «Что? Где? Когда?» Владимира Ворошилова, в течение нескольких лет он вел передачу и не присутствовал в кадре. Однако создал зримый, живой образ азартного игрока, организующего и направляющего действия. Его голос творил имидж на экране. Также мы всегда узнаем голоса великих актеров «старой» школы – Высоцкого, Смоктуновского, Леонова, Миронова и др.. Да многих из них уже нет в живых, но живы их образы, их голоса.

В оценке индивидуальной манеры общения  «не иметь своего голоса», значит почти тоже, что не иметь своего лица. Эти два понятия тесно связаны с личностью человека. 

Голос – важнейшее выразительное средство живого звучащего слова. Это тот инструмент, с помощью которого мы доносим свое сообщение аудитории. Взаимопонимание между вами и вашей аудиторией зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос может направить слушателей в вашу сторону, убедить их в чем-то, завоевать их симпатии и доверие. Вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Ваши слушатели вполне заслуживают слышать ваш приятный голос. Неприятный голос может перечеркнуть все ваши достоинства.



Если ваш голос – хороший инструмент, то у него будет полнота тона, тембр, сила и твердость. Почти все люди рождаются с хорошим голосом, но некоторые не придают ему значения, другие пользуются им неправильно, третьи совсем теряют, лишь немногие владеют им мастерски, используя все его возможности. Каждому человеку необходимо работать над постановкой своего голоса. Особенно тем, чья профессия напрямую связана со звучащим словом.

Приятный голос может иметь важное значение для достижения финансового или делового успеха, равно как и для поддержания определённого имиджа. К сожалению, в реальной жизни мы часто сталкиваемся с некрасивыми, неразвитыми голосами, с невнятной, небрежной речью. Одна из причин этого - отсутствие легко доступных эталонов. Раньше роль речевого эталона играли радио- и телевизионные передачи. Тексты читались профессиональными дикторами, которые много лет занимались техникой речи и воспитанием своего голоса в вузах с опытными педагогами. Поскольку радио и телевидение всегда занимали большое место в нашей жизни, происходила своеобразная автоматическая подстройка к эталону. Сейчас передачи в основном ведутся специалистами в узких областях. С одной стороны, это даёт возможность большей импровизации по теме, но с другой - разнобой в произношении и непрофессиональность речи сбивают с толку слушателей и зрителей.

Прекрасная возможность соприкоснуться с эталоном – посещение Малого и Художественного театров, которые хранят культурные традиции и имеют возможность ставить пьесы классического репертуара, не загрязнённые речевыми бытовизмами. К.С. Станиславский так писал о речи актёра на сцене: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразы, слова, но и каждый слог, каждую его букву... Плохая речь создаёт одно недоразумение за другим. Они нагромождаются, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть...».

Он подчёркивал, что чаще всего мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо звука "Ш" произносим "ПФА", вместо "Л" говорим "УА". Согласная "С" звучит у нас, как "ЦС", а "Т" превращается у некоторых в "ГХА". Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, картавость, гнусавость... и всякое косноязычие. Слова с подменёнными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговорённым концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов - то же, что выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности
слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мёд; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда всё сливается в тумане.

«Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно «шмыгнуть в подворотню», напоминает мне пьяного, а скороговорка - пляску святого Витта».

По совету Станиславского, «...мы должны следить за тем, чтоб всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво... Лишь при этом условии набьётся привычка, которая превратится во вторую натуру, и нам не придётся отвлекать внимание на дикцию в момент сценического выступления или любого другого ответственного разговора».

Эффект дикции.

Слово «дикция» в точном переводе означает «произношение». Под хорошей дикцией подразумевается чёткое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Именно этим дикция отличается от орфоэпии, где речь идёт только о правильности сочетаний звуков и расстановки ударений. Чёткая и ясная дикция необходима актёру, чтецу, оратору, лектору, просто культурному человеку; плохая дикция затрудняет понимание аудиторией сути произносимого текста, мешает эффективному общению. Невозможно произвести приятное впечатление на собеседника, если твоя речь невнятна. Чёткое произношение возможно лишь при наличии здорового, нормально устроенного речевого аппарата и правильного его функционирования. Что же мы называем речевым аппаратом и каковы его функции? К речевому аппарату, в узком смысле этого слова, относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твёрдое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зёва), голосовые связки.

Основные дикционные недостатки связаны со скованностью и зажатостью челюсти, что ведёт к невозможности произносить круглые полноценные гласные. Вялость губ не позволяет чётко вытачивать и оформлять согласные. Ленивый "толстый" язык мешает ясности речи. Со всеми этими недостатками поможет справиться артикуляционная гимнастика. (Приложение).

Голос

Каждому человеку необходимо работать над своим голосом. Он должен быть ярким, сочным, четким, привлекать внимание. Прежде всего, важна сила звука, которая зависит от активной работы органов речевого аппарата. Одно из условий слышимости голоса - его полётность, т.е. умение посылать свой голос на расстояние и регулировать его громкость.
Также имеет большое значение гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его. Подвижность голоса - это изменения по высоте тонального уровня.

Каждый голос характеризуется диапазоном (объёмом), т.е. свойственной ему совокупностью музыкальных тонов. Границы диапазона определяют самый высокий и самый низкий тон. Сужение диапазона ведёт к монотонности, что притупляет восприятие содержания речи.

Чтобы голос не звучал монотонно, он должен охватывать, по меньшей мере, октаву: четыре ноты выше середины и четыре ниже. Некоторые красноречивые ораторы в своём диапазоне охватывают голосом две или даже три октавы. Хорошо поставленный голос имеет богатую тембральную окраску. Тембр - окраска звука, яркость, а также мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствуют основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Задача имиджмейкера – помочь разработать голос так, чтобы он был подвижным, сильным, звучным, гибким и отзывчивым на малейшие эмоциональные движения души. Надо подготовить голос к повышению нагрузки, сделать его выносливым. Человеку, не прошедшему подготовки, нетренированному, иногда бывает трудно осилить голосовой «бег» на длинную дистанцию.

В процессе работы над голосом необходимо помнить о том, что воспитать, поставить голос - означает развить и укрепить все голосовые данные человека (объём, силу и звучность голоса), отпущенные ему природой. В случаях же неправильного пользования голосом, его искусственного звучания, необходимо отыскать причину этого, найти правильный контакт с дыханием, определить естественный, присущий человеку звук. Может случиться, что человек говорит «ниже», чем это соответствует природе его голосовых данных, и, поскольку он уже привык говорить именно «на низах», не замечает того, что голос его сдавлен, лишён звучности и ограничен в диапазоне. Привычка говорить «не своим голосом» приводит к быстрой и постоянной утомляемости.

А с помощью резонаторов можно изменять тембр голоса. Резонаторы - это полости, способные создавать явление резонанса, то есть ответное звучание на тот или иной звук и его высоту. Грудная клетка, трахея, бронхи, полость гортани, рот, носоглотка, придаточные полости носа являются резонаторами. Маленькие полости резонируют на высокие звуки