Файл: И. Т. Касавиндоктор филос наук, чл корр. Ран б. Г. Юдин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16
прогресс в культурной и социальной эволюции (например, возник- новение сельскохозяйственного производства, появление городов и т.д.) ставит людей перед необходимостью адаптации к новой со- циокультурной среде. В силу этого культурная эволюция оказывает исключительно сильное селективное давление на биологическую
(когнитивную) эволюцию человеческих популяций, а следовательно, и на эволюцию человеческих когнитивных способностей.
10. Научное познание является высшей ступенью информацион- ного контроля окружающей среды и внутренних состояний людей, оно широко использует идеальные концептуальные системы — гипотезы, научные теории, экспериментальные законы, разного рода модели
(теоретические) и т.д., — обладающие огромной информационной емкостью, специализированный язык науки и особые методы исследо- вания, такие как научное наблюдение и эксперимент. Исключительно важную роль в научном познании постепенно приобрели матема- тические и логические формализмы, т.е. идеальные, конструктивно оптимизированные структуры знаково-символического мышления, позволяющие выявить и развернуть потенциально содержащуюся в научных гипотезах концептуальную информацию. Благодаря использо- ванию идеальных концептуальных структур и логико-математических формализмов, обеспечивающих вычисление экспериментально наблю- даемых величин, а в математизированных дисциплинах — и
порождение
новых научных понятий и концептуальных систем, наука выходит далеко за пределы повседневного опыта и обыденных знаний.
11. Человеческое познание является трехчленным, а не двучлен- ным, как многие считают, отношением. Познание есть отношение между субъектом, объектом и тем, что познается в качестве объекта — предметом. Предмет человеческого познания — это идеальная модель познаваемого объекта.
12. Какого-либо абсолютного (или беспредпосылочного) позна- ния не существует. В силу продолжающейся мировой космической и биологической эволюции, а также биологической, когнитивной и культурной эволюции человеческих популяций, нет и не может быть также никакого абсолютного знания, никакой
абсолютной истины даже в виде абстрактно постулируемого гипотетического предела.
Эволюция науки и научного познания не требует апелляции к поня- тию абсолютной истины, культурный смысл которого первоначально сводился к идее божественного всезнания. Научное познание — это сугубо человеческая форма информационного контроля окружаю- щей среды и когнитивных состояний человека. Оно отвечает внут-


17
ренней потребности людей в мировоззрении и обеспечивает увели- чение нашей приспособленности благодаря реализации достижений науки в технике, технологии, производстве, организации общества и т.д. Любое знание, любое познание, любой познавательный процесс, поскольку в нем принимают участие высшие когнитивные способ- ности, наше мышление, сознание и язык, всегда идеальны и гипоте- тичны, хотя концепции, системы знания, научные теории, гипотезы и т.д. могут отличаться от своих предшественниц и соперничающих концептуальных систем по информативности, по степени своей теоретической и эмпирической обоснованности, экспериментальной проверяемости и т.п. Это относится не только к научному познанию, но и к познанию обыденному.
13. Не каждая идея (или мысль), возникшая у отдельного человека, не всякая, оказавшаяся доступной, ему адаптивно ценная когнитивная информация может рассматриваться в качестве знания, которое по своей природе социально. Для этого смысл идеи, содержание когни- тивной информации необходимо представить в такой форме, которая позволяла бы передать их другим людям. Хотя приобретение новой когнитивной информации жестко не связано с языком (мы можем успешно мыслить, используя другие, не символьные форматы — на- пример, перцептивные образы и представления), для превращения в социальное знание ее смысл все же должен быть
интерсубъективно
проверяемым. А это предполагает его репрезентацию с помощью язы- ковых средств. Правда, язык не обязательно должен быть естественным словесным (например, язык математики, язык чертежей и т.д.). Тем не менее наш естественный словесный язык играет выдающуюся роль в познании, причем не только как средство репрезентации мысли, логико-вербального мышления и т.д., но и как инструмент превраще- ния когнитивной информации в информацию культурную и передачи ее другим людям.
14. Предположение о том, что мир делится на познаваемую действительность и обладающего сознанием познающего субъекта весьма условно и является лишь полезным эвристическим средством, инструментом эпистемологического анализа. Субъект, его восприятия, мышление, сознание, его органы чувств, центральная нервная система и мозг со всеми его когнитивными состояниями являются результа- том биологической, когнитивной и культурной эволюции, он был и остается частью природной действительности.
Информационный контроль окружающего мира и внутренних состояний субъекта обеспечивается когнитивной системой человека и является ее важнейшей функцией. Этот контроль исключительно

эффективен. Он является результатом огромной вычислительной работы нашего мозга, управляемой параллельно запускаемыми ког- нитивными программами и метапрограммами, их сложноорганизо- ванными комплексами, которые в силу своей тесной интеграции и относительной автономии обретают статус когнитивных способностей.
Интеграция и координация совместной работы когнитивных способ- ностей требует развития центрального контроля, который осущест- вляется благодаря наличию у нас самовосприятия и самосознания.
Эволюционируют ли когнитивные программы и можно ли говорить об эволюции когнитивных способностей людей или нашим успехам в познании мы обязаны только своим собственным усилиям и нако- пленным знаниям? Как эволюционируют когнитивные способности, почему они функционируют в тесной кооперации между собой? Как работают наши органы чувств и наше восприятие? Какие адаптивные преимущества предоставляют человеческое восприятие, мышление и сознание, в каком направлении протекала их эволюция, обеспечившая огромный культурный и социальный прогресс отдельных популяций
Homo sapiens sapiens за последние 10 тыс. лет? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые мы в дальнейшем предполагаем рассмо- треть.

19
ГЛАВА II
ЭВОЛЮЦИЯ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Когнитивная информация не содержится в окружающей среде как некая данность. Ее нельзя отразить, отобразить, как в зерка- ле, сфотографировать и т.п. с помощью органов чувств, а затем преобразовать и обогатить, используя для этого какие-то высшие когнитивные способности (например, «рациональное» мышление).
В окружающей среде есть лишь инварианты, инвариантные струк- туры, их изменения, сигналы, какие-то корреляции, регулярности, повторяемость сигналов и т.п. Когнитивная информация должна быть создана, порождена когнитивной системой живых существ на основе сигналов, извлекаемых из окружающей среды и их вну- тренних структур.
Информация (от лат.
informatio — осведомление) есть выбор одного (или нескольких) сигналов, параметров, вариантов, альтернатив и т.п. из многих возможных, и этот выбор должен быть запомнен
2
. В теории информации разработаны универсальные математические (статистические) методы из- мерения информации, которые совершенно не зависят от способов пере- дачи, типов материальных носителей и формы сигналов в каналах связи, а также от конкретного содержания передаваемых сообщений. С теоретико- информационной точки зрения
информация — это некое идеальное сообщение,
уменьшающее или полностью исключающее неопределенность в выборе одной
из нескольких возможных альтернатив. Количеством информации обычно называют величину I=log
2
(N/n), где N — полное число возможных вариан- тов, n — число выбранных вариантов. Это количество отлично от нуля, если известно, что из N априорных вариантов выбран один из n вариантов. Коли- чество информации максимально, если n = 1, т.е. известно, что реализовался
(выбран) один определенный вариант. Информация равна нулю (I = 0), если


20
N = n , т.е. выбор не сделан. Основание логарифма в данном случае (двоичная система) выбирается для удобства — единицей информации в этой системе является один
бит, он соответствует выбору одного варианта из двух возмож- ных — log
2 2/1. Команды компьютеров, как правило, работают не с отдельными битами, а с восемью последовательными битами сразу, составляющими
байт, который позволяет закодировать значение одного символа из 256 возможных
(2 8
).
Итак, информация означает выбор, а если нет выбора, то нет и инфор- мации. Порождение информации требует наличия соответствующих
условных
алгоритмов — т.е. правил, устанавливающих условные связи между инвариант- ными сигналами, параметрами, инвариантными структурами, корреляциями и т.д. А это предполагает активность информационной системы, она должна управляться встроенными программами (генетическими, когнитивными, в том числе приобретенными в результате научения, или созданными человеком, если речь идет об искусственных интеллектуальных устройствах), обладать внутренней интенциональностью. Конечно, создание информации, ее пере- работка, хранение, передача и т.п. невозможны без энергетических затрат.
В свое время родоначальник кибернетики Н.Винер подчеркивал, что «информация есть информация, а не материя и не энергия»
3
Действительно, информация может существовать только в виде за- кодированных сообщений (например, на языке генетического года или на языке электрических (нервных) импульсов и т.д.), которые, однако, обязательно должны быть зафиксированы на материальных носителях. В образовании и управлении процессами неживой при- роды информация не участвует, так как «вычисление», «синтаксис» не являются свойствами (наподобие массы, тяжести и т.д.), внутренне присущими
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

неживой материи. Это, однако, не означает, что такими свойствами не могут обладать искусственно созданные людьми вы- сокотехнологичные неживые материальные устройства. Разработка и производство устройств с наперед заданными физическими и логиче- скими свойствами составляет основу конструирования современной вычислительной техники.
Положение, однако, коренным образом меняется, если мы име- ем дело с
живой материей, живыми организмами. Биологические системы являются открытыми и далекими от термодинамического равновесия. Живые организмы несут в себе информацию, которая управляет образованием и ростом самих организмов, происходящими в них процессами, их когнитивными способностями и поведением.
Невозможно представить себе «жизнь без ДНК» — живая материя не может существовать без генетической информации, без своего рода

21
«синтаксиса», который является ее внутренним биологическим свой- ством. «Словарь» генетического кода записан на языке информаци- онной РНК. Генетический код универсален — все живые существа от простейших бактерий до человека содержат один и тот же набор
РНК-кодонов, которые кодируют одни и те же 20 аминокислот
4
Биологическая информация, способность живой материи к вы- бору альтернатив, видимо, возникает в ходе мирового эволюционного процесса одновременно с появлением самых простейших организмов.
Генетические механизмы распознавания и передачи биологической информации, механизмы транскрипции и трансляции, ответственные за «сборку» белков, также являются результатом химической эволюции, которая по времени непосредственно предшествовала началу эволю- ции биологической. Жизнь означает размножение, она предполагает передачу потомству наследственных признаков, т.е. генетической информации. С этой точки зрения биологическую эволюцию вполне правомерно рассматривать как эволюцию генетической информации, закодированной в ДНК. Изменения в генетической информации возникают на уровне отдельных организмов. Соответственно, успех биологической эволюции находит свое выражение в увеличении чис- ла имеющихся в природе копий определенного набора генетической информации, а ее неудача означает исчезновение всех копий данного набора. В этом — суть естественного отбора, который воздействует на генетическую информацию, закодированную в ДНК.
В ходе биологической эволюции происходила дифференциация различных типов клеток и возникали все более сложные многоклеточ- ные организмы. Постепенно это привело к формированию нервных тканей и появлению другого типа биологической информации —
информации когнитивной, т.е. информации, которая создается (на основе сигналов, извлекаемых из окружающей среды и внутренних структур организмов) и перерабатывается
когнитивной системой живых существ. По словам К.Лоренца, выдающегося австрийского этолога, «жизнь обрела существование с «изобретением» структуры, способной собирать и сохранять информацию, одновременно извле- кая из окружающего мира и накапливая энергию, для поддержания светоча познания. Внезапное творение такого когнитивного аппарата образовало первый великий водораздел в бытии»
5
. Возникновение нервных тканей и базирующихся на работе нейронов когнитивных систем давало несомненные адаптивные преимущества и скорее все- го явилось результатом действия механизмов естественного отбора.
Существование любых (даже самых простейших) организмов обяза-