Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 407
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, интересами и способностями. Вместо применения единого подхода ко всем учащимся, дифференцированное обучение предполагает использование различных стратегий, методов и материалов, чтобы учащиеся могли достичь своего потенциала и развиться в соответствии со своими индивидуальными потребностями. Это может включать групповую работу, индивидуальные задания, разноуровневые задания и дополнительную поддержку.
Интегрированное и дифференцированное обучение и воспитание не являются взаимоисключающими, их можно применять вместе в образовательной практике. Комбинирование этих подходов помогает создать гибкую и инклюзивную образовательную среду, где каждый ученик может достичь успеха и развить свой потенциал.
В отечественной педагогике существует несколько моделей интегрированного обучения, которые были разработаны и применяются в образовательных учреждениях. Некоторые из них включают:
Модель проектного обучения: Эта модель основана на организации обучения в форме проектов, которые объединяют различные предметные области. Учащиеся работают в группах над проектами, которые требуют интеграции знаний и умений из разных дисциплин. Проекты могут быть связаны с реальными проблемами или задачами, что стимулирует учащихся к активному и практическому обучению.
Модель тематического обучения: В этой модели учебный материал организуется вокруг центральной темы или проблемы, которая позволяет интегрировать различные аспекты знаний. Учебные единицы, задания и проекты строятся вокруг этой темы, чтобы показать связи и взаимодействие между разными предметами.
Модель проблемного обучения: В этой модели акцент делается на решении реальных проблем или задач, которые требуют интеграции знаний из разных предметов. Учащиеся активно участвуют в анализе проблемы, поиске решений и применении полученных знаний для разработки стратегий решения.
Задания.2.
1.Группу/класс посещает ребенок с нарушением слуха (слабослышащий) (пол, возраст - по выбору студента)
• Составьте характеристику-портрет ребенка с нарушением слуха
• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия
• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха
• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)
• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.
• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать педагог в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
• Разработайте конспект фрагмента взаимодействия с ребенком/режимного момента (в котором принимает участие данный ребенок). Смоделируйте данную ситуацию (п0родемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)).
Физические особенности:
Ребенок может иметь нормальное или частично утраченное слуховое восприятие.
Может использовать слуховые аппараты, костные протезы или другие устройства для улучшения слуха.
Внешне ребенок может не отличаться от сверстников без нарушения слуха.
Коммуникативные особенности:
Ребенок может испытывать затруднения в слуховой коммуникации, особенно в условиях шума или групповых обсуждений.
Может использовать знаковый язык, жестовую коммуникацию или другие альтернативные способы общения.
Некоторые дети могут иметь ограниченный или задержанный развитие речи, требующий специальной речевой терапии.
Образовательные особенности:
Ребенок может нуждаться в специальной педагогической поддержке и условиях, чтобы обеспечить равные образовательные возможности.
Возможно использование различных вспомогательных технологий и методов, таких как усилители звука, субтитры, знаковый язык или записи лекций.
Различные стратегии и адаптации могут быть использованы, чтобы содействовать усвоению знаний и развитию навыков.
Социально-эмоциональные особенности:
Ребенок может столкнуться социальными и эмоциональными трудностями, такими как чувство изоляции или недопонимания со стороны сверстников.
Важно создать поддерживающую и инклюзивную среду, где ребенок чувствует себя принятым и вовлеченным в общество.
Индивидуальная и групповая работа, развитие социальных навыков и самооценки могут быть важными аспектами поддержки.
Это общая характеристика ребенка с нарушением слуха, и каждый ребенок может иметь свои индивидуальные особенности и потребности.
1.2 Ребенок с нарушением слуха может иметь различные особые образовательные потребности и требовать специальных условий в школьной среде. Вот некоторые из них:
Индивидуальный подход к обучению: Ребенок с нарушением слуха может требовать индивидуального подхода к обучению, учитывающего его уровень слуховой потери, способности к оральной или жестовой коммуникации, а также личные предпочтения и потребности.
Акцент на коммуникации: для ребенка с нарушением слуха важно создать благоприятную обстановку для развития коммуникативных навыков. Это может включать использование альтернативных методов коммуникации, таких как жестовый язык или аудиальные протезы, а также использование специальных устройств и технологий для улучшения слышимости речи.
Учебные помощники и специалисты: Ребенку может потребоваться наличие специалиста по работе с детьми с нарушением слуха, который будет помогать ему в процессе обучения. Такой специалист может предоставлять дополнительную поддержку, помогать в использовании ассистивных технологий и присутствовать на уроках для обеспечения эффективного обучения.
Адаптированные учебные материалы: Для успешного обучения ребенка с нарушением слуха может потребоваться использование адаптированных учебных материалов. Это может включать тексты с увеличенным шрифтом, специальные визуальные или графические средства обучения, а также дополнительные аудиоматериалы.
1.3 Картотека статей журнала Дефектология.
Акимова Н.В. «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха». Журнал «Дефектология», №1, 2015 год.
Андреева О.Н. «Особенности психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха». Журнал «Дефектология», №2, 2016 год.
Белова Е.А. «Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха». Журнал «Дефектология», №4, 2017 год.
Голикова И.В. «Проблемы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха в современной школе». Журнал «Дефектология», №3, 2018 год.
Дятлова О.Н. «Эффективные методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха». Журнал «Дефектология», №2, 2019 год.
Зыкова Е.П. «Современные тенденции в психолого-педагогической диагностике детей с нарушением слуха». Журнал «Дефектология», №3, 2020 год.
1.4. Система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха может включать следующих специалистов:
Логопед - специалист, который занимается коррекцией нарушений речи и коммуникативной способности у детей с нарушением слуха.
Психолог - проводит психологическую диагностику, помогает ребенку адаптироваться в социуме и решать собственные психологические проблемы.
Учитель со служебным назначением - специалист, который имеет опыт работы с детьми с нарушениями слуха и владеет специальными методиками обучения и взаимодействия.
Отдел медико-социальной реабилитации - специально обученный медицинский персонал, который проводит реабилитационные мероприятия и дополнительную обучающую терапию.
Взаимодействие участников образовательного процесса реализуется на основе совместной работы. Например, логопед и учитель со служебным назначением могут работать над развитием речи и коммуникативный способности у детей с нарушениями слуха в рамках уроков. Психолог может работать со всей группой, чтобы оценить общее состояние и проанализировать трудности, с которыми сталкиваются дети в школе. Каждый специалист имеет свои роли и обязанности, но все они работают вместе для общей цели - помочь детям с нарушениями слуха адаптироваться и успешно учиться.
1.5. Возможные направления коррекционно-развивающей работы
Акустическая коррекция. Она направлена на улучшение слышимости звуков и речи. Для этого используются различные слуховые аппараты, например, костные и внутриканальные аппараты, усилители звука и прочее.
Речевая коррекция. Она помогает развитию речи и улучшению понимания речи окружающих. Включает в себя логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, лексический и грамматический тренинг.
Психологическая коррекция. Она помогает ребенку понять и принять свое состояние, развить уверенность в себе, умение общаться и слышать окружающих. Включает в себя психологические консультации или психотерапию.
Физическая коррекция. Она направлена на улучшение моторных навыков и координации движений. Включает в себя физические упражнения, массажные и фитнес-программы.
Образовательная коррекция. Она помогает ребенку развиваться интеллектуально и социально. Включает в себя обучение основам речи и языка, чтению и письму, развитие социальных навыков и т.д.
1.6. Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать педагог в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
Использование жестового языка (методика Макатон) - этот метод заключается в использовании жестов, которые соответствуют определенным словам или фразам. Таким образом, ребенок с нарушением слуха может лучше понимать смысл произносимых слов. Примером использования такого метода может быть педагог, преподающий английский язык, который использует жесты для объяснения значения новых слов.
Использование зрительных пособий - наглядный материал — это всегда лучший способ донесения информации до ребенка с нарушением слуха. Это может быть листок с картинками, таблица, диаграмма или модель. Например, педагог может использовать картинку не только для донесения новой информации, но также для проверки понимания учащегося.
Использование сигнализации - при использовании сигнализации педагог обычно использует световые или вибрационные сигналы для общения с ребенком. Например, сигнал в виде вибрации может сообщить, когда начинается новый урок или перерыв. Этот метод может помочь учащемуся понимать, что он должен делать в определенный момент времени, даже если он не услышал команду.
Работа с орфотипографическим словарём — Это система, включающая в себя базу знания о правильном написании слова и грамматической структуры предложения, является важной методикой для детей с нарушениями слуха. Ребенку, обладающему слухом, достаточно прочитать слово или предложение, чтобы его правильно написать, тогда как у ребенка с нарушенным слухом написание должно запомниться независимо от произношения.
Например, педагог может провести занятие с использованием орфотипографического словаря, где ребенок с нарушением слуха выучит правильное написание новых слов.
Использование алгоритмического подхода - использование логических цепочек, состоящих из отдельных действий, направленных на выполнение конкретной задачи. Для ребенка с нарушением слуха такой подход может быть полезен в случае усвоения математических и технических дисциплин. Педагог может использовать блок-схемы или карты-мыслей для того, чтобы разложить задачу на компоненты и объяснить, как правильно её решать.
Например, на уроке математики педагог может использовать блок-схемы для того, чтобы объяснить, как правильно решать задачи на умножение.
1.7. Фрагмент взаимодействия на уроке математики с ребенком с нарушением слуха:
Цель: изучить таблицу умножения на примере цифр 1-5.
Режимное мероприятие: Урок математики в 2Б классе.
Интегрированное и дифференцированное обучение и воспитание не являются взаимоисключающими, их можно применять вместе в образовательной практике. Комбинирование этих подходов помогает создать гибкую и инклюзивную образовательную среду, где каждый ученик может достичь успеха и развить свой потенциал.
В отечественной педагогике существует несколько моделей интегрированного обучения, которые были разработаны и применяются в образовательных учреждениях. Некоторые из них включают:
Модель проектного обучения: Эта модель основана на организации обучения в форме проектов, которые объединяют различные предметные области. Учащиеся работают в группах над проектами, которые требуют интеграции знаний и умений из разных дисциплин. Проекты могут быть связаны с реальными проблемами или задачами, что стимулирует учащихся к активному и практическому обучению.
Модель тематического обучения: В этой модели учебный материал организуется вокруг центральной темы или проблемы, которая позволяет интегрировать различные аспекты знаний. Учебные единицы, задания и проекты строятся вокруг этой темы, чтобы показать связи и взаимодействие между разными предметами.
Модель проблемного обучения: В этой модели акцент делается на решении реальных проблем или задач, которые требуют интеграции знаний из разных предметов. Учащиеся активно участвуют в анализе проблемы, поиске решений и применении полученных знаний для разработки стратегий решения.
Задания.2.
1.Группу/класс посещает ребенок с нарушением слуха (слабослышащий) (пол, возраст - по выбору студента)
• Составьте характеристику-портрет ребенка с нарушением слуха
• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия
• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха
• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)
• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.
• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать педагог в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
• Разработайте конспект фрагмента взаимодействия с ребенком/режимного момента (в котором принимает участие данный ребенок). Смоделируйте данную ситуацию (п0родемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)).
-
Характеристика-портрет ребенка с нарушением слуха может выглядеть следующим образом:
Физические особенности:
Ребенок может иметь нормальное или частично утраченное слуховое восприятие.
Может использовать слуховые аппараты, костные протезы или другие устройства для улучшения слуха.
Внешне ребенок может не отличаться от сверстников без нарушения слуха.
Коммуникативные особенности:
Ребенок может испытывать затруднения в слуховой коммуникации, особенно в условиях шума или групповых обсуждений.
Может использовать знаковый язык, жестовую коммуникацию или другие альтернативные способы общения.
Некоторые дети могут иметь ограниченный или задержанный развитие речи, требующий специальной речевой терапии.
Образовательные особенности:
Ребенок может нуждаться в специальной педагогической поддержке и условиях, чтобы обеспечить равные образовательные возможности.
Возможно использование различных вспомогательных технологий и методов, таких как усилители звука, субтитры, знаковый язык или записи лекций.
Различные стратегии и адаптации могут быть использованы, чтобы содействовать усвоению знаний и развитию навыков.
Социально-эмоциональные особенности:
Ребенок может столкнуться социальными и эмоциональными трудностями, такими как чувство изоляции или недопонимания со стороны сверстников.
Важно создать поддерживающую и инклюзивную среду, где ребенок чувствует себя принятым и вовлеченным в общество.
Индивидуальная и групповая работа, развитие социальных навыков и самооценки могут быть важными аспектами поддержки.
Это общая характеристика ребенка с нарушением слуха, и каждый ребенок может иметь свои индивидуальные особенности и потребности.
1.2 Ребенок с нарушением слуха может иметь различные особые образовательные потребности и требовать специальных условий в школьной среде. Вот некоторые из них:
Индивидуальный подход к обучению: Ребенок с нарушением слуха может требовать индивидуального подхода к обучению, учитывающего его уровень слуховой потери, способности к оральной или жестовой коммуникации, а также личные предпочтения и потребности.
Акцент на коммуникации: для ребенка с нарушением слуха важно создать благоприятную обстановку для развития коммуникативных навыков. Это может включать использование альтернативных методов коммуникации, таких как жестовый язык или аудиальные протезы, а также использование специальных устройств и технологий для улучшения слышимости речи.
Учебные помощники и специалисты: Ребенку может потребоваться наличие специалиста по работе с детьми с нарушением слуха, который будет помогать ему в процессе обучения. Такой специалист может предоставлять дополнительную поддержку, помогать в использовании ассистивных технологий и присутствовать на уроках для обеспечения эффективного обучения.
Адаптированные учебные материалы: Для успешного обучения ребенка с нарушением слуха может потребоваться использование адаптированных учебных материалов. Это может включать тексты с увеличенным шрифтом, специальные визуальные или графические средства обучения, а также дополнительные аудиоматериалы.
1.3 Картотека статей журнала Дефектология.
Акимова Н.В. «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха». Журнал «Дефектология», №1, 2015 год.
Андреева О.Н. «Особенности психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха». Журнал «Дефектология», №2, 2016 год.
Белова Е.А. «Методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха». Журнал «Дефектология», №4, 2017 год.
Голикова И.В. «Проблемы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха в современной школе». Журнал «Дефектология», №3, 2018 год.
Дятлова О.Н. «Эффективные методы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха». Журнал «Дефектология», №2, 2019 год.
Зыкова Е.П. «Современные тенденции в психолого-педагогической диагностике детей с нарушением слуха». Журнал «Дефектология», №3, 2020 год.
1.4. Система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха может включать следующих специалистов:
Логопед - специалист, который занимается коррекцией нарушений речи и коммуникативной способности у детей с нарушением слуха.
Психолог - проводит психологическую диагностику, помогает ребенку адаптироваться в социуме и решать собственные психологические проблемы.
Учитель со служебным назначением - специалист, который имеет опыт работы с детьми с нарушениями слуха и владеет специальными методиками обучения и взаимодействия.
Отдел медико-социальной реабилитации - специально обученный медицинский персонал, который проводит реабилитационные мероприятия и дополнительную обучающую терапию.
Взаимодействие участников образовательного процесса реализуется на основе совместной работы. Например, логопед и учитель со служебным назначением могут работать над развитием речи и коммуникативный способности у детей с нарушениями слуха в рамках уроков. Психолог может работать со всей группой, чтобы оценить общее состояние и проанализировать трудности, с которыми сталкиваются дети в школе. Каждый специалист имеет свои роли и обязанности, но все они работают вместе для общей цели - помочь детям с нарушениями слуха адаптироваться и успешно учиться.
1.5. Возможные направления коррекционно-развивающей работы
Акустическая коррекция. Она направлена на улучшение слышимости звуков и речи. Для этого используются различные слуховые аппараты, например, костные и внутриканальные аппараты, усилители звука и прочее.
Речевая коррекция. Она помогает развитию речи и улучшению понимания речи окружающих. Включает в себя логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, лексический и грамматический тренинг.
Психологическая коррекция. Она помогает ребенку понять и принять свое состояние, развить уверенность в себе, умение общаться и слышать окружающих. Включает в себя психологические консультации или психотерапию.
Физическая коррекция. Она направлена на улучшение моторных навыков и координации движений. Включает в себя физические упражнения, массажные и фитнес-программы.
Образовательная коррекция. Она помогает ребенку развиваться интеллектуально и социально. Включает в себя обучение основам речи и языка, чтению и письму, развитие социальных навыков и т.д.
1.6. Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать педагог в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
Использование жестового языка (методика Макатон) - этот метод заключается в использовании жестов, которые соответствуют определенным словам или фразам. Таким образом, ребенок с нарушением слуха может лучше понимать смысл произносимых слов. Примером использования такого метода может быть педагог, преподающий английский язык, который использует жесты для объяснения значения новых слов.
Использование зрительных пособий - наглядный материал — это всегда лучший способ донесения информации до ребенка с нарушением слуха. Это может быть листок с картинками, таблица, диаграмма или модель. Например, педагог может использовать картинку не только для донесения новой информации, но также для проверки понимания учащегося.
Использование сигнализации - при использовании сигнализации педагог обычно использует световые или вибрационные сигналы для общения с ребенком. Например, сигнал в виде вибрации может сообщить, когда начинается новый урок или перерыв. Этот метод может помочь учащемуся понимать, что он должен делать в определенный момент времени, даже если он не услышал команду.
Работа с орфотипографическим словарём — Это система, включающая в себя базу знания о правильном написании слова и грамматической структуры предложения, является важной методикой для детей с нарушениями слуха. Ребенку, обладающему слухом, достаточно прочитать слово или предложение, чтобы его правильно написать, тогда как у ребенка с нарушенным слухом написание должно запомниться независимо от произношения.
Например, педагог может провести занятие с использованием орфотипографического словаря, где ребенок с нарушением слуха выучит правильное написание новых слов.
Использование алгоритмического подхода - использование логических цепочек, состоящих из отдельных действий, направленных на выполнение конкретной задачи. Для ребенка с нарушением слуха такой подход может быть полезен в случае усвоения математических и технических дисциплин. Педагог может использовать блок-схемы или карты-мыслей для того, чтобы разложить задачу на компоненты и объяснить, как правильно её решать.
Например, на уроке математики педагог может использовать блок-схемы для того, чтобы объяснить, как правильно решать задачи на умножение.
1.7. Фрагмент взаимодействия на уроке математики с ребенком с нарушением слуха:
Цель: изучить таблицу умножения на примере цифр 1-5.
Режимное мероприятие: Урок математики в 2Б классе.