ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2021

Просмотров: 363

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

29 

Вопросы

 

в

 

помощь

 

самостоятельному

 

осознанию

 

темы

 

1)

 

Основные

 

этапы

 

и

 

достижения

 

в

 

познании

 

человека

2)

 

Как

 

отрекались

 

от

 

человека

 

в

 

ходе

 

его

 

познания

3)

 

Есть

 

ли

 

и

 

где

 

границы

 

познания

 

человека

4)

 

Общие

 

представления

 

о

  «

сократическом

 

повороте

 

в

 

философии

», 

«

ницшеанском

 

нигилизме

»  

и

 «

буддийском

 

учении

 

о

 

страдании

». 

 

30 

Тема

  4

.

  

Реконструкция

 

человека

 

 

                   

Человек

 

как

 

тело

информационная

 

реконструкция

 

 

При

 

феноменологическом

 

восприятии

 

человек

   

предстает

 

как

 

тело

Т

(

ч

)

еловек

Что

 

у

 

него

 

есть

 

душа

психика

сознание

 

мы

 

до

-

мысливаем

воображаем

а

 

непосредственно

 

ориентируемся

 

на

 

выражение

 

лица

глаз

походку

 

и

 

поведение

.  

На

 

то

что

 

он

 

говорит

Языком

голосом

Такой

   

«

наивный

 

бихевиоризм

» 

господствовал

 

тысячи

 

лет

до

 

тех

 

пор

пока

 

культура

  

не

 

расчленила

 

мир

 

на

 

внешний

 

и

 

внутренний

а

 

у

 

человека

 

не

 

увидела

 

«

безвидную

» 

идеальную

 

сущность

Самые

 

могущественные

 

и

 

таинственные

 

мифические

 

силы

   

проявляли

 

себя

 

в

 

зооантропоморфном

 

облике

Даже

 

в

 

развитых

 

монистических

 

религиях

   

трансцендентный

 

Бог

дьявол

 

и

 

ангелы

 

имеют

 

тело

Умервщляет

 

человека

 

старуха

 

с

 

косой

а

 

его

 

душу

 

птицеобразные

 

ангелы

 

достают

 

из

 

груди

зацепляя

 

крючьями

ибо

 

она

 

миниатюрная

 

копия

 

своего

 

большого

 

носителя

Зооантропоморфная

 

картина

 

мира

   

казалась

 

настолько

 

естественной

что

 

в

 

форме

 

тел

 

воспринимались

ими

   

называли

 

все

 

остальные

в

 

том

 

числе

 

неорганические

 

элементы

 

сущего

Планеты

 

и

 

звезды

 – 

это

 

небесные

 

тела

их

 

сочетания

    -    «

стрелец

», «

дева

», «

козерог

»; 

время

 

делят

 

между

 

собой

 

драконы

собаки

 

и

 

обезьяны

тела

 

бывают

 

твердые

жидкие

газообразные

;  

просто

 

геометрические

;  

есть

 

тела

-

туловища

 – «

корпуса

» 

станков

кораблей

орудий

 

и

 

т

.

п

С

 

развитием

 

хозяйства

 

и

 

познания

 

живая

 

картина

 

мира

 

изживалась

превращалась

 

в

 

метафору

От

 

материального

 

отделяется

 

идеальное

от

 

тела

 

сознание

от

 

души

 

логос

,  

вплоть

 

до

 

их

 

дуализации

 

как

 

противоположностей

Поскольку

 

природа

 

лишается

 

зооантропоморфных

 

характеристик

то

 

какие

 

в

 

ней

 

тела

Это

  «

объекты

», «

вещи

», «

предметы

», 

а

 

идеальное

 

либо

 

трансцендентально

либо

 

особая

 

субстанция

 

и

 

весь

 

вопрос

 

в

 

том

как

 

оно

 

связано

 

с

 

материальным

как

 

решается

 

психофизическая

 

проблема

Ею

 

и

 

была

 

озабочена

  

философия

 

в

 

качестве

 

метафизики

да

 

и

 

вся

 

традиционная

 

культура

 

до

 

ХХ

 

века

Точнее

 

до

 

лингво

-

семиотико

-

структурного

 

поворота

на

 

который

после

 

возникновения

 

информационной

 

реальности

мы

 

вправе

 

смотреть

 

как

 

на

 

ее

 

предтечу

Отказ

 

от

 

вещей

 

и

 

субстратов

от

 

онтологии

 

и

 

замена

 

их

 

языком

текстом

 

и

 

структурой

 

есть

в

 

сущности

начало

 

трансформации

 

предметной

 

модели

 

мира

 

в

 

информационную

Трансцендентальное

 

гуссерлианство

знаковые

 

подходы

семиотизация

 

артикулировали

 

тень

которую

 

информационная

 

реальность

 

отбрасывала

 

из

 

будущего

Становление

 

постиндустриальной

 

цивилизации

 

означает

что

 

она

 

стала

 

настоящим

существуя

 

рядом

вместе

а

 

потом

 

проникая

 

внутрь

 

вещно

-

событийного

 

мира

По

 

мере

 

проступания

 

из

 

тени

   

контуров

 

новой

 

модели

 

реальности

 

трансцендентализм

семиотизм

структурализм

 

и

 

т

.

д

сменялись

 

текстуализмом

постструктурализмом

деконструкцией

   

тем

что

 

обобщенно

 

принято

 

называть

 

философским

 

постмодернизмом

По

 

аналогии

 

со

 

структурно

-

лингвистическим

можно

,  

по

-

видимому

говорить

  

о

 

более

 

крутом

 

повороте

 

в

 

том

 

же

 

направлении

 

– 

информационно

-

когнитивном

   

и

 

его

 

гуманитарном

 

выражении

 

в

 


background image

 

31 

постмодернистской

 

культуре

Или

 

о

 

перерастании

 

лингвистической

 

революции

 

в

 

информационную

.  

Без

 

усмотрения

 

этой

 

связи

 

информационная

 

реальность

 

проявляет

 

себя

 

в

 

ложном

 

свете

как

  «

изм

», 

как

 

идеология

 

и

   

таком

 

качестве

 

начинает

 

говорить

  

от

 

имени

 

всей

 

эпохи

 

постмодерна

Это

  

искажает

сужает

  

ее

 

до

 

постмодернизма

из

-

за

 

чего

 

постмодернистское

 

философствование

 

для

 

тех

кто

 

хочет

 

искренне

 

в

 

нем

 

разобраться

,  

предстает

по

 

выражению

 

одного

 

из

 

отчаявшихся

 

в

 

подобном

 

занятии

, «

сплошной

 

непонятностью

». 

Ничего

 

удивительного

Постмодернизм

 

допускает

даже

 

предполагает

 

превращение

 

других

 

авторов

 

и

 

тем

 

более

 

читателей

 

в

 

некий

 

материал

сырье

объект

 

манипулирования

 

при

 

производстве

 

собственных

 

текстов

Такова

  

конструктивно

-

деятельностная

 

установка

принципом

 

функционирования

 

которой

 

является

 

не

 

истина

а

 

достижение

 

поставленной

 

цели

Эффект

эффективность

Ее

   

особенности

 

весьма

 

картинно

 

обрисовал

 

Ж

Делез

: «

В

 

то

 

время

 

меня

 

не

 

покидало

 

ощущение

что

 

история

 

философии

 – 

это

 

некий

 

вид

 

извращенного

 

совокупления

 

или

что

 

тоже

 

самое

непорочного

 

зачатия

И

 

тогда

 

я

 

вообразил

 

себя

 

подходящим

 

к

 

автору

 

сзади

 

и

 

дарующим

 

ему

 

ребенка

но

 

так

чтобы

 

это

 

был

 

именно

 

его

 

ребенок

который

 

при

 

том

 

оказался

 

бы

 

еще

 

и

 

чудовищем

Очень

 

важно

чтобы

 

ребенок

 

был

 

его

поскольку

 

необходимо

чтобы

 

автор

 

в

 

самом

 

деле

 

говорил

 

то

что

 

я

 

его

 

заставляю

 

говорить

»

1

Чтобы

 

не

 

стать

, «

ничего

 

не

 

поняв

», 

жертвой

 

столь

 

оригинального

 

методологического

 

подхода

заслуженно

 

принесшего

 

Ж

Делезу

 

славу

 

виртуоза

 

в

 

трак

(

х

)

товке

 

других

 

авторов

кроме

 

личной

 

бдительности

надо

 

помнить

что

 

в

 

наше

 

время

 

все

 

товары

 

продаются

 

в

 

обертках

 

и

 

яркой

 

упаковке

Чем

 

опаснее

 

продукт

тем

 

затейливее

 

тара

Чтобы

 

избежать

 

несварения

 

головы

 

со

 

всеми

 

вытекающими

 

отсюда

 

последствиями

постмодернистские

 

тексты

 

не

 

следует

 

употреблять

 

без

 

расшифровки

 

и

 

демистификации

Их

   

нельзя

 

принимать

 

за

 

чистую

 

монету

Гениальность

 

не

 

гарантирует

 

благомыслия

Их

 

изготовляют

 

те

кто

 

в

 

лучшем

 

случае

 

не

 

ведают

что

 

творят

игроки

а

 

в

 

худшем

 – 

люди

чье

 

сознание

 

похищено

 

постчеловеческой

 

реальностью

через

 

которых

 

говорит

 

и

 

наступает

 

Иное

.

   

Еще

 

недавно

 

постмодернизм

 

дружно

 

и

 

резко

   

критиковался

теперь

во

 

избежание

 

прослыть

 

отставшим

 

от

 

прогресса

этого

 

делать

 

нельзя

так

чуть

-

чуть

Более

 

того

самые

 

прогрессивные

 

философы

  

уже

 

объявляют

 

об

  

его

 

собственной

   

смерти

.  

Мы

   

будем

 – «

посредине

»,  

стараясь

 

держаться

 

здравого

 

смысла

Резонно

 

ожидать

что

 

информационная

 

модель

 

мира

   

должна

 

вести

 

к

 

умалению

 

предметности

особенно

 

ее

 

живых

 

форм

Идеологическая

 

загадка

 

постмодернизма

 

в

 

том

что

 

в

 

нем

напротив

провозглашается

 

телоцентризм

Его

 

внимание

 

сосредотачивается

 

на

 

телесности

Телоцентризм

 

противополагается

 

логоцентризму

 

и

 

должен

по

 

декларациям

заменить

 

его

Девиз

  «

от

 

слова

 

к

 

телу

», 

призывы

 

к

 

телесной

 

парадигме

 

культуры

к

 

переходу

 

от

 

вербальности

 

к

 

зрительным

 

образам

от

 

мысли

 

к

 

плоти

 

стали

 

общим

 

местом

 

постмодернистского

 

философствования

Непрерывная

 

профилактика

 

здоровья

порнографическая

 

эксплуатация

 

и

 

косметизация

 

тела

распространение

 

фитнес

-

                                                 

1

 

Делез

 

Ж

Ницше

СПб

., 2001, 

С

. 171-172. 

 

32 

практик

 («

мышечная

 

косметика

») 

как

 

будто

 

дает

 

для

 

этого

 

основания

Однако

 

не

 

менее

 

известен

 

и

 

лозунг

  «

смерти

 

человека

», 

стоящий

 

в

 

одном

 

ряду

вернее

 

победно

 

завершающий

 

борьбу

 

с

 

логоцентризмом

А

 

предшествовали

 

ему

 

отряды

 

идей

 

и

 

аргументов

 

против

 

этно

-

фалло

-

фоноцентризма

свойств

 

и

 

органов

,  

сопряженных

 

с

 

человеческой

 

телесностью

Все

 

мы

 

пока

  «

этно

», 

т

.

е

представляем

 

ту

 

или

 

иную

 

культуру

, «

фоним

», 

т

.

е

говорим

 

на

 

том

 

или

 

ином

 

естественном

 

языке

 

и

 

имеем

  

субстратное

 

или

 (

и

функциональное

 

отношение

 

к

 

фаллосу

Как

 

совмещается

 

телоцентризм

 

с

 

анти

-

этно

-

фоно

-

фалло

-

логоцентризмом

Если

 

же

 

в

 

центре

 

культуры

 

и

 

мира

 

действительно

 

оставляют

 

тело

то

 

оно

 

какое

-

то

 

странное

: «

без

 

органов

» 

и

  «

без

 

пространства

». 

Воистину

 

клубок

 

парадоксов

 

и

 

противоречий

Как

 

змей

обвивающих

 

тело

 

Лаокоона

чтобы

 

задушить

 

Героя

.  

Когда

 

роль

 

явления

 

падает

его

 

значение

 

может

 

возрастать

Чаще

 

всего

 

так

 

и

 

бывает

Все

 

объявляется

 

телом

Душа

 – 

тело

письмо

тело

наряду

 

с

 

телами

 

природы

 

появились

  «

тела

 

мысли

», 

дигитальные

 

тела

 

и

 

т

.

д

.  «

Тело

 

может

 

быть

 

каким

 

угодно

это

 

может

 

быть

 

какое

-

то

 

животное

тело

 

звуков

души

 

или

 

идеи

оно

 

может

 

быть

 

лингвистическим

 

телом

социальным

 

телом

некой

 

коллективностью

»

1

Если

 

все

 – 

тела

то

 

особенного

 

тела

живого

 

тела

 

в

 

его

 

специфической

 

идентичности

 – 

нет

В

 

отличие

 

от

 

феноменологической

 

архаики

когда

 

антропная

 

парадигма

 

рассматривала

 

неживое

 

по

 

подобию

 

живого

и

 

метафизического

 

метафоризма

когда

 

тело

не

 

теряя

 

самости

служит

 

про

-

образом

  

описания

 

окружающего

  

мира

в

 

постмодернизме

 

оно

 

отождествляется

 

с

 

любой

в

 

том

 

числе

 

неживой

 

реальностью

Это

 

некое

    «

нечто

», 

единица

элементы

 

множественного

 

сущего

взятые

однако

не

 

в

 

их

 

разнообразии

а

 

в

 

их

 

одинаковости

Универсальное

 

бескачественное

 

тело

 

является

  «

образным

 

аналогом

»  

информации

 

и

 

количества

так

 

называемый

  «

симулякр

».  

Он

(

о

их

 

воплощает

Для

 

собственно

 

информационной

 

реальности

 

достаточно

 

чисел

 

и

 

«

пустых

 

знаков

», 

но

 

если

 

через

 

эту

 

призму

 

смотреть

 

на

 

материальный

 

мир

ее

 

приходится

 

наделять

 

субстратностью

 – 

в

 

виде

 

тел

Почему

 

не

 

вещей

Потому

 

что

 

за

 

пределами

 

вещи

 

остаются

 

живые

 

формы

 

бытия

Телом

 

же

 

можно

 

обозначить

 

все

К

 

человеку

 

можно

 

отнестись

 

как

 

к

 

вещи

но

 

вещь

 – 

не

 

человек

.  

Отождествление

 

человеческого

 

тела

 

с

 

любыми

 

другими

 

телами

 

следует

 

считать

 

экстенсивным

 

этапом

  

его

 

информационной

 

реконструкции

Этапом

 

его

 

превращения

 

в

  «

сому

», 

в

  «

плоть

» 

как

 

некий

 

материал

 

для

 

дальнейшего

 

использования

 

при

 

функционировании

 

других

 

систем

Прежде

 

всего

 

в

 

современной

 

медицине

одного

 

тела

 

для

 

другого

мертвого

 

для

 

живого

живого

 

для

 

умирающего

молодого

 (

младенцев

для

 

старого

старого

 

для

 

экспериментов

 

(

муляжи

или

  "

в

 

искусстве

" (

выставки

 

художественно

 

обработанных

 

трупов

). 

Сначала

 

для

 «

лечения

», 

а

 

потом

 «

улучшения

», «

совершенствования

». 

Возникло

 

тело

 

без

 

боли

 – 

но

 

и

 

без

 

удовольствия

без

 

запаха

 – 

но

 

и

 

без

 

чуй

(

в

)

ств

без

 

пота

 – 

но

 

и

 

без

 

«

мышечной

 

радости

». 

Охлажденная

нормализованная

пастеризованная

 

плоть

Такое

 

молоко

 

хранится

 

дольше

Если

 

сравнивать

 

продолжительность

 

жизни

 

современного

 

цивилизованного

 

человека

 

с

 

тем

                                                 

1

 

Делез

 

Ж

Критическая

 

философия

 

Канта

учение

 

о

 

способностях

Бергсонизм

Спиноза

М

., 2000. 

С

. 346. 


background image

 

33 

сколько

 

жили

 

в

 

традиционном

 

обществе

то

 

в

 2-3 

раза

Медицинские

 

манипуляции

 

телом

 

являются

 

своего

 

рода

 

подготовительным

 

этапом

апробацией

 

возможностей

 

будущего

 

более

 

эффективного

 

взаимодействия

 

человека

 

с

 

машиной

их

 

взаимопроникновения

 

и

 

сращивания

что

 

позволит

 

увеличить

 

производительность

 

труда

хотя

 

чью

 

и

 

чьего

  - 

неясно

Распространение

 

моды

 

на

 

пирсинг

это

 

своего

 

рода

 

пробный

 

шар

 

внедрения

 

чипов

   

в

 

человеческую

 

плоть

 

для

  "

интуитивного

", 

минующего

 

органы

 

чувств

,  

контакта

 

с

 

компьютером

    «

от

 

мозга

 

к

 

мозгу

» 

и

 

создания

  «

церебрально

 

открытого

 

общества

». 

Глядя

 

на

 

эти

 

процессы

дополняемые

 

искусственной

  

имитацией

 

все

 

большего

 

числа

 

органов

можно

 

сказать

что

 

в

 

эпоху

 

постмодернизма

 

тело

 

в

 

самом

 

деле

 

находится

 

в

 

центре

 

внимания

Однако

 

не

 

ради

 

его

 

сохранения

укрепления

 

и

 

культивирования

а

 

для

 

демонтажа

разложения

 

и

 

трансформации

Ради

 

реконструкции

 

для

 

чего

-

то

 

иного

 (

сбитый

 

с

 

ног

 

и

 

избиваемый

 

толпой

 

хулиганов

 

человек

 

находится

 

в

 

центре

 

их

 

внимания

но

 

этот

 

центр

 «

не

 

его

»).   

Центризма

 

собственно

 

человеческого

 

тела

 

здесь

 

нет

Постмодернизм

 - 

это

 

антителоцентризм

.   

Концептуальным

 

продолжением

 

отмеченных

 

тенденций

 

является

 

знаменитая

 

постмодернистская

 

идея

  «

тела

 

без

 

органов

» (

ТБО

). 

К

 

легитимации

 

данного

 

феномена

 

привлекаются

 

самые

 

косвенные

 

или

 

противоположные

 

по

 

смыслу

 

высказывания

когда

-

либо

 

делавшиеся

 

в

 

истории

  

культуры

Обосновать

 

столь

 

невероятный

 

для

  «

до

»  

и

 

метафизического

 

времени

 

образ

 

человека

не

 

рисовавшийся

 

даже

 

в

 

мифах

 (

прежним

 

чудовищам

 

органов

 

обычно

 

добавляли

),  

весьма

 

трудно

Апеллируют

,  

прежде

 

всего

,  

к

 

Антонену

 

Арто

который

 

действительно

   

выступал

  «

против

 

органов

». 

Но

 

здесь

 

повторяется

 

история

   

с

 

критикой

 

метафизики

 

Ф

Ницше

 

и

 

М

Хайдеггером

Они

 

порицали

 

ее

 «

справа

», 

за

 

эрозию

 

присутствия

а

 

постмодернизм

прикрываясь

 

их

 

именами

, «

слева

», 

за

 

то

что

 

оно

 

в

 

ней

 

все

 

еще

 

наличествует

Так

 

и

 

с

 

А

Арто

.  

Как

 

актер

художник

эстет

 

он

 

выступал

 

за

 

спонтанное

естественное

одушевленное

 

тело

.  

За

  «

тело

 

чистой

 

страсти

», 

экстатическое

 

и

 

сомнамбулическое

Если

 

танец

то

 

в

 

движении

 

должны

 

быть

 

не

 

ноги

а

 

все

 

тело

если

 

секс

то

 

любит

 

цельный

 

человек

а

 

не

 

орган

  (

после

 

виагры

). «

У

 

настоящего

 

человека

 

нет

 

полового

 

органа

», - 

пугал

 

обывателей

   

А

Арто

.  

Потому

 

что

 

он

 

сам

весь

 

человек

,  

является

 

полом

.  

Органы

 

сливаются

 

с

 

телом

 – 

вот

 

эстетический

 

идеал

 

тела

действующего

 

и

  

созерцательного

 

одновременно

В

 

нем

 

воплощается

   

тотальность

характерная

 

для

 

истоков

 

человеческой

 

культуры

дошедшая

 

до

 

нас

 

преимущественно

 

в

 

образцах

 

восточных

 

боевых

 

искусств

 

и

 

духовных

 

практик

Современный

 

человек

 

причастен

 

ей

 

разве

  

что

 

в

 

сновидениях

.  

Постмодернистское

  «

тело

 

без

 

органов

» 

прямо

 

противоположно

 

этой

 

интенции

.  

Его

 

органы

 

отрываются

 

от

 

целого

Они

 

умаляются

отрицаются

ликвидируются

О

 

них

 

больше

 

не

 

вспоминают

Тем

 

самым

 

тело

 

становится

 

«

пустым

», «

без

 

свойств

». 

Это

 

биосубстратное

 

воплощение

 

социального

 

феномена

 «

человека

 

без

 

свойств

», 

в

 

художественной

 

форме

 

предвосхищенного

 

Р

Музилем

Сейчас

  «

человек

 

без

 

свойств

» 

интенсивно

 

культивируется

Когда

 

мы

   

общаемся

 

по

 

интернету

не

 

зная

 

ни

 

возраста

ни

 

национальности

ни

  «

про

 

органы

» (

вместо

 

пола

 – 

гендер

),   

то

 

мы

 

выступаем

  

как

 

люди

 

без

 

свойств

Как

 

 

34 

«

некто

». 

В

 

Сети

 

циркулируют

 

чистые

 

мысли

 

с

 

минимальным

 

личностным

 

окрасом

 

в

  

виде

 

стиля

  

и

 

формы

 

выражения

.  

Чистому

 

мышлению

 

соответствует

противополагаясь

чистое

 

тело

Компьютерные

 

программы

   

состоят

 

из

 

сочетаний

 

пустых

 

знаков

Коррелятивно

 

им

 

возникают

противополагаясь

пустые

 

тела

Целостный

 

телесный

 

человек

человек

 

как

 

живой

 

организм

 

превращается

 

в

 

часть

 

человека

 – 

посторганизм

В

  Corpus. (

Корпус

если

 

точно

 

по

-

русски

 – 

вместилище

тулов

(

о

)

ище

). 

В

 

плоть

Обезличивание

 

переходит

 

в

 

«

обезорганивание

».  

Тело

 

без

 

органов

 – 

соматическое

  

тело

Это

 

бесформенное

бесструктурное

  

образование

некое

 «

расчищенное

 

место

» 

для

 

нанесения

 

знаков

 

или

 

вживления

 

чипов

. «

Протоплазматическая

 

субстанция

», «

среда

 

интенсивностей

», 

«

кинестическая

 

амеба

» – 

вот

 

его

 

типичные

 

определения

   

в

 

постмодернизме

И

 

если

 

не

 

поддаваться

 

на

 

отвлекающие

 

уловки

 

и

 

случайные

 

аналогии

то

 

мы

 

действительно

 

обнаружим

 

перед

 

собой

   

или

 

самого

 

себя

 

в

 

виде

 

тела

оставшегося

  «

после

 

духа

», 

ушедшего

 

побродить

 

по

 

Сети

 

и

 

виртуальным

 

реальностям

В

 

этом

 

путешествии

 

оно

 

ему

 

не

 

нужно

Бестелесные

в

 

биологическом

 

смысле

  = 

мертвые

 

люди

 

собираются

 

и

 

беседуют

 

в

  «

живом

 

журнале

». 

На

 

самом

 

деле

 – 

как

 

бы

 

живом

живом

.  

Виртуально

в

 

сознании

 

человек

 

может

 

мчаться

 

с

 

заснеженных

 

гор

а

 

телесно

 

догнивать

 

на

 

диване

когда

 

никакие

 

органы

 

не

 

функционируют

Он

 

может

 

толстеть

 

или

 

истощаться

 

как

 

компьютерные

 

наркоманы

но

 

в

 

обоих

 

случаях

 

тело

 

атрофируется

 

до

 

биосубстрата

Тело

 

как

 

организм

 

нужно

 

для

 

жизни

 

в

 

естественном

природном

  

или

 

в

 

искусственном

но

 

по

 

крайней

 

мере

предметном

 

мире

Чтобы

 

поглощать

 

и

 

преобразовывать

 

его

сталкиваться

 

и

 

бороться

 

с

 

ним

Все

 

живые

 

тела

кроме

 

простейших

имеют

 

органы

Внутренние

 

и

 

внешние

Напротив

для

 

восприятия

 

и

 

трансфера

 

информации

для

 «

жизни

» 

в

 

гиперискусственном

искусственном

-2 

достаточно

 

мозга

дополненного

пока

 

нет

 

прямого

 

церебрального

 

контакта

 

с

 

машинным

 

интеллектом

глазами

 

и

 

руками

Чтобы

 

нажимать

 

клавиши

 

и

 

шевелить

 

мышкой

Не

 

функционирующие

 

органы

 

рано

 

или

 

поздно

 

отмирают

У

 

современных

 

интеллектуалов

 

руки

 

на

 

глазах

 

превращаются

 

в

 

ласты

Во

 

что

 

превращаются

 

другие

 

органы

 

говорить

 

не

 

стоит

Просто

 

не

 

стоит

. «

Частичный

 

человек

», 

которого

 

боялись

 

классическая

 

метафизика

марксисты

 

и

 

гуманисты

 – 

вот

 

он

 

какой

Отражающий

 

эту

 

ситуацию

 

постмодернизм

его

   

не

 

боится

Напротив

,  

описывает

проектирует

 

и

   

приветствует

.  

Для

 

физиологического

 

закрепления

 

этого

 

процесса

 

нужно

по

-

видимому

,  2-3 

поколения

И

 

ТБО

 (

тело

 

без

 

органов

или

 

НОТ

  (

новое

 

тело

появится

 

как

 

завершающий

 

этап

 

в

 

реализации

 

информационной

 

реконструкции

 

человека

Такова

 

оче

-

видная

 

перспектива

 

значительной

 

части

 

людей

с

 

детства

 

и

 

много

 

сидящих

а

 

постепенно

 

все

 

больше

 

лежащих

 

перед

 

экранами

 

или

 

в

 

специальных

 

шлемах

Это

 

перед

 

экранами

В

 

натуре

Но

 

тела

 

есть

 

и

 

на

 

экранах

которых

 

становится

   

больше

чем

 

живых

с

 

органами

 

или

 

без

 

органов

Для

 

их

 

обозначения

 

тоже

 

нужны

 

соответствующие

 

понятия

Ключевое

 

среди

 

них

 – 

«

тело

  

без

 

пространства

» (

ТБП

).  

Близкие

 

к

 

нему

 – «

картография

 

тел

», «

нулевое

 

тело

», «

детерриториализованная

 

телесность

». 

Введение

 

данных

 

понятий

 

было

 

бы

 

невозможно

 

без

 

огромной

 

предварительной

 

работы

 

по

 

разрушению

 


background image

 

35 

метафизической

 

картины

 

мира

в

 

которой

 

тела

 

существуют

 

как

 

вещи

только

 

живые

Они

 

имеют

 

массу

объем

высоту

глубину

Тело

 

без

 

пространства

 

не

 

вещно

Оно

  «

не

 

весит

» (

не

 

вещит

и

 

существует

 

как

 

конфигурация

 

поверхностей

Теоретическая

 

победа

 

над

 

высотой

 

и

 

глубиной

 

тоже

 

стала

 

возможной

   

после

 

победы

 

знаков

 

и

 

структур

 

над

 

вещами

 

и

 

субстратами

Но

 

обоснование

 

приоритета

 

поверхностей

   

и

 

придания

 

им

 

мировоззренческой

 

всеобщности

 

происходит

  

в

 

рамках

 

постмодернизма

.  

Решающий

 

вклад

 

здесь

 

внес

 

опять

-

таки

 

Ж

.

Делез

Как

 

всякий

 

идеолог

 

он

 

апеллирует

 

к

 

процессам

протекающим

  

не

  

в

 

производстве

универсуме

 

техники

 

или

 

социуме

а

 

к

   

внутренней

 

филиации

 

идей

В

 

борьбе

 

с

  «

вещностью

» 

метафизической

 

философии

 

он

 

ищет

 

аргументы

 

в

 

самой

 

философии

максимум

в

 

личной

 

жизни

Ссылается

 

на

 

стоиков

на

 

Пифагора

вспоминает

 

о

 

ленте

 

Мебиуса

 

и

 

т

.

д

.,  

лишь

 

бы

 

не

  

выделять

не

 

акцентировать

 

подлинную

 

движущую

 

причину

возникла

 

техническая

 

реальность

 

экранов

 

и

 

поверхностей

на

 

которые

 

сканируются

куда

 «

уходят

» 

вещи

 

и

 

живые

 

тела

возник

  double world, (

второй

 

мир

), 

в

 

котором

   

тело

 

без

 

пространства

   

вместе

 

с

 

текстом

 

становятся

 

заместителями

 

реальности

 

вещей

 

и

 

заслоняют

 

тысячелетия

 

другого

 

способа

 

бытия

 

людей

. «

Все

 

что

 

происходит

 

и

 

все

что

 

высказывается

,  

происходит

   

на

 

поверхности

Поверхность

 

столь

 

же

 

мало

 

исследована

 

и

 

познана

как

 

глубина

 

и

 

высота

выступающие

 

в

 

качестве

 

нонсенса

… 

Двойной

   

смысл

 

поверхности

неразрывность

 

изнанки

 

и

 

лицевой

 

стороны

 

сменяют

 

высоту

 

и

 

глубину

За

 

занавесом

 

ничего

 

нет

кроме

 

безымянных

 

смесей

… 

Поверхность

 

подобна

 

запотевшему

 

стеклу

на

 

котором

 

можно

 

писать

 

пальцем

… 

Философ

 

теперь

 

не

 

пещерное

   

существо

 

и

 

не

 

платоновская

 

душа

-

птица

а

 

плоское

 

животное

 

поверхностей

 – 

клещ

 

или

   

блоха

Как

 

назвать

 

это

 

новое

 

философское

 

свершение

1

Как

 

видим

Ж

Делез

 

идет

 

ощупью

вместо

 

мониторов

    «

запотевшие

 

стекла

», 

вместо

 

компьютерных

 

плат

 

с

 

напылением

 

сверхчистых

 

веществ

 

«

безымянные

 

смеси

», 

по

 

экранам

 

под

 

воздействием

 

мыши

  

прыгает

 

не

 

курсор

 – 

это

 

главное

 

орудие

 

мышления

 «

сетевого

 

философа

», 

а

 «

клещи

 

и

 

блохи

». 

Таким

 

же

 

образом

описывая

 

как

 

будто

 

с

 

натуры

 

тело

 

без

 

высоты

 

и

 

глубины

 - 

на

 

телеэкране

он

 

упорно

 

избегает

   

его

 

соответствующей

 

квалификации

. « 

Всегда

 

говорит

 

именно

 

рот

но

 

теперь

 

звуки

   

уже

 

не

 

шумы

 

тела

которое

 

ест

 – 

это

 

чистая

 

формальность

они

 

становятся

 

манифестацией

 

выражающего

 

себя

 

субъекта

»

2

.  

Итак

еда

 

для

 

тела

 

без

 

пространства

 

чистая

 

формальность

.  

Шумит

фонит

 

тоже

 

не

 

тело

а

 

что

-

то

 

другое

благодаря

 

которому

  «

звук

 

становится

 

независимым

». 

Действительно

звук

 

производят

  

аппараты

которые

 

потребляют

 

электрохимическую

 

энергию

а

 

не

 

хлеб

 

с

 

мясом

про

 

которые

 

как

 

бы

 

уже

 

и

 

стыдно

 

вспоминать

 

в

 

серьезном

 

научном

 

разговоре

 

о

 

человеке

Все

 

это

 

правда

кроме

… 

правды

.  

Фактически

 

речь

 

идет

 

не

 

о

 

теле

не

 

о

 

живом

 

теле

 

и

 

не

 

о

 

человеческом

 

теле

а

 

о

 

теле

 

без

 

тела

.  

Нет

 

главного

 

признака

 

тела

который

 

в

 

                                                 

1

 

Делез

 

Ж

Логика

 

смысла

М

., -

Екатеринбург

.  1998. 

С

. 181-182. 

2

 

Там

 

же

С

. 245. 

 

36 

философии

 

подчеркивается

 

со

 

времени

 

Декарта

 – 

массы

объема

 

и

 

протяженности

т

.

е

пространства

.  

Нет

 

обмена

 

веществ

без

 

которого

 

живое

 

не

 

существует

Информационизм

 – 

это

 

антивитализм

Тело

 

без

 

пространства

 – 

тело

 

на

 

экране

экранное

 

тело

Это

 – 

антитело

Антитела

 

вокруг

 

нас

Трудно

 

сказать

является

 

ли

 

подобная

 

двусмысленность

 

постмодернистского

 

описания

 

тела

  

без

 

пространства

 

сознательным

 

обманом

 

с

 

целью

 

представления

 

любого

 

бытия

 

информацией

 

или

 

это

 

самообман

связанный

 

с

 

неразвитостью

 

экранной

 

среды

 

времени

 

становления

   

данной

 

философии

Ведь

 

в

 60-

е

 

годы

   

эпоха

 

постмодерна

 

только

 

начиналась

Удивительно

 

другое

Сейчас

когда

 

информационная

 

цивилизация

 

входит

 

в

 

пике

а

 

о

 

деконструкции

 

всего

 

и

 

вся

 

написаны

 

монбланы

 

книг

эта

 

неясность

  

не

 

просто

 

сохраняется

она

 

продолжает

 

культивироваться

.  «

Тело

   

без

 

пространства

» 

всерьез

 

обсуждается

 

как

 

тело

 

человека

В

 

то

 

время

 

как

 

эти

 

антитела

 

начинают

 

заслонять

 

протяженные

 

и

 

живые

все

 

больше

 

составляя

 

наше

 

окружение

Среди

 

них

 

полно

 

давно

 

умерших

  (

так

 

осуществляется

 

утопия

 

Н

Федорова

или

 

никогда

 

не

 

существовавших

Они

 

энергичнее

красивее

совершеннее

 

живых

кажущихся

 

на

 

их

 

фоне

 

неуклюжими

 

и

 

устаревшими

Копия

 

стала

 

лучше

 

оригинала

! (

Вот

 

причина

почему

  «

повторение

 

предшествует

 

факту

»). 

И

 

без

 

его

 

примитивных

 

проявлений

Поэтому

 

восхваляется

  «

желание

 

без

 

соблазна

», 

т

.

е

без

 

соблазнения

т

.

е

без

 

телесного

 

Другого

Сексуальность

 

адресуется

  «

напрямую

к

 

образам

 

без

 

тел

». 

Достаточно

 

контакта

 

с

 «

телами

 

без

 

пространства

». 

По

 

старому

 

это

 

называлось

 

онанизмом

тем

,  

что

 

возможно

но

 

находится

 

за

 

пределами

 

нормы

.  

В

 

нем

 

как

 «

любви

 

без

 

другого

»  

находит

 

свое

 

техническое

 

воплощение

 

идеал

 

свободы

  (

никто

 

ни

 

в

 

ком

 

не

 

нуждается

и

 

а

(

в

)

то

(

но

)

мизация

   

либерального

 

общества

перерастающие

 

в

 

аутизм

   

его

 

членов

.  

Для

 

человека

 

с

  «

телом

 

и

 

органами

» 

это

 

плохо

печально

но

 

прогрессивно

.  

Значит

 – 

хорошо

Сказать

  «

плохо

», 

решиться

 

на

 

критику

 

экспансии

 

тел

 

без

 

органов

 

и

 

пространства

 

страшнее

чем

 

отрицать

 

собственное

 

существование

Ведь

 

это

 

значит

 

вступить

 

в

 

противоречие

 

с

 

Техникой

,  

прогневать

 

наше

 

новое

 

божество

Быть

 «

атехнистом

»  

при

 

идейном

 

господстве

  

техницизма

 

и

 

информационизма

, (

а

 

скоро

вот

-

вот

,  

будет

 

и

 

биотрансгуманизма

)  

то

 

же

 

самое

,  

как

 

быть

 

атеистом

 

в

 

Средние

 

века

Это

 

значит

 

претендовать

 

на

 

то

что

 

наше

 

мышление

 

должно

 

быть

 

не

 

рефлексом

 

событий

не

  «

отражением

 

бытия

», 

а

 

рефлексией

 

над

 

ним

(

и

и

 

на

 

то

чтобы

 

остаться

 

субъектом

 

происходящих

 

процессов

 – 

состояние

сохранить

 

или

 

достичь

 

которого

 

возможно

 

не

 

удасться

 

вообще

.  

Не

 

успеем

ибо

 

параллельно

  

информационной

 

реконструкции

 

человека

 

как

 

тела

 

развертывается

   

деконструкция

 

и

 

«

пересоздание

» 

его

  

духовно

-

личностной

 

сущности

.  

 

Человек

 

как

 

субъект

информационная

 

реконструкция

 

В

 

ХХ

 

веке

 

всегда

   

присущая

 

человеческой

 

истории

 

трагическая

 

сторона

 

перестала

 

быть

 

локальной

Она

 

глобализовалась

 

в

 

буквальном

 

и

 

переносном

  

смысле

 

слова

Достаточно

 

вспомнить

 

две

 

унесшие

 

миллионы

  

жизней

 

мировые

 

войны

Меньше

 

обращают

 

внимания

 

на

 

то

что

 

идейно

в

 

символическом

 


background image

 

37 

универсуме

   

разыгралась

 

своя

 

кровавая

 

драма

исчез

погиб

пропал

 

без

 

вести

умер

 – 

человек

Вообще

И

 

не

 

просто

 

сам

 

по

 

себе

Его

 

преследовали

 

и

 

убивали

 

везде

 

и

 

как

 

скоро

 

обнаружат

как

 

автора

читателя

субъекта

личность

сверхчеловека

,  

творца

В

 

философии

 

удар

 

направлялся

 

прежде

 

всего

 

против

 

субъекта

Субъект

 – 

это

 «

теоретический

 

человек

». 

Он

 

носитель

 

сознания

языка

активности

 

и

 

свободы

Без

 

него

 

нет

 

объекта

  (

как

 

верно

 

и

 

наоборот

). 

В

 

совокупности

 

субъект

 

и

 

объект

 

исчерпывают

 

наше

 

бытие

Борьба

 

таким

 

образом

 

велась

 

с

 

моделью

 

мира

существовавшей

 

в

 

течение

 2,5 

тыс

лет

с

  «

осевого

 

времени

» 

как

 

эпохи

 

возникновения

 

культуры

 

и

 

философии

Этот

 

мир

  

подрывается

,  

деконструируируется

продолжая

 

разрушаться

   

посредством

 

и

 

в

 

результате

 

все

 

той

 

же

 

лингво

-

семиотической

а

 

если

 

говорить

 

принципиальнее

информационной

 

революции

Становление

 

техно

-

информационного

 

общества

 – 

время

когда

  «

сломалась

 

ось

 

времен

» 

и

  «

кончилась

 

история

». 

История

 

как

 

предметно

-

культурная

субъектная

 

деятельность

 

людей

Эту

 

революцию

 

можно

 

сравнить

 

и

 

со

 

становлением

 

неолита

По

 

своим

 

же

 

апокалипсическим

 

тенденциям

 

она

по

-

видимому

значимее

 

всех

 

предшествующих

 

исторических

 

поворотов

Разумеется

борьба

 

против

 

субъекта

 

была

 

неоднозначной

Она

 

была

 «

вокруг

 

него

», 

его

 

критиковали

 

с

 

разных

 

сторон

с

 

противоположными

 

намерениями

М

Шелер

 

за

 

то

ориентация

 

на

 

него

 

завела

 

европейскую

 

философию

 

в

 

трансцендентально

-

рационалистические

 

дебри

где

 

человек

 

потерялся

Надо

возвратив

 

субъекту

 

тело

чувственность

 

и

 

тем

 

самым

 

целостность

поставить

 

его

 

в

 

этом

 

качестве

   

в

 

центр

 

мира

Наше

 

мышление

наша

 

логика

,  

так

 

или

 

иначе

  

человекосообразны

Любое

 

философствование

     

мотивировано

 

человеческим

 

и

 

приходит

 

к

 

нему

Так

 

возникла

 

философская

 

антропология

претендующая

 

быть

 

смысловым

 

ядром

 

философии

 

вообще

Единственно

 

на

 

человеке

его

 

личности

 

и

 

индивидуальной

 

свободе

отгораживаясь

 

от

 

проблем

 

остального

 

сущего

,  

сосредотачиваются

 

персонализм

 

и

 

экзистенциалисты

М

Хайдеггер

наоборот

отталкиваясь

 

от

 

экзистенциализма

вернулся

 

к

  Dasein, «

вот

-

бытию

» 

как

 

нераздельному

 

бытию

-

сознанию

К

 

субъектно

-

бытийному

 

единству

 

тяготеют

 

теории

 «

жизненного

 

мира

» 

поздних

 

Э

Гуссерля

 

и

 

Л

Виттгенштейна

.  

Все

 

это

 

происходило

   

под

 

влиянием

   

революции

 

в

 

естествознании

когда

 

субъект

вопреки

 

классике

включается

 

в

 

познавательный

 

процесс

сначала

 

как

 

наблюдатель

а

 

потом

 

превращается

 

в

 

деятеля

проектировщика

 

и

 

конструктора

 

фактов

Так

 

возникли

 

неклассическая

 

наука

модернистское

 

искусство

 

и

 

искусственная

 

предметно

-

техническая

 

реальность

 

как

 

повседневная

 

жизненная

 

среда

 

человека

Они

 

до

 

сих

 

пор

 

превалируют

 

в

 

нашем

 

окружении

хотя

 

все

 

это

 

явления

 

индустриального

доинформационного

   

общества

.  

Они

 

современны

актуальны

но

 – 

не

 

больше

.  

На

 

фоне

 «

постсовременного

», 

постмодернистского

 

или

если

 

бежать

 

впереди

 

прогресса

трансмодернистского

   

развития

 

цивилизации

они

 

консервативны

Оставаясь

 

модернистскими

они

 

хотят

несмотря

 

на

 

перемены

сохранить

 

человека

 

в

 

его

 

традиционной

 

форме

Они

 

цепляются

 

за

 

его

 

антропологическую

 

идентичность

Между

 

тем

с

 

точки

 

зрения

 

деконструктивизма

 

время

 

человека

 

и

 

как

 

телесного

 

существа

и

 

как

   

субъекта

 

истекает

Истекло

.  

Чтобы

 

вписаться

 

в

 

новую

, «

новационную

» 

информационную

 

 

38 

реальность

 

и

 

полностью

 

соответствовать

 

ей

,  

он

как

 

минимум

должен

 

быть

 

реконструирован

В

 

отличие

 

от

 

косметического

 

ремонта

   

реконструкция

 

предполагает

 

предварительную

 

деконструкцию

прекращение

 

функционирования

разборку

 

на

 

элементы

 

и

 

части

если

 

не

 

деструкцию

 – 

разрушение

 

до

 

субстрата

На

 

прекращении

 

функционирования

объявив

 

об

 

изгнании

   

субъекта

 

из

 

теории

остановился

 

структурализм

Остановился

 

на

 

вытеснении

, «

не

 

сотрудничестве

» 

с

 

ним

на

 

методологическом

 

приеме

В

 

отличие

 

от

 

него

 

постмодернизм

 

(

постструктурализм

не

 

игнорирует

а

 

действительно

 

проводит

 

деконструкцию

 

субъекта

дискредитируя

 

его

 

по

 

всем

 

философски

 

важным

 

параметрам

Более

 

того

В

 

отличие

 

от

 

деконструкции

 

человека

 

как

 

телесного

 

существа

которая

 

сразу

 

реконструирует

 

его

 

в

 «

тело

 

перед

 

экраном

 

и

 

на

 

экране

», 

приспосабливая

 

тем

 

самым

 

к

 

жизни

 

в

 

новой

 

информационной

 

среде

деконструкция

 

человека

 

как

 

субъекта

 

ведется

 

с

 «

нуля

», 

вернее

 

до

 

нуля

Сначала

 

его

 «

растворяют

», 

доводя

 

до

 

смерти

по

 

крайней

 

мере

,  

клинической

,  

и

 

только

 

после

увидев

что

 

делать

 

с

 

ним

 

больше

 

ничего

да

 

и

 

сами

 

остались

 

без

 

работы

а

 

главное

 

огорчение

что

 

люди

субъекты

не

 

подозревая

 

о

 

своем

 

небытии

продолжают

 

суетиться

эти

 

«

проблемные

 

поля

» 

пришлось

 

восстанавливать

Заговорили

 

о

  «

воскрешении

 

субъекта

», 

но

…  «

после

 

человека

», 

в

 

русле

 afterpostmodernism-

а

 

и

 

трансгрессии

.  

Дело

 

долгое

непоследовательное

с

 

превратным

 

результатом

Мы

 

же

 

пока

 

должны

 

рассмотреть

 

основные

 

аргументы

 

против

 

присутствия

 

субъекта

 

в

 

мире

его

 

центрального

 

положения

 

в

 

нем

его

 

статуса

 

носителя

 

мышления

 

и

 

свободы

Какими

 

силами

 

и

 

во

 

имя

 

чего

 

отрицается

 

человек

-

субъект

?  

Вопросы

 

кажутся

 

сложными

,  

однако

 

если

 

помнить

 

об

 

определяющей

 

смысл

 

всего

 

деконструктивистского

 

философствования

   

борьбе

 

с

 

философией

 

как

 

метафизикой

то

 

ответ

 

не

 

требует

 

отдельных

 

изысканий

Он

 

вытекает

 

из

 

общего

 

отрицания

 

признаваемой

 

в

 

ней

 

реальности

 (

присутствия

), 

не

 

суть

 

важно

 

материальной

 

или

 

идеальной

из

 

его

 

борьбы

 

с

 

онтологией

 

и

 

теологией

отказа

 

от

 

различения

 

означаемого

 

и

 

означающего

Это

говоря

 

устаревшими

 

словами

означает

что

 

в

 

нем

 

нет

 

ни

 

объекта

ни

 

субъекта

Постмодернизм

не

 

признавая

 

деления

 

бытия

 

на

 

внутреннее

 

и

 

внешнее

стремится

 

преодолеть

 

бинаризм

 

в

 

подходе

 

к

  

нему

не

 

суть

 

важно

 

дуалистический

 

или

 

диалектико

-

монистический

Можно

 

бы

 

утверждать

что

 

для

 

него

 

оно

 

едино

 

и

 

единственно

 

по

 

самой

 

своей

 

природе

если

 

бы

  

слово

 

природа

 

в

 

нем

 

не

 

было

 

табуировано

. «

Бытие

» 

едино

 

и

 

единственно

 

в

 

языке

тексте

письме

     

как

 

некоем

 

самодействующем

 

(

автоматическом

и

 

саморазвивающемся

 

множестве

 

знаков

.  

В

 

том

что

 

стало

 

на

 

место

 

природы

 – 

в

 

информации

Этапность

 

постметафизического

 

преодоления

 

метафизической

 

двойственности

  

мира

 

в

 

том

что

 

если

 

в

 

структурализме

 

субъект

 

снимается

, «

растворяется

» 

как

 

бы

 

походя

наряду

 

с

 

предметной

 

сущностью

то

 

для

 

постмодернизма

 

смерть

 

субъекта

  – credo  

или

говоря

 

его

 

языком

 - 

брэнд

.  

Общая

 

незавидная

 

судьба

 

объекта

 

и

 

субъекта

 

проистекает

 

также

 

из

 

ориентации

 

постметафизического

 

философствования

 

на

 

переход

 

от

 

парадигмы

 

бытия

 

к

 

парадигме

 

становления

Переход

 «From being to becoming» 

означает

 

потерю

 

субстанциональности

 

мира

 

и

 

его

 

трансформацию

 

в

 

модальное

 

состояние

. «

Становленческая

 

методология

» - 

синергетика

Если

 

и

 

когда

 

ее