Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ученый, преуспевший во многих сферах знаний, современник

Вольтера и во многом его единомышленник. Он является одним из

основоположников географического детерминизма. Он считал, что

климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер

развития общества.В своих философских взглядах он выступал, как и многие философы эпохи Просвещения, с позиции деизма - видел в Боге создателя, но отвергал

его возможности вмешиваться в дела людей и процессы природы. Бог

для него средство для поддержания порядка и воспитания нравственности. Он отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за

притязания на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих и подавление человеческой инициативы. Полагал, что история делается

людьми, а не в силу Божественного предопределения.

В своих социальных исследованиях он исходил из того, что до появления

государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь

друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным,

люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал

взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение

публичной власти. Государство должно строиться на выдвинутой им идее

«разделения властей», в целях более эффективного

функционирования и предотвращения деспотизма. При этом верховенство в государстве должно принадлежать закону.

Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания порядка в обществе и его нравственности.

Ж.Ж.Руссо (1712-1778гг.)видел в Боге волю и мировой разум, считал, материя,

что несотворима и объективно существует всегда, а человек состоит из

смертного тела и бессмертной души. Выступал против религии как

таковой, против христианства, однако из-за боязни, то в случае

исчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные

ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую

религию», «культ великого существа Бога)», «культ мировой воли» и т.д.

Главной причиной противоречий в обществе считал частную

собственность. Обосновал право народа на восстание (угнетенное,

лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть


паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по

собственному усмотрении). В справедливом, идеальном обществе все

должны обладать равными правами, а частная собственность

равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в

размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения. Власть должна

осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно –

через собрания и сходы. В будущем государстве должна быть

применена принципиально новая система воспитания детей: они

должны быть изолированы от окружающего мира в специальных

учебных заведениях, где их будут воспитывать люди нового общества –

на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и

деспотизму, владеющих профессией и знающих науки.

Дени Дидро(1713-1784 гг.). Величайший представитель эпохи Просвещения,

философ-материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в., основатель и редактор «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», которая своим обобщением достижений естествознания повлияла на развитие всех областей науки. Энциклопедия смело критиковала идеализм и религию, феодальные формы общественного и государственного устройства, в ней был основан новый принцип гуманизма.

По сути дела это означало идеологическую подготовку Великой французской

революции (1789-1794 гг.). Дени Дидро по поводу создаваемой энциклопедии писал: «Наши притязания основываются на этой книге. Пусть потомство вынесет свой приговор». Ныне в Пантеоне Франции стоит памятник и Энциклопедии и ее главному редактору Д. Дидро. Потомство вынесло свой приговор. Они бессмертны.

В своих работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об

объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Даламбера», выступая против субъективного идеализма, дает свое понимание важнейших онтологических проблем. Все, что существует, учил он, материально. Мир

беспрерывно зарождается и умирает, в каждый момент находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира. Таким образом, он признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением

котрой считал все единичные вещи. Движение он объяснял как свойство материи, рак разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению).

Как видим, Дидро вводит диалектику в рассмотрение проблем бытия. По его мнению, чувствует вся материя (это точка зрения 

гилозоизма). Однако он различает «чувствительность инертную» и «чувствительность деятельную».

Последняя проявляется лишь в определенным образом организованной материи.

В основе социального развития он видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля. Идеалом государства философ считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.

Ф.Бабеф (1760-1797 гг.) считается первым коммунистом– теоретиком и практиком.

Он решительно отвергал все философские теории, которые носят

Половинчатый характери не ставят себе цель принесение народу счастья..

Критиковал существующее общество и государство. Главное социальное

зло– частная собственность и разделение общества на противоположные

классы – богатых и бедных. Идеальное общество – общество в котором

нет классового деления, частной собственности, вся земля разделена

поровну между теми, кто на ней работает; существует полное

экономическое и политическое равенство, совместный труд и всеобщее,

равномерное, государственное распределение произведенного всем

обществом продукта между всеми его членами.

Такое общество (коммунистическое) можно построить только

путем насильственной революции бедных против богатых и жесткого

революционного порядка. Бабеф стал первым философом-

коммунистом, который попытался осуществить свои идеи на практике.

Он создал революционную организацию «Заговор во имя равенства»

для подготовки вооруженного восстания, составил манифест и

программу будущего революционного правительства. Однако в 1797

году заговор был раскрыт, а Бабеф и некоторые его соратники были

казнены.

Контрольные задания и вопросы:

1. В чем новизна и особенности философии Нового времени?

2. Объясните значения терминов «эмпиризм» и «рационализм».

Что объединяет эти течения философской мысли ХV11 в.?

3. Объясните фразу Декарта «Cogito ergo sum».

4. Сравните учения о субстанции Б.Спинозы и Г.Лейбница.

5. Охарактеризуйте учение Ф.Бэкона об «идолах» познания; какие идолы им выделяются?.

6. Каковы основные черты философии эпохи Просвещения.

7. Дайте определение понятиям: индукция, дедукция, субстанция, врожденные идеи, монада, дуализм, гражданское общество.


ТЕМА 5.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И

МАРКСИЗМ

План:

1. Немецкая классическая философия. Учения И.Канта и Ф.Гегеля.

2. Диалектический и исторический материализм К.Маркса и

Ф.Энгельса.
1. Немецкая классическая философия.

К немецкой классической философии конца ХVIII-ХIХ вв.

относятся И. Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель и Л. Фейербах. Все

они очень разные философы, но их творчество принято оценивать как

единое целое. Их объединяют общие методологические принципы

построения философского знания: рационализм, диалектика,

историзм.

И. Кант Критика чистого разума») – родоначальник

немецкой классической философии. В его творчестве выделяется два

периода: 1) «докритический» - сфера интересов ограничивается

проблемами онтологии, космологии, естественнонаучными

исследованиями; 2) «критический» - на первый план выходят проблемы

гносеологии: познавательные возможности человека, границы

научного знания, структура мышления. Решает он эти вопросы с

позиции агностицизма.

В докантовской гносеологии трудность познания определялась

самим объектом познания – окружающим миром, который содержит

в себе бесконечное множество неразгаданных тайн. Кант полагает, что

причиной этой трудности является сам человек и его разум (т.е. субъект

познания), а не окружающий мир. Познавательные способности

человеческого разума ограничены (разум не может все!). Разум

постоянно наталкивается на неразрешимые противоречия в процессе

познания (антиномии). С помощью разума можно одновременно

доказать оба противоположных положения антиномии (например,

«существуют только простые элементы и то, что состоит из простых» и

«в мире нет ничего простого»). Разум заходит в тупик. Наличие

антиномий – доказательство наличия границ познавательных

способностей разума.

Однако, разум наталкивается не только на внутренние границы –

неразрешимые противоречия, но и на внешние – сущность вещей

принципиально непознаваема. Весь мир делится, по Канту, на

познаваемый мир «явлений» и мир «
вещей в себе», заключающих в

себе сущность явлений – он недоступен человеческому разуму.

Философ ставит вопрос возможно ли вообще всеобщее и

необходимое знание?

Все знание Кант делит на апостериорное – то, которое получает

человек в результате опыта, оно предположительно, не обладает полной

достоверностью и к всеобщности не имеет никакого отношения; и

априорное - доопытное, то есть то, которое существует в разуме

изначально и не требует никакого опытного доказательства и

практического подтверждения (например, «все что случается имеет

причину», «человеческая жизнь протекает во времени»), оно

абсолютно достоверно, надежно, обладает качествами всеобщности и

необходимости. Априорными являются категории рассудка, законы

(сохранения, причинности, взаимодействия), пространство и время как

формы. Будучи всеобщими и необходимыми законы принадлежат не

самой природе, а человеческому рассудку, пространство и время не

формы существования вещей, а формы чувственного созерцания

человека – к реальному миру тоже не имеют никакого отношения.

В результате познавательный процесс происходит следующим

образом: внешний мир первоначально осуществляет воздействие на

органы чувств человека. Органы чувств принимают эти образы

внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит

полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в

систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная

картина окружающего мира. Однако, по Канту, эта целостная картина

мира в нашем сознании ничего не имеет общего с реальным миром!

Потому что наше сознание само выстраивает окружающий мир при

помощи априорных законов, категорий и форм чувственного

созерцания– пространства и времени. Отсюда вывод Канта, что вещи

сами по себе непознаваемы, так же как и весь окружающий мир. Более

того – философия в той форме какой она существовала до Канта

невозможна: она изучает сущность бытия, а она то как раз и

непознаваема! Задача философии теперь состоит в критике

рациональных способностей и определении границ познавательного

процесса.

Г.Гегель Энциклопедия философских наук») - вершина

немецкого идеализма первой половины ХIХ века. Основное понятие

Гегеля – этоМировой дух или Абсолютная идея