Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 707
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
высоконадежной и широко доступной сети связи, позволяющей передавать большой диапазон сообщений различных типов в реальном времени.
Верхняя оценка емкости российского рынка по ПЭВМ составляет величину 21-28 млн штук.
4
Главная проблема в использовании компьютеров в России состоит в том, что они почти не имеют выхода на коммуникационные сети.
До конца
80-х гг. телекоммуникационная сеть в РСФСР почти не развивалась. В среднем за 1991-1993 гг. в
России инвестиции в развитие телекоммуникационных сетей составляли 0,48% ВНП, и она по этому показателю занимала 39 место в мире.
4. Многократное увеличение информационных ресурсов и услуг, доступных для общественного и личного использования.
Новые информационные технологии позволяют:
- расширить права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации; чтобы каждый член общества имел возможность своевременно получать с помощью трансграничных информационных сетей полную и достоверную открытую информацию любого вида и назначения из любого государства, находясь при этом практически в любой точке географического пространства;
- воспользоваться коммуникационными возможностями, обеспечивающими быстрый и относительно конфиденциальный способ обмена информацией;
- предоставить возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так и с государственными и общественными структурами независимо от местонахождения на Земном шаре, в том числе увеличить возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и политической жизни;
- не только потреблять, но и активно производить информацию;
- расширить возможности традиционных средств массовой информации по созданию и распространению информации через информационные телекоммуникационные и компьютерные сети, при этом последние сами нередко выступают в роли средств массовой информации, уже не только и не столько отражая реальность, сколько создавая сначала виртуальную реальность, а затем через нее изменяя действительность;
- создавать новые формы деятельности с использованием информационных сетей: работа, творчество, воспитание и образование, медицина и т.д.
5. Наличие высокой правовой культуры в обществе и правового государства.
6.
Увеличение зависимости функционирования социально-экономических и государственных институтов от устойчивости различных инфраструктур, прежде всего информационных.
Многочисленные ситуационные центры в органах государственной власти, системы управления АЭС, стратегическими ядерными силами и другими видами оружия, система
ГАС - "Выборы" и г. п. - все это свидетельствует о растущей зависимости общества и государства от новых информационных технологий. Одним из наиболее ярких показателей степени развития информационного общества служит скорость и надежность передачи
Верхняя оценка емкости российского рынка по ПЭВМ составляет величину 21-28 млн штук.
4
Главная проблема в использовании компьютеров в России состоит в том, что они почти не имеют выхода на коммуникационные сети.
До конца
80-х гг. телекоммуникационная сеть в РСФСР почти не развивалась. В среднем за 1991-1993 гг. в
России инвестиции в развитие телекоммуникационных сетей составляли 0,48% ВНП, и она по этому показателю занимала 39 место в мире.
4. Многократное увеличение информационных ресурсов и услуг, доступных для общественного и личного использования.
Новые информационные технологии позволяют:
- расширить права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации; чтобы каждый член общества имел возможность своевременно получать с помощью трансграничных информационных сетей полную и достоверную открытую информацию любого вида и назначения из любого государства, находясь при этом практически в любой точке географического пространства;
- воспользоваться коммуникационными возможностями, обеспечивающими быстрый и относительно конфиденциальный способ обмена информацией;
- предоставить возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так и с государственными и общественными структурами независимо от местонахождения на Земном шаре, в том числе увеличить возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и политической жизни;
- не только потреблять, но и активно производить информацию;
- расширить возможности традиционных средств массовой информации по созданию и распространению информации через информационные телекоммуникационные и компьютерные сети, при этом последние сами нередко выступают в роли средств массовой информации, уже не только и не столько отражая реальность, сколько создавая сначала виртуальную реальность, а затем через нее изменяя действительность;
- создавать новые формы деятельности с использованием информационных сетей: работа, творчество, воспитание и образование, медицина и т.д.
5. Наличие высокой правовой культуры в обществе и правового государства.
6.
Увеличение зависимости функционирования социально-экономических и государственных институтов от устойчивости различных инфраструктур, прежде всего информационных.
Многочисленные ситуационные центры в органах государственной власти, системы управления АЭС, стратегическими ядерными силами и другими видами оружия, система
ГАС - "Выборы" и г. п. - все это свидетельствует о растущей зависимости общества и государства от новых информационных технологий. Одним из наиболее ярких показателей степени развития информационного общества служит скорость и надежность передачи
информации, а также скорость и надежность ее обработки в максимально автоматизированном режиме. Нет нужды доказывать, какие преимущества дала автоматизированная система продажи железнодорожных и авиабилетов, введенная вместо традиционной, ручной, или насколько увеличилась производительность труда на предприятиях, оснащенных ЭВМ и оборудованием с компьютерным управлением. Однако существующие и поныне гигантские контрасты в обеспеченности электронными средствами информатики и связи между отдельными отраслями, предприятиями в составе одной и той же отрасли, различными регионами не позволяют говорить о том, что Россия решила проблему информатизации.
7. Формирование единого мирового информационного пространства и углубляющаяся взаимозависимость. Объективной исторической закономерностью является то, что мир неуклонно движется к глобальному информационному пространству.
8. Сохранение единого информационного пространства страны.
9. Повышение требований к обеспечению информационной безопасности. Создание эффективной правовой базы для реализации и зашиты личности, общества и государства в информационной сфере при обеспечении их баланса.
Все перечисленные признаки характеризуют уровень развития информационной среды общества и степень эффективности использования информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Движение к информационному обществу - неизбежный, постепенный и очень длительный процесс. Исходные пункты и маршруты этого движения для разных стран различны ввиду неравномерности мирового экономического развития. Именно с ним связывают свое будущее народы и руководители многих стран: в США (национальная информационная инфраструктура), в
Совете
Европы
(информационное общество), в
Канаде,
Великобритании (информационная магистраль). Не отстают в разработке соответствующих программ и концепций развития информационных и телекоммуникационных технологий другие государства Европейского сообщества, азиатские страны.
5
Сегодня пути формирования информационного общества определяются преимущественно на трансъевропейском или глобальном уровнях, где целью информационной политики заявляется интеграция в глобальное информационное общество.
6
Несмотря на то, что общие принципы политики отдельных стран совпадают, имеются значительные различия. Анализ национальных планов построения информационного общества позволяет выделить следующие ключевые факторы, определяющие эти различия:
1) особенности макроэкономической политики государства в контексте формирования информационного общества; 2) особенности идеологии формирования информационного общества;
3) специфика законодательства, обеспечивающего движение к информационному обществу; 4) особенности национальной культуры и менталитета, влияющие на развитие информационного общества.
С учетом вышеперечисленных факторов можно выделить следующие основные модели построения информационного общества:
1. Модель континентальной Европы, базирующаяся на поиске баланса между контролем со стороны государства и рынком, на динамичном сочетании государственных и рыночных сил, роль каждой из которых может меняться во времени. Европейская модель
7. Формирование единого мирового информационного пространства и углубляющаяся взаимозависимость. Объективной исторической закономерностью является то, что мир неуклонно движется к глобальному информационному пространству.
8. Сохранение единого информационного пространства страны.
9. Повышение требований к обеспечению информационной безопасности. Создание эффективной правовой базы для реализации и зашиты личности, общества и государства в информационной сфере при обеспечении их баланса.
Все перечисленные признаки характеризуют уровень развития информационной среды общества и степень эффективности использования информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Движение к информационному обществу - неизбежный, постепенный и очень длительный процесс. Исходные пункты и маршруты этого движения для разных стран различны ввиду неравномерности мирового экономического развития. Именно с ним связывают свое будущее народы и руководители многих стран: в США (национальная информационная инфраструктура), в
Совете
Европы
(информационное общество), в
Канаде,
Великобритании (информационная магистраль). Не отстают в разработке соответствующих программ и концепций развития информационных и телекоммуникационных технологий другие государства Европейского сообщества, азиатские страны.
5
Сегодня пути формирования информационного общества определяются преимущественно на трансъевропейском или глобальном уровнях, где целью информационной политики заявляется интеграция в глобальное информационное общество.
6
Несмотря на то, что общие принципы политики отдельных стран совпадают, имеются значительные различия. Анализ национальных планов построения информационного общества позволяет выделить следующие ключевые факторы, определяющие эти различия:
1) особенности макроэкономической политики государства в контексте формирования информационного общества; 2) особенности идеологии формирования информационного общества;
3) специфика законодательства, обеспечивающего движение к информационному обществу; 4) особенности национальной культуры и менталитета, влияющие на развитие информационного общества.
С учетом вышеперечисленных факторов можно выделить следующие основные модели построения информационного общества:
1. Модель континентальной Европы, базирующаяся на поиске баланса между контролем со стороны государства и рынком, на динамичном сочетании государственных и рыночных сил, роль каждой из которых может меняться во времени. Европейская модель
характеризуется такими особенностями: первоочередное развитие услуг, обеспечение универсального обслуживания, жесткое законодательство, регламентирующее личную инициативу. В повседневной жизни европейский подход ориентирован на функциональное и практическое информирование жителей, а не на развлечения. В рамках этой модели выделяются две крайности:
- шведская модель, в которой главный акцент делается на предоставлении услуг, на социальную составляющую, а либерализация телекоммуникаций является пройденным этапом;
- французская модель, в которой сохраняется сильная роль государства с акцентом на техническое обеспечение: строительство сетей и производство отечественного оборудования, с ориентацией этого производства на нужды домашних пользователей.
В качестве примера сотрудничества по информационному объединению Европы, включая
Россию, может служить проект "Европейская информационная сеть по международным отношениям и региональным исследованиям" (ЕИСМО)
7 2. Американо-английская модель, основанная на полной либерализации рынка ИТТ.
Деятельность государства сведена к минимуму, деятельность частных лиц доведена до максимума. Роль государства - в защите конкурентной среды. Основа идеологии - акцент на техническое обеспечение, на создание сетей, информационных супермагистралей. В то же время администрация США все больше внимания уделяет социальной ориентации, развитию концепции универсального обслуживания, что может привести к сближению с европейской моделью. Американо-английская модель характеризуется наличием гибкого законодательства, обеспечивающего главенство личной инициативы. В культурном плане в
США основной упор делается на развитие домашних информационных развлечений.
2. Азиатская модель является в некотором смысле промежуточной, так как в основе ее лежит идея сотрудничества государства и предпринимателей. Государство участвует в принятии решений в области крупных вложений частного капитала. Кроме того, государство активно участвует в создании материальной и социальной инфраструктуры.
Эта модель опирается на особый стиль управления, другую корпоративную культуру, на многослойную систему субконтрактов, организованную по принципу иерархической пирамиды. Наличие сильной социокультурной составляющей является отличительной чертой этой модели. Основной упор в процессе информатизации делается на повседневные нужды людей, на разработку и внедрение ИТТ, способствующих повышению качества жизни населения.
Ясно, что Россия не принадлежит к клубу избранных, но она выделяется и из всех остальных. По-видимому, она занимает промежуточное место между новыми индустриальными странами, вроде Турции, Мексики или Аргентины, и развивающимися странами. Отставание России вызвано не столько нынешним экономическим спадом, сколько структурой ее реального сектора экономики, где преобладает производство сырья, энергии и неконкурентной продукции обрабатывающей промышленности. Доминирование в экономике России отсталых технологических укладов, неразвитость инфраструктуры, отсутствие национальной компьютерной сети и, наконец, низкий уровень информационных потребностей в обществе- таковы принципиальные преграды на пути нашей страны к этому обществу. Именно поэтому Россия должна найти свой путь преодоления этих преград, определяемый с учетом особенностей ее социального, экономического, политического состояния и перспективами развития.
- шведская модель, в которой главный акцент делается на предоставлении услуг, на социальную составляющую, а либерализация телекоммуникаций является пройденным этапом;
- французская модель, в которой сохраняется сильная роль государства с акцентом на техническое обеспечение: строительство сетей и производство отечественного оборудования, с ориентацией этого производства на нужды домашних пользователей.
В качестве примера сотрудничества по информационному объединению Европы, включая
Россию, может служить проект "Европейская информационная сеть по международным отношениям и региональным исследованиям" (ЕИСМО)
7 2. Американо-английская модель, основанная на полной либерализации рынка ИТТ.
Деятельность государства сведена к минимуму, деятельность частных лиц доведена до максимума. Роль государства - в защите конкурентной среды. Основа идеологии - акцент на техническое обеспечение, на создание сетей, информационных супермагистралей. В то же время администрация США все больше внимания уделяет социальной ориентации, развитию концепции универсального обслуживания, что может привести к сближению с европейской моделью. Американо-английская модель характеризуется наличием гибкого законодательства, обеспечивающего главенство личной инициативы. В культурном плане в
США основной упор делается на развитие домашних информационных развлечений.
2. Азиатская модель является в некотором смысле промежуточной, так как в основе ее лежит идея сотрудничества государства и предпринимателей. Государство участвует в принятии решений в области крупных вложений частного капитала. Кроме того, государство активно участвует в создании материальной и социальной инфраструктуры.
Эта модель опирается на особый стиль управления, другую корпоративную культуру, на многослойную систему субконтрактов, организованную по принципу иерархической пирамиды. Наличие сильной социокультурной составляющей является отличительной чертой этой модели. Основной упор в процессе информатизации делается на повседневные нужды людей, на разработку и внедрение ИТТ, способствующих повышению качества жизни населения.
Ясно, что Россия не принадлежит к клубу избранных, но она выделяется и из всех остальных. По-видимому, она занимает промежуточное место между новыми индустриальными странами, вроде Турции, Мексики или Аргентины, и развивающимися странами. Отставание России вызвано не столько нынешним экономическим спадом, сколько структурой ее реального сектора экономики, где преобладает производство сырья, энергии и неконкурентной продукции обрабатывающей промышленности. Доминирование в экономике России отсталых технологических укладов, неразвитость инфраструктуры, отсутствие национальной компьютерной сети и, наконец, низкий уровень информационных потребностей в обществе- таковы принципиальные преграды на пути нашей страны к этому обществу. Именно поэтому Россия должна найти свой путь преодоления этих преград, определяемый с учетом особенностей ее социального, экономического, политического состояния и перспективами развития.
Россия вынуждена искать ответ на глобальный вызов современного мирового информационного развития, когда промедление в движении по этому пути отбросит нашу страну назад на многие десятилетия.
На прошедшей в феврале 1997 г. международной конференции Всемирного Торгового общества (ВТО) было принято Соглашение 69 стран о либерализации рынка связи, где в качестве основного предлагается принцип конкуренции - возможности свободного выбора базовой инфраструктуры связи и информатизации для поставщиков услуг, что требует отмены ограничений на использование инфраструктуры связи и информатизации третьих стран для либерализованных услуг электросвязи.
В условиях глобализации социальных и экономических процессов ИТ выступают одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в., содействуют людям и обществу в использовании знаний и идей, открывают огромные возможности для достижений взаимодополняющих целей: обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности. В реализации этих целей в Окинавской Хартии глобального информационного общества (2000) определены основные направления развития нормотворчества и экономической политики в области ИТ, о чем сказано в предисловии к учебнику.
На сегодняшний день в мире сложилось три основных относительно изолированных региональных центра специализации по производству информационных продуктов и высокотехнологичных компонентов: Североамериканское сообщество, включающее в себя
США и Канаду (лидируют в производстве новых программных продуктов для широкого использования и разработках новых образцов компьютерной техники), Западная Европа
(специализируется на рынке коммуникаций) и Япония со странами Юго-Восточной Азии, и в какой-то мере примыкающий к ним Китай (обладающие производственными мощностями и сравнительно дешевой рабочей силой, представляют из себя массовых поставщиков элементов компьютерной продукции). Россия в этом международном разделении труда, к сожалению, играет пока, в основном, роль потребителя. Наивно было бы полагать, что эти информационные монополисты реально заинтересованы в технологическом и информационном развитии нашей страны, что также выводит вопросы информационной безопасности на первое место в системе национальной безопасности страны. Учитывая при этом меры, принимаемые в последние годы американской администрацией по закрытию своего информационного пространства, в том числе через Интернет от внешнего пользователя, предложенный принцип конкуренции при максимальной открытости можно интерпретировать как очередное проявление политики двойных стандартов: развитие конкуренции на рынке США, куда нам доступ закрыт, и установление режима максимальной открытости для России.
По оценкам Всемирного банка, на развитие информационных технологий в следующие пять лет потребуется ежегодно тратить 60 млрд долл., что потребует прилива новых инвестиций в отрасль. Привлекательность данного сектора рынка, в том числе в СНГ и в
России, создает условия для резкой конкурентной борьбы.
8
Таким образом, можно сделать вывод, что интенсивное развитие информационных технологий является важным вызовом времени современной эпохи. Очевидно, что страны, которые попытаются не принимать во внимание этот фактор, рискуют не только замедлить
темпы своего социально-экономического развития, но и могут поставить под удар интересы своей национальной безопасности.
Изучение и использование мирового опыта необходимо и важно для России, но это надо делать при разработке эффективной национальной стратегии (о необходимости которой заявлено в Окинавской Хартии) только с привязкой зарубежных рекомендаций к нашим национальным интересам.
Сделать это может государство в союзе со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего частным сектором. Россия в этом процессе значительно отстала, но это дает возможность на примере других стран понять роль государственного воздействия для целенаправленного формирования основ информационного общества.
К основным условиям успешного продвижения России на пути к информационному
обществу можно отнести:
9
Первое - сдвиг в сторону высоких технологий и конкурентоспособного наукоемкого производства. Это предполагает, что темпы роста информационных ресурсов и развитие информационной инфраструктуры должны не просто расти быстрее, чем все другие виды ресурсов, но темпы этого роста должны быть сопоставимы с западными. Для этого необходимо увеличение государственных капиталовложений в информационные отрасли экономики и, прежде всего, в науку и образование, до уровня минимум 3-4% ВВП, а также широкое привлечение частных (как иностранных, так и отечественных) инвестиций; продуманная налоговая политика поддержки и государственного протекционизма отечественных производителей средств информатизации и принятие соответствующего законодательства для активизации частных инвестиций в информационные отрасли
России.
Второе - увеличение совокупного дохода на душу населения.
Третье - информационная прозрачность для общества и граждан всех государственных структур.
Четвертое - разумная децентрализация хозяйственного управления и неукоснительное соблюдение принципов федерализма, независимости средств массовой информации, целенаправленное формирование доверия населения к власти, экономической и социальной политике государства.
Пятое - сохранение и развитие информационной системы "Образование - наука". На темпы формирования информационных ресурсов, совершенствование доступа к ним может весьма отрицательно повлиять недостаточная информационная активность пользовательской среды. Информационное общество должно не только обеспечить удовлетворение информационных потребностей, но и стимулировать деятельность потребителей информации. Для этого необходимо разработать комплекс мер по повышению информационной и компьютерной грамотности населения, включающих чтение курсов в учебных заведениях по овладению навыками поиска и использования информации, широкую пропаганду по радио, телевидению, в печати возможностей получения необходимой информации, издание соответствующей массовой литературы и т. д. Примером успешного сотрудничества здесь может служить Декларация о партнерстве между высшей школой России и ЮНЕСКО (1991), в реализации которой в том числе эта международная организация, поддерживающая культуру, науку и образование, создала в
России 11 специальных кафедр, 78 ассоциированных школ и Институт по
Изучение и использование мирового опыта необходимо и важно для России, но это надо делать при разработке эффективной национальной стратегии (о необходимости которой заявлено в Окинавской Хартии) только с привязкой зарубежных рекомендаций к нашим национальным интересам.
Сделать это может государство в союзе со всеми заинтересованными сторонами, прежде всего частным сектором. Россия в этом процессе значительно отстала, но это дает возможность на примере других стран понять роль государственного воздействия для целенаправленного формирования основ информационного общества.
К основным условиям успешного продвижения России на пути к информационному
обществу можно отнести:
9
Первое - сдвиг в сторону высоких технологий и конкурентоспособного наукоемкого производства. Это предполагает, что темпы роста информационных ресурсов и развитие информационной инфраструктуры должны не просто расти быстрее, чем все другие виды ресурсов, но темпы этого роста должны быть сопоставимы с западными. Для этого необходимо увеличение государственных капиталовложений в информационные отрасли экономики и, прежде всего, в науку и образование, до уровня минимум 3-4% ВВП, а также широкое привлечение частных (как иностранных, так и отечественных) инвестиций; продуманная налоговая политика поддержки и государственного протекционизма отечественных производителей средств информатизации и принятие соответствующего законодательства для активизации частных инвестиций в информационные отрасли
России.
Второе - увеличение совокупного дохода на душу населения.
Третье - информационная прозрачность для общества и граждан всех государственных структур.
Четвертое - разумная децентрализация хозяйственного управления и неукоснительное соблюдение принципов федерализма, независимости средств массовой информации, целенаправленное формирование доверия населения к власти, экономической и социальной политике государства.
Пятое - сохранение и развитие информационной системы "Образование - наука". На темпы формирования информационных ресурсов, совершенствование доступа к ним может весьма отрицательно повлиять недостаточная информационная активность пользовательской среды. Информационное общество должно не только обеспечить удовлетворение информационных потребностей, но и стимулировать деятельность потребителей информации. Для этого необходимо разработать комплекс мер по повышению информационной и компьютерной грамотности населения, включающих чтение курсов в учебных заведениях по овладению навыками поиска и использования информации, широкую пропаганду по радио, телевидению, в печати возможностей получения необходимой информации, издание соответствующей массовой литературы и т. д. Примером успешного сотрудничества здесь может служить Декларация о партнерстве между высшей школой России и ЮНЕСКО (1991), в реализации которой в том числе эта международная организация, поддерживающая культуру, науку и образование, создала в
России 11 специальных кафедр, 78 ассоциированных школ и Институт по