ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
110
И
б
– текущие издержки потребителя при использовании новой и базовой моде- ли, руб.; К
н
, К
б
– необходимые капитальные затраты потребителя при исполь- зовании новой и базовой модели, руб.
Нижний предел цены – это такой ее уровень, ниже которого изготовите- лю становится невыгодно производить новую продукцию.
Разницу между верхним и нижним пределом цены рассматривают как экономический эффект (Э). Соблюдая равную выгодность для изготовителя и для покупателя, определяют норматив рентабельности продукции по формуле:
100
С
П
изг прод
, (4.13) где П
изг
– прибыль изготовителя, руб., рассчитанная как
2
Ц
Ц
2
Э
нп вп
За последние годы получил распространение метод образования цены с учетом рентабельности производства. Суть его в том, что уровень рентабельно- сти продукции определяют с учетом рентабельности производства по формуле:
100
С
S
год пф ва пр прод
, (4.14) где
пр-ва
– уровень рентабельности предприятия, %, определяемый по норме дисконта (может быть принят банковский процент, нормативный коэффициент эффективности или уровень инфляции); S
пф
– среднегодовая стоимость произ- водственных фондов, т. е. основного и оборотного капитала, руб.; С
год
– полная себестоимость годового объема производства и реализации продукции, руб.
Пример. Годовой объем производства и продаж равен 2000 шт. Полная себестоимость изделия по калькуляции 30 тыс. руб. Стоимость производствен- ных фондов 100 млн руб. Норма дисконта 0,15.
прод
2000 30 100000 15
,
0
= 0,25.
Ц = 30
(1 + 0,25) = 37,5 тыс. руб.
В рыночной системе хозяйствования преобладает конкурентный рынок, на котором представлено такое большое количество продавцов и покупателей, которое не позволяет ни тем, ни другим существенно влиять на уровень равно- весных рыночных цен. Но бывает и монополизация рынка, т. е. такая ситуация, когда, либо один продавец, либо на долю какого-то продавца приходится боль- шая часть общего объема продаж. В этих условиях монополист может устанав- ливать более высокие монопольные цены, т. е. диктовать свои условия покупа- телям. Монополист, пользуясь доминирующим положением на рынке, может сократить объемы производства и повысить цены, включив в них необоснован- но высокий размер прибыли или необоснованно высокие издержки, либо то и другое. Повышение монопольных цен может происходить скрытым образом,
111 например, путем преднамеренного снижения качества продукции. Тогда при той же цене уменьшается количество потребительных свойств товара, напри- мер, снижен объем комплектации, объем сервисных услуг и др. Скрытым по- вышением цены считается снижение качества при неизменной цене или пони- жении цены при опережающем падении качества.
Выявлением доминирующего положения на рынке и монопольных высо- ких цен изначально занимался Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке экономических структур и его комиссии в регионах, ко- торые проводили анализ цен и себестоимости, сравнивали их с индексом ин- фляции и т. д. В последующем произошли преобразования Госкомитета РСФСР в Государственный антимонопольный комитет РФ, далее в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а 9 марта
2004 г. Министерство было упразднено, и его полномочия переданы другим ве- домствам. Принадлежавшие Министерству функции контроля деятельности ес- тественных монополий и соблюдения законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе. Положение о Фе- деральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г.
Также существуют естественные монополии, такие как Газпром, Элек- тросбыт, Водоканал и другие. Государственное регулирование цен естествен- ных монополий осуществляют путем установления предельных цен на их про- дукцию, но при этом государство обязано покрыть их убытки, например, в слу- чае высокой инфляции.
4.4. Финансы, прибыль и рентабельность
Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности маши- ностроительные предприятия приобретают по рыночным ценам многочислен- ные товары и услуги (сырье, материалы, комплектующие изделия, услуги по переработке отходов, очистке технологических жидкостей и т. д.), расплачива- ясь с поставщиками, в основном, деньгами. Мерой затраченного труда, ценой рабочей силы выступает зарплата, выплачиваемая работникам в денежной форме. Следовательно, в процессе товарообмена имеет место система денеж- ных отношений или финансовая система.
4.4.1. Сущность и функции финансов
В обиходе понятие «финансы» отождествляют с суммой денег, но это не верно.
Финансы – это не ресурсы, не совокупность денежных средств – это осо- бая форма производственно-экономических отношений, которые связаны с об- разованием, распределением и использованием денежных доходов и накопле- ний. Финансы предприятия представляют собой совокупность экономических отношений, посредством которых образуют и используют фонды денежных ре-
112 сурсов для расширенного воспроизводства, удовлетворения разнообразных по- требностей в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Финансы охватывают следующие основные группы отношений:
1) Отношения между предприятиями, которые связаны взаимными обяза- тельствами по поводу своевременной и качественной поставки сырья, материа- лов, комплектующих изделий, готовой продукции и оплаты за них. Эти отно- шения реализуют путем заключения двусторонних хозяйственных договоров, на основе которых осуществляют обслуживание платежей за материально- технические ресурсы и готовую продукцию, строительно-монтажные работы и транспортные услуги, услуги почты, телеграфа и т. д.
2) Отношения внутри предприятия по поводу обмена продукцией между структурными подразделениями предприятия, обеспечивающего организаци- онно-технологическое единство производства; по поводу оплаты труда и мате- риального поощрения работников за высококачественный труд. Эти отношения реализуют путем регламентации учета поставленной продукции смежным под- разделениям, оцененной по себестоимости или внутризаводским ценам; путем заключения коллективного договора с администрацией и тарифного соглаше- ния, утвержденных положений о системах оплаты труда, об аттестации кадров и повышении их квалификации.
3) Отношения предприятия с финансово-кредитной системой, представ- ленной большим многообразием банков, финансовых групп, страховых агентств, внебюджетных фондов и т. д. Финансовые отношения с банками свя- заны с организацией безналичных расчетов, с использованием банковских кре- дитов и ссуд и их обслуживанием. Отношения со страховыми компаниями свя- заны с перечислением средств на социальное и медицинское страхование, стра- хование имущества предприятия и от несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников. Эти отношения реализуют путем заключения догово- ров на предоставляемые услуги.
4) Отношения между предприятием и государством, которые связаны с обязательными перечислениями в бюджеты всех уровней части заработанной прибыли и других налоговых платежей в соответствии с «НК РФ».
Финансы выполняют три основные функции: обеспечивающую, распре- делительную и контрольную.
Обеспечивающая функция финансов заключается в том, что финансовая система обеспечивает денежными средствами все структуры жизнедеятельно- сти общества: производство, коммерцию, науку, оборону, образование, здраво- охранение, культуру и т. д. На предприятии финансы тесно связаны с его про- изводственной деятельностью, которая формирует финансовую структуру и де- нежные потоки. Денежные потоки – это движение средств в реальном режиме времени. Планирование денежных потоков по объемам ресурсов и календар- ным периодам времени позволяет реализовать обеспечивающую функцию фи- нансов на предприятии.
Распределительная функция финансов заключается в распределении де- нежных доходов и накоплений по направлениям их использования с целью
113 обеспечения непрерывности хода производства, расширенного воспроизводства ресурсов предприятия и удовлетворения потребностей работников. Распреде- лительная функция имеет исключительное значение для дальнейшего развития предприятия, так как в результате реализации функции распределения на пред- приятии формируют фонды накопления и потребления, с помощью которых за- кладывают экономические пропорции роста производственного потенциала.
Рассматривая экономику как гармонично развивающуюся систему, уче- ные пришли к выводу, что гармония в экономике имеет математическое выра- жение, соответствующее закону «золотого сечения». В математике существует особый случай разделения целого на две неравные части, которое выводится путем решения системы уравнений:
с
/
в в
/
а с
в а
(4.15)
При решении этой системы определяют: если с = 1, то в = 0,618, а = 0,382; если а = 1, то в = 1,618, с = 2,618; если в = 1, то а = 0,618, с = 1,618. Это и есть числа «золотого сечения».
Считается, что «золотое сечение» – это закон гармоничной самоорганиза- ции и может быть использован в процессах регулирования экономики, в част- ности при реализации распределительной функции финансов.
Трудно представить, что предприятие может нормально развиваться, если его фонд накопления 10%, а фонд потребления 90%.
Контрольная функция финансов заключается в «контроле рублем» за производством и потреблением общественного продукта, т. е. для осуществле- ния производственного процесса предприятие затрачивает денежные средства на приобретение ресурсов, оплату труда работников, обязательные налоговые платежи. Оплату предприятие может произвести в том случае, если есть деньги на расчетном счете, а поступают они от реализации продукции. Контрольная функция финансов является продолжением и развитием обеспечивающей и распределительной функций финансов и обусловлена требованием соизмерения в денежной форме затрат и результатов производства, доходов и расходов предприятия.
В результате реализации всех функций финансов достигается непрерыв- ность кругооборота денежных средств предприятия, плановое распределение и перераспределение денежных средств по направлениям использования.
4.4.2. Формирование и использование денежных фондов предприятия
Реализация производственно-экономических отношений предприятия достигается благодаря формированию и использованию денежных фондов. Од- ним из основных фондов предприятия является уставный фонд (уставный капи- тал), который представляет собой зафиксированный в Уставе предприятия ис- ходный капитал (см. главу 2). Его формируют в момент создания предприятия за счет вложений учредителей (частных лиц, государства, других предприятий
114 и организаций). Его можно изменять по результатам работы за год в сторону увеличения или уменьшения с внесением соответствующих изменений в учре- дительные документы. Взносы в уставный капитал могут быть в виде денежных средств или в имущественной форме, в виде производственных помещений, земли, оборудования, объектов интеллектуальной собственности (патентов, ли- цензий, проектов). Уставный капитал создает материально-вещественную, на- учно-техническую, информационную основу деятельности предприятия.
Резервный фонд создают на предприятии за счет отчислений из прибыли.
Его используют для нейтрализации возникающих рисков, покрытия убытков, а в акционерных обществах для погашения ценных бумаг, для выкупа акций общества.
Инвестиционный фонд формируют из собственных средств предприятия и заемных средств. Собственные долгосрочные вложения капитала складыва- ются из фонда накопления, образуемого путем отчислений из чистой прибыли предприятия, и амортизационного фонда, образуемого путем амортизационных отчислений на реновацию ОПФ предприятия. Заемные средства (кредиты) – это денежные средства, предоставляемые предприятию кредиторами на строго фиксированное время и под установленную в договоре займа плату. Использу- ется инвестиционный фонд на капитальное строительство и реконструкцию, приобретение новой техники, станков, машин, оборудования. Инвестиционный фонд является основным источником средств, направляемых на расширенное воспроизводство ОПФ, одним из главных источников развития производства и его экономического роста.
Фонд потребления формируют путем суммирования отчислений из чис- той прибыли предприятия, фонда оплаты труда, и, при необходимости, кратко- срочных кредитов. Его используют на выплату зарплаты работникам предпри- ятия, дивидендов (в акционерных обществах), единовременных поощрений, ма- териальной помощи, оплату дополнительных отпусков, льготного питания ра- ботников предприятия и другие цели.
Денежные фонды предприятия аккумулируют заработанную прибыль по различным направлениям ее использования. Прибыль представляет собой пре- вышение доходов от реализации товаров и услуг над затратами на производство и реализацию. Ее исчисляют как разность между выручкой от реализации про- дукции и суммой затрат всех ресурсов на производство и реализацию этой про- дукции в денежной форме: i
n
1
i рi i
n
1
i рi п
C
А
Ц
А
С
В
П
, (4.16) где В – выручка от реализации продукции и услуг, руб.; С
п
– полная себестои- мость продукции и услуг, руб.; A
pi
– объем реализованной продукции i-й но- менклатуры, шт; Ц
i
– цена единицы продукции i-й номенклатуры, руб.; С
i
– се- бестоимость единицы продукции i-й номенклатуры, руб.; n – номенклатура
(число наименований, типов, типоразмеров) выпускаемой продукции.
115
Чистая прибыль представляет собой остаток после уплаты из валовой прибыли всех налогов, установленных НК РФ, процентов по банковским долго- срочным кредитам.
На основе прибыли рассчитывают показатели эффективности производ- ственно-хозяйственной деятельности, такие как рентабельность производства, рентабельность продукции, а также рентабельность активов, инвестиций и др.
Рентабельность производства определяют как соотношение чистой при- были к капиталу предприятия (стоимости ОПФ и оборотных средств предприятия).
Рентабельность продукции определяют как отношение чистой прибыли к полной себестоимости продукции.
В некоторых случаях эффективность производственно - хозяйственной деятельности можно характеризовать рентабельностью, рассчитанной на основе валовой (а не чистой) прибыли.
4.4.3. Налогообложение
Налогообложение представляет собой механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для решения общенациональных задач
[11]. Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются цен- тральными и местными органами государственной власти с физических и юри- дических лиц в соответствии с действующими на конкретный период законами о налогообложении. Налоги одновременно выполняют функцию государствен- ного регулирования экономических процессов и хозяйственной жизни.
Действующая в настоящее время налоговая система страны опирается на
НК РФ, которым установлена система налогов, взимаемых в Федеральный бюджет. В нем установлены виды налогов и сборов, основания взимания нало- гов и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, определены формы и методы нало- гового контроля, установлена ответственность за совершение налоговых право- нарушений, установлен порядок обжалования действий налоговых органов и должностных лиц.
В рыночной экономике налоги играют столь важную роль, что без хоро- шо отлаженной и четко действующей налоговой системы невозможно развитие общественного производства и эффективное функционирование национальной экономики в целом. Роль налогов раскрывается через те функции, которые они выполняют в хозяйственном механизме.
Важнейшими функциями налогов являются:
– регулирующая;
– стимулирующая;
– распределительная;
– фискальная.
Регулирующую функцию реализуют в двух направлениях:
– во-первых, регулирование рынка путем установления законов, опреде- ляющих взаимоотношения действующих на рынке субъектов рынка (предпри-