Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 706
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
информационным технологиям в образовании. Сегодня Россия - единственное государство в мире, подписавшее тройственное соглашение с ЮНЕСКО и ЮНИДО по программе "Открытая образовательная система для XXI века", которая предполагает расширение образовательного пространства с использованием новейших технологий.
Шестое - переориентация многих предприятий ВПК на создание и модернизацию парка средств информатики может решить проблему всеобщего охвата трудоспособного населения компьютерной грамотностью, однако такая переориентация требует целенаправленной государственной политики и, естественно, достаточного финансирования.
Седьмое - последовательная интеграция информационного пространства России в мировое информационное пространство при сохранении национального информационного суверенитета. Необходимо более широкое вовлечение страны в мировую хозяйственную и научную интеграцию и, в свете вступления России в Совет Европы, прежде всего в трансъевропейские экономические и технологические структуры. Россия обязана стать неотъемлемой частью как минимум европейского, если не мирового экономического сообщества.
Таким образом, информационное общество, как наиболее организованная социальная
система, предполагает не только более высокий уровень оборота информации, но и более
высокую степень регулирования этих, отношений, в том числе необходимых ограничений в
этой сфере, что возможно, прежде всего, на правовой основе.
1
Угринович Е. А. Информационное общество // Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 274.
2
Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1997.
3
Глобальное видение как элемент выработки и принятия стратегических интересов. Доклад РИСИ. М., 1998;
Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "О построении в России информационного общества" 10.06.1997;
4
Финько О. А. О развитии информационного пространства России. М., 1998.
5
Наиболее полный сравнительный анализ российского, американского, азиатского и европейского путей информационного развития и построения информационного общества сделан в исследовании группы ученых во главе с Г. Л. Смолян из Института системного анализа РАН по проекту РГНФ 97-03-04319, итоги которого опубликованы в книге "Путь России к информационному обществу (предпосылки, индикаторы, проблемы, особенности)".
6
Эта политика подразумевает реализацию принципов, разработанных на встрече руководителей стран "Большой семерки" в феврале 1995 г. в Брюсселе: содействие динамичной конкуренции; поощрение частных капиталовложений; участие в разработке гибкого законодательства, способного к адаптации; обеспечение открытого доступа к сетям; содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных слуг; участие в международных обсуждениях проблем построения глобального информационного пространства. При этом группа наиболее развитых стран, считая, что информационное общество должно быть ориентировано на нужды граждан, приняли на себя следующие обязательства: стимулировать развитие универсальных услуг для обеспечения широкого круга возможностей для всех граждан; изучать влияние информационного общества на занятость; предоставлять богатства культуры всем гражданам через развитие многообразия; способствовать частному сектору в развитии информационных сетей и новых информационных услуг; обеспечивать необходимое обучение и образование; способствовать улучшению понимания качества жизни
(демонстрация возможностей гибкой, более качественной работы, улучшений в здравоохранении, образовательном досуге, городском развитии и большего участия инвалидов в жизни общества)обеспечивать общественную поддержку за счет улучшения понимания качества жизни; стимулировать диалог о международном сотрудничестве; достичь политических и технологических решений по защите личной тайны и персональных данных, увеличению информационной безопасности, защите поставщиков информации.
7
Машлыкин В. Г. Европейская информационная сеть по международным отношениям //Доклады Института
Европы РАН. 1994. № 10.
Шестое - переориентация многих предприятий ВПК на создание и модернизацию парка средств информатики может решить проблему всеобщего охвата трудоспособного населения компьютерной грамотностью, однако такая переориентация требует целенаправленной государственной политики и, естественно, достаточного финансирования.
Седьмое - последовательная интеграция информационного пространства России в мировое информационное пространство при сохранении национального информационного суверенитета. Необходимо более широкое вовлечение страны в мировую хозяйственную и научную интеграцию и, в свете вступления России в Совет Европы, прежде всего в трансъевропейские экономические и технологические структуры. Россия обязана стать неотъемлемой частью как минимум европейского, если не мирового экономического сообщества.
Таким образом, информационное общество, как наиболее организованная социальная
система, предполагает не только более высокий уровень оборота информации, но и более
высокую степень регулирования этих, отношений, в том числе необходимых ограничений в
этой сфере, что возможно, прежде всего, на правовой основе.
1
Угринович Е. А. Информационное общество // Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 274.
2
Масуда Е. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1997.
3
Глобальное видение как элемент выработки и принятия стратегических интересов. Доклад РИСИ. М., 1998;
Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "О построении в России информационного общества" 10.06.1997;
4
Финько О. А. О развитии информационного пространства России. М., 1998.
5
Наиболее полный сравнительный анализ российского, американского, азиатского и европейского путей информационного развития и построения информационного общества сделан в исследовании группы ученых во главе с Г. Л. Смолян из Института системного анализа РАН по проекту РГНФ 97-03-04319, итоги которого опубликованы в книге "Путь России к информационному обществу (предпосылки, индикаторы, проблемы, особенности)".
6
Эта политика подразумевает реализацию принципов, разработанных на встрече руководителей стран "Большой семерки" в феврале 1995 г. в Брюсселе: содействие динамичной конкуренции; поощрение частных капиталовложений; участие в разработке гибкого законодательства, способного к адаптации; обеспечение открытого доступа к сетям; содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных слуг; участие в международных обсуждениях проблем построения глобального информационного пространства. При этом группа наиболее развитых стран, считая, что информационное общество должно быть ориентировано на нужды граждан, приняли на себя следующие обязательства: стимулировать развитие универсальных услуг для обеспечения широкого круга возможностей для всех граждан; изучать влияние информационного общества на занятость; предоставлять богатства культуры всем гражданам через развитие многообразия; способствовать частному сектору в развитии информационных сетей и новых информационных услуг; обеспечивать необходимое обучение и образование; способствовать улучшению понимания качества жизни
(демонстрация возможностей гибкой, более качественной работы, улучшений в здравоохранении, образовательном досуге, городском развитии и большего участия инвалидов в жизни общества)обеспечивать общественную поддержку за счет улучшения понимания качества жизни; стимулировать диалог о международном сотрудничестве; достичь политических и технологических решений по защите личной тайны и персональных данных, увеличению информационной безопасности, защите поставщиков информации.
7
Машлыкин В. Г. Европейская информационная сеть по международным отношениям //Доклады Института
Европы РАН. 1994. № 10.
8
Согласно мировому опыту телефонизация в стране считается законченной при достижении уровня 40 телефонных аппаратов на 100 жителей. В 1995-2000 гг. на 100 жителей приходилось телефонных линий: в
США - 63/72, во Франции - 56/63, в Германии - 49/63, в Японии - 49/54, в Южной Корее - 41/55, в Турции -
21/38, в России - 17/20, в Китае - 3/19 (Телекоммуникации и право (Вопросы стратегии) / Под ред. Ю. М.
Батурина. М., 2000. С. 47).
9
Материалы парламентских слушаний в Государственной Думе РФ "О построении в России информационного общества" 10.06.1997: Смолян Г. Л., ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН. Социально-экономические предпосылки движения России к информационному обществу;
Черешкин Д. С., вице-президент РАЕН. Государственная поддержка развития технологий информатизации как условие перехода России к информационному обществу; Экономическое развитие России и мировые тенденции на рубеже веков. Колл. авт. ИСК РАН / Руководитель С. М. Рогов. М., 1996. С. 81-83; Смолян ГЛ.,
Черешкин Д. С., Вершинская О. Н., Костюк В. Н., Савостицкий Ю. А. Путь России к информационному обществу (предпосылки, индикаторы, проблемы, особенности). М., 1997.
1.4. Информация и государство. Единое информационное пространство
На протяжении всего XX в. делались прогнозы, что технический и технологический прогресс самым радикальным образом трансформирует политическую картину мира и изменит роль государства. Еще в 1910 г. Норман Анджел заявил, что война становится невозможной в силу экономической взаимозависимости, однако Первая мировая война опровергла это. Модернисты 60-70-х годов говорили, что телекоммуникации и реактивный двигатель превратят мир в "глобальную деревню", и верили, что классические государства уступят место транснациональным корпорациям, социальным движениям и международным организациям. Такие апологеты информационной революции, как Питер
Дракер, Тоффлер и Эстер Дайсон утверждали, что она приведет к краху систему иерархических бюрократических отношений или же к "информационной изоляции" правительства и создаст новый электронный феодализм. Однако государства все еще не утратили свою роль в общественной и международной жизни и, похоже, эта роль в новом столетии будет возрастать.
Создание глобальных информационных сетей и необычайно широкое распространение информационных коммуникаций привело к появлению новых факторов, позволяющих говорить о качественном изменении не только в технической и технологической сфере, но и в системе проявления признаков государства. К ним можно отнести:
- прозрачность географических и геополитических границ государств при международном информационном обмене;
- глобализация информационных потоков и формирование малоуправляемых и малоконтролируемых государством способов и средств информационного обмена;
- расширение возможностей непосредственного контакта между социальными и политическими группами, в том числе и по негосударственным каналам, обусловленных общей доступностью компьютера, программного обеспечения и простотой работы пользователя с ними;
- относительное снижение роли силового маневрирования и военной силы в целом в осуществлении международных отношений, по крайней мере, в ее классическом понимании;
- "столкновение" национальных информационных законодательств стран и необходимость их гармонизации и унификации.
Наряду с этим, в эпоху всеобщей информатизации и построения информационного общества единая информационная среда (пространство) становится одним из важнейших государствообразующих признаков и обязательным условием и характеристикой самого информационного общества.
Понятие, признаки, структура единого информационного пространства. Как уже отмечалось, единое информационное пространство является, с одной стороны, - важным обязательным признаком и предпосылкой успешного формирования информационного общества, необходимым условием вхождения в мировое информационное сообщество; с другой стороны - выступает главным условием сохранения информационного суверенитета страны и укрепления государственности.
В настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия, как "единое информационное пространство". Известны попытки определить его исходя из определения информационной сферы (среды), данного в ст. 2 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене": сфера деятельности субъектов, связанная созданием, преобразованием и потреблением информации. Но это определение носит, на наш взгляд, слишком общий характер. Ниже приведено определение, данное автором в привязке к объектам и их основным признакам.
Под 1>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 59
единым информационным пространством страны предлагается понимать
совокупность
информационных
ресурсов
и
информационной
инфраструктуры,
позволяющая на основе единых принципов и по общим правилам обеспечивать безопасное
информационное взаимодействие государства, организаций и граждан при их
равнодоступности к открытым информационным ресурсам, а
также максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей
территории государства при сохранении баланса интересов на вхождение в мировое
информационное
пространство
и
обеспечения
национального
информационного
суверенитета.
К основным признакам единого информационного пространства страны можно отнести:
- действие единых принципов и общих правил для всех субъектов информационного взаимодействия при разумном сочетании государственного регулирования и саморегулирующихся начал в формировании и развитии единого информационного пространства;
1
- обеспечение безопасного информационного взаимодействия государства, организаций и граждан;
- максимально полное удовлетворение их информационных потребностей на всей территории государства;
- равнодоступность субъектов информационного взаимодействия к открытым информационным ресурсам и их правовое равенство;
- сохранение баланса интересов на вхождение в мировое информационное пространство и обеспечение национального информационного суверенитета.
Основными объектами единого информационного пространства являются:
1. информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
2. информационная инфраструктура, как совокупность информационных систем, включающая в себя: а) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;
б) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; в) системы средств массовой информации;
2
г) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации. Обеспечивающую часть составляют научно-методическое, информационное, лингвистическое, техническое, кадровое, финансовое обеспечение.
Научно-методическое обеспечение должны составлять результаты научных исследований и разработок по основным проблемам, возникающим при создании, эксплуатации и совершенствовании автоматизированных информационных систем в правовой сфере деятельности (например, кодификация и классификация, семантика и формализация нормативных предписаний, моделирование норм права на ЭВМ, стандартизация структуры и содержания нормативного акта, социологические обследования, опросы общественного мнения, методология оценки эффективности нормативного предписания, оценка эффективности информационно-поисковых и экспертных систем, проблемы создания тезаурусов, словарей и т. п.). Лингвистическое обеспечение включает в себя лингвистические средства (классификаторы, рубрикаторы, тезаурусы, словари, словники и т. п.), способы и формы отражения документов в банках данных и базах знаний, инструктивно-методические материалы, а также методы систематизации законодательства и стандартизацию терминологии с учетом возможности применения современных средств информатизации.
Формирование и развитие единого информационного пространства России имеет своими
целями:
обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных
Конституцией Российской Федерации;
создание и поддержание информационного потенциала на уровне, необходимом для устойчивого и безопасного развития общества;
обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и их включение в единое информационное пространство, при этом они должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектам и гражданам;
преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы- переход от презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации, так как именно информационный монополизм является основной питательной средой бюрократизма, волюнтаризма и коррупции;
повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления;
повышение уровня правосознания, деловой и общественной активности граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности, равной возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-
2
г) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации. Обеспечивающую часть составляют научно-методическое, информационное, лингвистическое, техническое, кадровое, финансовое обеспечение.
Научно-методическое обеспечение должны составлять результаты научных исследований и разработок по основным проблемам, возникающим при создании, эксплуатации и совершенствовании автоматизированных информационных систем в правовой сфере деятельности (например, кодификация и классификация, семантика и формализация нормативных предписаний, моделирование норм права на ЭВМ, стандартизация структуры и содержания нормативного акта, социологические обследования, опросы общественного мнения, методология оценки эффективности нормативного предписания, оценка эффективности информационно-поисковых и экспертных систем, проблемы создания тезаурусов, словарей и т. п.). Лингвистическое обеспечение включает в себя лингвистические средства (классификаторы, рубрикаторы, тезаурусы, словари, словники и т. п.), способы и формы отражения документов в банках данных и базах знаний, инструктивно-методические материалы, а также методы систематизации законодательства и стандартизацию терминологии с учетом возможности применения современных средств информатизации.
Формирование и развитие единого информационного пространства России имеет своими
целями:
обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных
Конституцией Российской Федерации;
создание и поддержание информационного потенциала на уровне, необходимом для устойчивого и безопасного развития общества;
обеспечение оперативного доступа к имеющимся информационным ресурсам и их включение в единое информационное пространство, при этом они должны быть на законном основании доступны органам управления государственной власти, хозяйствующим субъектам и гражданам;
преодоление информационного монополизма управленческих и коммерческих структур на открытые информационные ресурсы- переход от презумпции закрытости информации к презумпции открытости информации, так как именно информационный монополизм является основной питательной средой бюрократизма, волюнтаризма и коррупции;
повышение согласованности решений, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления;
повышение уровня правосознания, деловой и общественной активности граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности, равной возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-
экономической, общественно-политической информацией, а также информационными фондами сфер образования, культуры и т. д.;
построение информационного общества в стране и его вхождение в мировое информационное сообщество.
Как уже отмечалось, информационные ресурсы являются одним из важнейших объектов и компонентов информационного пространства, их формирование и использование - одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства.
Суть теории построения единого информационного пространства страны через развитие информационных ресурсов сводится к следующему:
1. Основу единого информационного пространства России составляет единое информационное пространство органов государственной власти.
2. Основу единого информационного пространства органов государственной власти составляют информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку принятия решений как в сфере управления экономикой, таки в области безопасности личности, общества, государства: информационно- телекоммуникационная система специального назначения(ИТКС), информационно- коммуникационная система (ИКС), информационно-телекоммуникационная система
Министерства по чрезвычайным ситуациям, единая телекоммуникационная система
Минобороны РФ "Широта".
3. Основу интегрированной системы составляют государственные информационные ресурсы. К ним относятся: ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности; ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти. На данном этапе развития к приоритетным государственным информационным ресурсам следует отнести:
правовую информацию, связанную с построением правового государства;
информацию о деятельности органов государственной власти, в том числе о бюджетных расходах, обеспечивающую возможность демократического контроля их деятельности;
информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для безопасного существования граждан, населения в целом, а также производственных объектов;
открытую информацию о предприятиях и организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в государственные органы;
информацию, составляющую научный потенциал и культурное наследие общества
(просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.);
государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях
- держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов.
4. Информационные ресурсы органов государственной власти подразделяются: а) по периоду (времени) управления:
построение информационного общества в стране и его вхождение в мировое информационное сообщество.
Как уже отмечалось, информационные ресурсы являются одним из важнейших объектов и компонентов информационного пространства, их формирование и использование - одна из ключевых проблем создания единого информационного пространства.
Суть теории построения единого информационного пространства страны через развитие информационных ресурсов сводится к следующему:
1. Основу единого информационного пространства России составляет единое информационное пространство органов государственной власти.
2. Основу единого информационного пространства органов государственной власти составляют информационно-телекоммуникационные системы, способные обеспечить информационную поддержку принятия решений как в сфере управления экономикой, таки в области безопасности личности, общества, государства: информационно- телекоммуникационная система специального назначения(ИТКС), информационно- коммуникационная система (ИКС), информационно-телекоммуникационная система
Министерства по чрезвычайным ситуациям, единая телекоммуникационная система
Минобороны РФ "Широта".
3. Основу интегрированной системы составляют государственные информационные ресурсы. К ним относятся: ресурсы, создаваемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности; ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по заказам и в интересах органов государственной власти. На данном этапе развития к приоритетным государственным информационным ресурсам следует отнести:
правовую информацию, связанную с построением правового государства;
информацию о деятельности органов государственной власти, в том числе о бюджетных расходах, обеспечивающую возможность демократического контроля их деятельности;
информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для безопасного существования граждан, населения в целом, а также производственных объектов;
открытую информацию о предприятиях и организациях, поставляемую ими в соответствии с законодательством в государственные органы;
информацию, составляющую научный потенциал и культурное наследие общества
(просветительскую, научно-техническую, литературно-художественную, музейную, архивную и пр.);
государственный информационный регистр, содержащий сведения об организациях
- держателях государственных, негосударственных и смешанных информационных ресурсов.
4. Информационные ресурсы органов государственной власти подразделяются: а) по периоду (времени) управления: