Файл: Кодекс Нарушение опия на какой срок вь,с чему и б атоГ ат к Избирком каоина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самая значительная часть трат на проведение выборов - за­работная плата организаторов выборов, членов УИК. Другими словами - простых людей, которые работают в участковых ко­миссиях.

Что касается работы штабов кандидатов с привлечением юри­стов и других экспертов, размещением агитации на улицах и в различных медиа, то эта часть выборного процесса оплачивается самим кандидатом или избирательным объединением.







ВОПРОС № 5. Правда ли, что кандидаты проводят свои предвыборные кампании за счет налогоплательщиков?

Расходы на содержание избирательного штаба, изготовление и размещение агитации кандидат, партия, избирательное объеди­нение оплачивают самостоятельно. Используются привлеченные средства физических и юридических лиц - сторонников, пожерт­вования от которых перечисляются на специально создаваемый избирательный счет. Все движения средств по этому счету кон­тролируются избирательной комиссией: если они поступают от анонимного жертвователя, их использование блокируется. Кан­дидат сдает в избирком финансовые отчеты, которые публикуют­ся на сайте избирательной комиссии.

Политические партии, которые получили поддержку избира­телей на выборах депутатов Государственной Думы РФ или на выборах Президента РФ (посредством выдвинутого от партии кандидата), после выборов получают право на финансирование из федерального бюджета. Но такую финансовую помощь полу­чают не все партии, а те, которые на указанных выше выборах подтвердили поддержку своих идей гражданами и набрали не менее 3 % голосов избирателей. И речь идет только о выборах федерального уровня: в отношении областных и муниципальных выборных кампаний такого механизма нет.

Таким образом, нельзя сказать, что кандидаты и партии про­водят избирательные кампании за счет налогоплательщиков: средства на выборы изыскиваются ими самостоятельно. Право же на финансовую помощь, размер которой пропорционален по­лученным голосам избирателей, имеют только те партии, кото­рые подтвердили реальную поддержку со стороны граждан.








ВОПРОС № 6. Если станет известно, что кандидат подал в избирком фальшивые документы, какие будут по­следствия?

Во-первых, все документы, которые кандидат представляет в комиссию на этапе выдвижения и регистрации, проверяются из­бирательной комиссией, которая эти выборы проводит. Офици­альные запросы направляются не только в подразделения пра­воохранительных органов, но и в учебные заведения, дипломы которых кандидат представил. Если документы содержат недо­стоверные сведения, это неизбежно станет известно избиркому.

Во-вторых, основанием для отказа в регистрации может стать даже неполнота представленных сведений или несоблюдение строгой формы документов, не говоря уже о таком серьезном на­рушении, как подделка.

В-третьих, отказ в регистрации на выборах - лишь одна из мер, которые ожидают недобросовестного кандидата. Информа­ция о сомнительных документах обязательно будет передана в правоохранительные органы, которые привлекут нарушителя к ответственности.








ВОПРОС № 7. Что грозит кандидату или члену избир­кома за нарушения на выборах?







За нарушения избирательного законодательства предусмо­трено несколько видов ответственности: конституционно-право­вая, административная, уголовная.

Меры конституционно-правовой ответственности применяют­ся к так называемым специальным субъектам - лицам и орга­низациям, имеющим определенный статус на выборах: кандида­там, членам избирательных комиссий, наблюдателям. В качестве меры ответственности может быть применен отказ в регистрации кандидата или его исключение из списка, досрочное прекраще­ние полномочий члена комиссии, отмена решения комиссии, ее расформирование и другие меры.

Административную ответственность несут не только специ­альные субъекты, но также физические и юридические лица - граждане и организации. Кодексом об административных право­нарушениях РФ предусмотрена ответственность за незаконное использование кандидатом денежных средств, нарушение по­рядка голосования, нарушение порядка подсчета голосов и дру­гие. Нарушения наказываются штрафом: от небольших до суще­ственных, размером в десятки тысяч рублей.

Уголовная же ответственность предусмотрена за умышлен­ные преступления, посягающие на избирательные права граж­дан: нарушение тайны голосования, воспрепятствование рабо­те избирательных комиссий и другие. Максимальная санкция за такие преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ - пять лет лишения свободы. Суд также может назначить штраф, исправительные, принудительные или обязательные работы, арест.

ВОПРОС № 8. Были ли в Иркутской области случаи уго­ловных наказаний за преступления, связанные с выбора­ми?

К сожалению, ни одна статья Уголовного кодекса РФ не оста­ется без своих «почитателей», и статьи, устанавливающие







наказание за преступления на выборах, не исключение. Однако меры уголовной ответственности за преступления в сфере изби­рательного права применяются очень редко. Все этапы выборов прозрачны и доступны для контроля, а их проведением занима­ются люди, весьма далекие от криминального мира.


За 25 лет развития избирательной системы Иркутской обла­сти приговор по этим статьям Уголовного кодекса РФ выносился лишь несколько раз. Вот один из примеров.

В сентябре 2018 года в удаленном поселке Иркутской области члены УИК пошли на уголовное преступление. Как указано в при­говоре районного суда, они «совершили фальсификацию итогов голосования путем включения неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, используемых при голосовании». Кроме этого, ими была выполнена фальсификация подписей избирателей в спи­сках избирателей, осуществлен заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, заведомо неверное составление протокола об итогах голосования.

Председатель, заместитель председателя и секретарь были признаны виновными в совершении преступления, предусмо­тренного статьей 142.1 УК РФ. Максимальное наказание по этой статье - до четырех лет лишения свободы, однако суд назначил каждому из фигурантов штраф от 201 до 210 тысяч рублей, что для жителей сибирской глубинки очень чувствительная санкция.

ВОПРОС № 9. Почему наше законодательство о выбо­рах так быстро меняется?

Изменения в российское избирательное законодательство вносятся регулярно, поэтому подготовку к каждому дню голосо­вания организаторы начинают с изучения новых редакций зако­нов. Так нельзя ли минимизировать преобразования или вовсе их исключить?

Все поправки, внесенные в закон, это отнюдь не внезапные идеи законодателей, а реальное отражение развития общества и технологий. Если бы закон не изменялся, то цифровые участки, КОИБ (комплексы обработки избирательных бюллетеней), серви­сы о выборах на портале «Госуслуги», возможность подать заяв-







ление через МФЦ - все эти и другие удобные нововведения так и остались бы на этапе обсуждения. Без доработки законодатель­ных актов любая техническая новинка, любой новый механизм голосования, удобный для избирателя, остались бы попросту «вне закона».

Не стоит забывать и о безопасности избирательного процес­са: самые важные изменения направлены на пресечение различ­ных нарушений и злоупотреблений. Выборы с точки зрения кан­дидата - жесткий конкурентный процесс. В этой короткой и очень напряженной гонке ради победы кое-кто готов применить все воз­можные средства, и не только законные. Важно минимизировать возможность применения таких «серых» средств, сделать изби­рательный процесс еще более прозрачным и легитимным.


ВОПРОС № 10. Что такое «карусель»?

Если не говорить о прямом значении слова, а сразу сфокуси­роваться на избирательном праве, то «карусель» - это преступ­ная схема, с помощью которой недобросовестные, нелояльные к действующей правовой системе кандидаты пытались манипу­лировать голосами избирателей (как правило, на местных выбо­рах). Сейчас закон предусматривает ответственность за такого рода умышленные нарушения.

В 2014 году «карусель» стала популярным мемом в интер­нет-пространстве, когда официальный представитель Госдепа США Джейн Псаки, говоря о референдуме в Луганской и Донец­кой областях Украины, упомянула «выборные карусели», но так и не смогла пояснить, что же это такое.

Подробное, детальное регулирование избирательного про­цесса как раз и объясняется стремлением законодателя исклю­чить возможность подобных манипуляций.







ВОПРОС № 11. Как кандидаты и партии могут прокон­тролировать то, что делают члены УИК во время выбо­ров? Они же могут ничего никому не говорить!

Во-первых, члены УИК не являются совершенно сторонни­ми специалистами: их кандидатуры предлагаются в том числе и политическими партиями. Таким образом, УИК - это коллектив представителей различных партий и общественных организаций. Партиям контроль за избирательным процессом доступен изна­чально.

Во-вторых, кандидаты и партии, участвующие в выборах, мо­гут назначить в каждую УИК наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса, которые обладают полномо­чиями, установленными законом. Если же члены УИК с правом решающего голоса проигнорируют требование наблюдателей или попробуют утаить какой-либо документ, то будут нести ответ­ственность по закону.

ВОПРОС № 12. Допустим, наблюдатели в участковой комиссии проследят, чтобы подсчет голосов велся чест­но. Где гарантии, что голоса не