Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


первому решение вопроса состояло в утверждении того, что понятия

не существуют реально независимо от человека. Это лишь слова и

даже «звуки голоса» - «ноумены». Отсюда название этого направления

– «номинализм». Нет «общего», есть только «единичное», реально

существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди.

«человек» есть общее имя, которым называется каждый единичный

человек. Общее – отвлечение, абстракция (если есть только

«единичное», то Троица либо состоит из трех Лиц, либо речь идет о

трех названиях одного реального существующего Лица). Церковь

официально осудила и признала еретическими как «номинализм», так

и «так и «концептуализм» (Пьер Абеляр), пытавшийся примирить

реализм и номинализм. Согласно Абеляру общее существует реально,

но только в уме человека (тогда получается, что триединый Бог - общее

– существует только в уме!). Ожесточенные споры по этому вопросу

продолжались довольно долго и только Форма Аквинский предложил

решение, принятое Церковью. Общее существует вполне реально, не в

уме, и не в виде «идей» Платона. «Общее» – в Боге. Бог есть общая

полнота бытия – общее в чистом виде.
4.Основныенаправления и проблемы философии эпохи

Возрождения (ХIV-ХVI вв.)

Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм

Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла,

Мишель де Монтень, Николай Кузанский.

Направления: гуманистическое, натурфилософское,

неоплатоническое и социально-политическое.

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы – это

время зарождения капиталистических отношений, складываний

национальных государств и абсолютных монархий, глубоких

социальных и религиозных конфликтов, бурного развития

естествознания и великих географических открытий.

Самоназвание эпохи говорит о возрождении интереса к античной

философии и культуре, в которых начинают видеть образец для

современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское.


Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе.

Философская мысль настроена оппозиционно к католической

идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и

Бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви, проявляющей

излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются

многие положения христианского богословия, в том числе место и

положение человека в мире. Если в средневековой философии человек

рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в

грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – все зло мира на

нем!), то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобии.

Разум, творчество, красота, свобода – эти черты не присущи человеку

сами по себе, они – отражение Бога в нем. Здесь не темное, а светлое

восприятие человека внутри одной христианской традиции.

Главная черта философии эпохи Возрождения –

антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек

восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания,

призван к свободе, творчеству, славе, блаженствуне только в загробной

жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы

составляют первейший долг человека. Именноздесь (в труде, творчестве,

любви) он должен реализовать себя. Вэтом повороте к земной жизни и

ее прославлению кардинальное отличие от средневековой

антропологии.

Меняется и понимание Бога. На смену дуалистической,

противопоставляющей Бога и природу, приходит пантеистическая

картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог

философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из

ничего, он «со-вечен миру» и сливается с законом естественной

необходимости. Априрода из служанки и творения бога превращается

в обожествленное, т.е наделенное всеми необходимыми силами для

самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно ).

Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом

месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда

еще одна особенность ренессансной культуры и философии –

«секуляризацич я» - освобождение от церковного влияния. Проблемы

государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму

теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное



существование, законы которого должны изучаться светскими науками.

В этот период поворота к природе возникают и развиваются

естественные науки, дающие истинное знание о природе предлагались

как теории религиозных преобразований, так и социального

переустройства (Коперник, Галилео Галилей, Кеплер).

Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали

схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества,

опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.

Мишель де Монтень. Основная работа – «Опыты». Часто

прибегает к авторитету античных мыслителей. Однако главный

авторитет для него – разум человека. Все, что относится к природе –

дело разума, все, что относится к религии – дело веры. Монтень

высказывается за строгое разграничение веры и разума. Разум, однако,

не всемогущ. Онможет и заблуждаться. Девиз Монтеня – «Что я знаю!».

Сомнение – двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а

помогает развитию науки. Мы должны считать знание процессом, а не

догматом. Наши знания историчны, относительны, ограничены

возможностями органов чувств. Т.к. человек – природное существо и

подчинен законам природы, он – часть всего живого и должен жить в

гармонии со всем живущим на земле и с природой. Отсюда и понимание

свободы человека как действий в соответствии с природой и ее законами.

Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали.

Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель

состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам

природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту.

Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Смерть

неизбежна, бессмертие души спорно. Поэтому ради возможности

бессмертия души нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.

В эпоху Возрождения предлагались как теории религиозных

преобразований, так и социального переустройства.

Томас Мор – основатель утопического социализма. Принцип

построения идеального общества, в котором нет социальных

противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого

нет). Главным источником социальной несправедливости Т.Мор, вслед

за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом


острове нет частной собственности и труд является обязанностью всех

членов общества. Все произведенные продукты поступают в

собственность общества и затем равномерно распределяются между

всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От

трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые

способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы

(военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица

избираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят

в Бога, существует полная веротерпимость.

Мартин Лютер – основоположник Реформации. Выступал

против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том,

что междуБогом и верующими не должно быть никакого посредника.

Общениемежду ними должно происходить напрямую (верующий, его

вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих плату за свое

содействие). Церковь же должна стать демократичнее, а обряды

понятными людям. Должен быть восстановлен авторитет светской

власти. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и

образование от католических догм. Путь к спасению – не аскетизм и

молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу

(профессия). Работай лучше - и будешь ближе к Богу.

Николай Кузанский – известный деятель католической Церкви,

кардинал. В работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании»

философ выступал в пользу изучения естественных наук и

невмешательства теологии в область рационального знания. Согласно,

Николаю Кузанскому мир создан Богом, но он бесконечен, материален

и движется через противоположности. Человека он ставит очень

высоко. Бог присутствует в человеке. Бог присутствует во всем, прежде

всего в природе. Бог – это центр Вселенной и ее предел. Он – целое,

тогда как Вселенная – часть. Мир как бы «свертывается» в Боге и Бог

«разворачивается» по мере своего воплощения в мир. Истина – всегда

процесс (а не догма), процесс познания, движения к Богу.


Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте особенности средневековой философии.

2. Какие 5 доказательств бытия Бога приводились в философии Фомы

Аквинского?

3. В чем суть спора между реализмом и номинализмом?

4. Какова причина зла в мире согласно Августину Блаженному?

5. В чем заключается отличие философии эпохи Возрождения от

средневековой философии?

6. Что такое Утопия, опишите жизнь обитателей острова Утопия?

7. В чем состоит основное содержание Реформации?

8. Дайте определение понятиям: теология, теоцентризм, схоластика,

патристика, реализм, номинализм, универсалии, божественное

предопределение, антропоцентризм, протестантизм, секуляризация,

натурфилософия, пантеизм.

ТЕМА 4.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХVII вв.)

И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

План:

1. Основные проблемы и направления этого периода.

2. Рационализм и его представители.

3. Эмпиризм и его представители.

4. Философия эпохи Просвещения: специфика и направления.
1.Основныепроблемыинаправления философии Нового

времени.

Философия Нового времени охватывает период ХVI-ХVIII вв.

Это время становления и оформления естественных наук,

выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика,

механика, превращаются в самостоятельные науки. Линия, намеченная

в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с

тем возникают новые задачи и приоритеты в философии. В центре

внимания новой философии – теория познания и выработка общего

для всех наук метода познания. Нельзя познавать Бога, природу,

человека, общество, считают философы Нового времени, не выяснив,

прежде всего законы познающего Разума. В отличие от других наук

философия должна изучать именно мышление, его законы и методы, с

которого начинается построение всех наук. Этим вопросом занимаются

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц.

Для философии данного периода характерен ряд установок:

1. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества.

Именно наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить

его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития,