Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К выпускникам вузов предъявляют новые требования, среди которых все больший приоритет получают системно-организованные интеллектуальные, коммуникативные, рефлексирующие, самоорганизующие, моральные начала, позволяющие успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстам. В связи с усилением когнитивных и информационных начал в современном производстве все больший интерес уделяется понятию профессиональной компетентности. В результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество (формирующееся еще в начальной школе) , позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Компетентность студента или выпускника и компетентность специалиста качественно различаются, поскольку для первого это означает наличие готовности к профессиональной деятельности на основе усвоения теоретических и практических знаний, умений, навыков и способностей профессионального характера, для второго - владение определенными актуальным и инновационным набором компетенций. Очевидно, что модели профессиональной компетентности выпускника вуза и модели профессиональной компетентности специалиста будут отличаться по отдельным параметрам и объему, но, тем не менее, вектор профессионального развития для выпускника будет прорисовываться именно на проекциях характеристик профессиональной компетентности специалиста.
Так, наличие высокой профессиональной компетентности, под которой понимается совокупность таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, являлся одним из важнейших факторов реализации концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. .
Библиотечно-библиографическое образование предусматривает широкую общенаучную, филологическую, педагогическую и специальную (теоретическую и практическую) подготовку будущих специалистов. Учебный план библиотечных факультетов (отделений) институтов культуры, университетов и педагогических институтов включает такие дисциплины, как: общее библиотековедение, историю библиотечного дела, библиотечные фонды и каталоги, библиографическое обслуживание читателей; общую и отраслевую библиографию, и др. .
В последнее десятилетие библиограф - это все более исчезающая профессия. Причина тому - не только естественное старение квалифицированных кадров и отсутствие молодой смены из-за низкой оплаты библиотечного труда. Кризис испытывает сама профессия библиографа - из-за экспансии в библиотечное дело новых электронных технологий. И сегодня уже невозможно представить полноценное информационное обслуживание без использования электронных средств и источников информации . Но образовательные структуры, осуществляющие подготовку специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, продолжают создаваться. Это свидетельствует все еще о недостаточной насыщенности рынка образовательных услуг по этим специальностям и направлениям и говорит о том, что в настоящее время интерес к профессии библиографа не исчез.
Профессия играет очень важную роль в жизни: работа обеспечивает средствами к существованию, на нее уходит много времени, она определяет круг наших знакомых, приносит моральное удовлетворение. Принадлежность к определенной профессии - это один из многих общественных признаков человека, наряду с национальной или семейной принадлежностью. По профессиональному признаку люди могут объединяться в категории или группы, занимающиеся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию - значит не столько выбрать себе работу, сколько быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.
Выбирая профессию, надо, во-первых, четко представлять себе, чего хочешь от профессии (мотивы выбора):
* каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать;
* какая заработная плата устроит;
* образ жизни;
* сколько времени и сил потребует освоение этой профессии .
На сегодняшний день проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества . Но самоопределение - это длительный процесс реализации внутриличностных и социально-психологических потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и профессионального пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных качеств. Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношение к профессионально-трудовой сфере и способ самореализации. Молодой человек должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социально-экономическими изменениями страны .
Выбор профессии - один из важных шагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Перед выпускником средней школы стоит вопрос предварительного профессионального самоопределения. Уже в 9 классе учащиеся должны получить конкретную информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение о выборе профиля обучения. Помочь ученику, верно решить проблему профессионального выбора, призвана профориентационная работа в школе. Необходимым материалом для профориентационной работы являются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию. Осмысленный выбор профессии способствует более эффективному ее освоению, формированию профессионального самосознания, успешному карьерному росту. Намерения значительной части выпускников школ в плане получения профессии зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определённой профессии и интересам самих выпускников. Поскольку опыт в выборе профессии отсутствует, наибольшее значение приобретает общественное мнение о престижности профессии, однако если раньше престиж профессии определялся различными ценностями, то сегодня основополагающим критерием является заработок. Принятие решения зачастую продиктовано приоритетом статусных ценностей, слабым знанием своих способностей и возможностей.
Мотивация выбора профессии и дальнейшее профессиональное становление личности тесным образом связаны с профессиональным самосознанием. Профессиональное самосознание рассматривается как компонент целостного самосознания личности, как субъективная основа выбора профессии, объективная оценка личностью своих возможностей, способностей и их соответствия требованиям профессии. Оно формируется в процессе приобретения знаний о профессиях, а главное - включает весь арсенал знаний человека о себе.
Для создания внутренней коммуникационной среды, способствующей развитию творческого потенциала, энтузиазма сотрудников библиотек, необходимо использовать достижения кадрового менеджмента, социального управления. Ведь если в других отраслях мотиватором для сотрудников часто выступают материальные стимулы, то библиотечную профессию можно отнести сюда лишь условно. Мотивы работы в библиотеке зависят от конкретно-исторического периода и среди них преобладают интеллектуальная мотивация (научные, творческие интересы), идейная мотивация (приверженность идеям и совершенствования общества), традиционная мотивация (семейные традиции), профессиональная мотивация (интерес к библиотечной деятельности), этическая, альтруистическая мотивация (чувство долга, моральные обязанности перед членами общества. Не отрицая значения материальных стимулов, следует признать, что и сегодня в библиотеках преобладают нематериальные мотивы: признание, творческое развитие, самореализация и т.п. .
Профессиональная жизнь библиографа, естественно, начинается с выбора профессии. Предпосылки к нему зарождаются в детстве - с воспитанной или необъяснимо зарожденной любовью к книжному миру . Мотивы выбора библиотечной профессии сегодня чрезвычайно разнообразны. Однако в них можно выделить две диаметрально противоположные стороны: прямые, осознанные мотивы и косвенные, не вполне осознанные. Последние питаются поверхностными, а иногда и принципиально ошибочными представлениями о будущей работе. Например, абитуриенты библиотечных факультетов часто объясняют выбор профессии любовью к книге, тогда как книга является не столько объектом, сколько средством профессиональной деятельности библиотечного специалиста. Иногда выбор делается методом исключения (другие профессии "еще хуже", в других вузах учиться труднее, дольше, дороже). Бывает, что решение принимается в силу привходящих обстоятельств (за компанию, вуз близко к дому, семейная традиция и т.д.). Это мотив давления.
Связь с избранной профессией тем надежнее, а труд тем продуктивнее, чем мотивация ближе к прямой. В противном случае позиция человека неустойчива: он разочаровывается в профессии и легко ее оставляет или, что хуже, становится маргиналом - занимается библиотечным делом, испытывая к нему неприязнь . Например, известный современный философ Г.С. Померанц, проработав до пенсии библиографом в ФБОН - ИНИОН, написал: "Библиография - профессия неудачника". В таких случаях говорить о "выборе профессии" не приходится .
Но вполне реальной является и ситуация, когда формирование прямых мотивов происходит в процессе труда . Нередко случается, что люди, избравшие профессию, род деятельности историка, педагога, ученого и т.д., истинное призвание находят в библиографии. Так, известный киевский библиограф, Николай Александрович Назаревский , составитель уникальных картотек литературы по художественному переводу, геронтологии и гериатрии, многих опубликованных библиографических пособий, в детстве увлекался астрономией, учился на биологическом факультете университета, но подлинное призвание нашел в библиографии. В заключение своей статьи "Дело всей жизни" он писал: "Я люблю свою профессию, свое дело… Библиография - моя жизнь!" . При этом увлечения биологией, астрономией, географией, чаще - литературой, историей - не препятствуют успешному библиографическому труду. Наоборот - они помогают видеть отраженную в библиографических записях реальность духовной и материальной жизни .
Особенности библиографии как профессии в том, что в ней пока не существует четко выраженного профессионального научного сообщества, оно для библиографов гораздо более размыто, нежели для физиков, биологов или химиков. Профессионально библиографическое сообщество ничем не отличается от любого другого и включает в себя такие характеристики:
· профессиональную ответственность не только за хранение, передачу и использование имеющейся совокупности специальных знаний, но и за ее расширение, как в эмпирическом, так и теоретическом направлениях. Обладание такими знаниями отличает профессионалов от непрофессионалов;
· автономность профессии в привлечении новых членов, их подготовке и контроле профессионального поведения;
· установление между профессией и общественным окружением таких отношений, которые обеспечивали бы ей поддержку и охрану от непрофессионального вмешательства;
· наличие внутри профессии системы вознаграждений, которые служили бы достаточным стимулом для профессионалов.
Традиционные определения категорий и групп библиотечного персонала больше не соответствуют действительности, потому что автоматизация и соответственно трансформация большинства библиотечных технологических операций привела к тому, что деятельность сотрудников изменилась. Внедрение информационных технологий в процессы обслуживания пользователей поставило профессиональное библиотечное сообщество перед необходимостью переосмысления роли и места библиографа в современной электронной среде. Основное положение, состоит в том, что рост домашнего использования сети Интернет, развитие полнотекстовых ресурсов и свободное предоставление их в сети, а также расширяющийся самостоятельный доступ к ним пользователей, могут в конечном итоге привести к исчезновению спроса на те услуги, которые традиционно предоставляли справочные службы библиотек. Но в отличие от ИПС, библиограф может преодолеть неопределенность, "размытость" запроса, задействовав свой профессиональный опыт. Так как пользователи испытывают трудности при формулировке информационных запросов и выстраивании поисковой стратегии. Это ведет либо к избыточности получаемой информации, либо к минимальным результатам поиска.
Надо признать, что, несмотря на приверженность библиотечных профессионалов к библиотечной работе и предпочтение ее остальным видам деятельности, в общественном сознании библиография занимает весьма скромное место. За ней прочно закрепился статус вспомогательной, обслуживающей дисциплины, а внедрение новых технологий формирует убеждение, что сегодня уже не может и не должно быть такой профессии. За последние два десятилетия в нашей стране библиотечная профессия изменила свой социальный статус. Она стала восприниматься обществом как профессия для неудачников, которые не могут реализовать себя в другой, более престижной сфере. Социальный престиж, значимость, привлекательность библиотечной профессии в обществе находится на низком уровне. Библиотекарей и библиографов обвиняют в консерватизме, инертности, косности, неспособности понять технологические изменения, вызванные автоматизацией. Предложения по качественному улучшению ситуации, идущие со стороны библиотекарей и библиографов, сегодня по-прежнему остаются без должного внимания, а их труды -- предметом занимательного чтения для специалистов других наук.