ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Уметь заинтересовать собеседника предметом разговора.

Проявить внимание к партнеру, его действиям: поблагодарить за беседу, выразить удовлетворение результатами беседы, общения, продемонстрировать заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве.

Эффект обратной связи. В процессе общения мы не только воздействуем, но и взаимодействуем, поэтому важно уметь устанавливать обратную связь. Почему обратная связь так важна в формировании имиджа? Прежде всего, потому, что по каналам обратной связи мы определяем, какое впечатление производит на собеседников наша речь, наш внешний вид. Получение информации по каналам обратной связи должно использоваться: 1) с целью корректировки восприятия нашего имиджа; 2) с целью изменения действий, поступков, управления; 3) с целью совершенствования навыков и умений делового повседневного общения.Каждый человек заинтересованный во взаимопонимании и взаимодействии с другими людьми стремится найти лучший способ выражения своих мыслей, лучший способ установления контакта используя как вербальные, так и невербальные средства общения.Типичные черты обаятельного человека: эрудиция, профессионализм; остроумие, развитое чувство юмора; культура речи; способность к психологическому заражению; умение вести полемику; психологическая защищенность; неординарная личность.Выводы. Как видим, технология создания имиджа довольно сложна и требует определенных знаний и навыков. Для руководителя имидж – важная составная часть культуры делового общения. Управленцу, руководителю любого уровня необходим деловой имидж, как средство демонстрации деловых и личностных качеств. Имидж – это прежде всего создание своего профессионального лица; Технология создания имиджа заключается в познании собственных сильных и слабых сторон и дальнейшем фокусировании на своих достоинствах, в самореализации своего потенциала.Деловой имидж необходимо строить на вашем настоящем, внутреннем «Я», окружающие должны видеть вас такого, каким вы являетесь на самом деле, а не искусственную модификацию вашей личности. Именно от внутренних качеств зависят репутация, авторитет, популярность. Контрольные Вопросы Дайте характеристику понятия имиджа. Раскройте содержание функций имиджа. Охарактеризуйте техники формирования имиджа. ЗаключениеВ заключении хотелось бы подчеркнуть значение технологии делового общения как особого вида деятельности, без которого трудно стать хорошим специалистом, профессионалом, от владения которым зависит успех и карьера. Умение строить отношения с людьми – это показатель профессионального мастерства. У людей, которые владеют технологией делового общения, адекватная, высокая самооценка, хорошая социальная адаптация, умелая демонстрация лучших личностно-деловых качеств: профессионализм (знание дела и умение его делать), гармоничное взаимодействие с другими людьми, способность к открытому типу диалога, признание значимости другой личности, умение владеть словом, привлекательная внешность, влияние на других людей. Эффективность технологий и техник определяется тем, насколько человек владеет этими знаниями и умеет ими пользоваться на практике. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Основные коммуникативные умения в профессиональной деятельности управленца: умение выбрать способ, стиль общения, отвечающий индивидуальным особенностям личности; потребностям и ожиданиям группы людей, массовой аудитории, гармонично используя вербальные и невербальные средства общения; умение анализировать и прогнозировать поступки и поведение своих собеседников; умение должным образом представить свои идеи, предложения – высокий уровень речевого развития; умение создать атмосферу взаимного доверия, вызвать чувство симпатии; умение обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов, если они кажутся несостоятельными; умение деликатно, ненавязчиво подвести собеседника к принятию оптимального решения, к согласию с вашей точкой зрения; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей. Часто на тренинге обучающиеся в ответ на предложение поучаствовать в игре, отвечают отказом, мотивируя его тем, что «я не умею, я лучше поучусь, посмотрю на других». Конечно, можно учиться на опыте других, но хорошо что-то делать можно только обретя собственный опыт в процессе постоянных тренировок, упражнений. Никто не достиг успеха ни в одном деле без постоянной практики, тренировки. Не отчаивайтесь, если с первой попытки вам что-то не удалось, не опускайте руки, тренируйтесь, выступайте и вскоре вы обретете умение, которое сможет изменить вашу жизнь. Способность хорошо говорить, доносить информацию, убеждать, заинтересовывать, мотивировать и вдохновлять – одно из самых востребованных качеств управленца. Профессиональное общение предполагает не поиск легкой и эффективной техники воздействия, а постоянное самопознание, саморазвитие. Ни методы, ни способы, ни сам человек не могут оставаться неизменными. Постоянно совершенствуйте свое мастерство. СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Шепель В.М. Управленческая антропология. – М., 2000.



Определяющим в ораторском искусстве Цицерон считал глубокое содержание, что не означало, однако, отрицания или принижения роли формы изложения. «Мудрость в содержании, – писал Цицерон, – без красноречия мало приносит пользы государствам, а красноречие без мудрого содержания большей частью слишком вредит и никогда не приносит пользы»2.

Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли русские ученые. Основателем риторики в России был М.В. Ломоносов, который в своем труде «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» выделял качества, которыми должен обладать оратор: дарования душевные (острый ум и память), телесные (приятная внешность и осанка, «долгое» дыхание); образцовый литературный язык, логика суждений, и умение творить в речи3.

Часто возникает дискуссионный вопрос: можно ли научить искусству говорить? Ведь не каждый обладает способностью говорить ярко, образно, эмоционально, для этого должны быть определенные задатки. Ответ на этот вопрос дал М.М. Сперанский в своей книге «Правила высшего красноречия: «...обучаться красноречию не можно, – это природный дар, но есть определенные приемы, с помощью которых можно развить искусство говорить, – этим приемам обучает риторика».1 Много внимания уделено в этой работе способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели.

Когда в нашей общественной, особенно политической жизни используют термин «риторика» с целью манипулирования сознанием и чувствами людей, с целью одержать победу в споре с помощью манипулятивных техник и риторических средств, то это противоречит сущности риторики. Еще Монтень говорил: » Долой красноречие, которое привлекает только к себе самому, а не к стоящим за ним вещам!2 Сущность риторики в умении мыслить публично, грамотно говорить на родном языке, уметь убеждать – владеть искусством аргументации, владеть культурой спора.

Руководителю приходится в своей работе использовать различные жанры и виды ораторского искусства:

социально-политическое красноречие – политическая речь, политический обзор, митинговая речь, агитационная речь;

академическое – лекция, доклад на научной конференции, симпозиуме, семинаре, научное сообщение;

социально-бытовое – ритуально-этические речи: поздравительная, юбилейная, застольная (тост), надгробное слово.

С точки зрения целевой установки можно выделить такие виды речей: информационные, убеждающие, декларативные, разъясняющие, развлекающие, побуждающие и т.д.


В риторике характерно использование различных функциональных стилей: официально-делового, разговорного, публицистического, научного, художественного. Такие композиционные формы современной устной речи, как, например, выступление в дискуссии, лекция, консультация, пресс-конференция, доклад, беседа… обычно строятся на многообразном чередовании или смешении, взаимопроникновении элементов разговорного и книжного языка.1 Такое стилевое разнообразие дает оратору широкие возможности для выражения своих мыслей. Но при этом необходимо отделять разговорную речь от речи малограмотной и вульгарной.

Ораторская речь являет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова.2 Она одновременно воздействует и на сознание и на чувства человека. Человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания: наука и искусство, и они взаимно дополняют друг друга. И хорошая речь заключается в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.

Оратор всегда выступает в трех лицах: сочинитель, постановщик и исполнитель своих речей. Цицерон утверждал, что выдающимся оратором может стать лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом, навыком и знаниями; причем, важнее всего наука, т.к. первенство принадлежит образованному оратору. Литературу, историю, право и философию (особенно такие ее части как логику и этику) Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора.

Руководитель должен уметь выступать перед коллективом или другой аудиторией – это визитная карточка руководителя любого уровня, важнейшая составная часть его личного имиджа. Когда приходится выступать перед коллективом, перед массовой аудиторией, то каждый раз возникает вопрос: какие средства, приемы воздействия окажутся наиболее эффективными?

Публичное выступление – это сложный сплав содержания и индивидуальности оратора. Чем выше управленческий статус, тем более профессионально руководитель должен быть подготовлен в области риторики. Сегодня потребность не столько в информационной речи, так как высока информированность людей, сколько в убеждающей речи. Люди хотят видеть не транслятора информации, а человека, который имеет собственную позицию, убеждения, который может убеждать, спорить. Люди хотят интеллектуального общения, обмена мыслями, согласования и выработки собственных убеждений.



Государственному служащему приходится общаться с людьми разной национальности, разных традиций, поэтому необходимо учитывать и такой важный психологический фактор, как национальный характер. Выступления должны соответствовать ценностям, которые свойственны данной национальной общности в конкретный исторический период.

Когда приходится выступать перед массовой аудиторией, то необходимо учитывать, что сегодня востребованы не только качества, ранее перечисленные, но и такие качества как гибкость ума; волевые качества – самообладание, настойчивость, решительность; эмоциональные – устойчивость, импульсивность, жизнерадостность; коммуникативные – доброжелательность, общительность, скромность, такт; деловые – организованность, целеустремленность, деловитость, энергичность, работоспособность. Эти качества выражены у разных ораторов в разной степени. Их сочетание с природным темпераментом, особенностями характера, опытом дают многообразие индивидуальных стилей, определяют успех любого выступления. Один оратор могущественно властвует над толпой силою своего бурного вдохновения; другой – вкрадчивою грацией изложения; третий – преимущественно ирониею, насмешкой, остроумием; четвертый – последовательностью и ясностью изложения и т.д. Каждый из них говорит, соображаясь с предметом своей речи, с характером слушающей его толпы, с обстоятельствами настоящей минуты"1 Без учета и демонстрации этих качеств не удастся убедить людей, вызвать к себе положительные чувства, установить контакт с ними.

Важнейшей предпосылкой успеха взаимодействия с аудиторией является адаптирование речи к конкретной аудитории. Исследованиями возможностей памяти было доказано, что аудитория запоминает 10% информации, если используется чисто информационный материал, 50% – с использованием наглядных средств, 70% – если имеет место вовлечение в процесс аудитории и 83% – при объединении участия слушателей и визуальных материалов. Наглядные средства передают идеи быстрее, чем устное слово; они пробуждают и удерживают интерес и внимание аудитории; они способствуют более доступному изложению сложного материала.

Второй важный момент успешного взаимодействия с аудиторией – уверенность в себе, естественность. Единственный способ добиться признания аудитории – быть самим собой, быть искренним. Мне часто доводилось наблюдать ситуацию, когда люди входили в аудиторию и становились совершенно другими людьми, т.е. их внешний вид не соответствовал их внутреннему содержанию. Они пытались показать себя более значимыми, более солидными, более знающими, но аудиторию невозможно обмануть, она очень быстро распознает человека. Но есть и другая крайность – чрезмерное волнение, страх. Необходимо научиться преодолевать панический страх, волнение перед публичными выступлениями: сухость во рту, слабость в коленях, потеря памяти, холодный пот, напряжение мышц. В зависимости от ситуации, реакции человека, его опыта ощущения могут колебаться от легкого волнения до полной паники. Бытует мнение, что даже известные актеры, опытные ораторы, выходя на сцену, испытывают страх и неуверенность. Конечно, нет. Существует большая разница между негативным чувством страха и позитивным ощущением волнующего ожидания перед началом выступления. В первом случае возникают негативные эмоции – паника, отрицательное напряжение; во втором – возникают позитивные эмоции: волнительное ожидание, возбуждение, приятное напряжение. Отрицательное напряжение возникает, когда человек рассматривает выступление как «вынужденное», а не «желаемое», а также неуверенность в своих силах. Как же изменить ситуацию?


Пройдите курс тренингов по развитию навыков делового общения, ораторского мастерства.

Поменяйте негативное ощущение на позитивное, полюбите публичные выступления, считайте их профессиональной необходимостью.

Приобретайте опыт – от выступления к выступлению вы станете увереннее, вы овладеете навыками и техниками, положительными эмоциями.

Всегда помните, что аудитория – это своеобразная социально-психологическая общность со своими убеждениями, уровнем знаний, потребностями, интересами, настроениями. Это совокупность людей разномыслящих, имеющих свой жизненный опыт, свои взгляды на жизнь, свои проблемы. Нельзя не учитывать и такую важную психологическую особенность, как "эмоция ожидания". Даже при встрече с людьми, которые вас хорошо знают, каждый раз будет возникать эта неосознанная "эмоция ожидания". Оратор не только создатель, но и исполнитель своей речи.

Наиболее эффективным в большой аудитории является комплексное, гармоничное использование техник убеждения, внушения, подражания и заражения. Убеждение связано с логическим и сознательным воздействием на аудиторию. Степень эффективности убеждения зависит от предрасположенности к принятию информации и заинтересованности людей. Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей, оно должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным. Убеждения должны содержать как обобщенные положения, так и конкретные факты, примеры. Убеждая других, оратор должен сам глубоко верить в то, что он говорит, только глубокая убежденность рождает убедительность. Убеждение может само по себе иметь силу внушения, когда логично, четко и выразительно изложенная мысль гипнотизирует слушателей подводя их к самостоятельным выводам. Внушение осуществляется посредством словесного воздействия, авторитета выступающего и императивностью речи. Внушение не нуждается в системе логических доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации. Силой внушения могут обладать яркие, впечатляющие факты, цитаты, иллюстрации, авторитет оратора. Степень воздействия связана и с тем, насколько легко личность поддается внушению, с ее внутренним состоянием.

Психическое заражение особенно эффективно в массовой аудитории. В процессе заражения возникают общие эмоциональные реакции у людей, находящихся в аудитории по отношению к выступающему, по отношению к его информации, по отношению к его действиям. Оратор, обладая большим речевым эмоциональным зарядом, передает свое психическое настроение аудитории, заставляя ее реагировать на свою речь в нужном ему направлении. Заражение может быть вызвано содержанием речи, эмоциональной яркостью изложения, выразительными и убедительными приемами.


Знание социально-психологических особенностей аудитории позволяет выбрать наиболее эффективные методы и средства общения, техники передачи информации и убеждающего воздействия. Но не менее важным условием является способность человека воспринимать и декодировать посланное ему сообщение, т.е. распознавать и интерпретировать его смысл.1 Эта способность определяется компетентностью и эрудицией, жизненным опытом, общей культурой, ценностными ориентациями.

Каковы же возможны средства управления аудиторией?

1.Эффект визуального восприятия образа оратора. Ранее уже говорилось о том, что обратная связь осуществляется по двум каналам: зрительному и слуховому. Вначале воспринимается внешний облик человека и от того, каково будет первоначальное впечатление зависит дальнейшее взаимодействие, взаимоотношения и восприятие информации. Поэтому важна гармония позы, одежды, мимики, тембра голоса, жестикуляции, манеры поведения. Человек, выступающий публично, должен быть обаятельным, уверенным в себе и доброжелательным к людям.

  1. Эффект первых фраз. Этот прием рассчитан на формирование или

закрепление положительного восприятия образа оратора, на установление контакта с аудиторией. Основное требование к использованию этого приема  интересная информация, привлекающая и концентрирующая внимание. Это может быть как абсолютно новая, так и известная информация, но поданная в новой интерпретации. Этот прием будет эффективен, если он соответствует образовательному уровню, ожиданиям, интересам, настроениям аудитории. Опытные ораторы всегда имеют в запасе набор первоначальных фраз, с учетом того, что может измениться ситуация, психологическое состояние аудитории, отношение к вам.

  1. Первые фразы способствуют установлению следующих видов контакта:

эмоционального (симпатия или антипатия), содержательного (интересный факт, новая информация, оригинальная интерпретация знакомой информации), эстетического (красивый голос, изящество речи и манеры поведения).

  1. Эффект паузы. Пауза – одна из ораторских техник, которая является

средством привлечения внимания, помогает оратору яснее выражать свои мысли, а слушателям дает возможность поразмыслить и «переварить» услышанное.

  1. Начальная пауза имеет большое психологическое значение. Именно в

первые секунды встречи идет взаимная пристройка, "насыщение" образом оратора, установление зрительного контакта. Паузы бывают логические и психологические. Логической паузой мы подчеркиваем наиболее важные, значимые мысли в речи. Правильно организованная пауза способствует до 10% усвоения информации. Психологическая пауза помогает снять напряжение, восстановить внимание с помощью шутки, интересного случая.