Файл: Кодекс Нарушение опия на какой срок вь,с чему и б атоГ ат к Избирком каоина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«подкрутят» на уровне вышестоящих комиссий?







Наблюдатели от партий и кандидатов, участвующих в выбо­рах, а также члены комиссий с правом совещательного голоса работают на всех этапах: не только на уровне УИК, но и в терри­ториальных, окружных комиссиях, областном избиркоме. У них есть доступ ко всем документам на разных стадиях избиратель­ного процесса. Если комиссия отказалась предоставить наблю­дателю сведения, которые он имеет право получить по закону, - это правонарушение, за которое установлена ответственность.

На выборах федерального и областного уровня в значитель­ном количестве участковых и территориальных комиссий уста­навливается видеонаблюдение, трансляции с камер можно по­смотреть в прямом эфире, а в отдельных случаях (если есть подозрения в «подкручивании») получить видеозапись.

ВОПРОС № 13. Может ли рядовой гражданин через изби­рательную комиссию получить результаты прежних вы­боров?

Результаты выборов всех уровней, проведенных в Приангарье с 2003 года, - местных, областных, федеральных - доступны на сайте Избирательной комиссии Иркутской области. Ознакомить-







ся с ними может не только любой гражданин РФ, но и вообще любой пользователь сети «Интернет», в какой бы точке мира он ни находился.

Архив данных размещен на сайте irkutsk.izbirkom.ru в разделе «Выборы и референдумы», подраздел «Данные ГАС «Выборы». За 17 лет кампаний было очень и очень много, поэтому на появившейся странице пользователю нужно выбрать ограничи­тельные фильтры: интересующий диапазон дат, уровень и систе­му выборов. После этого будет отображен список выборов, попа­дающих под указанные пользователем ограничения.

Если перейти в окно отдельной избирательной кампании и нажать «Сводная таблица результатов выборов», то итоги голо­сования можно изучить даже в разрезе территориальных или от­дельных участковых избирательных комиссий.

ВОПРОС № 14. Правда ли, что на выборах в представи­тельный орган власти на молодых и не очень известных населению кандидатов кем-либо оказывается давление, чтобы они сняли свои кандидатуры?


Давление - понятие размытое. Любые выборы - это соперни­чество кандидатов, борьба за победу, что уже можно трактовать







В соответствии с избирательным законодательством все кан­дидаты имеют равные права на выборах. И кандидат, если у него есть основания для сомнений, может обжаловать действия или бездействие избиркома в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Законность действий любой комиссии контролирует и прокуратура.

Члены избирательных комиссий знают, что их действия (или бездействие), а также действия комиссии как органа подотчетны и подконтрольны и так называемое давление наказуемо по зако­ну.


ВОПРОС № 15. Возможно ли проведение выборов на из­бирательном участке без наблюдателей?

Для начала вспомним, что наблюдатель и общественный на­блюдатель - это две разные категории участников избирательно­го процесса. По закону наблюдателя на выборах может назначить






зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, вы­двинувшее зарегистрированного кандидата, или избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов. То есть действует он в интересах кандидата или партии, избирательного объединения.

Общественный же наблюдатель работает в интересах обще­ственности и назначается субъектом общественного контроля. Назначить его может Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ. Права и обязанности у наблюдателей и об­щественных наблюдателей одинаковые.

Если в участковую избирательную комиссию, в силу ее уда­ленного расположения или других причин, не было назначено ни одного наблюдателя или общественного наблюдателя, то это не является препятствием для проведения голосования. Выборы проводятся в обычном режиме, установленном законом. Напом­ним, что значительная часть членов УИК - представители поли­тических партий и избирательных объединений (предлагаются ими для назначения в состав комиссий).

ВОПРОС № 16. Как стать общественным наблюдате­лем на выборах?



Общественных наблюдателей на выборы и референдумы направляют Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ. Если гражданин хочет предложить общественным организациям свою помощь в виде участия в общественном на­блюдении, нужно обратиться в эти организации.

Списки общественных наблюдателей формируются обще­ственными палатами как самостоятельно, так и во взаимодей­ствии с политическими партиями и общественными организация­ми, можно обратиться и туда.

Если избиратель хочет стать наблюдателем, представляющим какого-либо кандидата или политическую партию, участвующую в выборах, нужно обратиться в избирательный штаб этого канди­дата или местное отделение этой партии.

Избирательные комиссии направлением на выборы наблюда­телей по закону не занимаются. Обязанность избиркома - обе­спечить открытость и гласность всех процедур, доступ наблюда­телей к документации.

ВОПРОС № 17. Почему в России нет избирательного ко­декса?

Кодекс - это свод законов, являющийся основой правового массива какой-либо отрасли. Примеры такой кодификации в на­шей стране - Налоговый, Семейный, Таможенный кодекс и дру­гие. Избирательного кодекса в России нет, и время от времени юристы-теоретики поднимают вопрос о необходимости его соз­дания.

В нашей стране очень развитое избирательное законодатель­ство как на федеральном, так и на региональном уровне. Базовые нормы содержатся в основном законе о выборах - Федеральном







законе № 67-ФЗ. При этом в каждом субъекте РФ есть свое за­конодательство о выборах, которое регулирует часть норм. В на­шем регионе это законы «О муниципальных выборах в Иркутской области», «О выборах Губернатора Иркутской области», «О вы­борах депутатов Законодательного Собрания Иркутской обла­сти», «Об Избирательной комиссии Иркутской области» и другие. Как только в Федеральный закон № 67-ФЗ вносятся какие-либо изменения, остальные законодательные акты приводятся в соот­ветствие с ним.

Выборы успешно проводятся на основании всех этих зако­нов и без единого кодекса. Строго говоря, острой необходимости его создания нет. Сторонники кодификации говорят, что в одном кодексе, одной книге простому члену УИК или гражданину будет проще найти нужную норму. А противники утверждают, что сей­час гораздо проще взять с полки более «узкий» закон, который соответствует проходящим выборам, а не листать кодекс объемом в тысячу страниц. Обе стороны спора приводят много­численные доводы в свою пользу. Но кто прав? Если необходи­мость в кодексе назреет остро, законодатель решит этот вопрос.


ВОПРОС № 18. Если агитационный материал виден при выходе из помещения для голосования по причине боль­шого размера, будет ли нарушением, если он останется висеть на своем месте за сутки до выборов и в день голо­сования?

В соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ запрещает­ся размещать агитационные материалы в зданиях, в которых на­ходятся избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Если это тре­бование соблюдено и агитационный материал висит на большем расстоянии, то нарушения нет, независимо от размера баннера или плаката.

При этом запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещени­ях, имеющих историческую, культурную или архитектурную цен­ность.







ВОПРОС № 19. Почему члены УИК допускают нарушения на выборах?

Выборы - очень сложный процесс. Федеральный закон № 67-ФЗ и другие законы, регламентирующие выборы Прези­дента, депутатов Госдумы, региональных парламентов, губерна­тора, муниципальные выборы, в сумме имеют объем несколько тысяч страниц, каждая из которых содержит множество норм и требований. Для сравнения: это гораздо больше, чем повсемест­но нарушаемые правила дорожного движения. Допустить в ходе выборов какую-либо оплошность и немотивированно, нечаянно ошибиться в чем-то вполне вероятно. Но это, впрочем, не оправ­дание.

При этом выборы - процесс публичный, и зачастую каждый шаг организаторов записывается на видео, транслируется в ин­тернет и немедленно трактуется как злой умысел. На самом деле так случается далеко не всегда. Полезным в этой части оказа­лось использование видеонаблюдения в помещениях УИК: опыт Иркутской области показал, что далеко не все ошибки и якобы умышленные нарушения получают подтверждение.

Как избежать ошибок и нарушений? Обучать организаторов выборов! Их теоретическая и практическая подготовка, ознаком­ление с изменением законов - основные приоритеты областного и территориальных избиркомов. Но ротация членов УИК неиз­бежна, и спустя небольшое время отлично подготовленные орга­низаторы выходят из состава комиссий, уступая место новичкам, обучение которых начинается буквально с нуля.


ВОПРОС № 20. Если гражданин заметил на избиратель­ном участке какое-то серьезное нарушение, может ли он самостоятельно, без обращения к избирательной комис­сии, подать в суд для признания выборов недействитель­ными?







В соответствии с законодательством по заявлению избирате­ля суд может отменить решение УИК об итогах голосования на том избирательном участке, «на котором этот избиратель, участ­ник референдума принял участие в выборах, референдуме».

Заявление об отмене решения комиссии об итогах голосова­ния может быть подано в суд в течение десяти дней со дня при­нятия такого решения. Перечень нарушений, из-за которых реше­ние УИК может быть отменено, приведен в Федеральном законе № 67-ФЗ.