Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия
не существуют реально независимо от человека. Это лишь слова и
даже «звуки голоса» - «ноумены». Отсюда название этого направления
– «номинализм». Нет «общего», есть только «единичное», реально
существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди.
«человек» есть общее имя, которым называется каждый единичный
человек. Общее – отвлечение, абстракция (если есть только
«единичное», то Троица либо состоит из трех Лиц, либо речь идет о
трех названиях одного реального существующего Лица). Церковь
официально осудила и признала еретическими как «номинализм», так
и «так и «концептуализм» (Пьер Абеляр), пытавшийся примирить
реализм и номинализм. Согласно Абеляру общее существует реально,
но только в уме человека (тогда получается, что триединый Бог - общее
– существует только в уме!). Ожесточенные споры по этому вопросу
продолжались довольно долго и только Форма Аквинский предложил
решение, принятое Церковью. Общее существует вполне реально, не в
уме, и не в виде «идей» Платона. «Общее» – в Боге. Бог есть общая
полнота бытия – общее в чистом виде.
4.Основныенаправления и проблемы философии эпохи
Возрождения (ХIV-ХVI вв.)
Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм
Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла,
Мишель де Монтень, Николай Кузанский.
Направления: гуманистическое, натурфилософское,
неоплатоническое и социально-политическое.
Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы – это
время зарождения капиталистических отношений, складываний
национальных государств и абсолютных монархий, глубоких
социальных и религиозных конфликтов, бурного развития
естествознания и великих географических открытий.
Самоназвание эпохи говорит о возрождении интереса к античной
философии и культуре, в которых начинают видеть образец для
современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское.
Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе.
Философская мысль настроена оппозиционно к католической
идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и
Бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви, проявляющей
излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются
многие положения христианского богословия, в том числе место и
положение человека в мире. Если в средневековой философии человек
рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в
грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – все зло мира на
нем!), то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобии.
Разум, творчество, красота, свобода – эти черты не присущи человеку
сами по себе, они – отражение Бога в нем. Здесь не темное, а светлое
восприятие человека внутри одной христианской традиции.
Главная черта философии эпохи Возрождения –
антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек
восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания,
призван к свободе, творчеству, славе, блаженствуне только в загробной
жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы
составляют первейший долг человека. Именноздесь (в труде, творчестве,
любви) он должен реализовать себя. Вэтом повороте к земной жизни и
ее прославлению кардинальное отличие от средневековой
антропологии.
Меняется и понимание Бога. На смену дуалистической,
противопоставляющей Бога и природу, приходит пантеистическая
картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог
философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из
ничего, он «со-вечен миру» и сливается с законом естественной
необходимости. Априрода из служанки и творения бога превращается
в обожествленное, т.е наделенное всеми необходимыми силами для
самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно ).
Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом
месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда
еще одна особенность ренессансной культуры и философии –
«секуляризацич я» - освобождение от церковного влияния. Проблемы
государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму
теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное
существование, законы которого должны изучаться светскими науками.
В этот период поворота к природе возникают и развиваются
естественные науки, дающие истинное знание о природе предлагались
как теории религиозных преобразований, так и социального
переустройства (Коперник, Галилео Галилей, Кеплер).
Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали
схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества,
опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
Мишель де Монтень. Основная работа – «Опыты». Часто
прибегает к авторитету античных мыслителей. Однако главный
авторитет для него – разум человека. Все, что относится к природе –
дело разума, все, что относится к религии – дело веры. Монтень
высказывается за строгое разграничение веры и разума. Разум, однако,
не всемогущ. Онможет и заблуждаться. Девиз Монтеня – «Что я знаю!».
Сомнение – двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а
помогает развитию науки. Мы должны считать знание процессом, а не
догматом. Наши знания историчны, относительны, ограничены
возможностями органов чувств. Т.к. человек – природное существо и
подчинен законам природы, он – часть всего живого и должен жить в
гармонии со всем живущим на земле и с природой. Отсюда и понимание
свободы человека как действий в соответствии с природой и ее законами.
Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали.
Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель
состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам
природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту.
Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Смерть
неизбежна, бессмертие души спорно. Поэтому ради возможности
бессмертия души нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.
В эпоху Возрождения предлагались как теории религиозных
преобразований, так и социального переустройства.
Томас Мор – основатель утопического социализма. Принцип
построения идеального общества, в котором нет социальных
противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого
нет). Главным источником социальной несправедливости Т.Мор, вслед
за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом
острове нет частной собственности и труд является обязанностью всех
членов общества. Все произведенные продукты поступают в
собственность общества и затем равномерно распределяются между
всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От
трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые
способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы
(военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица
избираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят
в Бога, существует полная веротерпимость.
Мартин Лютер – основоположник Реформации. Выступал
против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том,
что междуБогом и верующими не должно быть никакого посредника.
Общениемежду ними должно происходить напрямую (верующий, его
вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих плату за свое
содействие). Церковь же должна стать демократичнее, а обряды
понятными людям. Должен быть восстановлен авторитет светской
власти. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и
образование от католических догм. Путь к спасению – не аскетизм и
молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу
(профессия). Работай лучше - и будешь ближе к Богу.
Николай Кузанский – известный деятель католической Церкви,
кардинал. В работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании»
философ выступал в пользу изучения естественных наук и
невмешательства теологии в область рационального знания. Согласно,
Николаю Кузанскому мир создан Богом, но он бесконечен, материален
и движется через противоположности. Человека он ставит очень
высоко. Бог присутствует в человеке. Бог присутствует во всем, прежде
всего в природе. Бог – это центр Вселенной и ее предел. Он – целое,
тогда как Вселенная – часть. Мир как бы «свертывается» в Боге и Бог
«разворачивается» по мере своего воплощения в мир. Истина – всегда
процесс (а не догма), процесс познания, движения к Богу.
Контрольные вопросы и задания:
1. Раскройте особенности средневековой философии.
2. Какие 5 доказательств бытия Бога приводились в философии Фомы
Аквинского?
3. В чем суть спора между реализмом и номинализмом?
4. Какова причина зла в мире согласно Августину Блаженному?
5. В чем заключается отличие философии эпохи Возрождения от
средневековой философии?
6. Что такое Утопия, опишите жизнь обитателей острова Утопия?
7. В чем состоит основное содержание Реформации?
8. Дайте определение понятиям: теология, теоцентризм, схоластика,
патристика, реализм, номинализм, универсалии, божественное
предопределение, антропоцентризм, протестантизм, секуляризация,
натурфилософия, пантеизм.
ТЕМА 4.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХVII вв.)
И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
План:
1. Основные проблемы и направления этого периода.
2. Рационализм и его представители.
3. Эмпиризм и его представители.
4. Философия эпохи Просвещения: специфика и направления.
1.Основныепроблемыинаправления философии Нового
времени.
Философия Нового времени охватывает период ХVI-ХVIII вв.
Это время становления и оформления естественных наук,
выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика,
механика, превращаются в самостоятельные науки. Линия, намеченная
в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с
тем возникают новые задачи и приоритеты в философии. В центре
внимания новой философии – теория познания и выработка общего
для всех наук метода познания. Нельзя познавать Бога, природу,
человека, общество, считают философы Нового времени, не выяснив,
прежде всего законы познающего Разума. В отличие от других наук
философия должна изучать именно мышление, его законы и методы, с
которого начинается построение всех наук. Этим вопросом занимаются
Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц.
Для философии данного периода характерен ряд установок:
1. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества.
Именно наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить
его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития,