Файл: 1. Теоретические основы анализа ликвидности и платежеспособности 6.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализа ликвидности и платежеспособности
1.1 Сущность ликвидности и платежеспособности организации
1.2 Нормативно–правовая база анализа ликвидности и платежеспособности коммерческой организации
1.3 Методика анализа ликвидности и платежеспособности
2. Организационно–экономическая характеристика ООО «ГЕНЕЗИС»
2.1 Краткая организационно–экономическая характеристика ООО «ГЕНЕЗИС»
2.2 Анализ показателей платежеспособности ООО «ГЕНЕЗИС»
2.3 Анализ показателей ликвидности организации ООО «ГЕНЕЗИС»
3.1. Мероприятия по оптимизации показателей ликвидности и платежеспособности ООО «ГЕНЕЗИС»
Предварительная оценка управленческих расходов показало возможность их сокращения на 20–22% без снижения качества продукции и предоставляемых услуг.
3.Повышение доходов за счет проведения рекламной компании.
Для увеличения доходов и объемов реализации продукции и следовательно, для увеличения платежеспособности и ликвидности необходимо проведение рекламной компании.
В настоящее время в маркетинговой деятельности ООО «ГЕНЕЗИС» присутствуют следующие виды рекламы: листовки, буклеты. При этом расходы на рекламу являются одними из самых низких. Для более эффективной коммерческой деятельности организации ООО «ГЕНЕЗИС» необходимо повысить отдачу от рекламной деятельности. Это нужно для привлечения дополнительных клиентов и, соответственно, для роста товарооборота.
Рекламная кампания ООО «ГЕНЕЗИС» помимо существующих видов рекламы, должна включать в себя следующие формы рекламы: регулярное участие в выставках и тендерные торги. Оценим величину затрат на предлагаемые мероприятия.
Таблица 11 – Расходы на рекламную компанию
Формы рекламы | Расходы за мес., тыс.руб. | Расходы за год, тыс.руб. |
Тендерные торги | 30 | 360 |
Участие в выставке (4 раза в год) | 50 | 200 |
ИТОГО: | 35 | 560 |
Были выбраны именно эти формы рекламы, поскольку, согласно исследованиям, именно они являются наиболее эффективными формами привлечения клиентов.
Исследования, проведенные экономистами, показали, что в условиях перехода России к рыночным отношениям, увеличение товарооборота предприятий данного сектора в результате грамотно проведенной рекламной компании в среднем колеблется от 2 до 5%. Поскольку у ООО «ГЕНЕЗИС» выручка достаточно велика, то будем исходить из среднего показателя – 3% в год.
Величина прироста выручки, исходя из показателя 2022г., может составить порядка 119599,2 тыс.руб. (1708560*0,07 = 119599,2). Соответственно, сумма чистого эффекта от введения новых видов рекламы составит 13570 – 560 = 13010 (тыс.руб.).
Система мониторинга, созданная в ООО «ГЕНЕЗИС», обеспечивает менеджмент фактическими данными о размерах материальных ресурсов, информацией о времени задержек поставок и платежей и результатами анализа отклонений от установленных нормативов. Кроме того, с ее помощью отслеживаются величины затратного, кредитного и чистого циклов.
Для исправления сложившейся ситуации и для более эффективной работы в дальнейшем, руководству следует принять меры по наращиванию собственного капитала, прежде всего по увеличению прибыли, так как прибыль создаст базу для самофинансирования, будет являться источником погашения обязательств организации перед банком и другими кредиторами, что позволит уменьшить долгосрочные обязательства.
Также руководству ООО «ГЕНЕЗИС» необходимо разработать внутренние формы отчетности, которые позволят проводить всесторонний анализ деятельности. Информационной базой для составления внутренней управленческой отчетности является учетная система организации. Предлагается составлять следующие формы: отчет о продажах. Его можно составить как в натуральном, так и в денежном выражении; отчет о затратах и себестоимости; сводный отчет о финансовых результатах; а также при составлении бухгалтерского баланса для внутренних пользователей детализировать такие статьи как: запасы, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность.
Статью «Дебиторская задолженность» необходимо детализировать по срокам возникновения: дебиторская задолженность со сроком возникновения до 30 дней; дебиторская задолженность со сроком возникновения от 31 до 180 дней; дебиторская задолженность со сроком возникновения от 181 до 1 года; дебиторская задолженность со сроком возникновения более года.
Детализация статьи «Кредиторская задолженность» будет выглядеть следующим образом: кредиторская задолженность со сроком возникновения до 30 дней; кредиторская задолженность со сроком возникновения от 31 до 180 дней; кредиторская задолженность со сроком возникновения от 181 до 1 года; кредиторская задолженность со сроком возникновения более года.
Также руководству ООО «ГЕНЕЗИС» целесообразно проводит долгосрочное планирование, чтобы в будущем увеличить платежеспособность и ликвидность. К важнейшим направлениям повышения качества планирования на ООО «ГЕНЕЗИС» в современных условиях необходимо, отнести следующие: совершенствование методологии планирования; развитие нормативной базы; рост профессионализма персонала; автоматизация планирования и контроля выполнения работ.
Одним из мероприятий по сохранению платежеспособности необходимо использование программы «Планирование производства работ». Программа «Планирование производства работ» предназначена для повышения эффективности управления путем автоматизации процессов формирования календарных планов выполнения работ с последующим контролем их реализации, с использованием наглядных форм представления данных.
Программа предлагается как более адаптированная к российским условиям и простая в эксплуатации, альтернатива продуктам типа Microsoft Project, Primavera, Spider, к тому же имеет более низкую цену, нежели ее аналоги, так как является разработкой отечественной фирмы ООО «Визуал».
Программа позволяет: автоматизировать и наглядно визуализировать в форме графиков ведение производственной деятельности по договорам с заказчиком; формировать ведомость работ договора с заказчиком вручную или на основе существующей локальной сметы, импортированной в электронном виде из любой сметной программы; простыми и удобными визуальными средствами превратить ведомость работ договора в календарный план производства работ в традиционной форме диаграммы Гантта; на основании календарного плана автоматически сформировать планы и графики потребности в ресурсных составляющих проекта; в наглядной графической форме визуализировать ход выполнения работ по договору с пропорциональным выделением на графике областей задержки или опережения в объемном и стоимостном показателях; обеспечить удобство ввода объемов выполненных работ за произвольные промежутки времени в форме справок о выполнении работ, отображающих оперативное состояние производства; автоматически формировать сводные календарные планы, графики выполнения и финансовые результаты в целом по предприятию.
Совершенствование внутрифирменного планирования на ООО «ГЕНЕЗИС» в современных условиях основывается на тесном взаимодействии научных, методических, производственных и человеческих факторов. Этот процесс совершенствования планов и роста результатов должен быть не только непрерывным, но и бесконечным для всех его участников. Он вызван появлением и действием новых рыночных требований к специалистам.
Рассчитаем эффективность внедрения автоматизированной системы внутрифирменного планирования.
В таблице 12 представлена смета затрат на проектируемый год.
Таблица 12 – Смета затрат по повышению эффективности системы внутрифирменного планирования
Статьи затрат | Затраты |
1. Стоимость программного обеспечения | 10500 |
2. Затраты на обслуживание программы | 1500 |
Итого затрат | 12000 |
В результате внедрения данной программы производительность труда в ООО «ГЕНЕЗИС» увеличится, что вызовет рост выручки на 5% (по данным других экономических субъектов, внедривших данную программу). Таким образом, планируемая выручка от реализации (рост 5%) составит:
В = 1708560 * 1,05 = 1793988 тыс. руб.
Себестоимость:
Сб = 1371761* 1,05 = 1440349,05 тыс. руб.
Коммерческие расходы:
80208 + 12 = 80220 тыс. руб.
Планируемая прибыль от продаж:
Ппр = 1793988 – 1440349,05 – 80220 = 273418,95 тыс. руб.
В таблице 13 представлен прогноз по изменению финансовых показателей деятельности ООО «ГЕНЕЗИС».
Таблица 13 – Прогноз показателей после внедрения автоматизированной системы внутрифирменного планирования
Показатели | 2022 г. | Прогноз | Абс. Откл., тыс. руб. | Темпы роста,% |
Выручка реализации продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 1708560 | 1793988 | 85428 | 105,00 |
Себестоимость продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 1371761 | 1440349,05 | 68588,05 | 105,00 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. | 80208 | 80220 | 12 | 100,00 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 256591 | 273418,95 | 16827,95 | 106,56 |
Внедрение программы для внутрифирменного планирования в ООО «ГЕНЕЗИС», увеличит выручку на 85428 тыс. руб. Прибыль от продаж вырастет на 16827,95 тыс. руб., что в свою очередь положительно скажется на платежеспособности и ликвидности ООО «ГЕНЕЗИС»
Таким образом, с увеличением объема производства и реализации товаров и услуг, происходит и рост запасов, который в свою очередь приводит к увеличению уровня ликвидности.
3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий
Анализ бухгалтерского баланса ООО «ГЕНЕЗИС», показал, что оно развивается и наращивает свой производственный потенциал, это приводит к росту активов и пассивов. Положительным моментом деятельности можно назвать высокую долю собственного капитала в структуре источников формирования имущества организации, сокращение за последний год кредиторской задолженности. Отрицательными моментами можно назвать рост дебиторской задолженности и краткосрочных заемных средств, увеличение остатков медленно реализуемых активов (запасов).
На данный момент на «ГЕНЕЗИС» применяется ранжирование дебиторов. Способ ранжирования позволяет выявить дебиторов, задолженность которых может считаться просроченной. Также, приведенный способ ранжирования дебиторской задолженности позволяет отразить динамику задолженности за отчетный период, выявить задолженность, по которой происходит неоправданный рост. Данный способ удобен для применения, так как позволяет выявлять крупнейших дебиторов и проводить комплекс мероприятий по погашению их задолженности.
В ООО «ГЕНЕЗИС» показатель дебиторской задолженности изменяется. В 2021 году он был выше, чем в 2020 году на 85088 тыс. руб. При применении данной методики в 2022 году дебиторская задолженность сократилась на 13873 тыс. руб., что эффективно отражается на платежеспособности и ликвидности. Применение данной методики в дальнейшем позволит решить проблему дебиторской задолженности. Основной методикой ранжирования дебиторов «ГЕНЕЗИС» является их группировка.
К группе А относятся дебиторы, в отношении которых проводится процедура банкротства, в таком случае проводится уценка или продажа дебиторской задолженности. На данный момент у «ГЕНЕЗИС» должников–банкротов нет.
К группе Б относятся дебиторы, являющиеся связанными сторонами, регулирование такой задолженности проводится в виде контроля над сроками поступления оплаты. На данный момент у «ГЕНЕЗИС» данная задолженность отсутствует.
К группе В относятся микро–дебиторы – покупатели и заказчики, с которыми заключаются разовые договоры и имеющие невысокий удельный вес задолженности. По данной группе с целью регулирования задолженности проводится анализ динамики портфеля микро–задолженностей и реструктуризация задолженности: перенос в группу А, группу Д и группу Е.