ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Уметь заинтересовать собеседника предметом разговора.

Проявить внимание к партнеру, его действиям: поблагодарить за беседу, выразить удовлетворение результатами беседы, общения, продемонстрировать заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве.

Эффект обратной связи. В процессе общения мы не только воздействуем, но и взаимодействуем, поэтому важно уметь устанавливать обратную связь. Почему обратная связь так важна в формировании имиджа? Прежде всего, потому, что по каналам обратной связи мы определяем, какое впечатление производит на собеседников наша речь, наш внешний вид. Получение информации по каналам обратной связи должно использоваться: 1) с целью корректировки восприятия нашего имиджа; 2) с целью изменения действий, поступков, управления; 3) с целью совершенствования навыков и умений делового повседневного общения.Каждый человек заинтересованный во взаимопонимании и взаимодействии с другими людьми стремится найти лучший способ выражения своих мыслей, лучший способ установления контакта используя как вербальные, так и невербальные средства общения.Типичные черты обаятельного человека: эрудиция, профессионализм; остроумие, развитое чувство юмора; культура речи; способность к психологическому заражению; умение вести полемику; психологическая защищенность; неординарная личность.Выводы. Как видим, технология создания имиджа довольно сложна и требует определенных знаний и навыков. Для руководителя имидж – важная составная часть культуры делового общения. Управленцу, руководителю любого уровня необходим деловой имидж, как средство демонстрации деловых и личностных качеств. Имидж – это прежде всего создание своего профессионального лица; Технология создания имиджа заключается в познании собственных сильных и слабых сторон и дальнейшем фокусировании на своих достоинствах, в самореализации своего потенциала.Деловой имидж необходимо строить на вашем настоящем, внутреннем «Я», окружающие должны видеть вас такого, каким вы являетесь на самом деле, а не искусственную модификацию вашей личности. Именно от внутренних качеств зависят репутация, авторитет, популярность. Контрольные Вопросы Дайте характеристику понятия имиджа. Раскройте содержание функций имиджа. Охарактеризуйте техники формирования имиджа. ЗаключениеВ заключении хотелось бы подчеркнуть значение технологии делового общения как особого вида деятельности, без которого трудно стать хорошим специалистом, профессионалом, от владения которым зависит успех и карьера. Умение строить отношения с людьми – это показатель профессионального мастерства. У людей, которые владеют технологией делового общения, адекватная, высокая самооценка, хорошая социальная адаптация, умелая демонстрация лучших личностно-деловых качеств: профессионализм (знание дела и умение его делать), гармоничное взаимодействие с другими людьми, способность к открытому типу диалога, признание значимости другой личности, умение владеть словом, привлекательная внешность, влияние на других людей. Эффективность технологий и техник определяется тем, насколько человек владеет этими знаниями и умеет ими пользоваться на практике. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Основные коммуникативные умения в профессиональной деятельности управленца: умение выбрать способ, стиль общения, отвечающий индивидуальным особенностям личности; потребностям и ожиданиям группы людей, массовой аудитории, гармонично используя вербальные и невербальные средства общения; умение анализировать и прогнозировать поступки и поведение своих собеседников; умение должным образом представить свои идеи, предложения – высокий уровень речевого развития; умение создать атмосферу взаимного доверия, вызвать чувство симпатии; умение обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов, если они кажутся несостоятельными; умение деликатно, ненавязчиво подвести собеседника к принятию оптимального решения, к согласию с вашей точкой зрения; умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей. Часто на тренинге обучающиеся в ответ на предложение поучаствовать в игре, отвечают отказом, мотивируя его тем, что «я не умею, я лучше поучусь, посмотрю на других». Конечно, можно учиться на опыте других, но хорошо что-то делать можно только обретя собственный опыт в процессе постоянных тренировок, упражнений. Никто не достиг успеха ни в одном деле без постоянной практики, тренировки. Не отчаивайтесь, если с первой попытки вам что-то не удалось, не опускайте руки, тренируйтесь, выступайте и вскоре вы обретете умение, которое сможет изменить вашу жизнь. Способность хорошо говорить, доносить информацию, убеждать, заинтересовывать, мотивировать и вдохновлять – одно из самых востребованных качеств управленца. Профессиональное общение предполагает не поиск легкой и эффективной техники воздействия, а постоянное самопознание, саморазвитие. Ни методы, ни способы, ни сам человек не могут оставаться неизменными. Постоянно совершенствуйте свое мастерство. СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Шепель В.М. Управленческая антропология. – М., 2000.



Жестикуляция зависит не только от темперамента, но и от привычек, эмоционального состояния. Поднятая голова и опущенные плечи означают открытость, настрой на успех, интерес, ощущение контроля над ситуацией. Опущенная голова, поднятые плечи говорят о психологическом внутреннем дискомфорте, выражают замкнутость, чувство поражения, неудовлетворенность, страх, неуверенность.

Следует помнить, что душевное состояние человека и предрасположенность к общению отражаются и в его позе. Когда мы в процессе общения отворачиваемся от собеседника (голову, туловище), сидим полубоком, не смотрим в глаза, то тем самым даем понять, что общение с ним нежелательно, он недостоин моего внимания, у меня нет времени разговаривать с ним. Хотя, как показывает практика, чаще всего эти позы возникают не от нежелания общения, а в силу сложившихся привычек, напряженного психического состояния личности, а иногда и от недостатка культуры. Невербальные средства должны располагать к общению, а не создавать психологические барьеры, которые преодолеваются с трудом. Ницше утверждал, что тот, кто умело преодолевает в общении различные барьеры, по-своему счастливый человек. Говорят, нельзя видеть душу человека, однако его тело разговаривает языком души.

Таким образом, при построении имиджа важно развивать коммуникативную привлекательность, основанную на нормах деловой этики, культуры взаимоотношений, социально-психологических особенностях ситуации общения. Наука утверждает, что глубочайшим принципом человеческой сущности является страстное желание получить признание своей ценности. Именно это желание должно служить стимулом духовного развития, совершенствования характера, манер поведения и всей сущности человека.

Общеизвестно изречение А.П. Чехова о том, что в человеке должно быть все красиво – и лицо, и одежда, и поступки, и дела. Но каким бы красивым не было лицо, одежда, поза, жесты, если мы используем это для подчеркивания лишь собственного превосходства, не следует надеяться на положительное влияние на окружающих. Если с учетом механизмов ощущения, впечатления и можно кому-то понравиться, используя внешние атрибуты, то когда наступает более сложный момент и у субъекта включается механизм осознания, имеющий оценочный характер, может произойти обратное. Поэтому создание имиджа требует постоянной работы, прежде всего над совершенствованием своего внутреннего мира. Как справедливо замечает В.М. Шепель: «Чем меньше определенных способностей дано от Бога, тем больше надо приложить усилий для достижения эффекта личного обаяния».


В ряду факторов, влияющих на формирование имиджа, является умение управлять собственным эмоциональным состоянием, особенно в деловом межличностном общении. Эмоциональное состояние является довольно сильным механизмом межличностного восприятия. Но всегда ли должным образом вы контролируете свои эмоции? Способствуют ли они гармоничному общению или создают барьеры?

Правы те, кто грубости и раздражительности собеседника противопоставляют выдержку, стараются не замечать его возбужденного состояния, а стремятся постепенно перевести беседу в спокойное деловое русло. Если вы сумеете поступить именно так в конкретной ситуации, это по достоинству будет оценено собеседником, и отразится на формировании общественного мнения относительно вашего имиджа.

Между тем, есть категория людей, которые сами постоянно находятся в состоянии раздражения. Даже если они пытаются это как-то скрыть, то "колючий" взгляд, холодное выражение лица, металлический голос, выдадут их. Но задумываются ли они над тем, как это влияет на их авторитет или имидж. Не замечая за собой этой черты характера, они порой искренне удивляются: почему, поступая правильно и в интересах дела, в интересах общества, они не находят признания, уважения людей, проигрывают, к примеру, на выборах равному сопернику.

Можно и нужно быть строгим, но нельзя подменять строгость проявлением вечной неудовлетворенности, допускать раздражение, нетерпимость, безразличие. Если человек, деятельность которого связана с людьми, не умеет контролировать свои эмоции, то ему нужно заняться чем-нибудь другим.

В построении имиджа следует также строго разграничивать такие понятия, как целеустремленность, напористость и агрессивность. Эти свойства характера человека так близки, что трудно бывает самому определить, где проходит грань между первым и вторым. Как правило, за агрессивностью чаще всего скрывается неумение общаться, отсутствие культуры делового общения. Иногда это идет от неудовлетворенности своим социальным статусом, недостаточности признания. Человек вынужден постоянно доказывать свою значимость, все время самоутверждаться.

Один из важных компонентов имиджа управленца – стрессоустойчивость, т.е. способность противостоять негативному воздействию стрессов или кризисных ситуаций. Психологи определяют стресс как тревогу, страх, внутреннюю реакцию человека на внешнюю нагрузку, вызванную стрессом или жизненным кризисом, которые воспринимаются как сильная угроза ценностям руководителя. При этом степень индивидуальной реакции будет зависеть от степени идентификации руководителя групповым ценностям (организации, группам людей и т.д.). Обычно обращают внимание на вербальную и невербальную реакцию человека на стрессовую ситуацию. Например, индикаторами стрессового состояния может стать взволнованная речь с частым употреблением оборотов «так сказать», «ну вот», «вы знаете» и пр. Учащаются повторы слов, фраз, убыстряется темп речи, сокращаются паузы. Напрягается тело, появляются спонтанные, бесцельные телодвижения, игра с авторучкой, очками и т.п. Меняется мимика – человек хмурится, голос приобретает более высокие ноты, улыбается через силу. Повышается бдительность как защитная реакция, человек внимательно фиксирует взглядом окружающих, смотрит прямо в глаза, сохраняется жёсткая поза. Разнообразна адаптация к стрессу в виде активизации защитных личностных механизмов:



  • попытка дистанцироваться от события; отрицание стрессовой ситуации, сопровождаемые словами «нет», «никогда»;

  • борьба с угрожающей ситуацией в виде целенаправленной деятельности, требование новой информации, обратной связи;

  • агрессивное поведение в виде повышения интенсивности голоса, враждебные заявления, использование слов: «все», «всегда», «никогда»;

  • бездеятельное депрессивное поведение. У некоторых руководителей стресс не только не порождает негативного самочувствия, но наоборот подстегивает к действиям, к творчеству, стимулирует познавательный процесс, повышает энергию.

Стрессы приводят к усталости, раздражительности. Стрессовые ситуации нередко оказывают негативное влияние на принятие решения – либо принимается поспешное решение или откладывается решение на потом. Поэтому, при формировании имиджа необходимо развивать способность к стрессоустойчивости, сохранению самообладания, к принятию разумных решений и их реализации в любой сложной ситуации.

Помимо внешнего вида, манер поведения, важным фактором, который присутствует во всех наших проявлениях, является физическое здоровье человека. Здорового человека отличают трудоспособность, уверенность, уравновешенность, стойкость. Он легко переносит физические и нервные нагрузки, заражает окружающих бодростью и оптимизмом. С возрастом для поддержания благоприятного имиджа, необходимо уделять внимание ортобиозу – науке о сбережении своего здоровья, о разумном образе жизни1.

Вся наша жизнь состоит из процессов взаимного влияния. Оно является психологической основой имиджа. Но оказать влияние можно только на того, кто позволяет это сделать, кто открыт для восприятия нас. Влияние складывается из уверенности внушающего в успехе своего воздействия и готовности внушаемого поддаться воздействию, т.е. его доверие. Это процесс изменения поведения, мнений людей под воздействием определенной личности. Влияние – это механизм реализации власти. Влияние может оказать лишь тот, кто пользуется формальным (служебный, должностной), моральным (мировоззренческие и нравственные качества), функциональным (компетентность, деловые качества) авторитетом. Наблюдения за деятельностью некоторых управленцев, имеющих положительный имидж, показывают, что они обладают высокой степенью суггестии, т.е. силой влияния на других людей. Способность и умение оказывать влияние на других людей зависит от уверенности в себе и позитивной энергетики. Чем талантливее, оригинальней, ярче личность руководителя, тем меньше ему нужна корректировка.


Есть личности, которые обладают харизмой, природным даром расположения к себе людей и влияния на них. Харизма – это сила личностного влияния, обаяние, которое исходит от человека. Это светлая, притягивающая людей энергия.

Харизма подобна нимбу, который люди не видят, но ощущают. Харизма – это власть, основанная на силе личностных качеств и особенностей. Харизма (греч. милость, доброта) образована от слова ХАРИТЫ – богини добра, красоты, гармонии. Это три дочери бога ЗЕВСА:

АГЛАЯ – сияющая

ЕВРОСИНА – благомыслящая

ТАЛИЯ – цветущая

Греки вкладывали в слово харизма следующие значения: одаренность, авторитетность, мудрость и святость.

Люди, обладающие совокупностью таких качеств во все времена обладали силой влияния на окружающих.

Харизматические личности обладают такими качествами как:

  • привлекательность, они не обязательно красивы, но привлекательны, у них здоровое телосложение, завидная осанка;

  • чувство собственного достоинства и спокойное восприятие восхищения собой;

  • умение владеть словом и вести беседу;

  • владение культурой спора;

  • независимое поведение, достойные манеры – осознание своей значимости без демонстрации личной надменности;

  • оптимистичность;

  • спокойствие и выдержка, умение управлять ситуацией;

  • отсутствие злобности и агрессивности.

Эти качества может развить в себе каждый человек, тренируясь ежедневно, как Геракл. Однажды пастух, поднимаясь в горы, взвалил на плечи маленького теленка. Спускаясь вечером в долину, он прихватил теленка с собой. Так продолжалось до тех пор, пока теленок не превратился в огромного быка, которого пастух продолжал ежедневно носить в горы на своих плечах. Это был Геракл.

Если харизма пока напоминает теленка, ее можно превратить в быка, повысив степень оптимизма, доброжелательности, уверенности, уравновешенности, личной ответственности за все, что происходит с тобой.

При этом придется избавиться от: раздражительности, чувства жертвы, тревоги, пессимизма, злобности, комплексов.

Таким образом, главное в технологии самопрезентации:

  • разработка «Я – концепции» – основы создания личного имиджа;

  • оценка своих личностных качеств с точки зрения восприятия их другими людьми;

  • развитие коммуникативной культуры;

  • визуальное представление лучших личностно-деловых качеств.


5.2. Мастерство речи.

Личность руководителя, его имидж вырастают преимущественно из его речей. Умение говорить (что говорить и как говорить) влияет на формирование имиджа, его восприятие людьми. Речь – это неотъемлемый компонент личности человека, ибо суть человека проявляется в его речи; это важнейшая внешняя форма выражения делового имиджа. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова? До сих пор идет спор – врожденный ли это дар или результат длительного обучения и самосовершенствования. Ответ на эти вопросы дает риторика – наука о законах «изобретения, расположения и выражения мыслей в речи»1.

Для государственного служащего владение риторикой – это наиболее важная составляющая часть профессиональной квалификации, его делового имиджа. Трудно правильно оценить человека, на принимая во внимание его речь. Еще Сократ говорил: »Заговори, чтоб я тебя увидел». Аристотель в своей «Риторике» писал, что все люди некоторым образом причастны риторике, «так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять"1.

Термин риторика – (греч.techne rhetorike – искусство красноречия) в своем первоначальном и основном значении – теория ораторского искусства. Однако после того, как теория ораторского искусства в значительной мере выродилась в собрание оторванных от жизни правил и формул красноречия, риторикой стали называть всякую напыщенную, но по существу пустую, бессодержательную речь. Если до Аристотеля (384–322 г.г. до н.э.) все теоретики красноречия ограничивались перечнем ораторских приемов, то Аристотель впервые дал научное обоснование ораторскому искусству как особому виду человеческой деятельности, определив риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»1. В этом определении подчеркивается главная проблема речи – ее убедительность.

В античности живое слово имело большее значение, чем сегодня, владение им было важнейшим и наиболее действенным способом достижения авторитета в обществе. Поэтому уже в ранний период начались поиски условий действенности речи и стремление к теоретическому обоснованию возможности научить красноречию и овладеть им. Со времен античности риторика была наиболее действенным средством управления, руководства людьми и сегодня она является «теорией убеждающей коммуникации».