Файл: Кодекс Нарушение опия на какой срок вь,с чему и б атоГ ат к Избирком каоина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самая значительная часть трат на проведение выборов - заработная плата организаторов выборов, членов УИК. Другими словами - простых людей, которые работают в участковых комиссиях.
Что касается работы штабов кандидатов с привлечением юристов и других экспертов, размещением агитации на улицах и в различных медиа, то эта часть выборного процесса оплачивается самим кандидатом или избирательным объединением.
ВОПРОС № 5. Правда ли, что кандидаты проводят свои предвыборные кампании за счет налогоплательщиков?
Расходы на содержание избирательного штаба, изготовление и размещение агитации кандидат, партия, избирательное объединение оплачивают самостоятельно. Используются привлеченные средства физических и юридических лиц - сторонников, пожертвования от которых перечисляются на специально создаваемый избирательный счет. Все движения средств по этому счету контролируются избирательной комиссией: если они поступают от анонимного жертвователя, их использование блокируется. Кандидат сдает в избирком финансовые отчеты, которые публикуются на сайте избирательной комиссии.
Политические партии, которые получили поддержку избирателей на выборах депутатов Государственной Думы РФ или на выборах Президента РФ (посредством выдвинутого от партии кандидата), после выборов получают право на финансирование из федерального бюджета. Но такую финансовую помощь получают не все партии, а те, которые на указанных выше выборах подтвердили поддержку своих идей гражданами и набрали не менее 3 % голосов избирателей. И речь идет только о выборах федерального уровня: в отношении областных и муниципальных выборных кампаний такого механизма нет.
Таким образом, нельзя сказать, что кандидаты и партии проводят избирательные кампании за счет налогоплательщиков: средства на выборы изыскиваются ими самостоятельно. Право же на финансовую помощь, размер которой пропорционален полученным голосам избирателей, имеют только те партии, которые подтвердили реальную поддержку со стороны граждан.
ВОПРОС № 6. Если станет известно, что кандидат подал в избирком фальшивые документы, какие будут последствия?
Во-первых, все документы, которые кандидат представляет в комиссию на этапе выдвижения и регистрации, проверяются избирательной комиссией, которая эти выборы проводит. Официальные запросы направляются не только в подразделения правоохранительных органов, но и в учебные заведения, дипломы которых кандидат представил. Если документы содержат недостоверные сведения, это неизбежно станет известно избиркому.
Во-вторых, основанием для отказа в регистрации может стать даже неполнота представленных сведений или несоблюдение строгой формы документов, не говоря уже о таком серьезном нарушении, как подделка.
В-третьих, отказ в регистрации на выборах - лишь одна из мер, которые ожидают недобросовестного кандидата. Информация о сомнительных документах обязательно будет передана в правоохранительные органы, которые привлекут нарушителя к ответственности.
ВОПРОС № 7. Что грозит кандидату или члену избиркома за нарушения на выборах?
За нарушения избирательного законодательства предусмотрено несколько видов ответственности: конституционно-правовая, административная, уголовная.
Меры конституционно-правовой ответственности применяются к так называемым специальным субъектам - лицам и организациям, имеющим определенный статус на выборах: кандидатам, членам избирательных комиссий, наблюдателям. В качестве меры ответственности может быть применен отказ в регистрации кандидата или его исключение из списка, досрочное прекращение полномочий члена комиссии, отмена решения комиссии, ее расформирование и другие меры.
Административную ответственность несут не только специальные субъекты, но также физические и юридические лица - граждане и организации. Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность за незаконное использование кандидатом денежных средств, нарушение порядка голосования, нарушение порядка подсчета голосов и другие. Нарушения наказываются штрафом: от небольших до существенных, размером в десятки тысяч рублей.
Уголовная же ответственность предусмотрена за умышленные преступления, посягающие на избирательные права граждан: нарушение тайны голосования, воспрепятствование работе избирательных комиссий и другие. Максимальная санкция за такие преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ - пять лет лишения свободы. Суд также может назначить штраф, исправительные, принудительные или обязательные работы, арест.
ВОПРОС № 8. Были ли в Иркутской области случаи уголовных наказаний за преступления, связанные с выборами?
К сожалению, ни одна статья Уголовного кодекса РФ не остается без своих «почитателей», и статьи, устанавливающие
наказание за преступления на выборах, не исключение. Однако меры уголовной ответственности за преступления в сфере избирательного права применяются очень редко. Все этапы выборов прозрачны и доступны для контроля, а их проведением занимаются люди, весьма далекие от криминального мира.
За 25 лет развития избирательной системы Иркутской области приговор по этим статьям Уголовного кодекса РФ выносился лишь несколько раз. Вот один из примеров.
В сентябре 2018 года в удаленном поселке Иркутской области члены УИК пошли на уголовное преступление. Как указано в приговоре районного суда, они «совершили фальсификацию итогов голосования путем включения неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, используемых при голосовании». Кроме этого, ими была выполнена фальсификация подписей избирателей в списках избирателей, осуществлен заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, заведомо неверное составление протокола об итогах голосования.
Председатель, заместитель председателя и секретарь были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 142.1 УК РФ. Максимальное наказание по этой статье - до четырех лет лишения свободы, однако суд назначил каждому из фигурантов штраф от 201 до 210 тысяч рублей, что для жителей сибирской глубинки очень чувствительная санкция.
ВОПРОС № 9. Почему наше законодательство о выборах так быстро меняется?
Изменения в российское избирательное законодательство вносятся регулярно, поэтому подготовку к каждому дню голосования организаторы начинают с изучения новых редакций законов. Так нельзя ли минимизировать преобразования или вовсе их исключить?
Все поправки, внесенные в закон, это отнюдь не внезапные идеи законодателей, а реальное отражение развития общества и технологий. Если бы закон не изменялся, то цифровые участки, КОИБ (комплексы обработки избирательных бюллетеней), сервисы о выборах на портале «Госуслуги», возможность подать заяв-
ление через МФЦ - все эти и другие удобные нововведения так и остались бы на этапе обсуждения. Без доработки законодательных актов любая техническая новинка, любой новый механизм голосования, удобный для избирателя, остались бы попросту «вне закона».
Не стоит забывать и о безопасности избирательного процесса: самые важные изменения направлены на пресечение различных нарушений и злоупотреблений. Выборы с точки зрения кандидата - жесткий конкурентный процесс. В этой короткой и очень напряженной гонке ради победы кое-кто готов применить все возможные средства, и не только законные. Важно минимизировать возможность применения таких «серых» средств, сделать избирательный процесс еще более прозрачным и легитимным.
ВОПРОС № 10. Что такое «карусель»?
Если не говорить о прямом значении слова, а сразу сфокусироваться на избирательном праве, то «карусель» - это преступная схема, с помощью которой недобросовестные, нелояльные к действующей правовой системе кандидаты пытались манипулировать голосами избирателей (как правило, на местных выборах). Сейчас закон предусматривает ответственность за такого рода умышленные нарушения.
В 2014 году «карусель» стала популярным мемом в интернет-пространстве, когда официальный представитель Госдепа США Джейн Псаки, говоря о референдуме в Луганской и Донецкой областях Украины, упомянула «выборные карусели», но так и не смогла пояснить, что же это такое.
Подробное, детальное регулирование избирательного процесса как раз и объясняется стремлением законодателя исключить возможность подобных манипуляций.
ВОПРОС № 11. Как кандидаты и партии могут проконтролировать то, что делают члены УИК во время выборов? Они же могут ничего никому не говорить!
Во-первых, члены УИК не являются совершенно сторонними специалистами: их кандидатуры предлагаются в том числе и политическими партиями. Таким образом, УИК - это коллектив представителей различных партий и общественных организаций. Партиям контроль за избирательным процессом доступен изначально.
Во-вторых, кандидаты и партии, участвующие в выборах, могут назначить в каждую УИК наблюдателей и членов комиссии с правом совещательного голоса, которые обладают полномочиями, установленными законом. Если же члены УИК с правом решающего голоса проигнорируют требование наблюдателей или попробуют утаить какой-либо документ, то будут нести ответственность по закону.
ВОПРОС № 12. Допустим, наблюдатели в участковой комиссии проследят, чтобы подсчет голосов велся честно. Где гарантии, что голоса не