ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Уметь заинтересовать собеседника предметом разговора.

Проявить внимание к партнеру, его действиям: поблагодарить за беседу, выразить удовлетворение результатами беседы, общения, продемонстрировать заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве.

Эффект обратной связи. В процессе общения мы не только воздействуем, но и взаимодействуем, поэтому важно уметь устанавливать обратную связь. Почему обратная связь так важна в формировании имиджа? Прежде всего, потому, что по каналам обратной связи мы определяем, какое впечатление производит на собеседников наша речь, наш внешний вид. Получение информации по каналам обратной связи должно использоваться: 1) с целью корректировки восприятия нашего имиджа; 2) с целью изменения действий, поступков, управления; 3) с целью совершенствования навыков и умений делового повседневного общения.Каждый человек заинтересованный во взаимопонимании и взаимодействии с другими людьми стремится найти лучший способ выражения своих мыслей, лучший способ установления контакта используя как вербальные, так и невербальные средства общения.Типичные черты обаятельного человека: эрудиция, профессионализм; остроумие, развитое чувство юмора; культура речи; способность к психологическому заражению; умение вести полемику; психологическая защищенность; неординарная личность.Выводы. Как видим, технология создания имиджа довольно сложна и требует определенных знаний и навыков. Для руководителя имидж – важная составная часть культуры делового общения. Управленцу, руководителю любого уровня необходим деловой имидж, как средство демонстрации деловых и личностных качеств. Имидж – это прежде всего создание своего профессионального лица; Технология создания имиджа заключается в познании собственных сильных и слабых сторон и дальнейшем фокусировании на своих достоинствах, в самореализации своего потенциала.Деловой имидж необходимо строить на вашем настоящем, внутреннем «Я», окружающие должны видеть вас такого, каким вы являетесь на самом деле, а не искусственную модификацию вашей личности. Именно от внутренних качеств зависят репутация, авторитет, популярность. Контрольные Вопросы Дайте характеристику понятия имиджа. Раскройте содержание функций имиджа. Охарактеризуйте техники формирования имиджа. ЗаключениеВ заключении хотелось бы подчеркнуть значение технологии делового общения как особого вида деятельности, без которого трудно стать хорошим специалистом, профессионалом, от владения которым зависит успех и карьера. Умение строить отношения с людьми – это показатель профессионального мастерства. У людей, которые владеют технологией делового общения, адекватная, высокая самооценка, хорошая социальная адаптация, умелая демонстрация лучших личностно-деловых качеств: профессионализм (знание дела и умение его делать), гармоничное взаимодействие с другими людьми, способность к открытому типу диалога, признание значимости другой личности, умение владеть словом, привлекательная внешность, влияние на других людей. Эффективность технологий и техник определяется тем, насколько человек владеет этими знаниями и умеет ими пользоваться на практике. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Основные коммуникативные умения в профессиональной деятельности управленца: умение выбрать способ, стиль общения, отвечающий индивидуальным особенностям личности; потребностям и ожиданиям группы людей, массовой аудитории, гармонично используя вербальные и невербальные средства общения; умение анализировать и прогнозировать поступки и поведение своих собеседников; умение должным образом представить свои идеи, предложения – высокий уровень речевого развития; умение создать атмосферу взаимного доверия, вызвать чувство симпатии; умение обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов, если они кажутся несостоятельными; умение деликатно, ненавязчиво подвести собеседника к принятию оптимального решения, к согласию с вашей точкой зрения; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей. Часто на тренинге обучающиеся в ответ на предложение поучаствовать в игре, отвечают отказом, мотивируя его тем, что «я не умею, я лучше поучусь, посмотрю на других». Конечно, можно учиться на опыте других, но хорошо что-то делать можно только обретя собственный опыт в процессе постоянных тренировок, упражнений. Никто не достиг успеха ни в одном деле без постоянной практики, тренировки. Не отчаивайтесь, если с первой попытки вам что-то не удалось, не опускайте руки, тренируйтесь, выступайте и вскоре вы обретете умение, которое сможет изменить вашу жизнь. Способность хорошо говорить, доносить информацию, убеждать, заинтересовывать, мотивировать и вдохновлять – одно из самых востребованных качеств управленца. Профессиональное общение предполагает не поиск легкой и эффективной техники воздействия, а постоянное самопознание, саморазвитие. Ни методы, ни способы, ни сам человек не могут оставаться неизменными. Постоянно совершенствуйте свое мастерство. СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Шепель В.М. Управленческая антропология. – М., 2000.

Комарова Л.В.
ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОСКВА 2006



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при Президенте Российской Федерации

Комарова Л.В.

ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

в управленческой деятельности

Учебно-методическое пособие.

Москва Издательство РАГС

2006

УДК

ББК


К
Рекомендовано к изданию
кафедрой теории и практики культуры
Российской академии государственной службы
при Президенте РФ


Рецензенты:
Федоркина А.П. – доктор философских наук, профессор

Павленко С.З. – доктор политических наук, профессор

Комарова Л.В.

К Технология делового общения в управленческой деятельности.

Учебно - методическое пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 129 с.
В учебном пособии рассматриваются технологии (сущность и специфика), основные виды делового общения, коммуникативные умения и навыки, техники эффективного взаимодействия в деятельности управленца. Пособие предназначено для слушателей РАГС, руководителей разного уровня управления, специалистов, преподавателей, занимающихся данной проблемой, а также для тех, кто хочет самостоятельно повысить мастерство профессионального общения.
УДК 13

ББК

 Комарова Л.В.

 Издательство РАГС, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1.


Технология делового общения: понятия, специфика

5-6
7 - 23



Сущность, функции общения

7-15



Техники в деловом общении

15-23

Глава 2.

Коммуникационный процесс делового общения

24 - 53



Основные элементы коммуникативного

процесса

24- 30



Этапы в коммуникативном процессе

2.3. Коммун

30 – 33




Коммуникативные и психологические барьеры в общении

33-36



2.4.Коммуникативны22.4. Коммуникативные навыки и умения

36-53

Глава 3.

Виды делового общения

54-96



Деловая беседа

54-66



Деловые переговоры

66-76



Деловые совещания

76-78



Интервью, пресс-конференции, презентации

78-85



Деловое общение в конфликтных ситуациях

85-96

Глава 4

Искусство спора

97-121




4.1.Основные понятия

97-106




4.2.Логическая структура спора

106-116



4.3. Уловки в споре

116-121

Глава 5.

Технология формирования имиджа

122-150




5.1. Принципы построения имиджа

122-136




5.2. Мастерство речи

136-150

Заключение

Словарь специальных терминов

151-152

153-157

Литература

158-159


ВВЕДЕНИЕ
Специфика управленческой деятельности – это непрерывный процесс делового общения, деловых отношений и предпосылкой эффективной профессиональной деятельности является соответствие профессионального уровня потребностям времени и характеру решаемых задач. Управленческая деятельность становится все более динамичной и сложной, приобретает творческий характер; меняется в положительную сторону развитие партнерских отношений, межличностных отношений, более гармоничными становятся связи организации с общественностью. Поэтому, приоритетной составляющей профессиональной деятельности является овладение технологией делового общения, которая бы являлась средством сознательной ориентации и адаптации в любой жизненной и профессиональной ситуации, способом управления собой и поведением других людей.

Технология делового общения как способ деятельности рассматривается в контексте повышения профессионального мастерства управленца, оптимизации его деятельности. Технологии позволяют реализовать личностный и профессиональный потенциал с учетом функционально-ролевой направленности деятельности. Эффективным результатом освоения конкретных техник и технологий делового общения можно считать конкурентоспособность, положительный имидж, высокий уровень сформировавшихся навыков и умений, используемых в работе с людьми.

Потребность в овладении технологическими навыками и умениями у управленческих кадров вызвана не только необходимостью повысить свое профессиональное мастерство, но и внутренним стремлением к самосовершенствованию, саморазвитию, самопознанию. Известно, что умение управлять другими начинается с умения управлять собой. Восточная поговорка гласит: «Знать, чтобы уметь».

Многолетняя практика преподавания курса «Социальные технологии делового общения», опыт проведения видеотренингов, деловых игр для руководителей и специалистов самых разных отраслей народного хозяйства, менеджеров, депутатов, специалистов по «public relations» показывают, что в области применения технологических знаний и навыков недостаточно развита культура делового общения.

Социальные технологии – это не только эффективные средства развития творческого потенциала, профессионального мастерства, но и новые технологии обучения, новые концептуально-методические подходы к практике профессионального обучения.

В данном учебном пособии рассматриваются теоретические и технологические аспекты делового общения. Описываются технологии и техники, направленные на оптимизацию делового взаимодействия, развитие коммуникативной компетентности руководителей, формирование коммуникативных навыков и умений,

понимание других людей, их индивидуально-психологических особенностей.

Важнейшие составляющие профессиональной компетентности руководителя складываются из его умения успешно вести деловую беседу, переговоры; владения культурой речи; умения профессионально проводить совещания, вести дискуссию и полемику, умения сформировать положительную репутацию, технологично вести себя в конфликтной ситуации

Замысел пособия – показать технологию делового общения как специфический вид деятельности, без которого невозможно стать хорошим специалистом, профессионалом, от владения которым зависит успех и карьера.

Глава 1. Технология делового общения: понятия, специфика
1.1. Сущность, функции общения
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Владение мастерством общения, знание и применение техник эффективного взаимодействия, а именно, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, умение передавать и принимать информацию, оказывать убеждающее воздействие является составляющим компонентом профессиональной деятельности управленца. Исследователями в данной области было подсчитано, что 80% времени руководитель тратит на различные формы общения, 60% из них – на устную форму коммуникации, так как именно она лежит в основе общения.

Деятельность руководителя можно рассматривать как профессионально-ролевое преимущество одних людей над другими и реализация механизмов этой определенной власти осуществляется посредством общения, использования технологических навыков и умений в работе с людьми:

  • создание нормальных психологических условий для продуктивной работы;

  • формирование ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей;

  • достижение понимания в реализации управленческих задач;

  • развитие лучших личностно-деловых качеств сотрудников;

  • формирование соответствующей репутации организации, собственного позитивного имиджа;

  • использование эффективных коммуникативных средств и приемов воздействия и влияния на людей.

В этих навыках проявляется не только коммуникативная, но и профессиональная компетентность руководителя, управленца. В общении осуществляется обмен деятельностью и ее результатами, формируются настроения и взгляды на те или иные проблемы и вопросы, развиваются взаимопонимание и уважение к партнеру, его профессиональной позиции. Поэтому мастерство общения можно рассмотреть как «опыт», опыт в сфере общения. Вся совокупность знаний, навыков и умений обеспечивает результативность и успех. Способность побудить другого человека делать то, что нужно, когда нужно и как нужно, так, как будто он сам этого хочет, и есть искусство строить отношения с людьми в профессиональной среде.


Коммуникативная компетентность определяется как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. В наиболее общем виде коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе1.

Исследования социологов и психологов показывают, что до 70% управленческих решений принимаются руководителями в процессе делового взаимодействия. Поэтому, не случайно возникает осознанная потребность в обучении деловому общению, развитии и совершенствовании конкретных технологических навыков общения, освоении техник убеждающего воздействия и эффективного взаимодействия. Тем не менее, опросы тех же социологов и социальных психологов, собственный опыт проведения тренингов по деловому общению в среде управленческих кадров показывают, что для большей части руководителей, менеджеров общение с людьми и выработка правильного стиля отношений относятся к числу самых трудных.

Для плодотворной профессиональной деятельности необходимо научиться взаимодействовать с разными людьми, принимать и понимать друг друга, независимо от своих личных привязанностей; использовать различные коммуникативные технологии для достижения эффективного, гармоничного взаимодействия, и, в конечном итоге, сформировать культуру общения.

Владение коммуникативной культурой является важным составляющим репутации специалиста: умение ясно и убедительно излагать свои мысли, умение слушать собеседника и отвечать на вопросы, умение общаться с разными людьми, выступать по телевидению и радио. Человек, владеющий разнообразными технологическими приемами влияния на партнера в деловом взаимодействии, гибко меняющий стратегию и тактику поведения при необходимости, сумеет сформировать привлекательный имидж и добиться успеха в своем деле.

Понимание сущности технологии сложилось еще в эпоху античности. Древними мыслителями технология трактовалась как «искусство», «мастерство», «ремесло», с соответствующими им умениями и навыками. Этимологическая сущность технологии: «искусство», «мастерство». Сегодня технология понимается специалистами в области профессионального общения как
«процесс, с упорядоченной совокупностью этапов, операций и способов деятельности»1. Н. Стефанов сделал следующий вывод о сущности технологии: «социальная технология – это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности», «…это предварительно определенный ряд операций, направленных на достижение некоторой цели и задач»2

Техника определяется как «владение приемами», «мастерство». Специалистами в области коммуникации техника рассматривается как определенная «сила воздействия», «способность осуществлять свою волю», «контроль над умами и поступками других». В толковом словаре В. Даля указано, что «техника» – это … искусство, знание, умение, приемы работать и приложение их к делу», «сноровка»1. В словаре современного русского литературного языка дается следующее определение: «техника» – совокупность приемов, навыков, применяемых в каком-либо деле, мастерстве»2. Словарь русского языка определяет технику как «совокупность профессиональных приемов, используемых в каком-либо деле, мастерстве»3.

Итак, технология делового общения - это совокупность знаний, навыков и умений по подготовке и проведению различных видов современного делового общения. Это технологический процесс с определенными этапами деятельности, средствами и приемами воздействия, с конкретной целевой установкой – оказать необходимое воздействие на ум, волю, чувства, действия, поступки, настроение, поведение партнера по общению.

Сущность общения заключается в организации совместной деятельности, формировании и развитии межличностных отношений, познании людьми друг друга.

Структура общения состоит из трех гармонично взаимосвязанных частей:

коммуникативная (сообщение) – обмен информацией, общение как коммуникация – это, прежде всего, обмен информацией значимой для участников общения, это способность не только передавать, но и принимать информацию; это владение вербальными и невербальными средствами; это личностное воздействие, достижение одинакового восприятия ситуации, в которой происходит общение. Эффективное общение происходит, если одна сторона умеет точно передавать информацию, а другая – воспринимает ее;

интерактивная (интеракция – взаимодействие) – организация межличностного взаимодействия, выработка стратегии и тактики. Культура взаимодействия проявляется в способности выработки стратегии и тактики эффективного взаимодействия, правильной его организации, умении выбрать оптимальную модель поведения, с учетом индивидуальных особенностей, свойств другого человека и ситуации; определении характера взаимодействия – открытость или закрытость предметной позиции; ориентации на контроль или на понимание;