Файл: Государственный контроль и право в сфере природопользования, земли и имущества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Еще одной немаловажной целью управления персоналом является обеспечение совпадения целей организации целям, потребностям и интересам работников.
В системе управления персоналом важную роль играет структура управления, она состоит из: службы управления персоналом; специалистов по управлению персоналом; средств управления персоналом.
Управление кадрами на предприятии должно отвечать определенным принципам, ниже будут рассмотрены основные из них.
Принцип подбора кадров по профессиональным и личностным качествам означает, что сотрудники организации должны обладать не только профессионализмом, но и способностью к командной работе, то есть личностные качества сотрудников также важны, как и профессиональные. Сегодня все сложнее провести разделение этих качеств. Так, умение слушать подчиненного считается личностным качеством руководителя. Хотя в современном мире от этого умения зависит качество принимаемых им решений. Следовательно, умение слушать становится не столько личностным, сколько профессиональным качеством руководителя.
Принцип преемственности персонала реализуется путем сочетания в трудовых коллективах опытных и начинающих работников – это означает, что необходимо формировать персонал предприятия таким образом, чтобы в нем постоянно поддерживалась оптимальная возрастная структура. Положительный опыт старшего поколения должен передаваться молодому поколению, усваиваться и развиваться молодыми работниками.
Принцип профессионального и должностного продвижения кадров означает необходимость создания оптимальных условий для постоянного повышения квалификации персонала, а также необходимость использования адекватных критериев для оценки деятельности персонала.
Принцип открытого соревнования. Данный принцип подразумевает необходимость поощрять открытое соревнование между работниками, стремящихся к карьерному росту, при этом необходимо уделять большое внимание развитию у них управленческих качеств, так как организация не может позволить себе иметь менеджеров, не желающих расти профессионально и развивать управленческие навыки.
Принцип демократизации работы с кадрами означает, что необходимо учитывать личность, интересы и потребности каждого сотрудника. Также необходимо анализировать и учитывать коллективное мнение сотрудников при решении важнейших задач и проблем в деятельности предприятия. Важно участие всего коллектива подразделения в оценке своих работников. Рядовые сотрудники должны быть вовлечены в процесс управления организацией, и нужно обязательно информировать сотрудников о результатах экономической деятельности организации.
Принцип системности работы с кадрами. Он означает, что управление персоналом должно: охватывать не отдельные категории работников, а весь персонал в целом; быть направлено на решение причин существующих проблем, а не на устранение их следствий; использовать разнообразные методы, средства и приемы работы с сотрудниками.
Управление персоналом
Принцип адаптивности к динамичным условиям внешней среды: к организации кадровой работы нельзя подходить как к чему-то статичному. Изменения, происходящие в окружающей среде, сказываются и на сотрудниках предприятия, изменяя их желания и потребности. Соответственно, используемые методы воздействия на сотрудников также должны модифицироваться, а не стоять на месте. [7, с 55]
Прогнозирование будущих потребностей в персонале
Оценка трудовой деятельности
Повышение квалификации
Формирование кадрового резерва
Планирование персонала
Адаптация новых работников
Мотивация
Маркетинг персонала
Рисунок 1 – Основные функции управления персоналом
Опишем функции управления персоналом подробнее:
1.Прогнозирование будущих потребностей в персонале разных специальностей и квалификации.
2.Планирование персонала, обязательными элементами которого являются: планирование привлечения, использования, развития персонала; планирование затрат на персонал.
3.Маркетинг персонала: изучение рынка рабочей силы (сегментация по квалификации, специальностям, возрасту, стажу работы и т.д.); проведение рекламных кампаний для привлечения новых сотрудников нужной квалификации; активное воздействие на рынок рабочей силы путем обучения своими специалистами будущих работников предприятия (проведение занятий, семинаров в различных учебных заведениях), а также финансирования творчества детей и молодежи.
4.Адаптация новых работников к особенностям организации и новому рабочему месту: необходимо знакомить новых сотрудников с принципами, лежащими в основе деятельности предприятия, нормами корпоративного этикета, ожиданиями, которые существуют в организации по отношению к сотрудникам.
5.Повышение квалификации не только опытных сотрудников, но и вновь принятых путем обучения эффективным навыкам работы.
6.Мотивация, то есть определение методов воздействия на персонал в целях побуждения сотрудников организации к достижению стоящих перед организацией целей.
7.Оценка трудовой деятельности: текущий мониторинг результатов работы, проведение аттестационных мероприятий и информирование сотрудников о результатах этих мероприятий.
8.Формирование кадрового резерва и внутреннее продвижение сотрудников: повышение, перевод в другие подразделения или на другие участки (ротация), понижение в должности и увольнение. [8, 76]
Таким образом, система управления персоналом играет важную роль на предприятии: обеспечивает высокую эффективность труда персонала и совпадение целей организации и целей сотрудников, обеспечивает предприятие кадрами, проводит оценку персонала, обучение, мотивацию.
Важное место в системе управления персоналом занимают методы управления (способы воздействия на персонал), рассмотрим их ниже.
1.2. Методы управления развитием персонала предприятия
Кадровая политика является важным элементом деятельности любой организации и представляет собой способы управленческого воздействия на коллектив в целом, отдельные его группы и на конкретного работника для достижения целей, стоящих перед компанией, в которой они заняты.
По мнению П. Юнга: «Развитие персонала является систематическим процессом, ориентированным на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и, в то же время, на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала сотрудников предприятия».
На мой взгляд, наиболее подходящее определение дал А.Я. Кибанов. Он считает, что под профессиональным развитием персонала следует понимать комплекс организационно-экономических мероприятий службы управления персоналом предприятия в области обучения персонала, его переподготовки и повышения квалификации. Эти мероприятия охватывают вопросы планирования деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения кадров, работы с кадровым резервом. Сюда входят вопросы организации изобретательской и рационализаторской работы в организации. [6, с 98]
Развитие персонала состоит из шести составляющих:
-
обучение; -
повышение квалификации / переподготовка; -
адаптация; -
оценка персонала; -
планирование профессионального и карьерного роста сотрудников; -
создание кадрового резерва.
Система развития персонала
Комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня знаний и навыков, способностей персонала
Система развития персонала тесно связана с концепциями человеческого капитала и трудовых ресурсов предприятия. [9,с 66]
Управление человеческим капиталом
Управление процессами на предприятии с точки зрения экономической и социальной эффективности с целью повышения производительности труда за счет развития персонала
Управление человеческими ресурсами
Применяемый в организации подход к управлению сотрудниками
Управление персоналом
Организация и мотивация сотрудников
Рисунок 2 - Взаимосвязь между системой развития персонала, управлением человеческим капиталом и человеческими ресурсами
Человеческий капитал можно охарактеризовать следующим образом:
-
представляет собой знания, навыки и способности сотрудников; -
не подвержен амортизации и износу, так как его невозможно ощутить или увидеть; -
накопление человеческого капитала происходит непрерывно; -
инвестиции в человеческий капитал имеют направленность, то есть, связаны с конкретным человеком. [10, с 153]
Таким образом, основной целью системы развития персонала является стремление организации нарастить человеческий капитал.
Для работодателя обучение и развитие персонала является способом получения экономической, организационной, управленческой или производственной выгоды от профессионального роста конкретных сотрудников и персонала организации в целом. Эти выгоды станут следствием повышения качества работы, гибкости и способности к принятию решений в результате повышения уровня знаний и компетенции. В связи с этим необходимо обращать внимание на следующие аспекты: развитие знаний, способностей, рабочих и управленческих навыков сотрудников позволяет организации в обозримом будущем получить более квалифицированных и компетентных сотрудников; сочетание природных и приобретенных в результате обучения и жизнедеятельности способностей сотрудников с востребованностью их в рамках основной деятельности организации диктует необходимость их постоянного совершенствования и развития для повышения эффективности предприятия, как хозяйствующего субъекта; сочетание знаний и профессионального опыта сотрудников позволяет организации реализовывать различные формы их профессионального развития на непрерывной основе; запас знаний, способностей и навыков накапливается в процессе целесообразного сочетания производственной деятельности и