Файл: Разработка ассортиментной политики на примере ооо Альпея.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.

Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:

1. Простой - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное количество потребностей;

2. Сложный - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах;

3. Групповой - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности;

4. Видовой - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности; является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент молока - пастеризованное, стерилизованное и др. - часть ассортимента молочных товаров;

5. Марочный - набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.;

6. Развернутый - набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками;

7. Смешанный - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

По степени удовлетворения потребностей различают ассортимент:

1. Рациональный - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии;


2. Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку, производство и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть:

1. Реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;

2.Прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности;

Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

1. Повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;

2. Периодического спроса - товары, покупка которых осуществляется периодически;

3. Редкого спроса - предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.

Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

Таблица 1.

Показатели ассортимента

Свойства

Показатели

Расчёт коэффициента

Широта ассортимента

Количество видов, разновидностей, наименований, имеющихся в продаже (Шд)

Базовое количество видов, разновидностей, наименований товара (ШБ)

Коэффициент широты (Кш)



Новизна ассортимента

Количество новых видов и наименований товаров(Н)

Степень (коэффициент) обновления (Кн)



Полнота ассортимента

Соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу (Кп)

Фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед. (Пд);
Количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед. (Пб)



Устойчивость ассортимента

Количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом (У)

Коэффициент устойчивости (Ку)



Глубина ассортимента

Фактическое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе (Гд)

Базовое количество подгрупп и товарных категорий в однородной товарной группе (ГБ)

Коэффициент глубины (Кг)





Однако в условиях рыночной экономики, когда предложение товаров превышает спрос, широкий ассортимент является одним из факторов конкурентоспособности, так как позволяет удовлетворить разнообразные потребности различных сегментов покупателей.

Устойчивость ассортимента показывает, в течение какого времени товары определенных групп, подгрупп и категорий входят в состав ассортимента магазина.

 Устойчивость ассортимента определяется следующими факторами:

1. Наличием устойчивого спроса на определенный товар;

2. Графиком пополнения товарных запасов;

3.Отсутствием или недостаточным объемом спроса на медленно оборачиваемые и неликвидные товары;

4. Несоответствием между спросом и количеством имеющихся товарных запасов.

При этом сроки реализации товаров не могут быть использованы в качестве показателей устойчивости ассортимента в ходе оценки его рациональности. Существуют ситуации, когда обновление ассортимента является необходимым условием для успешного развития магазина, например, в случае необходимости замены морально устаревших и невостребованных товаров на технически усовершенствованные и пользующиеся спросом покупателей. При этом необходимо помнить, что обновление ассортимента — это достаточно затратное и рискованное мероприятие, которое не всегда приносит ожидаемые результаты, так как новый товар может не найти своего покупателя и не будет пользоваться достаточным спросом.



1.3. Ассортиментная политика предприятия


Правильная ассортиментная политика предприятия – основа стабильности, рентабельности и, конкурентоспособности на рынке.

Составляющие элементы при формировании ассортиментной политики можно представить в виде схемы, показанной на рисунке 1. Данные составляющие ассортиментной политики взаимосвязаны друг с другом и позволяют определить эффективную для каждого предприятия стратегию. Формирование ассортиментной политики считается одновременно средством и методом управления ассортиментом.








Рис. 1 - Составляющие ассортиментной политики

Общей целью планирования, формирования и управления ассорти-ментом является возможность товаропроизводителя своевременно предлагать определенную группу товаров, которая бы, наиболее полно удовлетворяла требования покупателей.

Формированию ассортимента способствует разработка предприятием ассортиментной концепции. Под ассортиментной концепцией понимают формирование эффективной ассортиментной структуры, которая учитывает, требования потребителей определенных сегментов и необходимость предприятия рационально использовать ресурсы, в целях снижения издержек.

Целью ассортиментной системы является ориентация предприятия на закупку товара или целевой выпуск, наиболее подходящей структуре рынка и спроса потребителей. После разработки ассортиментной системы переходят к построению ассортиментной стратегии.

Ассортиментная стратегия–это ключевой показатель формирования и развития товарного ассортимента. Эффективность ассортиментной стратегии – является залогом эффективности работы всего предприятия. При определении приемлемой ассортиментной политики и номенклатуры товара, прежде всего выделяют два принципа:

1. Принцип синергизма (внутренней взаимосвязи)

2. Принцип стратегической гибкости (конгломерата)


Принцип синергизма предполагает внутренне согласованную номенклатуру выпускаемых товаров, а также дополнение друг друга отдельных товаров. Такой принцип обеспечивает экономию на масштабах деятельности фирмы. Но такой вариант построения ассортиментной политики отличается большой уязвимостью в случае резких конъюнктурных колебаний и рыночных осложнений.



Рис. 2 – Основные направления формирования ассортимента

Под сокращением ассортимента понимают количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты по причине падения спроса, недостатка предложений, убыточности или низкой прибыльности производства отдельных товаров.

Следующим вектором к изменению ассортимента является стабилизация ассортимента, это состояние набора товаров, которое характеризуется хорошей устойчивостью во времени и низкими значениями коэффициента новизны.

Обновление ассортимента несет качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны. Изменения состояния набора товаров, осуществляемые с целью повышения его рациональности является совершенствованием ассортимента.

Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы является важным с точки зрения насыщения рынка товарами. При расширении ассортимента происходят количественные и качественные изменения объема товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

Гармонизация ассортимента – это подведение реального ассортимента к оптимальному, то есть наиболее полно соответствующие целям организации.

Суть формирования ассортимента состоит в анализе и планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продукта для будущего производства и реализации на рынке, и на подвод характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование ассортимента на стадии планирования продукции является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего полного цикла продукта.

Хорошо проанализированная ассортиментная политика служит неотъемлемой частью успешной организации. Ее отсутствие ведет к неустойчивости ассортиментной структуры из-за воздействия случайных или текущих факторов, понижению конкурентоспособности и коммерческой эффективности товаров. Эффективная ассортиментная политика предприятия является гарантией не только