Файл: 1 Теоретические аспекты системы трудовой мотивации и стимулирования персонала 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сильным мотиватором для многих является принадлежность к таможенному органу и структурному подразделению. Этот фактор может сформировать стремление повышать эффективность своей деятельности. Здесь можно выделить несколько инструментов:

  1. создание сплоченной команды (организация различных соревнований, конкурсов, как на работе, так и за ее пределами);

  2. необходимо дать понять, что руководитель таможенного поста прислушивается к идеям каждого должностного лица и работника бюджетной сферы, и ценит его;

  3. для сплочения коллектива проводятся корпоративные мероприятия. Можно создать праздник только для персонала структурного подразделения таможенного органа. На них можно подводить итоги, премировать, награждать лучших работников, обсуждать дальнейшие планы.

Систему мотивации таможенных органов нужно строить исходя из анализа потребностей должностных лиц и работников бюджетной сферы, она должна быть гибкой, учитывать профессиональные, возрастные особенности должностных лиц и работников таможенных органов. Каждый сотрудник должен знать, за что вознаграждают или наказывают. Для этого нужны четкие критерии оценки работы персонала.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что мотивация персонала является важнейшим фактором эффективности деятельности таможенных органов. В первую очередь, следует определить, что хочет получить от работы тот или иной сотрудник. Это может быть не только денежное вознаграждение, но и социальная защищенность, принадлежность таможенному органу, хорошая рабочая обстановка, удовлетворение от интересной для него работы, высокое качество жизни, возможность продвижения по карьерной лестнице, принадлежность к определенной социальной группе, желание приносить пользу людям. Система мотивации персонала может быть основана на самых разнообразных методах, выбор которых зависит от проработанности системы стимулирования, общей системы управления и особенностей деятельности таможенного органа.















Заключение


Таким образом, мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности любого предприятия

Данные эффективности деятельности персонала таможенных органов должны соответствовать следующим основным показателям:

1. Быть заинтересованными целями и задачами таможенных органов;

2. Отражать степень вклада каждого сотрудника в достижение целей и задач;

3. Излагать информацию таким образом, чтобы максимально доносить непосредственное влияние служащего на смену показателей результатов.

Таким образом, можно сказать, что для увеличения эффективности работы таможенных служб РФ следует усовершенствовать работу персонала являющегося важнейшей причиной деятельности службы и перспективы ее развития. Первостепенным критерием оценки эффективности деятельности таможенных органов представляют итог их деятельности в исполнении возложенных на них задач. Так же в системе управления трудовой мотивацией следует учитывать мотивы социально-психологической направленности ( т.е укреплять чувство значимости и причастности в организации, формировать межличностные коммуникативные связи ).

Главной задачей является обеспечение для государственных служащих таких условий для мотивации, которые будут дисциплинировать, стимулировать, способствовать профессиональной и творческой реализации, воспитывать нравственные ценности и этические принципы служебной деятельности, что, соответственно, позволит повысить ответственность и результативность российской государственной службы.

Анализ влияния методов мотивации на деятельность должностных лиц и работников Читинской таможни позволил выявить следующие недостатки:

Во-первых, законодательство накладывает определенные ограничения на возможность получения иных доходов,

помимо места работы, а существующие социальные гарантии не компенсируют сложность и значимость деятельности должностных лиц таможенных органов, поэтому существует необходимость дополнения экономических методов мотивации.

Во-вторых, в части применения нематериальных методов мотивации, руководители таможенных органов часто применяют базовые методы поощрения, и недооценивают внутренние моральные стимулы.

В-третьих, должностные лица и работники таможенных органов сталкиваются с широким кругом участников внешнеэкономической деятельности, поэтому в системе управления трудовой мотивацией необходимо учитывать методы социально­-психологической направленности.

Необходимо комплексно подходить к совершенствованию системы мотивации труда, т. к. эффективность деятельности таможенных органов напрямую зависит от качества работы сотрудников, которые в свою очередь все больше требуют к себе достойного, заботливого отношения со стороны руководства.

Поэтому, можно предложить следующие направления, способные повысить эффективность методов мотивации, как в Читинской таможни, так и в таможенных органах РФ в целом:

  1. Экономические методы мотивации (заработная плата, дополнительные выплаты), необходимо дополнить методами социально-­экономической мотивации, к которым можно отнести льготы группового и индивидуального характера: компенсация коммунальных расходов, возмещение затрат на обучение детей, оплаченные краткосрочные туры, культурные мероприятия, и другие.

  2. Базовые неэкономические методы мотивации предлагается дополнить методами моральной мотивации, к числу которых относятся: благодарственное письмо на дом, устное поощрение, предоставление дополнительного отпуска, предоставление в качестве подарка литературы по специальности.

  3. В целях усиления влияние социально-психологических методов мотивации на деятельность должностных лиц и работников бюджетной сферы таможенных органов предлагается разработать их по следующим направлениям: поддержание работоспособного психологического климата, развитие систем управления конфликтами, развитие организационной культуры.


Каждый из предложенных инструментов способен оказать сильное мотивирующее воздействие на персонал, однако наиболее значительный эффект достигается при их комплексном и сбалансированном применении. Структура, сила и направленность мотивов трудовой деятельности носят индивидуальный и динамичный характер, поэтому такой же гибкой и динамичной должна быть действующая в таможенных органах РФ система мотивации персонала. Исследование мотивационной среды должно носить регулярный характер, поскольку анализ его результатов позволит специалистам поддерживать эффективность системы мотивации на постоянном высоком уровне.


Список использованных источников


Нормативные правовые акты и другие официальные документы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза подписанного 11 апреля 2017 г. в г. Москва) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/

  3. О реорганизации Забайкальской и Читинской таможен Приказ ФТС России от 29.06.2011 № 1380 / https://www.alta.ru/tamdoc/11pr1380/

  4. О совершенствовании структуры Хабаровской и Читинской таможен и внесении изменений в приложение к приказу ФТС России от 28 июня 2019 г. N 1069: Приказ ФТС России от 27.12.2021 N 1138 / https://law.tks.ru/document/696983

Учебная и научная литература:

  1. Буваева Н. Э. Международное таможенное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.

  2. Бекяшев К. А. Моисеев Е. Г. Таможенное право: учебник / К.А. Бякишев, Е.Г. Моисеев. – М.: Проспект, 2018. – 328 с.

  3. Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право: Учебник / Б.Н. Габричидзе. – М.: Норма, 2017. – 448 c.

  4. Гуртова Е. С. Совершенствование организации труда и подготовки кадров / Е. С. Гуртова // Социально-экономическая эффективность подготовки кадров. - Екатеринбург - Свет, 2016. - С.87.

  5. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: Учебник //под ред. А. Я. Кибанова/,- 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М 2015, 695с

  6. Воронина А.В., Охотников А.В. Мотивационный аспект организационного поведения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 11 (126). С. 50-53.

  7. Киященко Т.А. Неформальная занятость,- фактор влияющий на развитие человеческого капитала // Сборник научных трудов «Транспорт: наука, образование, производство (Транспорт-2018)» ФГБОУ ВО РГУПС, Ростов-на-Дону 293 с.
    Каспарян А. А., Климовских Н. В. Инновационный потенциал персонала организации и система его оценки // В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 155-159.

  8. Климовских Н. В., Каспарян А. А. Инновационные подходы в управлении персоналом современной организации // Вестник Университета Российской академии образования. 2018. № 1. С. 38-46.

  9. Махнатеева, В. В. История развития и становления Читинской таможни / В. В. Махнатеева // Инновационные идеи молодых исследователей : Сборник научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции, Уфа, 17 февраля 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 45-50.

  10. Матвеева Т. А. Таможенное право : учебное пособие для вузов / Т. А. Матвеева. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 224 с.

  11. Порошин Ю.Б, Кожарин А.А. Таможенный процесс и его организация // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2016. Том. 6. – № 11А. – С. 134-142.

  12. Оксенюк Е.Е., Риполь-Сарагоси Л.Г. Кадровая политика как инструмент управления персоналом организации // Управление государственное, муниципальное и корпоративное: теория и лучшие практики : – материалы Третьей международной научно-практической конференции. – Ростов-н/Д.: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018. – С. 196-199

  13. Перачев В. П. Руководство персоналом организации: учеб. пособие / В.П. Перачев. - М.: Бизнес и биржи, 2018. - 447с.

  14. Полякова И.А. Изменение подходов к мотивации персонала в условиях пандемии COVID-19 // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 11 (138). С. 17-21.

  15. Раянова, М. В. Мотивация и стимулирование труда в системе управления эффективностью персоналом предприятия: сущность и значение / М. В. Раянова // ЭКОНОМИКА, БИЗНЕС, ИННОВАЦИИ : сборник статей XXI Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 декабря 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 40-44.

  16. Сорокина, О. Г. К вопросу о сущности понятий мотивации и стимулирования труда персонала / О. Г. Сорокина // Наука и общество - 2022 : Материалы международной научной конференции, Ростов-на-Дону, 15 апреля 2022 года. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022. – С. 288-293.

  17. Сорокина, О.Г., Ким Д.А. Система грейдирования как инструмент управления человеческими ресурсами /О.Г. Сорокина, Д.А Ким // Управление государственное, муниципальное и корпоративное: теория и лучшие практики Ростов-на-Дону. – 2018. – С.217-220.

  18. Смирный, А. О. Факторы, влияющие на эффективность мотивации и стимулирования труда персонала / А. О. Смирный // Colloquium-Journal. – 2020. – № 5-6(57). – С. 26-28.

  19. Сидоров В. Н. Таможенное право. Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Сидоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с.

  20. Управление человеческими ресурсами: кадровый маркетинг, формирование корпоративной культуры, создание эффективной команды: монография / К.Г. Абазиева, А.В. Воронина, С.Н. Гончарова, О.Г. Сорокина; под ред. О.Г. Сорокиной; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; ф-л Моск. ун-та им. С.Ю. Витте в г. Ростове н/Д. – М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2019. 151 с.

  21. Фатьянова, Ю. А. Мотивация и стимулирование персонала в организации / Ю. А. Фатьянова, А. Ю. Волков // Экономический потенциал студенчества в региональной экономике : Материалы международной научно-практической конференции, Ярославль, 28 ноября 2019 года / Под научной редакцией Л.Г. Батраковой, Н.Л. Будахиной. Том Часть 2 . – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2020. – С. 218-222. 

  22. Шапиро С. А. Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации: монография / С. А. Шапиро. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 172 с.

  23. Юркова И.Г., Яхутль Е.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала в сфере продаж // Развитие и актуальные вопросы современной науки. - 2017. - № 7. - С. 191-193.