Файл: Государственный контроль и право в сфере природопользования, земли и имущества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие персонала в организации организуется в соответствии со схемой:
Требования
Задачи должности
Функциональные компетенции
Управленческие компетенции
Профессиональные компетенции
Рисунок 7 – Модель развития персонала в ООО «АШАН»
В целом, данная модель достаточно успешно используется в качестве основы развития персонала во всех основных случаях: подбор новых сотрудников со стороны с прицелом на дальнейшее продвижение в организации; предварительное планирование продвижения конкретных сотрудников вверх по должности; проведение базовых оценочно-аттестационных мероприятий в рамках сформированной системы обучения; структурная перестройка действующих обособленных подразделений.
Сотрудник
Модель развития персонала предполагает разный подход к персоналу в зависимости от двух критериев. В качестве первого критерия выдвигается желание конкретного сотрудника профессионально развиваться и повышать свой уровень знаний. Вторым критерием является сама возможность и перспективность развития такого сотрудника. Данный подход отражен на схеме.
Возможность и перспектива развития
Желание (мотивация)
Знания, навыки, опыт работы, результаты труда
Управленческие возможности, потенциал сотрудника
Оценка мотивации
Оценка управленческих навыков
Оценка результатов труда
Рисунок 8 – Подход к развитию персонала в ООО «АШАН»
При этом предполагается, что в любом случае сотрудник должен удовлетворять обоим критериям. Принципиальная разница сводится к тому, что если сотрудник самостоятельно проявляет инициативу и стремится развиваться в профессиональном и карьерном плане, то первичной является оценка его мотивации. Если она достаточно высока, то проводится оценка по второму критерию.
Возможность и перспективы развития определяются также по двум критериям: функциональные навыки, умения и результативность труда – определяется по итогам оценки результатов труда; управленческие способности и административный потенциал сотрудника – в этом случае оценка производится на основе оценки его управленческих навыков.
Если инициативу сотрудник самостоятельно не проявляет, то процесс имеет иной порядок: вначале определяется его перспективность с точки зрения выдвижения на руководящую должность по установленным критериям; затем производится оценка его мотивации к карьерному росту и устанавливается, имеется ли у данного конкретного сотрудника желание к профессиональному развитию в рамках замещения управленческой должности.
Для поддержания усилий сотрудников по профессиональному росту в рамках карьерных планов необходима система тренингов и план самостоятельного обучения, как для технического, так и для менеджерского карьерного пути.
Для разработки технических тренингов были привлечены руководители групп разработчиков программных продуктов и лидеры проектов, которые лучше всего могут структурировать навыки владения их разработкой и внедрением. Таким образом, для каждого подразряда по каждому продукту есть список рекомендованных тренингов, составляется план обучения на год и привлекаются внутренние специалисты для их проведения. Самое сложное - выделить время сотрудников на обучение в ситуации постоянного дефицита ресурсов на проекты. Пока заложенный норматив на обучение на каждого сотрудника - 20 дней в год.
Для облегчения самообучения планируется создание централизованной системы управления информацией, когда каждый сотрудник сможет оперативно найти информацию по всем продуктам компании и описание опыта коллег относительно решения типичных для каждого продукта проблем.
Работа по оценке и планированию карьеры должна быть начата за год до планируемой оценки, когда сотрудник узнает критерии оценки не в день получения результатов, а за год. Когда руководители обучены давать сотрудникам развивающую обратную связь по результатам работы раз в квартал, а сотрудники обучены получать эту информацию и использовать ее для своего профессионального совершенствования.
От разработки и внедрения системы планирования карьеры можно ждать полной отдачи не раньше чем через год после начала работы и то при условии, что она подкрепляется полноценной системой оценки персонала, обучения и развития.
3.2 Предложения по совершенствованию управления развития персонала предприятия
Оценка мотивации сотрудников — важная часть работы каждого предприятия. Поскольку заинтересованность в работе и нацеленность на результат персонала напрямую отражается на эффективности работы компании и ее прибыли, то необходимо эти параметры как-то измерять и контролировать.
Один из способов это сделать – провести исследование с помощью анкеты для оценки мотивации персонала. Что это за анкета, как ее составить и использовать, мы рассмотрим ниже.
Анкета для оценки мотивации персонала – это опросник с тестами или открытыми вопросами, заполняющийся персоналом организации, проанализировав который менеджер может сделать вывод о мотивации каждого сотрудника в отдельности или штатного персонала целиком.
Анкета мотивации персонала может использоваться с разными целями, но главные – это лучшее понимание HR-ом мотивов, желаний и потребностей своих сотрудников, диагностика штатного персонала.
Для эффективной работы менеджерам необходимо знать, что на самом деле привлекает подчиненных в их работе — например, уровень заработной платы, возможность самореализации и карьерного роста, свободный график или что-либо другое.
Грамотно составленный опросник позволяет получить ответы на следующие вопросы:
-
Что привлекает сотрудников в их должности/работе? -
Что важно для них в их деятельности? -
Удовлетворены ли подчиненные взаимоотношениями в коллективе и с вышестоящим руководством? -
Насколько работники ценят себя, как специалистов? -
Как персонал оценивает свой вклад в работу компании? -
Видят ли сотрудники перспективы карьерного роста в организации? -
Насколько важна для них занимаемая должность?
И это только несколько примеров. По сути, проводя опрос, можно получить ответы на любые интересующие вопросы — от удовлетворенности уровнем заработной платы и условиями труда до заинтересованности в карьерном росте и соответствия целей сотрудника с целями организации.
Конечно же, интереснее всего с помощью такой анкеты выявлять неочевидные вещи. Например, с помощью правильно составленных вопросов можно:
- понять скрытые мотивы работников;
- обнаружить нереализованный потенциал или корыстные цели.
Вся эта информация чрезвычайно важна в работе, поскольку, основываясь на ней, можно выстраивать более конструктивные взаимоотношения с подчиненными, давать им поручения, наиболее соответствующие их желаниям, навыкам и возможностям, эффективнее проводить стимулирование труда персонала организации.
Составить анкету для оценки мотивации трудовой деятельности не всегда так просто, как кажется. Этот процесс можно условно разделить на 2 этапа:
-
Первый этап – определение цели. То есть нужно ответить себе на вопрос, что конкретно вы хотите узнать и составить перечень таких вопросов. В данном случае в качестве примера возьмем перечень из 7 вопросов, приведенных выше. -
После того, как первый этап выполнен, можно переходить ко второму – непосредственному составлению анкеты. Тут необходимо ориентироваться на список, который вы составили на предыдущем этапе. После этого выбрать форму вопроса, с помощью которого получите ответ. Это может быть оценочная шкала, таблица, открытый вопрос.
Рассмотрим подробней. Например, пункт «Что привлекает сотрудников в их должности/работе?».
Вы можете так и оставить его в открытой форме, тогда сотрудник напишет в соответствующем поле, что, по его мнению, важно для него. Но не всегда подчиненные могут быть честны.
Вы можете предложить уже готовые варианты ответов: «заработная плата», «карьерный рост», «работа в молодом коллективе», «свободный график» и попросить расставить их по приоритетности.
Или же можно пойти другим путем и задать такой вопрос: «Допустим, вас приглашают перевестись в другой отдел на аналогичную должность. На каких условиях вы бы приняли это предложение?». И дать готовые варианты ответов или же оставить вопрос открытым.
Можно также составить таблицу, с возможными вариантами ответов и предложить дать каждому из них оценку от 1 до 5.
Например: вопрос: Оцените, пожалуйста, степень важности следующих условий труда для вас лично.
Еще один важный момент – анонимность анкеты.
Таблица 6 – Анкета об оценке важности условий труда
Наименование | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Уровень з/п | | | | | |
Возможность карьерного роста | | | | | |
Отношения в коллективе | | | | | |
Возможность самореализации | | | | | |
Свободный график работы | | | | | |
Ниже приведем основной список сфер, оценив которые, вы сможете составить максимально полную картину:
-
Самооценка персонала. Позволит увидеть, какие цели ставит перед собой человек, как относится к своей работе и своим достижениям. -
Профессиональные навыки работников. Эту информацию лучше всего доставать из анкет лиц, находящихся на руководящих должностях. Для этого следует добавить конкретные вопросы из серии «как вы оцениваете профессиональные навыки ваших подчиненных/конкретного подчиненного». -
Эффективность работы менеджеров. Аналогично предыдущему пункту, только теперь оценку дают подчиненные. -
Амбициозность и нацеленность на карьерный рост. Позволит определить лидеров и работников, готовых работать и развиваться в интересующей вас сфере. -
Готовность сотрудников к карьерному росту/повышению ответственности. Также рекомендуется определять через анкеты руководителей.
Словом, составление анкеты – это творческий процесс, к которому необходимо подходить серьёзно. В некоторых случаях может понадобиться консультация квалифицированных специалистов, например, психологов.
Чем больше анкета и чем обширнее в ней вопросы, тем больше выводов она позволяет сделать.
Проанализировав ответы, вы сможете лучше понять атмосферу в рабочем коллективе. Кстати, часто подробные опросники позволяют выявить проблемы, которые существуют в организации, но незаметны с первого взгляда.