Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Руководители библиотек стараются максимально сохранить опытные и квалифицированные кадры, заботясь при этом о притоке молодых специалистов. По классическим пропорциям менеджмента персонала, любая организация, в том числе библиотека, жизнеспособна, если в ней поддерживается равновесие возрастных категорий сотрудников: 30-35% - до 30 лет; 30-35% - в возрасте 31-35 лет; 30-35% -старше 45 лет. Однако реальная кадровая ситуация в библиотечно-информационной сфере существенно отличается от идеальной. Средний возраст сотрудников библиотеки часто варьируется в диапазоне от 45 до 55 лет, доля же молодых коллег не превышает 17-20 %.
Цель профессиональной деятельности библиографа - подготовка информации о документах и их содержании для реальных и потенциальных потребителей. Осуществляя библиографический поиск в соответствии с конкретной задачей, библиограф стремится к выявлению релевантной информации независимо от собственных политических, философских, эстетических, научных и иных взглядов. Эффективность труда библиографа зависит от знания их потребностей в библиографической информации, от уровня информационной культуры и психологического состояния потребителей, а также от соблюдения профессиональной этики в процессе делового общения. Профессиональная деятельность библиографа оценивается путем экспертизы подготовленной им продукции потребителям и коллегам.
Современному библиографу необходимы мобильность системного и ассоциативного мышления, широкий кругозор, хорошая память на документы, имена авторов и деятелей, явления и факты истории и современности, привычка видеть мир отраженным в документах. Знания библиографа должны быть основательными, широкими, постоянно обновляться. Причем библиографу нужны не только базовые профессиональные знания, но и знания многих областей, поскольку он профессионально связан с другими сферами деятельности через постоянно изменяющийся документальный поток. Для этого требуется высшее и послевузовское (непрерывное) образование, постоянное профессиональное общение. Профессия библиографа - одна из тех, в которой невозможно достичь профессионализма без активной самостоятельной работы над собой, без постоянного расширения профессионального кругозора и повышения уровня информированности. Библиографы ощущают потребность в постоянном информировании. При самоинформировании специалисты пользуются как исходной (непосредственно первичные документы) информацией, так и переработанной (вторичные документы: аннотации, рефераты, рецензии, обзоры) информацией.
Самообразование - деятельность сугубо личная, добровольная, но для многих профессий, а для библиографов (специалистов профессионально осуществляющих информационную деятельность) в особенности, это необходимость. Одним из источников постоянного пополнения теоретических знаний и ознакомления с опытом своих коллег для библиографов является профессиональная печать, в частности периодические издания. При этом библиографу важно следить не только за публикациями по специальности, но и за изданиями по многим смежным отраслям (культурологии, психологии, социологии, науковедению, информатике). Для ориентации в соответствующих отраслях (при отраслевой специализации библиографов) привлекается научно-популярная, учебная и справочная литература).
Профессиональные требования к библиотечным специалистам определяются, в первую очередь, целями и характером их реальной деятельности. Вместе с тем они должны учитывать тенденции развития профессии в целом, ее отдельных специальностей, опираться на перспективные разработки научных основ сходных видов труда.
Будущее библиотечной профессии формируется под влиянием:
- постоянного усложнения ежедневного труда библиотекарей в его информационных, социальных, культурных, образовательных сегментах профессионального пространства;
- информатизации библиотеки на основе развивающейся системы, определяющей радикально новое содержание и формы организации знаний и информации.
С укреплением профессионального положения в сфере информатизации, библиографы реально расширяют объем компетенции в социально-педагогической сфере, развивающейся в результате гуманизации общества. Термин "компетентный" имеет латинские корни и образован от латинского "competer", что в переводе означает "быть способным". Компетентный человек - это, прежде всего, человек знающий, хорошо обученный, обладающий основательным багажом информации в какой-либо области. Компетентность рассматривается и как готовность к эффективной, чаще всего профессиональной, деятельности. В частности, компетентность "связана с потенциальной готовностью решать проблемы, исходя из имеющихся знаний и опыта".
В педагогической науке "профессиональная компетентность" рассматривается: как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств; единство теоретической и практической готовности к труду и т.п.. Психологи трактуют понятие компетентности как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. По мнению видного исследователя Э.Ф. Зеера, профессиональная компетенция - это интегральное единство профессиональной компетентности, субъективного опыта и профессионально-важных качеств работника. Среди профессиональных компетенций он выделяет следующие:
* специальную компетенцию, которая включает в себя подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных производственных заданий, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;
* социальную компетенцию, которая представляет собой способность к групповой деятельности, к сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию на себя ответственности за результаты своего труда, окружающую среду и другие истинные ценности;
* индивидуальную компетенцию, включающую готовность к постоянному повышению квалификации, способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности в профессиональном труде.
Профессиональную компетентность библиографа С.Ю. Семенюк определяет как уровень осведомленности, авторитетности библиографа, позволяющий ему продуктивно решать производственно-практические задачи, возникающие в процессе работы. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, библиотечно-библиографическая подготовка, в некоторой степени, педагогическая техника, умения и навыки по профессии в целом и др..
Г.Б. Паршукова говорит о модели профессиональной компетентности библиотечного специалиста, которая представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также особенностей мотивации, которые связываются с высокопрофессиональной информационно-библиотечной деятельностью. Это ряд свойств, которые могут быть установлены в результате практических исследований профессиональных качеств специалистов библиотек
.
Профессиональные компетенции специалистов по работе с информационными ресурсами, работающих в библиотечных системах, по мнению Котенко, Т.В., представляются следующим образом:
* проведение системного анализа прикладной области, формулирование требований к автоматизации и информатизации решения прикладных задач и их реализации с помощью специфических для библиографоведения информационно-коммуникационных технологий;
* управление информационными ресурсами и знаниями для информатизации библиотек;
* проектная, организационно-управленческая, производственно-технологическая и аналитическая работа на различных стадиях эксплуатации АБИС;
* проведение инсталляции АБИС, техническое сопровождение, адаптация и настройка параметров информационной системы;
* осуществление технической обработки информационного содержания, участие в разработке информационного содержания системы (работа с офисной техникой, работа со специализированным оборудованием и программным обеспечением);
* создание и информационное наполнение Интернет-сайтов библиотек
.
Компетентностный подход к подготовке специалистов в высшей школе предполагает формирование профессиональных компетенций, означающих способность и готовность специалиста выполнять те или иные функции. Готовность означает не только интеллектуальную, практическую составляющую, но и психофизическую связанную с развитием определенных качеств уже на стадии обучения. Психофизические качества играют решающую роль в осуществлении эффективного взаимодействия библиотечного специалиста и пользователя информации .
Профессиональные компетентность является показателем профессиональной зрелости современного человека как субъекта труда.
Библиотечная профессия в целом как динамическое единство составляющих ее направлений имеет общую социально-гуманитарную основу. Сохраняя древнейшую функцию, обозначенную в литературе как мемориальная, современная библиотека сочетает ее с информационной, обеспечивающей целенаправленное использование книжных богатств.
Сущность библиотечно-информационной деятельности двуедина: сбор, обработка, хранение документов и их предоставление разными способами. Такую деятельность можно назвать мемориально-информационной, имея в виду, что подобно памяти библиотека собирает, перерабатывает, хранит информацию и распространяет ее, предоставляя эти объекты. Библиотечно-информационный специалист изоморфно (т.е. неизменяемо) отражает функции библиотеки. Ценностные аспекты библиотечного труда становятся определяющими. Функции библиотеки усложняются, требуя от работников более интеллектуального труда. Частью комплексной проблемы деятельности библиотек являются вопросы научного обоснования того, насколько соответствуют библиотечные специалисты уровню и характеру выполняемых ими работ. Решение их требует изучения психологических особенностей труда, поскольку подбор и расстановка кадров предполагают не только учет квалифицированного уровня специалиста, но и знание его индивидуальных, психофизических особенностей, иногда выступающих в качестве определяющих критериев.
Профессионально важными качествами для специалистов библиотечно-информационной сферы являются общая выносливость, физическая сила, быстрота реакции. Значимость эрудиции в библиотечной профессии подчеркнута многими выдающимися людьми: библиотековедом, библиографом А. Рубакиным; теоретиками и практиками библиотечного дела Л.Б. Хавкиной и т.д.
Постоянную включенность в процесс принятия решений в ходе обслуживания читателя, предвидение, проницательность в удовлетворении читательских потребностей, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и т.д. Все перечисленные элементы профессионализма - комплекс знаний, навыков, умений, психологические качества, профессиональные позиции - должны проявляться в самой высшей степени. "Планкой", определяющей степень этой высоты, выступают способы, средства и нормы, на которые ориентируется библиотечный специалист в обслуживании читателей. Знания, умения и навыки, которыми должны обладать библиотекари-библиографы с высшим образованием, отражены в государственном стандарте на специальность 0527000 "Библиотековедение и библиографоведение". Если их конкретизировать, исходя из специфики библиографического труда, то к числу обязательных следует отнести следующие. Компетентность специалиста формируется непосредственно на практике и совершенствуется посредством реальной деятельности. Термин "профессиональная компетентность" в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма библиотечно-информационного специалиста. Тем не менее, термин имеет ряд существенных достоинств. Он выражает значение традиционной триады "знания, умения, навыки" и служит связующим звеном между ее компонентами.
Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией, способность к актуальному выполнению деятельности и включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты. То есть компонентный специалист не только знает существо проблемы, но и умеет решить ее практически, обладает методом (знание плюс умение) решения, наиболее подходящим к данным условиям. Таким образом, библиотечная профессия в силу своей полуфункциональности предъявляет целый комплекс требований к специалисту, которые в процессе обучения реализуются как компетенции.
Сложным видом деятельности является работа библиографа. Это объясняется содержанием труда: отбор, поиск, анализ изданий, их характеристика, структурирование. Умственное напряжение связано с оперативными задачами и специфическими условиями работы библиографа справочной службы, который в подавляющем большинстве случаев выполняет устные запросы пользователей в реальном масштабе времени, переключается с темы на тему, с запроса на запрос. Вместе с тем, другие виды библиографического труда утомляют однообразием, повторяемостью (раскладка карточек, их вливание в каталоги и картотеки, просмотр текущих библиографических изданий и т.п.). Постоянный просмотр библиографических и справочных изданий, а также внедрение компьютерных технологий увеличили число специалистов в библиотеке получающих большие нагрузки на зрение. Библиографам, занятым процессами библиографирования, составлением текущих библиографических пособий, характерны спокойствие, усидчивость, основательность. Основой библиографического общения в библиотеке является справочно-библиографическое обслуживание пользователей. Специалистам, занимающимся этим видом профессиональной деятельности, в большей степени требуется физическая выносливость, быстрота реакций. Исследование, проводимое на базе ЦСМБ г. Омска в 2011 году, показало, что для организации справочно-библиографического обслуживания на высоком уровне (по мнению библиографов), должна присутствовать высокая информационная культура библиографа (55% респондентов поставили этот фактор на 1 место); на втором месте, (40% библиографов) - наличие электронных информационных ресурсов (Интернет, БД) и на третьем месте, (по мнению 36% опрошенных), - регулярно обновляемый фонд печатных изданий. Таким образом, во главе библиографической деятельности поставлен сам библиограф.