Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 704

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лежность
20-
25
Изоляци я
Любовь
Семья миссия)
Семья
(личность)
Признание
13-
19
Ролевое смещени е
Верност ь
Идеология
Эндокр. и иммунная система
(Кто я?)
Эго,
Иденти- фикация
Самоактуа
- лизация
(Самоутве р- ждение)
6-12 Неполно
- ценность
Компете н- тность
Школа
Симпат. и парасимпат система
(Почему?)
Ценности и убеждения
Признание и почитание
3-6
Вина
Цель
Театр
(игровое)
Большие полушар.
(Как?)
Способнос ти
Любовь и принадлеж
- ность
1-3
Стыд и сомнени я
Сила воли
Закон и суд Двигательн ая система
(Что?)
Поведение
Безопаснос ть
<1
Недовер ие
Надежда Церковь
(вера)
Перифер. система
(Где?
Когда?)
Реакция на среду
Потребнос ть получать
(индивид)
Физиоло- гическое
Новые информационные технологии, средства массовой коммуникации многократно усилили возможности информационного воздействия на человека, большие группы людей и население страны в целом. По оценкам психологов, "человек разумный" постепенно превращается в "человека информационного", когда гипнабельность людей за последние
15 лет возросла в три раза (составляет более 90 процентов). Наряду с традиционными методами управления обществом, коллективами и отдельными личностями
(административно-организационные, экономические, социально-психологические и правовые) все большее распространение получает специальный метод централизованного воздействия на широкие слои населения - метод информационного управления. Методологической основой информационного управления в значительной степени являются установки Антонио Грамши, в основе которых лежат положения о том, что для достижения стратегических целей изменения общественного строя надо действовать, меняя не базис общества, а через надстройку - силами интеллигенции (совершая "молекулярную агрессию" в сознание общества и разрушая его культурное ядро). Эти положения согласуются с одним из основных постулатов теории управления, который гласит, что эволюции в человеческом сознании достичь гораздо проще, чем совершить в нем революционные изменения. Основную угрозу от усилий по достижению такой эволюции сегодня можно охарактеризовать как возможное утверждение технократического подхода в информатизации современного российского общества, вытеснение рефлексивного способа жизнедеятельности реактивным и, как следствие, постепенное превращение человека из творца в винтик системы, послушного исполнителя чужой воли.


Таким образом, усиление информационной зависимости человека от растущего объема
потребляемой информации требует упорядочения и системной организации самой
информации, в том числе правовой; совершенствования используемых информационных
технологий, в том числе по доступу к информации; создания механизмов эффективной
защиты человека от "вредной" информации.
1
Вернадский В. И. 1) Проблемы биогеохимии. М.,1980; 2) Размышления натуралиста. Кн. 2. М., 1977.
2
Англо-русский словарь / Под ред. В. К. Мюллера. М., 1990. С. 442.
3
Подр. об этом см.: Кремянский В. И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М.,
1977.
4
Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд. 22-е, стереотипное. М., 1990. С.253.
5
Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е, испр. и доп. М., 1989. С. 504; Иллюстрированный энциклопедический словарь. С. 286.
6
Современный словарь иностранных слов. М.,1993. С.245.
7
Брюллиэн Л. Научная неопределенность и информация. М., 1966; Земан И. Познание и информация. М.,
1966; Черри К. Человек и информация. М., 1972; Кадомцев Б. Б. Динамика и информация // Успехи физических наук. 1994. Т. 164. № 5; Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В.
Осипова. М., 1995; Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М., 1997; КураковЛ. П.,
Смирнов С.Н. Информация как объект правовой защиты. М., 1998.
8
Юзвишин И. И. Информациология. М., 1996. С. 64.
9
Приходится констатировать, что в данном случае наука движется по принципу "один шаг - вперед, два - назад". Если двадцать лет назад "из-за желания давать универсальные определения, по оценке В. И.
Кремянского, исследователи снова ослабили внимание к вопросам о роли собственной организованности и системности информации и в отношении понятия системности информации при этом допускается некоторый шаг назад" (Кремянский В. И. Методологические проблемы системного подхода и информации. М., 1977), то сегодня представляется нелогичным, что уже несколько десятилетий понятие информации, данное в научных энциклопедических изданиях, остается неизменным, не отражая происшедших изменений, рассмотренных выше. В этой связи, на наш взгляд, было бы оправданным отражение в понятии информации как внутренней, так и внешней ее составляющих с учетом всех основных признаков и характеристик.
10
См.: Гражданское право. Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.,1996. Ч. 1C. 191.
11
См. об этом: Дружинин Г. В., Сергеева И. В. Качество информации. М., 1990.; Ловцов Д. А.
Информационная безопасность больших эргатических систем: концептуальные аспекты // Безопасность.
1999. № 3-4. С. 157-167.
12
Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 247-249.
13
К числу проблемных вопросов здесь ряд ученых, в том числе А. В. Антонов (Информация: восприятие и понимание. Киев, 1988), относят: понятия знака (знаком является не звук или написанное слово вместе с содержанием, а один звук или графический образ слова, но обязательно несущий содержание), смысла
(своеобразный трехкомпонентный сплав максимально редуцированных образов, понятий и эмоций) и значения (методологически ошибочно приравнивать значение слов к понятию); повышение роли функций знака по замещению материальных и виртуальных объектов, увеличение значения виртуального при реализации способности знака превращаться в психические состояния; связь знака и значения, соотношение их материального и идеального; трансформируемость знаковых систем (для увеличения информативности сообщения) и др.
14
См. об этом: Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. М., 1995.
15
Ландрам Дж. Тринадцать мужчин, которые изменили мир: Профили гениев. Ростов-на- Дону, 1997.
16
См. об этом: Крайг Грэйс. Психология развития. 7-е междунар. изд. СПб., 2000.С. 60-108; Эллиот Аронсон.
Общественное животное. Введение в социальную психологию. М., 1999; Гордон Оллпорт. Личность в психологии. Серия "Теории личности". М.-СПб., 1998; Чалдини Роберт. Психология влияния. 3-е междунар. изд. СПб., 2000.
17
Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. В. 6т. М., 1983. Т. 3.
18
См. об этом: Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990; Касьянов А. А. Дух нации. Ростов-на-Дону,
1999. С. 348-350.


19
См. табл., а также сравнительный анализ в работе А. А. Касьянова "Дух нации". С. 364-377.

1.3. Информация и общество. Информационное общество
Появление множества новых взаимосвязей и взаимодействий привело к образованию новой системы - социальной (человеческого общества). В биологических и социальных системах различают три формы информации, соответствующие трем физическим сущностям систем:
биологическая - внутри живых организмов и между ними (в том числе генетическая, зоопсихологическая); машинная - внутри и между машинами; социальная - в человеческих сообществах.
В социальных системах по мере накопления в обществе различных видов информации возрастает интенсивность ее потребления во всех сферах жизнедеятельности общества, что приводит к дифференциации информации в обществе, к появлению таких ее видов, как социальная, научно-техническая, технологическая, статистическая, используемых в целенаправленной деятельности людей по созданию множества новых искусственных структур - орудий труда, машин, предметов быта, достижений наук, произведений искусств и т. п. - т. е. по формированию ноосферы.
При обращении информации в социальных системах она может иметь одно или несколько следующих свойств и выступать как:
 источник получения знаний при образовании и воспитании (припознании);
 средство организации систем (от первичного уровня до единого информационного пространства), с помощью которого осуществляется в том числе правовое регулирование отношений между субъектами (через нормативно-правовые акты, судебные решения и т. п.);
 источник для принятия решений (при управлении);
 мера оценки и характеристики организованности систем (в том числе - информационные ресурсы);
 источник информирования о происходящих событиях и явлениях;
 источник вредного воздействия на человека и общество;
 объект интеллектуальной собственности;
 товар в процессах ее создания, хранения и использования, передачи и распространения.
При взаимодействии информации и общества происходит изменение социальных регуляторов, в том числе морали, а также структурное изменение всего общества.
Примером высокоорганизованной социальной системы является информационное общество.
Понятие, признаки информационного общества и условия его построения
Словосочетание "информационное общество" (далее - ИО) было впервые употреблено американским экономистом Ф. Машлупом в его работе "Производство и распространение знания в Соединенных Штатах" (1962), где автор исследовал в числе других информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и других социальных науках понятие ИО быстро развивается в концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего.
В развитии теории информационного общества можно выделить следующие моменты.
1
Первоначально постулируется понятие "посткапиталистического" - "постиндустриального

общества" (Дарендорф, 1958), в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания и, соответственно, появляется новая отрасль - информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса - так называемой меритократии (Янг, 1958;
Гоулднер,
1979).
Производство информации и коммуникации становятся централизованным процессом (теория "глобальной деревни" Мак-Люена, 1964). В конечном счете основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию (Белл, 1973). Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций ИО принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую эволюцию социума
(Информационное общество как постиндустриальное общество. 1983)
2
Большинство аналитиков связывают процессы глобализации современного мирового сообщества с развитием информационной революции.
В истории обмена информацией мир переживает пятую технологическую революцию.
1456 г. - изобретение печатного станка с подвижными металлическими литерами Иоганом
Гутенбергом.
1876 г. - создание телефонного аппарата, запатентованного 10 марта Александром Беллом.
1895 г. - создание радио (А. Попов, Г. Герц, Г. Маркони, Н. Тесла).
1900-1930-е годы - зарождение телевидения: открытие принципа последовательной передачи элементов изображения (конец XIX в. - параллельно русский ученый П. И.
Бахметьев и португальский ученый А. ди Пайва), изобретение передающей телевизионной трубки и кинескопа (нач. 1930-х гг. - В. К. Зворыкин и
Ф. Фарнсуорт, США), А. А. Суинтон (Англия), И. А. Адамиан, В. П. Грабовский, С. И.
Катаев, А. П. Костантинов, Б. Л. Розинг, П. В. Тимофеев, П. В. Шмаков (все - СССР), регулярное телевещание (1936-й год - Великобритания и Германия, 1939-й - Россия, 1941-й
- США).
1945 г. - создание ЭВМ учеными Пенсильванского университета Дж. Мокли и Д. Эккертом
(вес первой ЭВМ - 30 т).
В современной информационной революции также можно выделить ряд этапов ее развития.
Первый этап ведет отсчет с начала 50-х годов, когда были созданы первые большие вычислительные машины, ориентированные на многопользовательскую эксплуатацию для решения сложных технических задач, прежде всего в оборонной сфере, и средства, позволяющие объединить несколько ЭВМ в единую сеть посредством коммуникационных линий.
Второй этап связан с появлением и массовым использованием персональных, а не корпоративных компьютеров. В 1974 г. американская фирма MITS выпустила небольшое устройство Altair 8800, которое принято считать первым персональным компьютером. В начале 80-х годов начались массовые продажи компьютеров фирм Apple и IBM.


Третий этап "информационной революции" начался в 1990 г. с "открытием" глобальной информационной сети Интернет - этап информационных коммуникаций и сетей.
Первоначально информационное общество предполагалось почти исключительно как общество, в котором каждый его член имел бы возможность получить любую требующуюся информацию в любое время и в любом месте, т.е. значительно более мобильное, нежели традиционное. Однако абстрактные взгляды на становление информационного общества середины 80-х гг. к настоящему моменту претерпели серьезные изменения. В сегодняшней интерпретации присутствует комплексная оценка воздействия информационной революции на общество.
Можно выделить следующие основные признаки информационного общества?
3 1. Формирование информационного и технологического рынка наряду с традиционными реальными рынками (например, рынком труда, сырья), перевод информационных ресурсов в реальные ресурсы государства.
На протяжении последних 30 лет рынок информационных технологий остается одним из наиболее динамично развивающихся рынков. Мировой рынок телекоммуникаций приносит в виде доходов около 510 млрд амер. долл. в год. Неслучайно поэтому в ежегодном списке самых богатых людей планеты (538 миллиардеров), по данным журнала Forbes, в 2001 г. шире всех представлены предприниматели, построившие свое состояние в области средств массовой информации и индустрии развлечений (62 человека), и представители бизнеса информационных технологий (57 человек).
Одно из основных отличий нового информационного общества от традиционного состоит в том, что в нем присутствует особый сектор, осуществляющий сбор, обработку, хранение и распространение информации. Информационное общество пронизано целой сетью различных информационных каналов и коммуникационных систем, но при этом для него характерно наличие своей отдельной информационной индустрии. Ее продукция - столь же необходимая и неотъемлемая часть жизни данного общества, как и продукция материального производства.
2. Переориентация экономик наиболее развитых в информационном отношении стран на максимальное задействование непроизводственного сектора.
Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии.
3. Широкое распространение надежных и относительно недорогих персональных компьютеров, дополнительного программно-аппаратного обеспечения к ним, наличие мощной, разветвленной,
Бачило И. Л. Глобальная информатизация и право // Проблемы информатизации. 1999. №3.
С. 10-19; Белов В. Г. Социальные парадигмы информационного общества и проблемы информационного права // Проблемы информатизации. 1999. № 3. С. 20-27.