Файл: 1. Теоретические основы анализа ликвидности и платежеспособности 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы анализа ликвидности и платежеспособности

1.1 Сущность ликвидности и платежеспособности организации

1.2 Нормативно–правовая база анализа ликвидности и платежеспособности коммерческой организации

1.3 Методика анализа ликвидности и платежеспособности

2. Организационно–экономическая характеристика ООО «ГЕНЕЗИС»

2.1 Краткая организационно–экономическая характеристика ООО «ГЕНЕЗИС»

2.2 Анализ показателей платежеспособности ООО «ГЕНЕЗИС»

2.3 Анализ показателей ликвидности организации ООО «ГЕНЕЗИС»

3. Разработка мероприятий по повышению ликвидности и платежеспособности коммерческой организации ООО «Генезис»

3.1. Мероприятия по оптимизации показателей ликвидности и платежеспособности ООО «ГЕНЕЗИС»

3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий

Заключение

Библиографический список


Данные мероприятия позволят улучшить ликвидность и платежеспособность предприятия ООО «ГЕНЕЗИС».

Предлагаемые мероприятия по сохранению платежеспособности и ликвидности ООО «ГЕНЕЗИС».

1.Мероприятия по снижению кредиторской и дебиторской задолженности. Сложно представить экономический субъект, у которого не было бы кредиторской задолженности перед поставщиками. При умелом управлении такая задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемных средств. Поэтому от того, как выстраиваются отношения с контрагентами, согласовываются условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты, во многом зависит эффективность использования полученных средств.

Для стабилизации деятельности ООО «ГЕНЕЗИС» предлагается погасить часть кредиторской задолженности, за счет погашения краткосрочной дебиторской задолженности в сумме 30000 тыс.руб. Тем самым экономический субъект сможет рассчитаться с поставщиками и подрядчиками, погасить задолженность по налогам и сборам, а также произвести часть выплат персоналу.

Дебиторская задолженность – важный компонент оборотного капитала. Неоплаченные счета за продукцию и услуги и составляют большую часть дебиторской задолженности.

Предлагаются следующие мероприятия по улучшению положения с расчетами:

1. Разработать систему по снижению дебиторской задолженности. При решении проблемы дебиторской задолженности ООО «ГЕНЕЗИС» необходимо отработать систему взыскания долгов: наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.

Аккумулировать информацию о состоянии дел клиентов организации ООО «ГЕНЕЗИС».

Для выяснения реальности взыскания долгов с покупателей и долгов, носящих сомнительный характер (задолженность свыше 3 месяцев), необходимо проверить, имеются ли акты сверки расчетов и письма, в которых дебиторы признают свою задолженность, не пропущены ли сроки исковой давности. По долгам, нереальным к взысканию, в установленном порядке сформировать резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погасить путем списания их на убытки предприятия как дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности. Чтобы управлять дебиторской задолженностью, необходимо строже контролировать выполнение договорных обязательств.


По дебиторской и кредиторской задолженности составлять платежный календарь с разбивкой по кварталам. Предлагается разработать такой вид платежного календаря как «Календарь инкассации дебиторской задолженности». По текущей дебиторской задолженности платежи включаются в календарь в суммах и в сроки, предусмотренные соответствующими договорами (контрактами) с контрагентами. По просроченной дебиторской задолженности эти платежи включаются в данный плановый документ на основе предварительного согласования сторон. Календарь инкассации дебиторской задолженности содержит только один раздел «График поступления денежных средств». В целях отражения реального денежного оборота предприятия датой поступления денежных средств считается день их зачисления на расчетный счет предприятия (это позволяет исключить период флоута в расчетах с дебиторами). Проводить данное мероприятие постоянно.

Ежемесячно производить сверку расчетов (предъявленная сумма и оплата) в целях контролирования дебиторской задолженности.

В целях снижения кредиторской задолженности: на основании проведенного анализа и экономически обоснованных расчетов, разработать дальнейшую стратегию по сбору средств и привлечение источников финансирования, а именно поставить вопрос перед акционерами о выделении средств на увеличение уставного капитала и пополнения оборотных средств.

2. Спонтанное финансирование, т.е. определение скидок за сокращение сроков расчета.

Необходимо проанализировать издержки альтернативных возможностей. Если результат превысит ставку банковского процента, то лучше обратиться в банк за кредитом и оплатить продукцию и услуги в течение льготного периода.

Очевидно, что поставщику не выгодно предоставлять длительный срок действия скидки. Однако следует отметить, что увеличение льготного периода способно привлечь покупателей; упущенную же выгоду поставщика (скидка, ожидание, хотя и сокращенное) можно считать своеобразной ценой победы в конкурентной борьбе.

Поскольку главная задача организации – уменьшение дебиторской задолженности и, следовательно, ускорение оборачиваемости товарооборота, то предпочтительнее предоставить достаточно большой процент скидки за меньший период для вовлечения полученных средств в оборот. С другой стороны, должников ООО «ГЕНЕЗИС» будут привлекать достаточно длительные сроки льготного периода.



Рассмотрим несколько возможных вариантов скидок. Уровень банковского процента по данным экономических субъектов, осуществляющих свою деятельность в данной отрасли составляет 22,5% годовых.

Скидка 5/10–30, т.е. необходимо предложить дебиторам скидку 5% при выплате задолженности в 10–дневный срок при максимальной длительности отсрочки 30 дней. В этом случае цена отказа от скидки – 22,5.

Сравнивая «цену отказа от скидки» со стоимостью банковского кредита, можно определить, что для покупателя выгоднее воспользоваться банковским кредитом и выплатить задолженность в 10–дневный срок, нежели «дотянуть до последнего» и потерять скидку.

Скидка 3/15–30, т.е. если плательщики оплатят товар до 15 дней, то они смогут воспользоваться скидкой 3% с цены при максимальном сроке выплаты 30 дней. В этом случае цена отказа от скидки – 74,2.

В этом случае целесообразно предоставлять скидку ниже, но увеличивать период, в течение которого предоставляется скидка. И в этом случае также покупателю выгодней заплатить в срок 15 дней, чем потерять скидку или оплатить полную стоимость товара.

Скидка 2/25–30, т.е. предлагаем скидку 2% и увеличиваем срок выплаты задолженности до 25 дней. В этом случае цена отказа от скидки – 147%.

Полученная цена отказа от скидки значительно больше стоимости банковского кредита и очень выгодна дебиторам, но для кредиторов она менее выгодна, чем, например, предыдущая. Однако, как уже отмечалось ранее, увеличение льготного периода способно привлечь покупателей; упущенную же выгоду поставщика можно считать своеобразной ценой победы в конкурентной борьбе.

Исходя из этих рассуждений, предпочтительнее других можно считать первые два условия спонтанного финансирования:

Скидка 5/10–30. Уровень банковского процента – 22,5% годовых. Цена отказа от скидки при этом составляет 94,7%. (94,7% – 22,5%) = 72,2%. Т.е. отказ от скидки в данном случае обойдется на 72,2 процентных пункта дороже банковского кредита.

Скидка 3/15–30. Цена отказа от скидки при этом составляет 74,2% (74,2% – 22,5%) = 51,7%. Т.е. при таком расчете отказ от скидки обойдется на 51,7 процентных пункта дороже банковского кредита.

Поскольку показатели рентабельности ООО «ГЕНЕЗИС» за 2021 год в норме, то более выгодным является первый вариант спонтанного финансирования с меньшим сроком платежа. При таком варианте рассчитаем экономический эффект, полученный от снижения дебиторской задолженности при использовании такого поощрения как скидка 5%:


ЭД / З = Д3 – Зск – Здз (1)

где

Эд/З – сумма экономического эффекта, полученного от снижения дебиторской задолженности,

ДЗ – сумма фактической дебиторской задолженности,

Зск – потери от скидки,

Здз – затраты, связанные с организацией кредитования покупателей (произвольные).

Следовательно, потери от скидки составят:

Сумма дебиторской задолженности х % скидки = 290676 x 0,05 = 14533,8.

Отсюда:

ЭД / З = 290676 –14533,8 – 100 = 276042,2

Таким образом, полученный экономический эффект ООО «ГЕНЕЗИС» при предоставлении в 10–дневный срок скидки 5%, составит 276042,2 тыс.руб.

На ООО «ГЕНЕЗИС», для наиболее эффективного результата, предлагается принять в штат специалиста по управлению дебиторской задолженностью.

Специалист будет собирать данные о клиентах в систему (базу данных). В этой системе будет размещаться информация о контрагентах, нарушающих условия оплаты. Должна быть создана система балльной оценки надежности контрагента на основании анализа работы с ним. Все контрагенты объединяются в группы по уровню надежности: группа риска; группа повышенного внимания; группа надежных клиентов; «золотые клиенты».

Оценка надежности контрагентов производится на основании срока работы с клиентом, объема продаж клиенту и объема просроченной задолженности данного клиента на конец периода. Рассмотрим расходы, связанные с реализацией мероприятия по приему сотрудника по управлению дебиторской задолженностью ООО «ГЕНЕЗИС» (таблица 10).

Таблица 10 – Дополнительные затраты в связи с наймом специалиста по управлению денежными потоками, тыс.руб.

Показатели

В мес.

В год.

Инвестиции (приобретение основных средств):







Покупка компьютера, принтера



26,0

Покупка мебели



5,6

Итого инвестиций:



31,6

Текущая деятельность:







Показатели







Амортизация (10%)



3,16

Заработная плата

15,0

180,0

Отчисления во внебюджетные фонды (30%)

3,9

46,8

ИТОГО ЗАТРАТ:

18,9

226,8



Итак, совершенствование структуры управления денежными потоками обойдется предприятию в 226,8 тыс. руб.

Однако данные затраты вполне приемлемы, т.к. результатом работы данного сотрудника должно стать максимальное использование возможностей сокращения финансового цикла и получение дополнительного дохода от временно освободившихся денежных средств за счет:

1. Сокращения суммы дебиторской задолженности. Используя такие мероприятия по сокращению дебиторской задолженности, как отслеживание сальдо по каждому счету дебитора для того, чтобы оперативно предотвратить поставку продукции должнику, оценка финансовое состояние контрагентов, которым предоставляется отсрочка платежа;

2. Сокращения периода инкассации: за счет снижения суммы дебиторской задолженности;

Для того чтобы работа специалиста по управлению денежными потоками была более эффективной, необходимо, чтобы он работал в комплексе с бухгалтерией и финансово–экономическим отделом.

Далее будет рассчитан экономический эффект от предложенных мероприятий, таких как: предоставление скидок и введения должности специалиста по управлению дебиторской задолженностью.
Эф = ЭД / З (1)Зс (2), (2)
где Зс– затраты, связанные с наймом специалиста.
276042,2 – 226,8 = 275815,4 тыс.руб.

Следовательно, экономический эффект от представленных выше мероприятий составит 275815,4 тыс. руб.

Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции и услуг являются:

увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности;

сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий. К сожалению, экономический кризис сказался на притоке клиентов ООО «ГЕНЕЗИС». В 2020–2021г. экономический субъект выполнил производственную программу на 100%, прикладывая большие усилия в поисках клиентов. Поэтому оценить резервы производства продукции и услуг на ближайшую перспективу затруднительно.