Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная дошкольная педагогика Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дети- андрогины относительно свободны от строгих сексуальных типизаций, признают право осознавать различные виды деятельности без привязки к традиционным нормам, характеризуются вниманием к реальному пониманию ситуации, самостоятельному преодолению трудностей. Для них характерна высокая социальная активность. Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от пола. Андрогинные дети действительно сочетают и демонстрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты, принимая на себя мужские и женские роли. Их мужские качества конструктивны.

Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и женский стили поведения, для них характерно отсутствие руководящих принципов по гендерным ролям, а также эмоциональное неприятие всех видов деятельности. Пассивность, низкие реальные достижения, отсутствие общественного признания в группе сверстников и взаимное избегание контактов - все это основные характеристики детей. Согласно теории С. Бема, мужественность и женственность не противопоставляются друг другу, человек может иметь и эти, и другие черты одновременно. Автор считает, что желательнее быть андрогинным, то есть сочетать лучшее из обеих гендерных ролей. Андрогинность - важная психологическая характеристика человека,

определяя его способность изменять поведение в зависимости от ситуации, помогает формировать стрессоустойчивость, способствует успеху в различных сферах жизни34.

Исследования последних нескольких лет показали, что человек с чертами характера, строго связанными с его полом, плохо приспособлен к жизни. В настоящее время принято считать, что избирательность по отношению к детям мужского и женского пола является биосоциальным феноменом - культурные стереотипы формировались не на пустом месте.

Место, но с учетом изначальных биологических отличий новорожденных мальчиков и девочек. Девочки рождаются на 3-4 недели более зрелыми, чем мальчики. Мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позже, а разговаривают на 4-6 месяцев позже. В период полового созревания эта разница составляет около двух лет. В начальной школе мальчики на год младше девочек по своему биологическому возрасту. Восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим свойствам.

В 1–2 классах у девочек повышена чувствительность кожи, т. Е. Они больше раздражаются физическими жалобами и лучше реагируют на прикосновения и ласки. Девочки более приспосабливаемы и поддаются внушению, чем мальчики. Восприятие мальчиков более детализировано, следовательно, более чувствительно к внешнему порядку, а мышление более конкретное и прагматичное, с меньшим выявлением шаблонов и достижением желаемого результата. Девочки превосходят мальчиков в своих словесных навыках. Мальчики больше ориентированы на получение информации, а девочки больше на отношения между людьми.


Эмоциональная сфера человека также имеет ряд гендерных характеристик. Женщина-мама, учительница долго ругает мальчика, нагнетает эмоции, злится, что он не переживает с ними, остается равнодушной к их словам, а внешнее равнодушие мальчика объясняется тем, что он уже прошел пик эмоциональной активности в первые минуты разговора. Он не способен длительное время выдерживать эмоциональное напряжение, у него отключено слуховое восприятие, информация до него не доходит. Если необходимо добиться воспитательного эффекта, ограничьте длину записи, но сделайте ее краткой по значению, поскольку мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Кратко и конкретно объясните ситуацию35.

Л.В. Куликов, отмечает, что эмоциональная сфера женщина более дифференцирована, нежели мужчин. Л.П. Баданина отмечает более высокий уровень тревожности девочек в сравнении с мальчиками. По данным А. И. Захарова, количество страхов больше у девочек, чем у мальчиков36.

С точки зрения гендерных особенностей проявлений агрессивного поведения можно отметить, что мужчины больше подвержены физическому насилию, а женщины прибегают к психологическим формам насилия. Большую агрессивность мужчин по сравнению с женщинами можно объяснить влиянием гормонов и половых хромосом. Ученые отмечают, что уровень тестостерона, который определяет не только вторичные половые признаки, но и спонтанную агрессию, помимо тенденции к доминированию, в крови мужчин уровень тестостерона составляет в 10 раз больше, чем женщины37.

Э. Маккоби и К. Жаклин на основе анализа серии экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет разницы в частоте и продолжительности эмоциональной реакции гнева у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков увеличиваются, а у девочек, наоборот, уменьшаются. Авторы объясняют это тем, что девочки, обладая такими же агрессивными наклонностями, как и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, а другие более склонны к агрессии мальчиков38.

В контексте гендерного подхода особенности проявления агрессии представителями женского и мужского пола объясняются следующим образом: в первые годы жизни ребенка черты не проявляются, так как они не являются врожденными, но взрослые, живущие рядом с ребенком и воспитывающие его, разделяют гендерные стереотипы, что приводит к определенным результатам. Поэтому предполагается, что девочки и мальчики будут вести себя по-разному, что начинает наблюдаться немного позже: девочки скрывают агрессивные импульсы, а мальчики, наоборот, выражают их открыто. Считается, что взрослый мужчина, например, ребенок, имеет право на агрессию, коренящуюся в компенсирующей маскулинности. Компенсирующая мужественность - это набор качеств, из-за которых люди вынуждены компенсировать свое несоответствие общепринятому стандарту мужественности, в то время как у женщин на это накладывается табу, что приводит либо к накоплению негативных эмоций и психосоматических заболеваний, либо к специфическим проявления этой агрессии.



Было исследовано, что младшие школьники чаще всего открыто выражают свою агрессию: мальчики - физически, а девочки - вербально. Кроме того, последние более подозрительно относятся к своему поведению, у них более выражены раздражение, негатив и неприязнь. Девочки прибегают к словесной форме агрессивности, потому что они физически слабее, а применение прямой физической силы не укладывается в стереотипный образ женщины как мягкого и нежного «существа». Девочки обычно стесняются, когда проявляют насилие на публике. Напротив, мальчики чаще прибегают к физическим формам воздействия, которые в их сознании ассоциируются с образом сильного мужчины. Если есть социальные и моральные барьеры, можно использовать косвенную агрессию.

Большинство детей в младшем школьном возрасте о каких бы то ни было проявлениях агрессии высказываются отрицательно, считая ее недопустимой формой поведения. Однако, при вступлении в подростковый возраст, как у мальчиков, так и у девочек, представления об агрессии изменяются и, как следствие, изменяются и формы ее проявления: девочки реагируют негативно, в первую очередь, на прямую физическую агрессию, а мальчики - на косвенную вербальную. В то же время мальчикам-подросткам свойственно оправдывать и, более того, превозносить и восхвалять людей, проявляющих прямую физическую агрессию, и обвинять их жертву. У девочек же косвенная вербальная агрессия имеет постоянную тенденцию к нарастанию39.

Анализ академической литературы по педагогике и психологии показал, что гендерные различия в проявлении агрессивного поведения у детей могут быть связаны с наличием разного личного опыта и влиянием разных институтов социализации (семья, школа, церковь и др.) ребенок встречает или видит не лицом друг к другу в детстве. Из всех социальных институтов, как показывают многочисленные исследования, важнейшим институтом гендерной социализации является, прежде всего, семья. особенно семья.

Межличностные отношения и образовательное взаимодействие между учителем и учеником - один из важнейших факторов гендерной социализации. Очень часто учителя (в основном женщины в общеобразовательных отечественных школах) характеризуют мальчиков как неприличных, более подвижных, менее трудолюбивых, непослушных, а девочек как трудолюбивых, упорядоченных, послушных, трудолюбивых и помогающих, что отражает их приверженность традиционным представлениям о гендерном составе. Школьники также получают информацию об агрессии от общения со сверстниками.


Огромная роль в этом процессе также должна быть отведена средствам массовой информации, так как дети могут копировать то, что они смотрят каждый вечер с экранов телевизоров, слышат по радио и т. д. Следует отметить, что представление о более высоком уровне агрессивности у мальчиков не всегда оказывается правдой, поскольку женский пол с ярко выраженной тревогой, чувством вины, сопереживания часто подавляет в себе прямое проявление агрессии там, где ее проявляет противоположный пол40.

Часто женщины не менее склонны к агрессии, если считают свои действия справедливыми или освобождены от ответственности. Женщины рассматривают агрессию как выражение, как выражение эмоционального стресса в гневе. Мужчины же рассматривают агрессию как инструмент, считая ее моделью поведения, к которой они прибегают для получения различных социальных и материальных вознаграждений.

Всем уже известно, что именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. На примере отношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, изучает формы и поведение отношений, которые останутся с ним в подростковом и взрослом возрасте. Реакция родителей на ненадлежащее поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или разногласий, характер отношений с сестрами или братьями - это факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка внутри и снаружи. семью, а также влияют на их отношения с окружающими вас людьми на протяжении всей вашей жизни.

Среди различных взаимосвязанных факторов, определяющих

проявление девиантного агрессивного поведения, можно выделить следующее:

1) индивидуальный фактор - психобиологические условия антисоциального поведения, препятствующие социализации и адаптации ребенка в обществе;

2) психолого-педагогический фактор - недостатки и недостатки семейного и школьного воспитания;

3) социально-психологический фактор - неблагоприятные особенности взаимодействия ребенка с родителями, семьей, учителями, на улице, в группе сверстников;

4) личностный фактор - избирательное отношение ребенка к предпочтительной коммуникативной среде, к нормам и точкам зрения своего окружения, к педагогическим влияниям семьи, школы, сообщества, а также к личностным ценностным ориентациям и личностным ориентациям. способность к саморегулированию поведения;


5) социальный фактор, определяемый социально-экономическими условиями41.

Уровень агрессии у детей может варьироваться в зависимости от ситуации, но иногда агрессия принимает доминирующие формы. Причины могут быть: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с родителями и учителями. Стойкая агрессия проявляется в том, что иногда эти дети понимают поведение других иначе, чем другие, интерпретируя его как агрессивное и враждебное.

В большинстве случаев причиной детской агрессии является семья. Агрессивное поведение его участников в повседневных ситуациях - крики, грубость, унижения, взаимные упреки, оскорбления, физическое насилие. Ребенок может проявлять агрессию в повседневной жизни в несколько раз чаще, если он ежедневно наблюдает за ней у взрослых, если он стал одним из доминирующих образцов для подражания. Кроме того, непоследовательность в воспитании детей, противоречия в преподавании социальных норм и правил оказывают негативное влияние: дети теряются, обеспокоены, агрессивно настроены по отношению к своим родителям и обществу в целом.

Наказание также сильно влияет на развитие агрессивного поведения. Агрессивные дети также часто встречаются с излишне строгими и очень нежными родителями. Повторяю, одна из самых распространенных ошибок в образовании - подавление всех проявлений жестокого обращения с детьми. Жестокое подавление агрессивных демонстраций ведет к их культуре, а не к их искоренению. Взрослые идентифицируют агрессивное поведение с насилием и запрещают игры с враждебными элементами. Ребенок, которого регулярно наказывают за такую ​​игру, находит такие опасные эмоции и мысли и подавляет их. В то же время контроль и подавление гнева приводит к различным негативным последствиям, в том числе к психосоматическим заболеваниям. Кроме того, это приводит к тому, что ребенок не понимает, где проходит грань между конструктивным проявлением агрессии, приемлемым в обществе, и деструктивным и недопустимым проявлением гнева42.

Формированию агрессивного поведения у детей также способствует неприятие и неприятие со стороны родителей и окружающей взрослой среды: равнодушие, нетерпимость, властность, неприязнь, грубость. Преодолеть агрессивное поведение ребенка может помочь готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд