ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
101 4.2. Резервы и факторы снижения себестоимости машиностроительной продукции
Снижение себестоимости продукции отражает реальную экономию затрат ресурсов на производство и реализацию продукции и основано на улучшении использования основных и оборотных фондов предприятия, на совершенство- вании технологии и организации труда и производства, повышении качества продукции и производительности труда.
Резервы снижения себестоимости машиностроительной продукции, т. е. неиспользованные возможности сокращения издержек производства, делят на внутрипроизводственные и внешние.
Внутрипроизводственные резервы включают изыскание возможностей для более полного и производительного использования ОПФ и инструмента; применение экономичных видов сырья и энергоносителей; сокращение норм расхода материалов, особенно металла; дальнейшее совершенствование техно- логии и организации производства, механизации и автоматизации трудоемких процессов; осуществление компьютеризации производства и технической под- готовки производства новых изделий; сокращение расходов на управление и обслуживание производства; ликвидацию потерь и простоев и т. д.
Резерв снижения себестоимости продукции за счет уменьшения норм расхода материалов определяют по формуле:
100
У
Ц
h
Ц
h
Ц
h
С
м б
м б
м н
м н
м б
м б
м
, (4.2) где б
м h , н
м h – норма расхода материалов соответственно по базовому и новому вариантам, кг; б
м
Ц , н
м
Ц – цена материала соответственно по базовому и новому вариантам, руб./кг; У
м
– удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции.
Пример: б
м h = 0,5 кг; н
м h = 0,4 кг; б
м
Ц = н
м
Ц = 30 руб./кг; У
м
= 0,4.
8%
100 0,4 30 0,5 30 0,4 30 0,5
ΔС
Резерв снижения себестоимости за счет повышения производительности труда и прироста средней зарплаты рассчитывается по формуле:
100
У
П
З
1
С
з
, (4.3)
102 где
З – планируемый прирост средней зарплаты, %;
П – планируемый рост производительности труда, %; У
з
– удельный вес зарплаты в смете затрат на производство.
Пример:
З = 10%;
П = 12,5%; У
з
= 0,15.
3%
100 0,150
)
0,125 0,100
(1
ΔС
К внешним факторам снижения (увеличения) себестоимости продукции относят изменение цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, энерго- носители и другие ресурсы; изменение норм амортизационных отчислений; из- менение налогового законодательства; изменение процентных ставок по креди- там; изменение тарифов за перевозки и услуги и т. д.
4.3. Ценообразование в машиностроении
Цена продукции – это денежное выражение ее стоимости. Стоимость продукции характеризуют: во-первых, количеством затраченного общественно- го труда при производстве и реализации продукции и, во-вторых, полезностью продукции для потребителя.
Затраты общественного труда измеряют издержками производства и реа- лизации продукции, в которых учитывают труд прошлый, овеществленный в материалах, комплектующих изделиях, энергоносителях, станках, инструмен- тах, и труд живой, включаемый в издержки в виде основной и дополнительной зарплаты ППП и отчислений на социальные нужды.
Полезность продукции характеризуют потребительскими свойствами, техническими и качественными показателями продукции. Причем, чем больше полезных свойств имеет изделие (товар), тем выше его полезность и стоимость.
В условиях рыночных отношений цены устанавливают свободно на осно- ве согласия (торга) продавца и покупателя, хотя имеют место и следующие ог- раничители:
Издержки < Цена ≤ Платежеспособный спрос.
В рыночной экономике все, что предлагают к продаже на рынке, является товаром, т. е. это движимое и недвижимое имущество, производственная про- дукция, выполненные работы, оказанные услуги. Под термином «товар» пони- мают все то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потреб- ления. Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром называют и все то, что способно оказать услугу, удовлетворить нужду при со- ответствующей плате за нее.
Производство услуг отличается от производства физических продуктов тем, что услуга неовеществляема, неотделима от процесса производства, не поддается стандартизации и хранению.
103
Любой товар имеет цену, при этом уровень цены на рынке зависит от спроса и предложения.
Спрос – это фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее обеспеченное платежными средствами намерение потребителей приобрести данный товар. Спрос характеризуют его величиной, означающей количество товаров, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период. Объем и структура спроса зависит как от цен на товар, так и от неценовых факторов, таких как мода, доходы потребителей, а также от цен на другие товары, в том числе на товары-заменители. Различают индивидуальный спрос, спрос на данном рынке товаров и совокупный спрос. Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги в стране; зависит от доходов насе- ления и фирм-покупателей товаров.
Предложение – это стремление, желание производителя (продавца) пред- ложить к продаже свои товары. Количественно измеряется величиной, объемом предложения, т. е. количеством товаров и услуг, которое производитель желает и может продать по данной цене в определенный период времени.
На основе изучения реакции покупателей на изменения цен товаров сформулированы закон спроса и закон предложения.
Закон спроса гласит, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению (при прочих равных условиях).
Закон предложения гласит, что повышение цен обычно ведет к росту ве- личины предложения, а снижение цен – к ее уменьшению (при прочих равных условиях).
Взаимодействие спроса и предложения на рынке можно представить в виде графика (рис. 4.2). предложение
Равновесная цена
0
спрос
Цена
Ц
1
Избыток
Дефицит
Ц
2 1
К
К
2 3
К
К
4 5
К
Рис. 4.2. Взаимодействие спроса и предложения на рынке: Ц
1
, Ц
2
– цена соответственно ниже и выше равновесной; К
1
, К
5
– величина соответственно спроса и предложения по цене выше равновесной; К
2
, К
4
– величина соответственно спроса и предложения при цене ниже равновесной; К
3
– величина спроса и предложения при равновесной цене
104
На рис. 4.2 представлены три возможные рыночные ситуации:
1) при цене выше равновесной производитель заинтересован выпустить и предложить к продаже большее количество товаров (К
5
), но покупатели могут купить по этой цене только ограниченное количество (К
1
) товаров; тогда при- сутствует избыток товара на рынке – перепроизводство, затоваривание – зона избытка отмечена параллельной штриховкой;
2) при равновесной цене покупатель готов купить весь предлагаемый то- вар (К
3
) – возникает рыночное равновесие;
3) при цене ниже равновесной покупатель готов купить большее количе- ство товара (К
4
), чем предлагает производитель (К
2
), тогда возникает дефицит – зона дефицита отмечена вертикальной штриховкой.
Рыночная равновесная цена постоянно колеблется, как маятник в ту или другую сторону, что связано с постоянным изменением спроса и предложения.
Например, если увеличились доходы покупателей, то увеличивается спрос. Это заставляет производителей увеличивать объемы производства, если позволяют имеющиеся мощности, или вкладывать средства в наращивание мощностей.
Рынок балансирует спрос и предложение через изменения цен. Цена будет ко- лебаться то вверх, то вниз по отношению к равновесному уровню пока не дос- тигнет его, а объемы предложения не уравняются с объемами спроса. В этой ситуации уже не будет ни дефицита, ни избытка товаров, следовательно, не бу- дет импульсов к изменению цен.
Равновесная цена представляет собой такую цену, при которой удается продать все количество товаров, которое изготовители (продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.
Наряду с законами спроса и предложения в свободном ценообразовании учитывают закон ценовой эластичности спроса, который гласит, что спрос мо- жет постепенно увеличиваться с уменьшением цены – это эластичный спрос, или мало меняться с уменьшением цены – это неэластичный спрос. Например, предприятие производит и реализует автомобили обычные (рядовые) по цене
300 тыс. руб. за штуку, при этом определен спрос в объеме 10 тыс. штук. Если предприятие понизит цену до 200 тыс. руб. за единицу, то спрос резко возрас- тает до 100 тыс. штук. Это и есть эластичный спрос, показанный на рис. 4.3.
0
ОП
Ц
300 200 10 100
Рис. 4.3. График эластич- ного спроса: Ц – стои- мость автомобиля, тыс. руб.; ОП – объём производства, тыс. шт.
105
Выручка от реализации продукции по цене Ц
1
= 300 тыс. руб. составит:
В
1
= 300
10000 = 3 млн руб. Выручка от продажи продукции по более низкой цене Ц
2
= 200 тыс. руб. составит: В
2
= 200
100000 = 20 млн руб. Явная выгода, так как В
2
> В
1
Если предприятие производит и предлагает потребителям престижные
(дорогие) автомобили, высшего класса, высшего уровня качества и комфортно- сти по цене 3 млн руб. за единицу, то при изучении спроса выявляется круг по- требителей 3 тыс. человек. При снижении цены до 2,5 млн руб. спрос увеличит- ся до 4 тыс. единиц – это неэластичный спрос, показанный на рис. 4.4.
ОП
2,5 3,0 0
Ц
3,0 3,5
Выручка от реализации продукции по Ц
1
= 3 млн руб. составит:
В
1
= 3,0
3000 = 9 млрд руб.; по цене Ц
2
= 2,5 млн руб. В
2
= 2,5
3500 =
8,75 млрд руб., т. е. В
2
< В
1
. Это объясняется тем, что круг покупателей доро- гих машин очень ограничен и цена не будет иметь решающего значения для ус- пеха предприятия, так как покупатель, желающий купить эту модель, готов платить любую цену.
Степень чувствительности покупателей на изменение цен с точки зрения объема покупаемых товаров характеризует коэффициент ценовой эластично- сти, который определяют по формуле:
1 2
1 2
1 2
1 2
цел
Ц
Ц
/
Ц
Ц
S
S
/
S
S
К
, (4.4) где S
1
– объем продаж по первоначально установленной цене (Ц
1
), шт; S
2
– объем продаж по пониженной цене (Ц
2
), шт.
Для рассмотренного примера при продаже обычных рядовых автомоби- лей коэффициент ценовой эластичности составит:
09
,
4 200
,
0 818
,
0 200 300
/
200 300 10 100
/
10 100
К
р цел
; при продаже престижных автомобилей:
846
,
0 091
,
0 077
,
0 0
,
3 5
,
2
/
0
,
3 5
,
2 0
,
3 5
,
3
/
0
,
3 5
,
3
К
п цел
Рис. 4.4. График неэластич- ного спроса: Ц – стоимость автомобиля, млн руб.;
ОП – объём производства, тыс. шт.
106
Следует иметь в виду, что знак «–», возникающий при расчете не учитывают.
Эластичный спрос имеет место в тех случаях, когда К
цел
> 1 и небольшие изменения в цене приводят к большим изменениям в размерах спроса; при этом общий доход возрастает при снижении цены и наоборот уменьшается при уве- личении цены.
Неэластичный спрос имеет место в тех случаях, когда К
цел
< 1 и ценовые изменения незначительно влияют на величину спроса.
Эластичность спроса может меняться в зависимости от диапазона изме- нения цен. При очень высоких ценах на товары объем продаж падает, особенно если есть выбор аналогичных товаров, товаров-заменителей. При очень низких ценах спрос невозможно стимулировать снижением цены, так как рынок насы- щен и дальнейшее снижение цены воспринимают как снижение уровня качества.
Право устанавливать, понижать или повышать цены принадлежит вла- дельцу товара – предприятию-изготовителю, оптовику или розничному торгов- цу. Государственное регулирование цен направлено на сохранение или измене- ние существующих уровней цен на отдельные виды товаров для устранения экономических и социальных противоречий. При этом применяют администра- тивное и косвенное регулирование. Административное регулирование преду- сматривает применение различных способов фиксации цен на определенном уровне, контроль цен, соглашение с предприятиями, установление границ и диапазонов цен. Косвенное государственное регулирование предусматривает обеспечение определенного уровня прибыли предприятия за счет субсидий, кредитов, налоговой политики, амортизационной политики и т.д.; воздействие на издержки производства через снижение цен на сырье и материалы, установ- ление льготных тарифов на энергоносители и перевозки; предоставление госу- дарственных заказов.
4.3.1. Методы определения цен
В классическом понимании цена включает в себя материальные и трудо- вые затраты и прибавочный продукт:
Ц = W + T + П, (4.5) где W – материальные затраты, руб.; Т – трудовые затраты в денежной форме, руб.; П – прибавочный продукт, руб.
Материальные и трудовые затраты формируют себестоимость продукции, поэтому:
Ц = С + П, (4.6) где С – себестоимость продукции, руб.; П – прибыль, руб.
Принципиальная схема определения цены представлена на рис. 4.5.
107
Сфера производства
Сфера обращения
Труд овеществлённый
Материальные затраты
Амор-
Сырьё
Мате- риалы и ком- плек- тую- щие и энер- гия ливо
Топ- тиза- ция
Труд живой
Труд необходимый прибавочный
Труд плата
Зар- ние хова-
Стра- прия- пред- быль
При- тия ги
Нало-
Издержки обращения организаций
Издержки и прибыль снабженческо- сбытовых и прибыль организаций торговых
Издержки
Себестоимость продукции
Отпускная цена предприятия
Оптовая цена промышленности
Розничная цена
Рис. 4.5. Схема формирования цены
Наиболее простой метод определения цены – «средние издержки плюс прибыль» [26]. При этом прибыль может быть определена «затратным» на ос- нове принятой рентабельности продукции по отношении к себестоимости (4.7) или «противозатратным» методом (4.8).
100
С
П
прод
, (4.7) где
прод
– процент рентабельности продукции, %;
100
S
П
ва пр опф
, (4.8) где S
опф
– стоимость основных производственных фондов, руб.;
пр-ва
– процент рентабельности производства, %.
Процент рентабельности продукции изготовитель устанавливает само- стоятельно. Но в процессе торга покупатель желает обеспечить равновыгодные с изготовителем условия получения дохода от использования приобретенной продукции. Равная выгодность может быть достигнута в том случае, если эко- номический эффект от производства и эксплуатации будет поделен пополам.
Тогда прибыль изготовителя должна составить Э/2 (Э – экономический эф- фект), а рентабельность продукции:
100
С
2
Э
прод
. (4.9)
Рентабельность производства по отношению к стоимости производствен- ных фондов может быть установлена на уровне процентной ставки рефинанси- рования ЦБ РФ, т. е. капитал, вложенный в основные производственные фонды и оборотные средства, должен приносить доход не ниже, чем капитал, вложен- ный в банк.
108
В рыночной системе хозяйствования применяют метод определения цены по принципу «целевой нормы прибыли», когда на основе анализа устанавлива- ют точку безубыточности (порог рентабельности), определяют целевую при- быль и рассчитывают (назначают) цену, обеспечивающую «целевую норму прибыли» при установленных объемах производства и продаж.
Анализ точки безубыточности выполняют в такой последовательности:
– на основе калькуляции себестоимости определяют постоянные и пере- менные издержки на единицу продукции;
– на основе установленного объема производства и продаж определяют общую сумму постоянных и переменных расходов на установленный выпуск продукции;
– исходя из нужд и стратегических целей предприятия, определяют целе- вую прибыль и целевой доход путем суммирования производственных расхо- дов, накладных расходов и целевой прибыли;
– цену продукции определяют как результат деления целевого дохода на установленный объем производства продукции.
Точка безубыточности характеризует такой уровень производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна издержкам произ- водства и обращения этого продукта; может быть рассчитана по формуле (4.10).
Анализ точки безубыточности представлен на рис. 4.6.
Объём продаж
0
Выручка,
издержки
Т
б
А
пл пост год перем
И
год
П
год
С
И
цел
Рис. 4.6. График определения точки безубыточности: Т
б
– точка безубыточности
(порог рентабельности); А
пл
– установленный (плановый) объем производства и продаж; П
цел
– целевая прибыль;
С
год
– годовая себестоимость выпуска продукции ед перем ед год пост б
И
Ц
И
Т
, (4.10) где год пост
И
– годовые постоянные издержки, руб.; Ц
ед
– цена единицы продук- ции, рассчитываемая по формуле (4.11), руб./шт; ед перем
И
– удельные переменные издержки (на единицу продукции), руб./шт;
109
А
П
И
И
Ц
цел ед перем ед пост ед
, (4.11) где П
цел
– целевая прибыль, руб.
Кроме того, при определении цены на продукцию машиностроительных предприятий различают три группы выпускаемой продукции:
1) продукция, предназначенная для замены ранее реализованных изделий;
2) продукция однотипная, но являющаяся развитием определенного па- раметрического ряда;
3) принципиально новая продукция, впервые осваиваемая в России.
Для продукции первой группы периодически проводят пересмотр дейст- вующих цен в связи с изменениями внешних и внутренних условий хозяйст- венной деятельности (изменение цен на сырье, материалы, комплектующие из- делия; тарифов на электроэнергию, перевозки; налоговых ставок; норм аморти- зации; снижение норм расхода материалов, норм трудовых затрат и т. д.).
В
этом случае проводят тщательное обоснование изменения статей калькуляции и цену определяют применительно к новым условиям хозяйствования.
Для продукции второй группы цену рассчитывают по экономическим мо- делям, отражающим изменение статей расходов в зависимости от изменения определенного параметра изделия. Экономические модели, разработанные ме- тодом корреляционного анализа, определяют закономерность изменения себе- стоимости от изменения параметра, на основе которой рассчитывают сначала себестоимость, а затем и цену изделия.
Особую сложность вызывает расчет цены на принципиально новую про- дукцию, впервые выпускаемую на предприятии или в стране. В этом случае выбирают базовое изделие, с которым сравнивают новую машину по техниче- ским, эксплуатационным характеристикам, затратам на производство и экс- плуатацию базовой и новой техники. Могут быть случаи, когда аналога новой машины вообще не существует. Тогда определяют текущие и капитальные за- траты на выполнение той работы, которая перекладывается на новую машину.
Для принципиально новой техники рассчитывают верхний и нижний предел цены [23]. Верхний предел цены – это такой ее уровень, превышение которого делает изделие невыгодным для покупателя по сравнению с базовой моделью. Рассчитывают по формуле:
б н
н н
н б
н н
н б
б н
б вп
К
К
Е
Т
1
И
И
Е
Т
1
Е
Т
1
В
В
Ц
Ц
, (4.12) где Ц
вп
, Ц
б
– соответственно верхний предел цены и цена базовой модели, руб.;
В
н
, В
б
– годовой объем работ, выполненных с помощью новой и базовой моде- ли (или годовая производительность новой и базовой модели), ед. изм.; Т
н
, Т
б
– срок службы новой и базовой модели, годы; Е
н
– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (для машиностроения равен 0,15); И
н
,