Файл: удмуртский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    1. Организация и методики исследования

Во время прохождения практики в МБОУ СОШ№18 города Воткинска, администрацией школы были отмечены факты школьного насилия, заключающегося в эмоциональном и физическом унижении, вымогательстве среди учащихся по отношению друг к другу. Опасение вызывало наблюдающаяся тенденция в школе снижение возраста детей, совершающих насильственные действия в отношении своих сверстников, а также преднамеренный и систематический характер этих действий.

Нас заинтересовало, в чем заключается причина возникновения школьного насилия, и какие комплексные мероприятия можно подобрать для противостояния ему, чтобы помочь учащимся, которые попали в эту трудную ситуацию.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 18 г. Воткинска, в исследовании приняли участие 40 учащихся из двух 9 классов.

Экспериментальная группа (ЭГ) 9 а кл - 20 человек.

Контрольная группа (КГ) 9 б кл. - 20 человек.

В соответствии с целями и задачами нашего исследования, мы отобрали те диагностические методики, которые помогут определить факты школьного насилия у подростков, а именно: выявить особенности стратегий в ситуации школьного насилия; определить виктимность среди подростков и провести анализ индивидуально личностных особенностей подростков.

  1. Анкета – опросник риска насилия и травли А.А. Бочавер.

Данный опросник, с помощью ряда утверждений, связанных с факторами риска школьного насилия, позволяет выявить риск появления школьного насилия и травли, как внутри класса, так и внутри школы, определить психологическую атмосферу в классе и школе, что поможет выявить психологическую безопасность или небезопасность подростка в общеобразовательном учреждении.

Четыре шкалы определяют риск внутри класса и риск внутри школы.

  1. Шкала небезопасности измеряет степень нормализации неуважения, небезопасности и пренебрежения правилами и границами.

  2. Шкалы благополучия характеризует устойчивость границ, соблюдение правил и утверждение уважения, как нормы в группе.

  3. Шкала разобщенности направлена на оценку отсутствия сплоченности, величины дистанции между подростками, а также между ними и учителями, связанными с отсутствием инструментов влияния друг на друга.

  4. Шкала равноправия оценивает способность группы к принятию различий участников, распределение ролей и возможность конструктивных, позитивных коммуникаций.


  1. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А. Орел.

Предлагаемая методика взята для диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), которая является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию.

Исходя, из задач нашего исследования мы выбрали 4 шкалы СОП:

  1. Шкала склонности к преодолению норм и правил. Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

  2. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения.

  3. Шкала склонности к агрессии и насилию Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.

  4. Шкала склонности к деликвентному поведению. Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

  1. Опросник исследования уровня агрессивности Басса – Дарки.

Опросник предназначен для выявления уровня агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектнообъектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:



1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

4. Опросник «Индекс жизненного стиля» Г.Келлерман.

Тестопросник для измерения степени использования индивидом (группой) различных механизмов психологической защиты. В тесте представлены восемь базисных защит, которые связаны так же с восьмью базисными эмоциями. Существование защит позволяет косвенно измерить уровни внутриличностного конфликта, т.е. дезадаптированные учащиеся должны использовать защиты в большей степени, чем адаптированные сверстники. Что поможет нам с помощью диагностики определить степень использования подростками тех или иных способов психологических защит.
2.2. Диагностика проявления школьного насилия у подростков на констатирующем этапе эксперимента

По результатам тестов и методик был проведен аналитический анализ диагностического материала на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.

Рассмотрим результаты диагностики в экспериментальной и контрольной группе по методике «Анкета-опросник риска буллинга» А.А. Бочавер (Рисунок 1).



Рисунок 1 –
Показатели уровня риска буллинга у подростков ЭГ и КГ

На графике видно, что показатели уровня риска насилия на констатирующем этапе исследования в экспериментальной и контрольной группе подростков по шкале «Небезопасность» оказались в пределах нормы, в ЭГ средний балл 9,45, в КГ средний балл 9,6 при норме 9,21 + 2,14, это говорит о том, что не все ребята исследуемых групп, испытывают чувство безопасности в своих коллективах. В поведении многие проявляют пренебрежение правилами и границами в классе, что отражается и в отношениях друг с другом. Они могут обзывать друг друга, надсмехаться, толкать, дразнить. Хотя частично могут регулировать взаимоотношения в общении, проявляя сдерживаемость, если рядом находится авторитетный педагог.

По шкале «Благополучие» результаты оказались заниженными, в ЭГ средний балл 4,2 , в КГ – 9,6 при норме 5,30 + 1,88, по данным диагностики можно сказать, что реализации ценности уважения у подростков по отношению друг к другу недостаточно. В результате чего у них возникают трудности в защите от риска развития насилия и травли. Некоторые подростки чувствуют себя уязвленными, униженными, слабыми, что мешает им оказывать сопротивление насилию по отношению к себе.

По шкале «Разобщенность» были получены высокие показатели в обеих группах, средний балл в ЭГ – 6,2, в КГ – 6,35, при норме 2,64 + 2,18, которые характеризуют низкую сформированность коммуникативных навыков. Проявляется в неконтролируемости данных групп. Из-за отсутствия поддержки и возможности диалога среди подростков в коллективах они чаще выбирают стратегию избегания контактов среди одноклассников. Это может снижать вероятность прекращения ситуации травли, т.к. в обоих классах отсутствуют взаимовыручка и поддержка.

По шкале «Равноправие» показатели, также оказались в пределах нормы, средний балл в ЭГ – 3,4, в КГ – 3,05 при норме 4 + 2,17, что говорит о том, что подростки в обеих группах частично способны к принятию различий участников, распределения социальных ролей между собой, но возможности решать вопросы и конфликты конструктивно, еще недостаточно могут, что затрудняет снижению возникновения травли и насилия в классах. Чаще они выбирают решение вопросов и конфликтов через давление, агрессию.

Рассмотрим результаты исследования в экспериментальной и контрольной группе по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП) А. Орел (Рисунок 2).

Исходя из графика, полученные результаты диагностики по данной методике на констатирующем этапе оказались следующими:


По шкале «Склонность к преодолению норм и правил» в ЭГ у 75% (15 чел.) (средний балл 52,45), а в КГ – 65% (13 чел.) (средний балл 53,4). У этих учащихся выражена склонность противопоставлять собственные нормы и ценности групповым.


Рисунок 2 – Показатели уровня склонности к отклоняющему поведению у подростков ЭГ и КГ

По шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» у большинства подростков в ЭГ – 80 % (16 чел.) (средний балл 55,85) и КГ – 90 % (16 чел.) (средний балл 57,35), что говорит о том, что у них низкая ценность собственной жизни, есть склонности к риску и выраженная потребность в острых ощущениях.

По шкале «Склонность к агрессии и насилию» и в ЭГ (средний балл 60,1) и в КГ (средний балл 60,85) у 80 % (16 чел.) есть признаки наличия агрессивных тенденций.

По шкале «Склонность к деликвентному поведению» в ЭГ (средний балл 59,75) и КГ (средний балл 60,3) у 60 % (12 чел.) у учащихся по показателям высокая готовность к реализации деликвентного поведения и у 30 % (6 чел.) наблюдается тенденция к деликвентному поведению в обеих исследуемых группах.

Результаты диагностики по данной методике отображают неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в ЭГ и КГ. У многих подростков есть тенденция «нарушать спокойствие» и дисциплину, в виде проявления нонконформистских тенденций, раздражения и негативизма к другим. У них проявляется агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, чаще решают проблемы посредством насилия, используя унижение партнера по общению, как физически, так и морально, как средство стабилизации собственной самооценки и наличии садистических тенденций. Они склонны искать трудности и создавать их себе и другим, которые можно было бы преодолеть. Большинство подростков могут нанести повреждение себе или другим и имеют склонность к употреблению ПАВ (алкоголь, курение).

Рассмотрим результаты исследования в экспериментальной и контрольной группе по методике «Опросник исследования уровня агрессивности» Басса – Дарки (Рисунок 3).



Рисунок 3 – Показатели уровня агрессивности у подростков ЭГ и КГ

По результатам диагностики на констатирующем этапе исследования видно, что у подростков ЭГ и КГ завышенная степень проявления индекса агрессивности в ЭГ