ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комарова Л.В.
ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОСКВА 2006
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при Президенте Российской Федерации
Комарова Л.В.
ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
в управленческой деятельности
Учебно-методическое пособие.
Москва Издательство РАГС
2006
УДК
ББК
К
Рекомендовано к изданию
кафедрой теории и практики культуры
Российской академии государственной службы
при Президенте РФ
Рецензенты:
Федоркина А.П. – доктор философских наук, профессор
Павленко С.З. – доктор политических наук, профессор
Комарова Л.В.
К Технология делового общения в управленческой деятельности.
Учебно - методическое пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 129 с.
В учебном пособии рассматриваются технологии (сущность и специфика), основные виды делового общения, коммуникативные умения и навыки, техники эффективного взаимодействия в деятельности управленца. Пособие предназначено для слушателей РАГС, руководителей разного уровня управления, специалистов, преподавателей, занимающихся данной проблемой, а также для тех, кто хочет самостоятельно повысить мастерство профессионального общения.
УДК 13
ББК
Комарова Л.В.
Издательство РАГС, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение Глава 1. | Технология делового общения: понятия, специфика | 5-6 7 - 23 |
| Сущность, функции общения | 7-15 |
| Техники в деловом общении | 15-23 |
Глава 2. | Коммуникационный процесс делового общения | 24 - 53 |
| Основные элементы коммуникативного процесса | 24- 30 |
| Этапы в коммуникативном процессе 2.3. Коммун | 30 – 33 |
| Коммуникативные и психологические барьеры в общении | 33-36 |
| 2.4.Коммуникативны22.4. Коммуникативные навыки и умения | 36-53 |
Глава 3. | Виды делового общения | 54-96 |
| Деловая беседа | 54-66 |
| Деловые переговоры | 66-76 |
| Деловые совещания | 76-78 |
| Интервью, пресс-конференции, презентации | 78-85 |
| Деловое общение в конфликтных ситуациях | 85-96 |
Глава 4 | Искусство спора | 97-121 |
| 4.1.Основные понятия | 97-106 |
| 4.2.Логическая структура спора | 106-116 |
| 4.3. Уловки в споре | 116-121 |
Глава 5. | Технология формирования имиджа | 122-150 |
| 5.1. Принципы построения имиджа | 122-136 |
| 5.2. Мастерство речи | 136-150 |
Заключение Словарь специальных терминов | 151-152 153-157 | |
Литература | 158-159 |
ВВЕДЕНИЕ
Специфика управленческой деятельности – это непрерывный процесс делового общения, деловых отношений и предпосылкой эффективной профессиональной деятельности является соответствие профессионального уровня потребностям времени и характеру решаемых задач. Управленческая деятельность становится все более динамичной и сложной, приобретает творческий характер; меняется в положительную сторону развитие партнерских отношений, межличностных отношений, более гармоничными становятся связи организации с общественностью. Поэтому, приоритетной составляющей профессиональной деятельности является овладение технологией делового общения, которая бы являлась средством сознательной ориентации и адаптации в любой жизненной и профессиональной ситуации, способом управления собой и поведением других людей.
Технология делового общения как способ деятельности рассматривается в контексте повышения профессионального мастерства управленца, оптимизации его деятельности. Технологии позволяют реализовать личностный и профессиональный потенциал с учетом функционально-ролевой направленности деятельности. Эффективным результатом освоения конкретных техник и технологий делового общения можно считать конкурентоспособность, положительный имидж, высокий уровень сформировавшихся навыков и умений, используемых в работе с людьми.
Потребность в овладении технологическими навыками и умениями у управленческих кадров вызвана не только необходимостью повысить свое профессиональное мастерство, но и внутренним стремлением к самосовершенствованию, саморазвитию, самопознанию. Известно, что умение управлять другими начинается с умения управлять собой. Восточная поговорка гласит: «Знать, чтобы уметь».
Многолетняя практика преподавания курса «Социальные технологии делового общения», опыт проведения видеотренингов, деловых игр для руководителей и специалистов самых разных отраслей народного хозяйства, менеджеров, депутатов, специалистов по «public relations» показывают, что в области применения технологических знаний и навыков недостаточно развита культура делового общения.
Социальные технологии – это не только эффективные средства развития творческого потенциала, профессионального мастерства, но и новые технологии обучения, новые концептуально-методические подходы к практике профессионального обучения.
В данном учебном пособии рассматриваются теоретические и технологические аспекты делового общения. Описываются технологии и техники, направленные на оптимизацию делового взаимодействия, развитие коммуникативной компетентности руководителей, формирование коммуникативных навыков и умений,
понимание других людей, их индивидуально-психологических особенностей.
Важнейшие составляющие профессиональной компетентности руководителя складываются из его умения успешно вести деловую беседу, переговоры; владения культурой речи; умения профессионально проводить совещания, вести дискуссию и полемику, умения сформировать положительную репутацию, технологично вести себя в конфликтной ситуации
Замысел пособия – показать технологию делового общения как специфический вид деятельности, без которого невозможно стать хорошим специалистом, профессионалом, от владения которым зависит успех и карьера.
Глава 1. Технология делового общения: понятия, специфика
1.1. Сущность, функции общения
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Владение мастерством общения, знание и применение техник эффективного взаимодействия, а именно, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, умение передавать и принимать информацию, оказывать убеждающее воздействие является составляющим компонентом профессиональной деятельности управленца. Исследователями в данной области было подсчитано, что 80% времени руководитель тратит на различные формы общения, 60% из них – на устную форму коммуникации, так как именно она лежит в основе общения.
Деятельность руководителя можно рассматривать как профессионально-ролевое преимущество одних людей над другими и реализация механизмов этой определенной власти осуществляется посредством общения, использования технологических навыков и умений в работе с людьми:
-
создание нормальных психологических условий для продуктивной работы; -
формирование ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей; -
достижение понимания в реализации управленческих задач; -
развитие лучших личностно-деловых качеств сотрудников; -
формирование соответствующей репутации организации, собственного позитивного имиджа; -
использование эффективных коммуникативных средств и приемов воздействия и влияния на людей.
В этих навыках проявляется не только коммуникативная, но и профессиональная компетентность руководителя, управленца. В общении осуществляется обмен деятельностью и ее результатами, формируются настроения и взгляды на те или иные проблемы и вопросы, развиваются взаимопонимание и уважение к партнеру, его профессиональной позиции. Поэтому мастерство общения можно рассмотреть как «опыт», опыт в сфере общения. Вся совокупность знаний, навыков и умений обеспечивает результативность и успех. Способность побудить другого человека делать то, что нужно, когда нужно и как нужно, так, как будто он сам этого хочет, и есть искусство строить отношения с людьми в профессиональной среде.
Коммуникативная компетентность определяется как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. В наиболее общем виде коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе1.
Исследования социологов и психологов показывают, что до 70% управленческих решений принимаются руководителями в процессе делового взаимодействия. Поэтому, не случайно возникает осознанная потребность в обучении деловому общению, развитии и совершенствовании конкретных технологических навыков общения, освоении техник убеждающего воздействия и эффективного взаимодействия. Тем не менее, опросы тех же социологов и социальных психологов, собственный опыт проведения тренингов по деловому общению в среде управленческих кадров показывают, что для большей части руководителей, менеджеров общение с людьми и выработка правильного стиля отношений относятся к числу самых трудных.
Для плодотворной профессиональной деятельности необходимо научиться взаимодействовать с разными людьми, принимать и понимать друг друга, независимо от своих личных привязанностей; использовать различные коммуникативные технологии для достижения эффективного, гармоничного взаимодействия, и, в конечном итоге, сформировать культуру общения.
Владение коммуникативной культурой является важным составляющим репутации специалиста: умение ясно и убедительно излагать свои мысли, умение слушать собеседника и отвечать на вопросы, умение общаться с разными людьми, выступать по телевидению и радио. Человек, владеющий разнообразными технологическими приемами влияния на партнера в деловом взаимодействии, гибко меняющий стратегию и тактику поведения при необходимости, сумеет сформировать привлекательный имидж и добиться успеха в своем деле.
Понимание сущности технологии сложилось еще в эпоху античности. Древними мыслителями технология трактовалась как «искусство», «мастерство», «ремесло», с соответствующими им умениями и навыками. Этимологическая сущность технологии: «искусство», «мастерство». Сегодня технология понимается специалистами в области профессионального общения как
«процесс, с упорядоченной совокупностью этапов, операций и способов деятельности»1. Н. Стефанов сделал следующий вывод о сущности технологии: «социальная технология – это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности», «…это предварительно определенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели и задач»2
Техника определяется как «владение приемами», «мастерство». Специалистами в области коммуникации техника рассматривается как определенная «сила воздействия», «способность осуществлять свою волю», «контроль над умами и поступками других». В толковом словаре В. Даля указано, что «техника» – это … искусство, знание, умение, приемы работать и приложение их к делу», «сноровка»1. В словаре современного русского литературного языка дается следующее определение: «техника» – совокупность приемов, навыков, применяемых в каком-либо деле, мастерстве»2. Словарь русского языка определяет технику как «совокупность профессиональных приемов, используемых в каком-либо деле, мастерстве»3.
Итак, технология делового общения - это совокупность знаний, навыков и умений по подготовке и проведению различных видов современного делового общения. Это технологический процесс с определенными этапами деятельности, средствами и приемами воздействия, с конкретной целевой установкой – оказать необходимое воздействие на ум, волю, чувства, действия, поступки, настроение, поведение партнера по общению.
Сущность общения заключается в организации совместной деятельности, формировании и развитии межличностных отношений, познании людьми друг друга.
Структура общения состоит из трех гармонично взаимосвязанных частей:
коммуникативная (сообщение) – обмен информацией, общение как коммуникация – это, прежде всего, обмен информацией значимой для участников общения, это способность не только передавать, но и принимать информацию; это владение вербальными и невербальными средствами; это личностное воздействие, достижение одинакового восприятия ситуации, в которой происходит общение. Эффективное общение происходит, если одна сторона умеет точно передавать информацию, а другая – воспринимает ее;
интерактивная (интеракция – взаимодействие) – организация межличностного взаимодействия, выработка стратегии и тактики. Культура взаимодействия проявляется в способности выработки стратегии и тактики эффективного взаимодействия, правильной его организации, умении выбрать оптимальную модель поведения, с учетом индивидуальных особенностей, свойств другого человека и ситуации; определении характера взаимодействия – открытость или закрытость предметной позиции; ориентации на контроль или на понимание;