Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- использует ли ребенок имеющиеся у него звуковые средства в ответ на побуждение обследователя или делает это
по собственной инициативе.

Следует также выявить, ориентируется ли ребенок на внешние ситуационные признаки при назывании предмета, действия или употребляемые им звукокомплексы имеют уже устойчивое значе­ние и обобщенный характер. С этой целью необходимо один и тот же предмет предъявлять ребенку для называния не один, а не­сколько раз, но в разных ситуациях. Желательно также, чтобы предъявляемые предметы имели одно и то же обозначение и в то же время отличались бы внешне: размером, цветом, материалом (например, кукла большая и маленькая, отличающаяся одеждой и т.п.).

Для выяснения того, насколько ребенок овладел значением слова, важно отмечать, обозначает ли он один и тот же предмет разными словами, разные предметы — одним и тем же словом (на­пример, и машина, и троллейбус, и трамвай, и желание куда-ни­будь поехать обозначается как би-би) или имеются звукокомплек­сы для каждого из предметов (поезд — ту, ехать — ки-ки, би-би и т.д.).

При анализе результатов обследования детей, не пользующих­ся обычными средствами общения, наиболее существенным явля­ется установление первичности или вторичности речевого дефек­та, Не менее важным является установление меры активности ребенка в различных видах деятельности и соотношения их с ре­чевой деятельностью. Кроме того, подлежит выяснению, в какой жизненной обстановке развивался ребенок и каким было воспиты­вающее воздействие взрослых на его речь.

Результаты обследования, полученные указанным методом, позволяют не только констатировать актуальный уровень разви­тия языковых средств в момент обследования, но и прогнозировать потенциальные возможности дальнейшего формирования речи.

При анализе полученных данных особо подчеркиваются:*

  • общее количество звукокомплексов, которыми ребенок
    пользуется (10 или 100?);

  • дифференцированность их значений (устойчивое обозначение звукокомплексом определенных предметов, дей­ствий, качеств);

  • наличие в лексическом запасе общеупотребительных
    слов и их соотношение с «лепетными» и другими звукокомплексами, которые употребляет ребенок, а также с невербальными средствами;


  • уровень развития слоговой структуры слова, общеупот­ребительных и «лепетных» слов, используемых ребенком
    в общении (из одного, двух, трех слогов);

  • воспроизведение отдельных слогов и слов по подража­нию;

  • активность, инициативность ребенка в общении;

  • особенности и уровень сформированности понимания: осмысленно ли ребенок реагирует на просьбы, требования,
    замечания в обычных, хорошо знакомых ему ситуациях.

Приемы обследования детей,

владеющих вербальными средствами общения

В тех случаях, когда в процессе предварительного обследования выявляется, что ребенок в той или иной степени владеет лексичес­кими средствами языка, возникает необходимость определить уровень их сформированности и соответствие возрастным нормам.

С этой целью используют набор приемов для специального об­следования.

1. Наиболее простым приемом является называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам. При всей своей простоте он позволяет выявить возможности ребенка соотносить предметное изображение с соответствующим ему сло­вом. С помощью этого приема выявляется знание ребенком кон­кретной лексики.

Для самостоятельного называния подбирается 50-60 картинок. С изображениями предметов, действий, качеств, встречающихся в обиходе часто и сравнительно редко (конура, бинокль, скачет и т.п.), но в большинстве случаев известных детям с нормальным речевым развитием. Кроме того, в наборе наглядного материала должны быть представлены изображения целого предмета и его частей, а также предметов и явлений, названия которых отлича­ются фонетической и семантической близостью (конфеты кон­верты, шьет пришивает, вышивает).

Картинный материал подбирается либо по тематическому (учеб­ные вещи, игрушки, транспорт, профессии людей, одежда и т.д.), либо по ситуативному признаку (мастерская, магазин, класс).

При предъявлении картинок ребенку предлагается следующая Инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке?», «Кто это делает?» или «Какой, какая, какое?..». Ответ ребенка фикси­

руется в протоколе.

Чтобы сделать обследование более экономным, один и тот же материал можно использовать для выявления у ребенка слов раз­ных лексико-грамматических категорий. Так, например, предъяв­ляя ребенку изображения неодушевленных (самолет, паровоз и т.п.) или одушевленных предметов (ученик, летчик, змея и пр.), наряду с вопросами, стимулирующими называние данного предме­та, ему предлагают и вопросы, выявл5пощие знание слов, обозна­чающих свойства, качества и действия предмета. С этой целью при предъявлении картинного материала ребенку предлагается следу­ющая инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? Кто это делает? (Что делает предмет?) Какой предмет? Сколько их?» И т.д.

Более сложный вариант этого приема — самостоятельное допол­нение ребенком тематического ряда, начатого обследующим. При этом ребенку предлагается следующая инструкция: «Я назову не­сколько слов, а ты продолжай». Например, обследующий произ­носит: тетрадь, ручка, учебник. Ребенок должен продолжить: ка­рандаш, дневник и т.п.

Еще сложнее называние предмета по его описанию, когда сам предмет отсутствует. Ребенку предлагается инструкция: «Назови, кто или что это: пушистое, с острыми коготками, мяукает...? или «Как называется помещение, где читают, выдают и обмени­вают книги?» И т.п. В процессе обследования можно использо­вать описания пальто, птицы, стола, машины, школы, театра, аллеи и т.п.

2. Для обследования понимания ребенком значения слов, име­ющих абстрактное значение, универсальным является прием под­бора синонимов, антонимов, родственных слов.

С этой целью обследующий называет соответствующие слова, а ребенку дается инструкция подобрать к каждому слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заме­нить. Инструкцию можно пояснить, разобрав с ребенком один-два примера. Вот перечень слов, которым можно пользоваться: имена существительные — труд, храбрость, печаль; имена прилагатель­ные — печальный, медлительный, смелый; глаголы — радовать­ся, выигрывать.

Данный прием позволяет также выяснить способность ребенка ориентироваться в словах одного семантического поля.


3. Учитывая особенности и своеобразие развития лексического
запаса у детей, имеющих общее недоразвитие речи, в процессе
обследования выявляют также наличие в их словарном запасе
общих категориальных названий.

Для этого можно использовать прием называния обобщенных слов по группе однородных предметов. Существует несколько ва­риантов этого приема:

ребенку предлагается набор картинок, обозначающих видо­вые понятия, и задается вопрос: «Как все эти предметы мож­но назвать одним словом? (стол, стул, шкаф, кровать — это ...)»;

обследующий перечисляет однородные предметы и просит ребенка назвать их одним словом;

ребенок самостоятельно дополняет тематический ряд, нача­тый обследователем.

Сразу после выполнения задания следует спросить ребенка, почему он назвал именно эти слова.

Правильное называние предмета еще не означает, что ребе­нок умеет адекватно употреблять это слово в речи, понимает его значение, т.е. обобщение, которое скрывается за данным сло­вом. Поэтому важно вести наблюдение за речевой деятельностью ребенка на протяжении всего обследования, что позволит нако­пить материал к качественной характеристике его словарного запаса.

4. Помимо непосредственного наблюдения, в ходе обследова­ния используется ряд приемов, направленных на изучение способов употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности.

Наиболее распространенным и простым является прием само­стоятельного составления ребенком предложения с заданным сло­вом или по предметной картинке.

Другим, также распространенным, приемом является добавле­ние к неоконченному предложению одного-двух слов («С тех пор прошло несколько...»).

Одним из вариантов этого приема является выбор слов из чис­ла данных для добавления в предложение. Слова для выбора ло­гопед подбирает либо по смысловой, либо по звуковой близости. Например:

Стало ....

Сирень начала ... (слова для выбора: расцветать, рассветать).

«На вершину горы можно ..., а из класса ... (слова для выбора: взойти, выйти).

Из лесной чащи выбрался на поляну ... медведь (огромный, не­поворотливый, неуклюжий, добродушный).


Вариант задания — подбор к прилагательным существитель­ных, с которыми их можно употребить густой, дремучий (лес, туман), горячий, знойный (лето, вода, привет).

Весьма эффективным является также прием корректирования ошибочного употребления слов в предложении (Искусственный мастер соткал красивый ковер. В зале раздавался заразный смех).

5. Для изучения сочетательных свойств слова используется метод направленной ассоциации, который широко применяется при изучении различных форм речевой патологии. Ребенку предъявляется задание, в ходе выполнения которого необходимо составить осмысленное словосочетание. С этой целью ему предла­гают отдельные слова и инструкции: «К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое сочетается с ним по смыслу и от­вечает на вопросы: какой? какая? какое? или «Что делает пред­мет?», «Что делается с предметом?».

Прием направленной ассоциации накладывает на выбор сло­ва грамматические ограничения. Ребенок должен актуализиро­вать не любое слово, а только относящееся к определенному грамматическому классу (глагол или имя прилагательное и т.д.).

Подбор ассоциативных слов должен отвечать определенным

требованиям, а именно: включать как слова конкретного значе­ния, часто употребляемые, так и слова более обобщенного значе­ния. Примерный набор слов: мальчик ... (пишет, больной); соба­ка, дедушка, молния, часы, тень ... (падает, длинная), пень, боль и т.п.

В протоколе обследования фиксируется слово-раздражитель, латентный период (время, затраченное ребенком на подбор слова) и подобранные слова.

Поскольку слова, входящие в словарный состав языка, как правило, полисемичны, необходимо в процессе обследования оп­ределить, насколько ребенок овладел этой многозначностью. Что­бы установить это, можно использовать такое задание: к данному слову подобрать несколько слов, сочетающихся с предъявленны­ми. С этой целью можно предложить, например, слова глухой, свежий, густой и т.п.

Упрощенный вариант данного приема: ребенку предлагается не