ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Установлению психологического контакта способствует обращение. -
Помните, как Н.В. Гоголь в "Повести о том, как поссорился Иван
Иванович с Иваном Никифоровичем" писал о значении обращения в общении Ивана Ивановича: "Боже мой, как он умел обворожить всех своим обращением! Тонкости такой я нигде не видывал"11.
-
Эффект аргументации – это, прежде всего, логика изложения материала, т.е. структурная организация речи, а также теоретическая и эмпирическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные данные, положения, концепции. К эмпирической относятся конкретные цифры, факты, статистические данные. Причем аргументы подавать следует не разрозненно, а системно, группами. -
Насыщенность рассуждений, т.е. чередование подачи материала, от максимальной концентрации внимания слушателей к расслаблению и передышке. Этот прием порционного выброса информации – заранее продуманное распределение по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного и подачи новой информации. -
М.М. Сперанский писал: "Бросайте черты легкие, вводите понятия ясные, предлагайте их слогом текучим, ступайте иногда по цветам, но всегда озирайтесь, идет ли за вами ваш слушатель".2 Эти слова говорят о том, что важно уметь не только привлечь внимание аудитории, но и удержать его в процессе всего выступления. -
Сжатость информации. Еще Вольтер сказал, что секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказывать все. Но при этом необходимо соблюдать принцип достаточности информации. -
Эффект интонации. Наши чувства в речи передаются не только при помощи слов, но и посредством разнообразных интонаций. Часто именно в интонации кроется истинный смысл сказанного. Психологи выделяют более 20 интонаций, выражающих разные чувства: радость, грусть, удивление, сомнение, страх и др. Оратор должен уметь выразить голосом то чувство, которое соответствует содержанию его речи. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. Если интонация не соответствует содержанию речи, то в результате слушатели не усваивают до 30% информации. -
Юмор как одно из эффективных средств восстановления внимания,
установления контакта и снятия напряжения. Важнейшей функцией юмора для оратора является установление благоприятного климата. Умный юмор -это кислород для собеседников. Юмор проявляется по-разному и служит разным целям. В лекции – это риторический прием эмоционального расслабления и переключения умственной деятельности, для создания контраста и разбавления сложного для восприятия материала, его лучшего запоминания. В полемике – это словесный залп по противнику. В беседе помогает вскрыть противоречия в словах и явлениях. Юмор способствует созданию хорошего настроения, помогает сохранить наше чувство собственного достоинства в сложной ситуации. Но юмор – вещь деликатная. Он помогает только в том случае, как говорил Д.И. Писарев: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью, тогда начинается распутство"
1.
14. Короткие истории. Краткая история является отдельным эпизодом, вставленным в речь, например, «Чтобы проиллюстрировать мою мысль, я хочу рассказать об одном случае, произошедшем…», далее следует рассказ о событии, но он не должен превышать пяти минут.
Техника речи. Как бы хорошо ни была продумана речь, взвешены аргументы, слабая ораторская техника: (монотонность, тривиальность, однообразие) снизят эффективность выступления.
На поведение и восприятие информации аудиторией также влияет психологический феномен социальной установки относительно тех или иных проблем, событий, явлений. Если позиция выступающего сходна с установками аудитории, их точки зрения наверняка сблизятся. Если же они значительно расходятся, выступление может отодвинуть обе стороны на далекие рубежи.
Как, несмотря на расхождение точек зрения, достичь желаемой цели? С точки зрения технологии общения необходимо начинать не с того, что разъединяет, а с того, что сближает, шаг за шагом, воздействуя на установку собеседников, постепенно меняя ее.
В практике допустим и другой способ владения аудиторией – личностный. Если человек вызывает у нас чувство симпатии, то даже существенно отличающаяся от взглядов аудитории позиция может быть воспринята априорно (изначально), еще до обоснования основного положения. Однако И. Кант считал знание, полученное при помощи чувственных восприятий, неупорядоченным и недостоверным, противопоставляя ему в качестве условий достоверного знания априорные формы чувственности и рассудка1.
При возникновении антипатии к выступающему, даже близкая, сходная точка зрения чаще всего воспринимается отрицательно. Возникает психологический барьер неприятия личности оратора, что отражается и на принятии сообщения. Как в такой ситуации получить положительные результаты от общения?
Прежде всего, необходимо преодолеть психологический барьер. Это достигается двумя способами:
-
изменением рационального способа воздействия на эмоциональный: найти точки соприкосновения в системе нравственных ценностей, задействовать стереотипы аудитории, использовать эффект "психического заражения", шутку, юмор;
-
технологией подачи своего образа на уровне мимики, жестов, голоса, при этом обязательным условием является учет демографических характеристик аудитории и эмоционального склада личности, особенно если в аудитории преобладают женщины, молодежь, пенсионеры.
Советы:
1. Настройтесь на аудиторию.
2. Сначала выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории. Если ваши интересы расходятся с ее интересами, попытайтесь навести мосты взаимопонимания.
3. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.
4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас.
Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.
5. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.
6. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная пауза.
7. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае монотонно.
8.С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.
9. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.
10. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос, (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специально ее взбодрить).
11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему. Этим вы можете однозначно завоевать аудиторию на свою сторону.
12. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите на главную тему выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помогут вам добиться у них одобрения ваших слов.
13. В момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории, не теряйте все же самоконтроль.
14. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия.
15. Не вступайте во время выступления в дискуссии, даже если с мест раздаются провокационные выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете для себя время, чтобы настроиться на дискуссию.
Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама собой отпадет.
16. Именно в критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, уверенно, с акцентуализацией каждого слова.
17. Старайтесь нелицеприятные для аудитории места вашего выступления подкреплять очевидными примерами. Подчеркните, что лишь насущная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем сгладьте остроту несколькими комплиментами.
18. Не делайте обобщающих выводов, не оправданных с рациональной точки зрения, даже если вам показалось, что аудитория их от вас ждет.
19. Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.
20. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание.
Конечно, все это так просто не дается. Для этого нужна целенаправленная тренировка, если, конечно, вы хотите стать настоящим оратором. К серьезным, длительным выступлениям необходимо быть всесторонне подготовленным, научившись избегать пустопорожнего словоблудия и твердо уяснив себе, что каждая фраза должна быть отшлифована
Эффект обратной связи. В процессе общения мы не только воздействуем, но и взаимодействуем, поэтому важно уметь устанавливать обратную связь. Почему обратная связь так важна в формировании имиджа? Прежде всего, потому, что по каналам обратной связи мы определяем, какое впечатление производит на собеседников наша речь, наш внешний вид. Получение информации по каналам обратной связи должно использоваться: 1) с целью корректировки восприятия нашего имиджа; 2) с целью изменения действий, поступков, управления; 3) с целью совершенствования навыков и умений делового повседневного общения.
Каждый человек заинтересованный во взаимопонимании и взаимодействии с другими людьми стремится найти лучший способ выражения своих мыслей, лучший способ установления контакта используя как вербальные, так и невербальные средства общения.
Типичные черты обаятельного человека: эрудиция, профессионализм; остроумие, развитое чувство юмора; культура речи; способность к психологическому заражению; умение вести полемику; психологическая защищенность; неординарная личность.
Выводы. Как видим, технология создания имиджа довольно сложна и требует определенных знаний и навыков. Для руководителя имидж – важная составная часть культуры делового общения. Управленцу, руководителю любого уровня необходим деловой имидж, как средство демонстрации деловых и личностных качеств. Имидж – это прежде всего создание своего профессионального лица;
Технология создания имиджа заключается в познании собственных сильных и слабых сторон и дальнейшем фокусировании на своих достоинствах, в самореализации своего потенциала.
Деловой имидж необходимо строить на вашем настоящем, внутреннем «Я», окружающие должны видеть вас такого, каким вы являетесь на самом деле, а не искусственную модификацию вашей личности. Именно от внутренних качеств зависят репутация, авторитет, популярность.
Контрольные Вопросы
-
Дайте характеристику понятия имиджа.
-
Раскройте содержание функций имиджа.
-
Охарактеризуйте техники формирования имиджа.
Заключение
В заключении хотелось бы подчеркнуть значение технологии делового общения как особого вида деятельности, без которого трудно стать хорошим специалистом, профессионалом, от владения которым зависит успех и карьера.
Умение строить отношения с людьми – это показатель профессионального мастерства. У людей, которые владеют технологией делового общения, адекватная, высокая самооценка, хорошая социальная адаптация, умелая демонстрация лучших личностно-деловых качеств: профессионализм (знание дела и умение его делать), гармоничное взаимодействие с другими людьми, способность к открытому типу диалога, признание значимости другой личности, умение владеть словом, привлекательная внешность, влияние на других людей.
Эффективность технологий и техник определяется тем, насколько человек владеет этими знаниями и умеет ими пользоваться на практике. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Основные коммуникативные умения в профессиональной деятельности управленца:
-
умение выбрать способ, стиль общения, отвечающий индивидуальным особенностям личности; потребностям и ожиданиям группы людей, массовой аудитории, гармонично используя вербальные и невербальные средства общения;
-
умение анализировать и прогнозировать поступки и поведение своих собеседников;
-
умение должным образом представить свои идеи, предложения – высокий уровень речевого развития;
-
умение создать атмосферу взаимного доверия, вызвать чувство симпатии;
-
умение обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов, если они кажутся несостоятельными;
-
умение деликатно, ненавязчиво подвести собеседника к принятию оптимального решения, к согласию с вашей точкой зрения;
-
умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей.
Часто на тренинге обучающиеся в ответ на предложение поучаствовать в игре, отвечают отказом, мотивируя его тем, что «я не умею, я лучше поучусь, посмотрю на других». Конечно, можно учиться на опыте других, но хорошо что-то делать можно только обретя собственный опыт в процессе постоянных тренировок, упражнений. Никто не достиг успеха ни в одном деле без постоянной практики, тренировки. Не отчаивайтесь, если с первой попытки вам что-то не удалось, не опускайте руки, тренируйтесь, выступайте и вскоре вы обретете умение, которое сможет изменить вашу жизнь. Способность хорошо говорить, доносить информацию, убеждать, заинтересовывать, мотивировать и вдохновлять – одно из самых востребованных качеств управленца.
Профессиональное общение предполагает не поиск легкой и эффективной техники воздействия, а постоянное самопознание, саморазвитие. Ни методы, ни способы, ни сам человек не могут оставаться неизменными. Постоянно совершенствуйте свое мастерство.
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
Дайте характеристику понятия имиджа.
Раскройте содержание функций имиджа.
Охарактеризуйте техники формирования имиджа.
умение выбрать способ, стиль общения, отвечающий индивидуальным особенностям личности; потребностям и ожиданиям группы людей, массовой аудитории, гармонично используя вербальные и невербальные средства общения;
умение анализировать и прогнозировать поступки и поведение своих собеседников;
умение должным образом представить свои идеи, предложения – высокий уровень речевого развития;
умение создать атмосферу взаимного доверия, вызвать чувство симпатии;
умение обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов, если они кажутся несостоятельными;
умение деликатно, ненавязчиво подвести собеседника к принятию оптимального решения, к согласию с вашей точкой зрения;
умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей.
Аксиома (гр.) | бесспорная, не требующая доказательства истина. |
Алогизм (гр.) | нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход связности и последовательности изложения; может использоваться как стилистический прием. |
Антитезис (гр.) | суждение, которое можно противопоставить тезису, доказательство истинности тезиса является опровержением антитезиса и наоборот. |
Аргумент (лат.) | логический довод, служащий основанием доказательства. |
Аттическое красноречие | одно из направлений в ораторском искусстве Древней Греции. Отличалось изысканностью и умеренностью стиля и больше адресовалось к разуму, чем к чувствам людей. Отличалось сильной аргументацией. |
Беседа | вопросно-ответная форма изложения темы обучающим при самом активном участии обучаемых. |
Виды красноречия | типы устного публичного выступления. Это - лекции, доклады, речи. Доклад (отчетный, научный). Речи: политические, агитационные, митинговые. Наряду с социально-политическим и академическим красноречием различают также дипломатическое, судебное, социально-бытовое и церковное красноречие. |
Внушение | заключается в том, что лектор посредством слова (речи) вызывает у слушателей сильный раздражительный процесс в ограниченной области коры головного мозга при одновременном торможении в остальной ее части, а затем - целенаправленную психологическую разрядку. |
Дебаты (фр.) | прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. |
Диалог (гр.) | форма античной риторики, зачинателем которой считается Сократ (469 - 399) наиболее распространенный вид обучения и воспитания в древнегреческих лицеях. Диалог в наше время самостоятельный вид публичной живой беседы, спора за "круглым столом". |
Дилемма (гр.) | 1) логическое умозаключение, одна из посылок которого - условная, а другая разделительная; 2) необходимость выбора из двух (обычно нежелательных) возможностей. |
Дискуссия (лат.) | обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, и беседе с целью поиска истины; спор. |
Диспут (лат.) | (досл, рассуждать, спорить) - публичный спор на научную или общественно важную тему. |
Довод | (доводы или аргументы) - посылки, которые используются в качестве основания. |
Доказательство | мыслительный процесс, в ходе которого обосновывается достаточность основания для суждения, истинность которого не является самоочевидной. У любого доказательства различают три части: 1) тезис - суждение, подлежащее доказательству; 2) основание - посылки, которые используются для доказательства; 3) аргументация - логическая связь между посылками для выведения тезиса из основания. |
Индукция (лат.) | логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. |
Интервьюирование (англ.) | 1) проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведений; 2) в социологических исследованиях - процесс сбора первичного материала с помощью интервью. |
Интонация (лат.) | характер произношения, существенный элемент выразительности ораторского слова. Бывает восклицательной, вопросительной, повествовательной, шутливой, восторженной. Достигается повышением или понижением голоса, изменением темпа речи и образует словесно-звучащий ритмический строй. Интонация заметно повышает эмоциональность и заразительность ораторской речи. |
Ирония (гр.) | тонкое насмешливое замечание (характеристика), высказанное оратором в процессе речи. Один из эффективных приемов для оживления выступления, заострения мысли. Ирония бывает мягкой, добродушной, с издевкой и т.д. и уместна для повышения содержательной эмоциональности публичной речи. |
Каузальный | причинный (причинная обусловленность). |
Концессия (лат.) | использование доводов или выражений оппонента в споре для опровержения его же доводов. |
Красноречие | красная речь - это заразительная речь, эффективность речи определяется ее искренностью. "Красноречие есть искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению " (Ломоносов). |
Логика речи | смысловая стройность, ясность и строго мотивированная последовательность развертывания ораторской мысли посредством звучащего слова. Умелое владение законами мышления и его формами, которое находит отражение в понятиях, суждениях, аргументации публичного выступления. |
Метафора (гр. перенос) | вид тропа: оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения (например, "На нити праздного веселья /Низал он хитрою рукой/ Прозрачной лести ожерелья/ и /Чётки мудрости златой"/ - А.С.Пушкин). |
| |
Оратор | 1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных народов); 2) лицо, произносящее речь; лицо, выступающее, говорящее в собрании...; 3) человек красноречивый, обладающий даром произносить речи. Оратор как термин теории ораторского искусства -любой человек, произносящий публичную речь. |
Ораторское искусство | сумма знаний, умений и навыков по подготовке и произнесению речи с конкретной целью - оказать воздействие на ум, чувства и волю слушателей - убедить, научить, воспитать. |
Парадокс (гр. неожиданный, странный) | 1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; 2) формально-логическое противоречие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений; 3) неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям. |
Паралогизм (гр.) | логическая ошибка, совершаемая непреднамеренно, являющаяся результатом нарушения законов и правил логики. |
Полемика (греч-воинственный.) | Спор с целью отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента |
Риторика (гр.) | наука о теории ораторского искусства, свод правил ораторского искусства, учебная дисциплина. Аристотель определял риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. |
Риторический вопрос | ораторский прием: утверждение в форме вопроса, вопрошение в речи, порой оставляемое самим же говорящим без ответа, но рассчитанное на возбуждение внимания аудитории; вопрошение, поясняющее какую-то существенную подробность, активизирующее речь. Риторический вопрос - одна из форм диалогизации речи. |
Сарказм (гр.) | язвительная насмешка, наиболее резкий по характеру вид иронии - гнев; один из древнейших элементов ораторского искусства, а в наше время - прежде всего общественно-политического красноречия. Едко-насмешливое замечание - это форма суровой критики, публичного изобличения и осуждения. |
| |
Силлогизм (гр.) | умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод). |
Софизм (гр.) | ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. |
Софистика | применение в споре или в доказательствах софизмов; словесные ухищрения, вводящие в заблуждение. |
Суждение | мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете. Любое суждение должно удовлетворять одновременно двум требованиям: 1) быть конкретным (поскольку абстрактных истин не бывает); 2) быть определенным (допускать только одно толкование). |
Тезис (гр.) | 1) положение, истинность которого должна быть доказана; 2) тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.п. |
Убедительность | требование ораторского искусства, означает доказательность. Она обеспечивается: а)достоверностью информации; б)непротиворечивостью суждений; в)строгой аргументацией и ясным изложением; г)точностью обобщений. |
Эмоциональный | насыщенный эмоциями, выражающий эмоции; склонный к быстрому и яркому проявлению эмоций, легко возбуждающийся. В ораторском искусстве находит выражение в выразительности и темпераментности, взволнованности оратора. Гармония рационального и эмоционального - важное условие успеха публичного выступления. |
Эристика (гр. доел, спорящий) | искусство вести спор, полемику. Эристика в ораторском искусстве означает изящество речи, совершенство внешнего облика поведения. |
Этика (гр.) | в ораторском искусстве изучает и объясняет: а) этико-нравственные основы и цели красноречия; б) совокупность нравственных принципов и норм (правил), которыми должен руководствоваться в ораторской деятельности любой человек, причастный к ней. |