Файл: Кодекс Нарушение опия на какой срок вь,с чему и б атоГ ат к Избирком каоина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВОПРОС № 21. С какими проблемами обычно сталкива­ются члены УИК на выборах?

Прежде всего, у членов УИК те же проблемы, что и у осталь­ных граждан, не членов избирательных комиссий. Во-вторых, к ним добавляется перечень «узкоспециализированных» трудно­стей, сопоставимый с перечнем разделов и глав закона о выбо­рах: каждое из сотен требований закона должно быть соблюдено несмотря ни на что. И это самая важная и главная задача.

Многие члены избиркомов отмечают, что главная сложность - сохранять предельную концентрацию внимания в течение всего дня голосования (или трех дней в случае с досрочными выборами Губернатора Иркутской области 13 сентября 2020 года). Работа участковой комиссии в день выборов начинается очень рано, как минимум за один час до начала голосования, и продолжается до тех пор, пока не будет подписан протокол УИК, а это может про­изойти и глубокой ночью. Все это время члены комиссии работа­ют с людьми, стараясь не терять самообладание и не забывать о нормах избирательного права даже в конфликтных ситуациях.

За соблюдением законности зорко следят многочисленные наблюдатели, члены комиссий с правом совещательного голоса и СМИ. При этом, даже если член участковой комиссии допустил оплошность случайно, с большой долей вероятности в интер­нет-пространстве он может быть представлен как злоумышлен­ник.

ВОПРОС № 22. Есть ли какая-нибудь ответственность для наблюдателей и членов комиссии за сокрытие наруше­ний избирательного законодательста на участке во вре­мя голосования?

Прежде всего, не стоит рассматривать участковую избира­тельную комиссию как собрание людей, единственная цель кото­рых - что-то нарушить, а потом скрыть, это представление в кор­не неверно. Цель любого избиркома - организовать и провести выборы строго по закону, без нарушений.

Прямой нормы, которая устанавливает ответственность имен­но за сокрытие нарушений избирательного права, нет. Но если член УИК сам стал соучастником правонарушения или престу­пления, то он также будет привлечен к ответственности.

У наблюдателя простор для гипотетических злодеяний намно­го меньше: он не имеет права совершать никаких манипуляций с документацией, может только наблюдать. Если наблюдатель что- то упустил, то, скорее всего, он это просто не заметил.








ВОПРОС № 23. Может ли кандидат в день выборов посе­щать участки для голосования или находиться в течение дня на одном из них?

Законодательство о выборах устанавливает четкий перечень лиц, которые могут находиться в день голосования на избира­тельном участке, и кандидат - в их числе.

Законодатель учел, что во всех участковых избирательных комиссиях кандидат не в состоянии контролировать процесс са­мостоятельно. Поэтому он может от своего имени направлять в избирательные комиссии наблюдателей, членов комиссий с пра­вом совещательного голоса, уполномоченных представителей по финансовым вопросам или доверенных лиц.

Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа этих лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с избирательными документами.

ВОПРОС № 24. Что такое «Мобильный избиратель»?

«Мобильный избиратель» - это механизм голосования, зна­чительно упрощающий голосование на выборах: если избира­тель не сможет проголосовать по месту своей прописки, он имеет право выбрать для этого любой избирательный участок по месту своего фактического нахождения.

Все просто: нужно заранее подать заявление через портал или приложение «Госуслуги», в МФЦ, территориальную или участковую комиссию. В заявлении требуется указать УИК, в ко­торую избиратель сможет прийти проголосовать. В день голосо­вания данные избирателя на этом участке уже будут внесены в дополнительный лист списка избирателей.

ВОПРОС № 25. Могут ли государственные органы, уч­реждения и их руководители проводить агитацию?

Обратимся к законодательству. Проводить предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума не имеют права органы государственной власти федерального и регионального уровня, иные госорганы, а также органы местного самоуправле­ния, воинские части, военные учреждения, благотворительные и религиозные организации, избирательные комиссии.



Не могут заниматься агитацией несовершеннолетние. А также (при исполнении должностных служебных обязанностей) лица, находящиеся на государственной и муниципальной службе, на государственных или выборных муниципальных должностях, члены избиркомов с правом решающего голоса, а также лица, являющиеся членами органов управления организаций незави­симо от формы их собственности. Такой же запрет действует для членов религиозных объединений при совершении обрядов и це­ремоний.







ВОПРОС № 26. Если я не приду на выборы, может ли слу­читься так, что мой голос отдадут против моей воли?

Гражданин участвует в выборах лично, голосование за дру­гих граждан законом не допускается! Если член УИК умышленно совершит такое деяние, то будет нести ответственность в соот­ветствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, который предусматривает за это достаточно суровое наказание. И это не







просто слова: в нашей стране были факты привлечения и осу­ждения членов УИК по статьям Уголовного кодекса РФ, регулиру­ющим нарушения закона в сфере избирательного права.

Будем честны с собой: проигнорировать выборы, а потом га­дать, проголосовал ли кто-то вместо вас, - ситуация не совсем логичная. Если вы хотите контролировать ситуацию полностью - голосуйте! Сейчас для этого есть множество инструментов: цифровые участки, схема «Мобильный избиратель», досрочное голосование.

ВОПРОС № 27. Можно ли подсчет голосов на выборах доверять КОИБ?

Можно ли доверять арифметические операции калькулято­рам, фиксацию нарушений ПДД - автоматическим камерам, а переводы наших денежных средств - интернет-ресурсам и мо­бильным приложениям? Ведь деревянные счеты и бумажные квитанции о переводе средств, наверное, надежней.

А теперь серьезно. В России КОИБ применяются на выборах уже более 10 лет. Все это время за результатами каждой из про-

веденных кампаний следили тысячи наблюдателей от партий и кандидатов, СМИ. Фактов искажения результатов голосования КОИБ зафиксировано не было. При начале их применения пред­ставители общественности активно оспаривали новинку, но уже итоги первых «автоматизированных» кампаний показали, что это устройство - справедливый и беспристрастный симбиоз сканера, принтера и ящика для бюллетеней.


КОИБ - это просто средство автоматизации, упрощающее не­легкий труд членов УИК. Такой же, как принтер, печатающий про­токолы, и калькулятор, заменяющий счеты. Прогресс упрощает все сферы нашей жизни, так почему же выборы должны стать ис­ключением? Голоса считает не КОИБ. Голоса считают люди при помощи КОИБ.











ВОПРОС № 28. Можно ли провести электронные выбо­ры, полностью избежав фальсификации голосов?

Электронный формат успешно применяется во многих точках сообщения гражданина с системой государственного управления. Уже никто не удивляется, что подать заявление на получение па­спорта, заказать справку, узнать о состоянии своего пенсионного счета и получить множество других государственных услуг можно через единый интернет-портал.

Еще недавно перевести деньги человеку в другой город мож­но было только через сберегательную кассу, отстояв очередь и заполнив бумажную квитанцию, а сегодня эта процедура занима­ет меньше минуты: достаточно пары нажатий в мобильном при­ложении. Непоправимых технических ошибок или «взломов» при этом практически не случается.

Масштабная цифровизация неизбежно коснется и избира­тельной системы. Но выборы - это область публичного права, поэтому нет необходимости спешить: сначала нужно исключить даже теоретическую возможность влияния злоумышленников на систему, а затем внедрять электронное голосование широко и по­всеместно.







ВОПРОС № 29. Электронное голосование удобно, но его сложно контролировать. Могут ли злоумышленники, хаке­ры обрушить систему так, что выборы придется прово­дить заново?

Сломать и взломать можно что угодно! В этом смысле относи­тельно незащищенным можно считать даже обычный стационар­ный ящик для голосования. Прежде чем электронное голосова­ние будет применяться масштабно, нужно не только обеспечить его безопасность, но и многократно убедиться в устойчивости систем.

Это одна из причин, по которым сейчас выборы в цифровом формате проводятся только в качестве эксперимента в отдель­ных регионах. Со временем вопросы, связанные с безопасно­стью и технической стабильностью, будут отработаны там и учте­ны при дальнейшем распространении технологии.


ВОПРОС № 30. Почему бюллетени для голосования с по­мощью КОИБ отличаются от обычных?

13 сентября 2020 года пользователь одной из социальных сетей задал вопрос: почему на избирательных участках, распо­ложенных в г. Иркутске, избирателям выдают разные по форме бюллетени? К тексту прилагались две фотографии: на одной пе­чать УИК была круглая синего цвета, на другой - прямоугольная черная. Один бюллетень был выполнен с нанесением текста ми­крошрифтом, на другом этой степени защиты не было.

Ответ прост: один бюллетень предназначен для обычного «ручного» заполнения и опускания в стандартный ящик для го­лосования. На нем присутствует микрошрифт, а печать - круглая синяя. На тех участках, где голосование проводится с помощью комплекса обработки избирательных бюллетеней, сами бюлле­тени выглядят по-другому: прежде всего выделяется необыч­ной формы черная печать. Дело в том, что для сканера, кото-







рый является частью КОИБ, требуются особые формы защиты бюллетеня. Поэтому Избирательная комиссия Иркутской области в ходе подготовки к выборам утверждает два вида бюллетеней: обычный и для голосования с помощью КОИБ.

ВОПРОС № 31. Сколько людей должны проигнорировать выборы, чтобы они не состоялись?

Минимальный порог явки на выборах отменен и сейчас не применяется. Но выборы должны состояться хотя бы потому, что формируемые на них органы и избираемые лица жизненно не­обходимы для общества и государства. Если не сформировать думу, то распределить средства и утвердить бюджет поселения, региона будет некому. Если не выбрать мэра или главу поселе­ния, кто будет регулировать нормальную работу всех сфер жизни муниципалитета - от общественного транспорта и отопления до­мов до помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации?




ВОПРОС № 32. Сделать выбор порой очень сложно. Сколько времени я могу находиться в кабине для тайного голосования?