Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Начало урока:
Педагог: здравствуйте, дети. Сегодня мы будем изучать таблицу умножения на примере цифр от 1 до 5. Я показываю на доске таблицу умножения.
Ребенок с нарушением слуха (опустив глаза): Странная сетка.
Педагог: (подходит к ребенку и тихо говорит) Это таблица умножения. Я буду объяснять и показывать, как ее использовать. Ты сможешь следить на доске и, если что-то не понятно, то можешь заниматься со мной индивидуально.
Работа над материалом:
Педагог: ладно, давайте начнем. Возьмите листы с заданиями и ручки. Первое задание - умножение числа 2 на числа от 1 до 5. Наблюдайте за мной, я покажу, как использовать таблицу умножения.
Ребенок с нарушением слуха (наблюдает за педагогом и пытается повторить действия).
Педагог: понимаете, как это работает или есть вопросы?
Ребенок с нарушением слуха: (кивает) Да, я понимаю.
Заключение урока:
Педагог: отлично, дети. Теперь вы знаете таблицу умножения на примере чисел от 1 до 5. Домашнее задание на первые 3 строчки таблицы умножения.
Ребенок с нарушением слуха (подходит к педагогу): спасибо за помощь.
Педагог: (улыбаясь) Рада была помочь. Любые затруднения - обращайтесь ко мне в любое время.
В данном фрагменте педагог работает с ребенком с нарушением слуха наравне со всеми учениками, предоставляя необходимую информацию и материалы, а также индивидуальную помощь в случае затруднений. Помимо использования зрительных пособий и орфотипографического словаря, взаимодействие с ребенком на этом уроке осуществляется путем персонального общения и поддержки. Педагог уделяет внимание ребенку, чтобы ребенок не чувствовал себя отстраненным от общения и материала на уроке.
2. Группу/класс посещает ребенок с нарушением зрения (слабовидящий) (пол, возраст - по выбору студента)
• Составьте характеристику-портрет ребенка с нарушением зрения
• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия
• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением зрения
• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)
• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.
• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать педагог в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
• Разработайте конспект фрагмента взаимодействия с ребенком/режимного момента (в котором принимает участие данный ребенок). Смоделируйте ситуацию (продемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)).
2.1. Характеристика-портрет ребенка с нарушением зрения:
Ребенок с нарушением зрения может иметь разные уровни и формы зрительного нарушения, начиная от частичной потери зрения до полной слепоты. Он/она могут испытывать трудности в чтении, письме, ориентации пространстве и взаимодействии со сверстниками в игровых ситуациях. Ребенок с нарушением зрения находится в особенно уязвимом положении, так как ему/ей труднее воспринимать мир вокруг и получать информацию из окружающей действительности.
Такой ребенок может быть очень умным и способным, и он/она обычно обладает хорошей памятью. Он/она могут выделяться силой воли и упорством в достижении поставленных целей. Ребенок с нарушением зрения является очень восприимчивым к общению, так как ему/ей необходимо рассказывать о мире, который он/она не видит. Такой ребенок обычно обладает большим эмпатическим потенциалом и пониманием того, что означает чувствовать себя отличающимся от других и испытывать сложности в повседневных задачах.
Ребенок с нарушением зрения может чувствовать себя изолированным от окружающего мира, поэтому ему/ей нужна поддержка и терпение в преодолении затруднений. Такой ребенок может обладать исключительными творческими способностями, включая музыкальный или художественный талант, которые могут помочь ему/ей преодолеть трудности и преуспеть в жизни.
2.2. Особые образовательные потребности и специальные условия ребенка с нарушением зрения, посещающего школу, могут быть различными и зависят от степени и характера нарушения зрения или слепоты. Ниже перечислены основные потребности и условия, которые нуждаются в учете:
Постоянное наличие помощника учителя - специалиста для предмета или общего помощника в учебном классе.
Использование специального оборудования и технических средств для чтения и написания, таких как увеличительные стекла, брайлевская письменность
, компьютерные программы для слабовидящих или незрячих детей.
Разработка индивидуальной образовательной программы, которая учитывает возможности ученика и соответствует его исходному уровню образования.
Применение модифицированных учебных материалов и методов обучения, например, более крупного шрифта, увеличения размера образцов, подкрашивания ключевых слов и т.д.
Организация дополнительной поддержки и консультаций со специальными учителями по зрению, который смогут помочь в обучении, используя научно обоснованный подход к зрению ребенка.
Участие в специальных программ эрготерапии и реабилитации, ориентированных на развитие навыков, необходимых для повседневной жизни, таких как ориентирование в пространстве или самообслуживание.
Организация условий для участия во внеурочной деятельности и спортивных мероприятиях, которые могут помочь в развитии социальных навыков, укреплении здоровья и самооценки.
Эти условия и потребности будут зависеть от индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка с нарушением зрения, поэтому необходимо внимательное и комплексное рассмотрение каждого случая в индивидуальном порядке.
2.3. Картотека статей:
1.Куприянова, Л.Е. Логопедия для детей с нарушениями зрения // Дефектология. – 2017. – № 2. – С. 68-73.
2.Шевченко, А.В. Формирование творческой личности ребенка с нарушением зрения // Дефектология. – 2016. – № 4. – С. 77-82.
3.Печенкина И.В., Шулятикова Н.А., Захватаева О.Ю. Оценка уровня развития способности к пространственному восприятию у школьников с нарушением зрения // Дефектология. - 2015. - № 5. - С. 13-20.
4.Кривушева, И.Ю. Психологическая диагностика при нарушениях зрения у детей младшего школьного возраста // Дефектология. – 2014. – № 1. – С. 19-24.
5.Агапова А.А. Диагностика усталости зрительного анализатора у детей с нарушением зрения // Дефектология. - 2013. - № 3. - С. 43-47.
6.Малышева, Г.А. Психологическая диагностика у детей с осложненным нарушением . зрения // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 22-27.
7.Галанкина, Л.В. Особенности экспрессивного выражения эмоционального состояния у детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2011. – № 1. – С. 20-24.
8.Волкова, Е.В. Правильный выбор психодиагностических методик при работе с детьми с нарушениями зрения // Дефектология. – 2010. – № 3. – С. 27-34.
9.Баринова, О.А. Исследование уровня личностных качеств детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2009. – № 2. – С. 26-30.
10.Савинова, О.В. Психологическая диагностика эмоциональной сферы детей с нарушением зрения // Дефектология. – 2008. – № 4. – С. 24-28.
2.4. Система психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения может включать в себя следующих специалистов:
Дефектолога - для разработки индивидуальной программы обучения и коррекции учебных затруднений ребенка с нарушением зрения.
Офтальмолога - для диагностики и лечения заболеваний глаз.
Психолога - для проведения психологической диагностики и коррекции эмоциональной сферы ребенка с нарушением зрения.
Сурдопедагога - для работы с невербальной коммуникацией и развития устной речи ребенка с нарушением зрения
Медицинскую сестру - для реализации мероприятий по уходу за здоровьем ребенка и организации лечебного питания.
Взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется в рамках командной работы, включающей в себя не только педагогов, но и медицинских работников и родителей.
Примеры взаимодействия участников образовательного процесса:
Совместная разработка индивидуальной программы обучения и коррекции учебных затруднений ребенка с нарушением зрения, включающая в себя дефектолога, психолога и сурдопедагога.
Организация занятий с участием дефектолога, педагога-инструктора по ремеслу и социального работника на мастерских по изготовлению нетрадиционных средств обучения, который позволяет ребенку с нарушением зрения получить навыки, необходимые для освоения учебных предметов.
Осуществление медицинского наблюдения через медицинскую сестру, которая следит за здоровьем ребенка, его рационом питания и полностью взаимодействует с педагогом, делая выводы о его состоянии на основе рекомендаций врачей.
2.5. Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с ребенком с нарушением зрения. Обоснуйте.
Направления коррекционно-развивающей работы с ребенком с нарушением зрения зависят от его индивидуальных потребностей и могут включать в себя следующие направления:
Компенсация потери зрения - включает в себя развитие и использование оставшихся органов чувств для получения информации о мире, а также использование технических средств (специальных приборов, пластинок Брайля) для доступа к информации.
Развитие речи и коммуникативных навыков - направлено на развитие устной и письменной речи, совершенствование навыков слушания и понимания речи, развитие навыков взаимодействия и общения со сверстниками.
Развитие когнитивных функций - включает в себя развитие внимания, памяти, мышления и решения проблем.
Развитие моторики и координации движений - направлено на развитие мелкой моторики руки, ориентирование в пространстве, умение перемещаться по окружающему пространству и выполнять различные двигательные задания.
Психологическая коррекция - направлено на развитие личностных качеств ребенка, раскрытие его потенциала, развитие уверенности в себе, позитивного отношения к жизни и преодоление эмоциональных проблем.
Все эти направления связаны друг с другом, и их реализация способствует успешной адаптации ребенка с нарушением зрения в обществе и достижению им самостоятельности в повседневной жизни.
2.6. Методы, приемы и средства, которые может использовать педагог в работе с ребенком с нарушением зрения:
Использование специализированных приборов для чтения и письма, таких как пластинки Брайля, конвертеры текста в речь.
Разработка специальных учебных и игровых материалов, которые будут адаптированы к особенностям восприятия ребенка с нарушением зрения.
Использование аудио- и видеоматериалов для обучения и развития ребенка.
Организация командной работы, где ребенок будет работать в паре с другим учеником.
Использование специальных учебных методик, таких как методика "Орфо-зрение" для развития навыков чтения с губной поддержкой.
2.7Для демонстрации работы с ребенком с нарушением зрения, мы можем рассмотреть фрагмент взаимодействия с ним во время литературного занятия.