Файл: Инструкция по охране труда для водителя фронтального колесного погрузчика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. ФРОНТАЛЬНЫЕ ОДНОКОВШОВЫЕ ПОГРУЗЧИКИ
Фронтальные погрузчики можно классифицировать:
По типу ходового устройства:
1. гусеничные
2. Пневмоколесные
По способу осуществления поворота:
1. с шарнирно-сочлененной рамой
2. со всеми управляемыми колесами
3. с бортовым поворотом
По кинематической схеме рычажной системы рабочего оборудования:
1. с Z-образной схемой
2. паралелллограммной
3. смешанной схемами
По типу трансмиссии:
1. с гидромеханической
2. гидрообъемной
3. механической трансмиссией.
Технические характеристики фронтального погрузчика (на примере АМКОДОР - 332В):
1. Грузоподъемность - 3400 кг
2. Дизель - Д-260.2
3. Трансмиссия - Гидромеханическая
4. Эксплуатационная мощность - 90.4 (123) кВт (л.с.)
5. Эксплуатационная масса - 10500 кг
На территории стан СНГ ведущими производителями фронтальных погрузчиков являются следующие предприятия:
1. ОАО «Амкодор» (Республика Беларусь)
2. ОАО «Погрузчик» (г. Орел)
3. ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» («ЧСДМ»)
4. ОАО «Михневский ремонтно-механический завод» («МРМЗ») (Московская обл.)
5. Могилевский автомобильный завод (МоАЗ) (Республика Беларусь)
6. ОАО «Донецкий экскаватор» (Ростовская обл.)
Рабочий процесс фронтального погрузчика, оборудованного ковшом, включает следующие операции: перемещение погрузчика к месту набора материала с одновременным опусканием ковша, внедрение ковша в материал напорным усилием машины, подъем ковша со стрелой, транспортирование материала к месту разгрузки ковша опрокидыванием.
По типу ходового устройства фронтальные одноковшовые погрузчики разделяют на гусеничные (на базе серийных гусеничных тракторов) и пневмоколесные (на базе серийных колесных тракторов, специальных самоходных колесных шасси). По способу осуществления поворота различают погрузчики с шарнирно-сочлененной рамой, со всеми управляемыми колесами, с бортовым поворотом. По кинематической схеме рычажной системы рабочего оборудования бывают погрузчики с Z-образной схемой (наиболее распространена), паралелллограммной и смешанной схемами. По типу трансмиссии различают погрузчики с гидромеханической (наиболее распространена), гидрообъемной и механической трансмиссией.
Современные одноковшовые фронтальные погрузчики представляют собой конструктивно подобные машины с Z-образной рычажной системой рабочего оборудования, которые базируются на специальных самоходных двухосных пневмоколесных шасси.
В СНГ одноковшовые фронтальные колесные погрузчики выпускают следующие предприятия: ОАО «Амкодор» (Республика Беларусь), ОАО «Погрузчик» (г. Орел), ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» («ЧСДМ»), ОАО «Михневский ремонтно-механический завод» («МРМЗ») (Московская обл.), Могилевский автомобильный завод (МоАЗ) (Республика Беларусь), ОАО «Донецкий экскаватор» (Ростовская обл.).
ОАО «Амкодор» выпускает широкую гамму одноковшовых фронтальных погрузчиков с единым объемно-пространственным решением, основные агрегаты которых (двигатели, коробки передач, ведущие мосты, рулевое управление, элементы гидросистемы, кабины оператора) и рабочее оборудование максимально унифицированы. Погрузочное оборудование имеет Z-образную рычажную схему с одним гидроцилиндром поворота ковша. Кинематика рабочего оборудования обеспечивает автоматический возврат разгруженного на максимальной высоте ковша в положение копания.
Погрузчики ОАО «Амкодор» базируются на специальных двухосных шасси с шарнирно сочлененной рамой, имеющих оба ведущих унифицированных моста; самоблокирующимися дифференциалами и гидромеханическую трансмиссию. Мосты оснащены одинарными большегрузными широкопрофильными шинами низкого давления с протектором повышенной проходимости.
Погрузчики являются универсальными машинами и благодаря значительным выглубляющим и вырывным (60... 170 кН) усилиям на комке ковша способны разрабатывать грунты до III категории включительно без предварительного рыхления. Основным рабочим органом строительных погрузчиков является ковш с прямой режущей кромкой, предназначенной для разработки и погрузки сыпучих и кусковых материалов плотностью 1,4..2,5 т/м3. Сменное рабочее оборудование строительных погрузчиков (рис. 1) - ковш уменьшенной вместимости, двух челюстные ковши, челюстные захваты, грузовые вилы, крановые безблочные стрелы и др.
Рис. 1. Сменное рабочее и навесное оборудование одноковшных погрузчиков:
1 – ковш для скальных пород с зубьями; 2 – ковш без зубьев с прямолинейной режущей кромкой; 3 – то же, с V-образной режущей кромкой; 4 – скелетный ковш; 5 – грузовые вилы; 6 – бульдозерный отвал; 7 – снегоочиститель; 8 – захват для пакетов; 9 – ковш с принудительной разгрузкой; 10 – захват для длинномеров; 11 – двухчелюстной ковш; 12 – рыхлитель
Карьерные одноковшовые фронтальные пневмоколесные погрузчики предназначены для землеройно-транспортных работ в грунтах I и II категорий без предварительного рыхления и в грунтах до VI категории с предварительным рыхлением, погрузки сыпучих и кусковых материалов. Кроме основного ковша они оборудуются ковшами различной вместимости с зубьями и без них.
Одноковшовый фронтальный погрузчик Амкодор-361 (рис. 2) грузоподъемностью 6 т предназначен для погрузочно-разгрузочных работ в карьерах с грунтом, сыпучими и кусковыми материалами плотностью до 2,5 т/м3, а также для транспортировки различных грузов и материалов на небольшие расстояния в строительстве.
Рис. 2. Одноковшовый фронтальный погрузчик Амкодор-361
Погрузчик Амкодор-361 базируется на самоходном пневмоколесном двухосном шасси с шарнирно сочлененной рамой 9, состоящей из двух полурам, угол поворота которых в плане может составлять ± 40°. На передней полураме монтировано погрузочное оборудование и жестко закрепленный передний мост 10. На задней полураме установлены: силовая установка 7, гидромеханическая трансмиссия, задний мост на балансирной раме и кабина оператора 6. Задний мост сможет качаться относительно продольной оси погрузчика, что обеспечивает высокие тягово-сцепные качества машины. Рабочее оборудование погрузчика включает: ковш 7, рычажную систему, состоящую из стрелы 2, коромысла 3 и тяг, и гидросистему привода. Основной ковш вместимостью 3,4 м3 имеет прямую режущую кромку шириной 3,09 м со съемными зубьями. Поверхности режущих кромок и зубьев покрыты износостойким сплавом.
Гидромеханическая трансмиссия базового шасси погрузчика включает гидротрансформатор, гидромеханическую коробку передач, редуктор отбора мощности, карданные валы, передний и задний унифицированные ведущие мосты. Редуктор отбора мощности обеспечивает передачу вращающего момента от двигателя к коробке передач и независимый привод гидронасосов рабочего погрузочного оборудования и гидравлического рулевого управления. Рулевое управление погрузчика со следящей гидравлической обратной связью включает гидравлический руль и два вспомогательных гидроцилиндра, с помощью которых происходит поворот полурам относительно друг друга. Гидросистема погрузочного оборудования обеспечивает управление стрелой и ковшом при выполнении рабочих операций и включает в себя: регулируемый гидронасос, распределитель, гидроцилиндр 4 поворота ковша, два гидроцилиндра 5 подъема и опускания стрелы. Управление погрузчиком ведется из кабины оператора.
Одноместная термо-вибро-шумоизолированная кабина с регулируемым креслом оператора оборудована системой ROPS, защищающей оператора от опрокидывания машины, и системой FOPS защиты оператора от падающих предметов. Кабина оснащена бортовым компьютером, электрическим переключателем передач и рукояткой управления гидрооборудованием.
Контроль параметров систем погрузчика осуществляется с помощью микропроцессорного щитка приборов с индикаторами на цветных жидких кристаллах с расширенными возможностями контрольных и защитно-блокировочных функций, которые дублируются аварийной световой и звуковой сигнализацией.
Погрузчик может быть оборудован импортными узлами: гидромеханической передачей фирмы «Занрадфабрик» (Германия), гидрооборудованием фирм «Рексрот» (Германия) и «Дэнфосс» (Дания).
Техническая характеристика одноковшовых фронтальных колесных погрузчиков ОАО «Амкодор» приведена в табл. 1.
Одноковшовые фронтальные колесные погрузчики ТО-18Б, ТО-28А производит также ОАО «МРМЗ».
ОАО «Погрузчик» (г. Орел) выпускает универсальные фронтальные ковшовые колесные погрузчики серии ПК: ПК-27-03-00, ПК-27-03-01 грузоподъемностью 2,7 т с ковшом вместимостью 1,35 м3; погрузчики ПК-33-02-00, ПК-33-02-01 грузоподъемностью 3,3 т с ковшом вместимостью 1,6 м3; погрузчик ПК-40-02-00 грузоподъемностью 4 т с ковшом вместимостью 1,95 м3; погрузчик ПК-60-01-00 грузоподъемностью 6 т с ковшом вместимостью 3 м3.
Погрузчики серии ПК подобны по конструкции и максимально унифицированы. Универсальность погрузчиков обеспечивается применением разнообразных сменных рабочих органов, таких, как ковш уменьшенной или увеличенной вместимости для тяжелых и легких грузов, монтажный крюк, грузовые вилы, двухчелюстной погрузочный ковш, отвал для снега, вилы с захватом, челюстной захват и др.
Для облегчения работы оператора выпускаются модификации погрузчиков ПК-27-03-01, ПК-33-02-01, ПК-40-02-01 с дополнительной гидросистемой для быстрой замены рабочих органов непосредственно с рабочего места оператора.
Погрузчики предназначены для погрузки—разгрузки пусковых и сыпучих материалов, штучных и тарных грузов
, в том числе крупных и длинномерных для уборки строительного и другого мусора.
Ковшовые погрузчики ПК-27-02-00, ПК-40-02-00 и ПК-60-01-00 выпускает же ОАО «Михневский ремонтно-механический завод» («МРМЗ»).
Погрузчики серии ПК имеют гидромеханическую трансмиссию и шарнирно сочленённую раму, оснащены двухконтурными ножными колодочными тормозами на все колеса, оборудованы гидрорулем и крупногабаритной термо-вибро-шумоизолированной кабиной с регулируемым и подрессоренным креслом оператора и оснащенной системой безопасности FOPS и ROPS.
Техническая характеристика ковшовых погрузчиков серии ПК ОАО «Погрузчик» приведена в табл. 2.
ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» («ЧСДМ») выпускает одноковшовые фронтальные колесные погрузчики: В-138 грузоподъемность 3,5 т с ковшом вместимостью 2,1 м3, В-160 грузоподъемность 3,8 т с ковшом вместимостью 3,4 м3; ТО-40С грузоподъемностью 6,2 т с ковшом вместимостью 3,4 м3; ТО-40С грузоподъемностью 7,2 т с ковшом вместимостью 4,15 м3. Погрузчики В-138 и ТО-40 имеют гидростатическую трансмиссии, погрузчик 160 — гидромеханическую. Техническая характеристика погрузчиков ЗВАО «ЧСДМ» приведена в табл. 3.
ОАО «Донецкий экскаватор» (Ростовская обл.) выпускает одноковшовый фронтальный колесный погрузчик ЗТМ-216А грузоподъемностью 3,5 т с ковшом вместимостью 1,7...2,0 м3. Трансмиссия погрузчика гидромеханическая.
МоАЗ (Республика Беларусь) выпускает одноковшовый фронтальный колесный погрузчик МоАЗ-40484 грузоподъемностью 7,5 т с ковшами вместимостью 3,7; 5,0; 6,5 м3. Рама погрузчика шарнирно-сочлененная, трансмиссия гидромеханическая.
Техническая характеристика погрузчиков ЗТМ-216А и МоАЗ-40484 (Мо--40483) приведена в табл. 3.
Технические характеристики
Таблица 1. Техническая характеристика одноковшевых фронтальных колесных погрузчиков в ОАО «Амкадор»
Параметры | Индекс машины | |||||||||
Амкодор-325 (ТО-18К) | Амкодор-333А (ТО-18Б2) | Амкодор-333А1 (ТО-18Б5) | Амкодор-333В (ТО-18БЗ) | Амкодор-333 Е (ТО-18Б4) | Амкодор-342 (ТО-28) | Амкодор-342А (ТО-28А) | Амкодор-342Р | Амкодор-352 | Амкодор-361 | |
Грузоподъемность, кг | 2500 | 3400 | 3400 | 3400 | 3400 | 4000 | 4000 | 3200 | 5000 | 6000 |
Вместимость основного ковша, м | 1,4 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 2,3 | 2,3 | 4,2 | 2,8 | 3,4 |
Вырывное усилие, кН | 60 | 105 | 105 | 105 | 105 | 117 | 117 | 117 | 149 | 170 |
Статическая опрокидывающая нагрузка в сложенном положении (±40°), кг | 5000 | 7000 | 7000 | 7000 | 7000 | 8000 | 8000 | 8000 | 10 000 | 15 000 |
Ширина режущей кромки ковша, м | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,65 | 2,65 | 2,7 | 2,65 | 3,09 |
Высота разгрузки, м | 2,63 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 3,07 | 3,07 | 3,4 | 3,07 | 3.215 |
Вылет, м | 0,935 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1,03 | 1,03 | 1,365 | 1,1 | 1,41 |
Двигатель | Д-245 | А-01МКС | Д-442МСН | Д-260.2 | СМД-31С | А-01МКС | Д-260.1 | Д-260.1 | Д-260.9 | ЯМЗ-238М2 |
Эксплуатационная мощность, кВт | 73,5 | 95 | 105 | 95 | 100 | 95 | 109 | 109 | 132 | 173 |
Трансмиссия | Гидромеханическая | |||||||||
Скорость передвижения (вперед/назад), км/ч: | | |||||||||
первая | 5,3/5,3 | 7,4/7,5 | 7,4/7,5 | 7,4/7,5 | 7,4/7,5 | 7,9/7,5 | 7,9/7,5 | 7,2/7,5 | 6,5/6,6 | 6,0/6,0 |
вторая | 10,1/16,4 | 14,4/23,5 | 14,4/23,5 | 14,4/23,5 | 14,4/23,5 | 14,4/23,0 | 14,4/23,0 | 14,4/23,0 | 12,7/20 | 10,2/10,2 |
третья | 16.2 | 23 | 23 | 23 | 23 | 20,6 | 20,6 | 20,6 | 20 | 21,9/21,9 |
четвертая | 25 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36,2 | 36,2 | 36,2 | 35 | 36,0 |
Рулевое управление | Шарнирно сочлененная рама с гидравлическим приводом и гидравлической обратной связью | |||||||||
Типоразмер шин | 14,5...20 | 17,5...25 | 17.5...25 | 17,5...25 | 17,5...25 | 20.5...25 | 20.5...25 | 20,5-25 | 20.5...25 | 23.5...25 |
Радиус поворота, м | 5,4 | 5,6 | 5,6 | 5,6 | 5,6 | 5,8 | 5,95 | 5,95 | 6,3 | 7,05 |
Длина, мм | 6480 | 7300 | 7100 | 7200 | 7100 | 7240 | 7240 | 7240 | 7900 | 8170 |
Ширина, мм | 2500 | 2500 | 2500 | 2500 | 2500 | 2650 | 2650 | 3620 | 2650 | 3090 |
Высота, мм | 3300 | 3400 | 3400 | 3400 | 3400 | 3450 | 3450 | 3450 | 3450 | 3815 |
Эксплуатационная масса, кг | 8700 | 10 500 | 10 500 | 10 500 | 10 500 | 12 200 | 12 200 | 12 300 | 13 500 | 20 500 |