Файл: Технология создания имиджа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поменяйтесь ролями.

В этом упражнении необходимо прежде всего следить за верной взаимо­связью и взаимозависимостью партнеров.

  1. Упражнение «через окно».

Станьте друг против друга. Вообразите, что вас и вашего партнера разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать – бесполезны, парт­нер не услышит вас. Однако вам необходимо сообщить ему очень важ­ную вещь. Что делать? Жестикулировать? Но слишком уж серьезен предмет сообщения, чтобы размахивать руками,— допустим, как и в одном из предыдущих упражнений, вам нужно подготовить партнера к тяжелой вести о смерти близкого человека. Допустим, обстоятель­ства таковы, что выйти к вам он никак не может. Как бы вы вели себя, что бы вы делали в подобных предлагаемых обстоятельствах?

6. Упражнение «перемена отношения». Три этапа отношения:

  1. оно должно родиться;

  2. оно проявляется;

3) оно изменяется по конкретной причине. Первому:

Товарищ просил вас зайти к нему. Вы догадываетесь, для чего: да, уже давно пора «выяснить отношения», открыто сказать, что вы любите Свету, а она любит вас, а не его. Придется ему примириться с этим.

А вы уже примирились. Надо, как это ни трудно, покончить со всеми недомолвками, а то вы потеряете друга. Вы приготовили сюрп­риз – две мексиканские шариковые ручки: для него и для Светы. Вер­нется ли прежняя искренность и простота ваших отношений?

«Постучав в дверь, Первый входит в комнату. Второй молча кива­ет ему.

ВТОРОЙ. Минутку! (Отходит, роется в шкафу.)

ПЕРВЫЙ. Я не спешу.

ВТОРОЙ (подходит и протягивает две шариковые ручки). Тебе и Свете.

ПЕРВЫЙ (не сразу). Спасибо!»

Итак, первый этап – «рождение отношений» – заготавливает­ся в предистории. Со «шлейфом» родившегося отношения вы начина­ете этюд. Обмен первыми репликами проявляет эти отношения. Вы ощутили во время действия, как обострено ваше восприятие поведе­ния партнера? Первый – готовится к трудному, решительному объяснению, выжидая подходящий момент. Второй опасается, что размолвка между вами зашла слишком уж далеко, и тоже готовится к трудному – одним искренним жестом изменить отношения, сло­мать лед.


Ощутили ли перемену отношения в конце?.. Повторите этюд.

Самое трудное – не знать, что сейчас сделает партнер, что ска­жет. Будьте внимательны к его поведению, не теряйте непрерывную мысль.


Вывод: Овладение исполнителем всем мно­гообразием приемов и приспособлений в общении возможно при условии понимания типов общения, средств, приемов, приспособлений используемых в осуществлении общения.
Упражнения, применяемые в процессе проведения тренинга:

1. Организация групповой работы: «разрушение ролевых стереотипов». В процессе проведения тренинга можно исследовать и частич­но разрушать некоторые индивидуальные ролевые стереотипы.

Наши ролевые стереотипы обычно так сильно укоренены, что, как правило, мы не осознаем, в какой мере подавляем собственные чувства. Наше поведение, часто непоследовательное и нелогич­ное, отражает существование таких ролевых стереотипов в раз­личных сферах жизни.

Кроме того, мы должны увязывать в себе противоречащие друг дру­гу послания из настоящего и прошлого. Отсюда возникают внут­ренние конфликты. Некоторые поведенческие стандарты, которые родители внушали своим подрастающим детям, для взрослых уже не являются социально необходимыми и полезными. От части устаревших и ограничительных поведенческих стандартов можно тоже отказаться в пользу гибкого и реалистичного поведения.

2. Упражнение «принятие себя». Под этим подразумевается, что участники принимают самих себя, развивают самоуважение и осознают, как они реагируют на ви­димые различия между идеальным и реальным Я. Таков ли я, каким хочу быть? Соответствует ли мое идеальное Я тому, каков я на самом деле?

Приобрести чувство ценности собственной личности означает стать более независимым от социальных условностей и ожиданий других людей. Центр самоуважения должен находиться в грани­цах собственного Я, а не определяться целиком социальным при­знанием и усвоенными ранее чужими представлениями о ценностях.

3. Упражнение «принятие других». Под этим понимается уважение и терпимость к мнениям, чув­ствам и стилю жизни других людей. Это – установка, позволяю­щая каждому чувствовать меньше ответственности за других, меньше давить на них и манипулировать ими. Наконец, приня­тие других означает, что я предоставляю чужой индивидуально­сти во всех ее аспектах такое же право на существование, какое предоставляю себе. Это тем не менее не исключает готовности к вступлению в полемику по определённым пунктам, затрагивающим мои интересы и вызывающим несогласие.


4. Упражнение «обратная связь». Обратная связь – классический механизм социально-психологи­ческого обучения в психологической группе. Многие участники оценивают ее как очень важный опыт.

В процессе обратной связи участник получает от других инфор­мацию, то есть другие члены группы высказываются по поводу самого участника и его поведения, при этом у него в некотором смысле нет возможности сказать: «Я не хочу вас слушать». По­этому всегда остается сомнение, выражается ли обратная связь в подходящий момент времени и не придется ли тому, кому она адресована, сразу же защищаться. При откровенном представле­нии себя член группы, напротив, становится активным и опреде­ляет, что ему говорить и в какой момент. Таким образом, его чувство собственного достоинства развивается гораздо лучше бла­годаря активному представлению самого себя.

С другой стороны, обратная связь – важный социальный меха­низм, от которого не должна отказываться ни одна группа, особенно когда многие участники нарциссически обиженно реаги­руют на критику. Надо сказать, что если группа хочет двигаться вперед, определенная фрустрация неизбежна. Для конструктив­ного использования связанных с этим обид важно, чтобы ведущий оказывал помощь группе. К примеру, тот, кто дает обратную связь, может спросить, насколько его критика затронула друго­го; еще один хороший способ – участник, собирающийся дать кому-то обратную связь, спрашивает ее получателя, хочет ли он ее услышать. В других случаях важно, чтобы после негативно-критической обратной связи обязательно была также выражена и позитивная.

5. Упражнение: «принадлежность». Ведущий кладет некий предмет, например книгу, в центр комнаты и приглашает участников встать ближе или дальше от предмета, чтобы прояснить, как каждый из них воспринимает в данный момент свою принадлеж­ность группе.

Другая возможность получить и обсудить важные данные по это­му вопросу – упражнение «Ящик с яблоками».

6. Упражнение: «ящик с яблоками». Ведущий просит участников закрыть глаза и говорит сле­дующее: «Представьте себе, что наша группа – это ящик, наполненный яблоками. Вы – одно из яблок. В ка­ком месте ящика вы находитесь – на дне или наверху, а может быть, в самом центре? Кто лежит рядом с вами? Как плотно лежат яблоки в ящике? Как вы себя чув­ствуете?»

После того как участники откроют глаза, каждый имеет право высказаться.


7. Упражнение «комплименты». Инструкция: «Встаньте, пожалуйста, так, чтобы про­тив каждого участника стоял другой. Образуются два круга – внутренний и внешний. Игру начинают те, кто стоит во внешнем круге. Вам надо посмотреть на своего партнера по паре и сказать ему что-нибудь приятное – все, что хотите. Это необязательно должно быть что-то глубокое, это может быть и поверхностный ком­плимент, касающийся одежды, украшений, внешности. Тот человек, которому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Да, мне это в себе тоже очень нра­вится. А еще мне нравится в себе то, что я...» вслух добавить о себе то, что хочется). Затем партнеры меня­ются ролями. Теперь стоящий во внутреннем круге.гово­рит что-то приятное своему партнеру из внешнего, а тот отвечает ему соответствующим образом».

После «обмена комплиментами» участники, стоящие во внешнем круге, делают два шага вправо и оказываются пе­ред другим партнером. Теперь они должны сказать «комп­лимент» уже следующему человеку. Так продолжается до тех пор, пока не будет пройден весь круг и участники не вернутся к своему первому партнеру.

Подводя итоги, можно сказать, что, анализируя складывающий­ся в группе климат, ведущий способен с большой долей вероят­ности определить, кто научится чему-то в процессе проведения тренинга, а кто нет. Очень редко тот, кто лишь в малой степени чув­ствует принадлежность к группе, кто не считает, что он имеет до­статочно влияния, и не ощущает принятия со стороны других участников, сможет чему-то научиться. С другой стороны, само по себе удовлетворение этих потребностей еще не дает гарантии успеха. Однако если эти потребности не удовлетворяются, веро­ятность того, что пребывание в группе будет для человека безре­зультатным, исключительно высока.

  1. Упражнение на взаимодействие в группе: «руки». Участники образуют пары и в течение нескольких минут рассматривают и изучают руки друг друга. Затем они за­крывают глаза и исследуют руки партнера на ощупь.

После чего все собираются в подгруппы по три пары в каждой. Один из участников становится водящим и закрывает гла­за. Остальные пять игроков встают вокруг него. «Слепой», стоящий в центре, с закрытыми глазами должен найти руки своего партнера по паре. Затем все по очереди стано­вятся водящими. После окончания игры все шестеро де­лятся впечатлениями от игры.