Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Включение в образовательные и культурные программы: социально-педагогические службы сотрудничают с образовательными учреждениями, культурными центрами и другими организациями, чтобы обеспечить доступ к образованию, культурным мероприятиям, спорту и развлечениям.


17.Становление и развитие отношения к аномальным людям в контексте развития европейской цивилизации. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Современный этап развития системы образования детей с ОВЗ: проблемы и перспективы.

Становление и развитие отношения к аномальным людям в контексте развития европейской цивилизации прошло через несколько этапов и изменений в течение истории. Отношение к людям с отклонениями в развитии в Европе было часто определяемо социальными и культурными факторами, а также научными и медицинскими представлениями времени.

В средневековой Европе аномальные люди часто рассматривались как необычные или сверхъестественные существа. Они могли быть либо прославлены как святые, обладающие особыми способностями, либо презираемы и считаться связанными с дьяволом. Часто их изолировали от общества и отводили в специальные учреждения, такие как приюты или больницы.

С развитием научных и медицинских знаний в эпоху Просвещения произошли изменения в отношении к аномальным людям. Возникла потребность в классификации и понимании их отклонений. Идея "нормы" стала центральной, и аномалии воспринимались как отклонения от этой нормы. Такие концепции, как медицинская патология и дефектология, возникли, и началось научное изучение и классификация различных форм отклонений в развитии.

В XIX веке с развитием индустриализации и увеличением уровня жизни началось движение по созданию специализированных учреждений для ухода и образования аномальных людей. Институционализация стала распространенной практикой, и многие люди с отклонениями в развитии были отделены от общества и помещены в психиатрические и учебные учреждения.

Однако в XX веке произошел сдвиг в отношении к аномальным людям. Было осознано, что они имеют право на равенство, уважение и полноценное участие в обществе

История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний прошла через несколько этапов и изменений. Начало этой истории можно проследить до XIX века, когда появились первые учреждения, специализированные на образовании детей с отклонениями в развитии.

В первой половине XIX века разработка специальных методик обучения и образовательных программ для детей с умственными и физическими отклонениями стала активно развиваться. Одним из первых важных этапов было открытие в 1801 году в Париже учебного заведения для глухонемых детей, основанного Аббе де л'Эпе. Это стало отправной точкой для развития специального образования и специальной педагогики.



Во второй половине XIX века специальное образование получило дальнейшее развитие. Важными фигурами в этом процессе были итальянский врач и педагог Мария Монтессори, который разработал методику обучения детей с умственными отклонениями, и французский педагог Жан-Марк Гаспар Итар, который создал систему обучения незрячих детей шрифту Брайля. Специальная педагогика как научная дисциплина продолжает развиваться и совершенствоваться. В настоящее время она изучает и анализирует различные аспекты образования и воспитания людей с отклонениями в развитии, а также разрабатывает методики и подходы для их успешной социализации и развития.

Основные направления развития специальной педагогики включают:

Инклюзивное образование: концепция инклюзивного образования ставит целью полноценное участие детей с отклонениями в развитии в общеобразовательном процессе. Специальная педагогика активно исследует и разрабатывает методы и стратегии инклюзивного обучения, а также адаптированные программы для поддержки индивидуальных потребностей каждого учащегося.

Исследование и оценка специфических потребностей: специальная педагогика стремится понять и изучить особенности различных отклонений в развитии, таких как умственная отсталость, аутизм, нарушения речи и двигательные нарушения. Исследования направлены на определение специфических потребностей этих детей и разработку подходящих методик и стратегий для их обучения и поддержки.

Развитие специальных методик обучения: специальная педагогика постоянно исследует и разрабатывает специализированные методики и подходы для обучения детей с отклонениями в развитии. Это включает разработку индивидуальных образовательных программ, использование адаптивных технологий и материалов, применение специальных методов и стратегий обучения.

Профессиональное образование специалистов: специальная педагогика также занимается развитием профессионального образования для специалистов, работающих с людьми с отклонениями в развитии. Это включает подготовку специалистов в области специальной педагогики, психологии, социальной работы и других профессий, связанных с помощью и поддержкой этой категории людей.

В конце XIX - начале XX века развитие специального образования и специальной педагогики продолжалось. В этот период появились первые специализированные образовательные учреждения для детей с различными отклонениями
, такие как школы для слепых, глухих, умственно отсталых детей и детей с нарушениями речи.

С середины XX века и до настоящего времени специальное образование и специальная педагогика продолжают развиваться и приспосабливаться к изменяющимся потребностям и научным открытиям. Появились новые подходы и методики, такие как инклюзивное образование, которое способствует интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательные школы.

Современный этап развития системы образования детей с особыми воспитательными потребностями (ОВЗ) характеризуется как проблемами, так и перспективами. Вот некоторые из них:

Проблемы:

Недостаточное финансирование: система образования детей с ОВЗ сталкивается с ограниченными финансовыми ресурсами, что может ограничивать доступ к качественному образованию и поддержке.

Недостаточная подготовка педагогических кадров: важно, чтобы педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, были должным образом подготовлены и обладали соответствующими знаниями и навыками. Однако, нередко существует нехватка специалистов и недостаточное обучение в рамках образовательных программ.

Неравенство доступа: неравномерное распределение специализированных школ и классов, а также недостаточная доступность инклюзивного образования могут приводить к неравенству в доступе к образовательным возможностям для детей с ОВЗ.

Социальная стигма: некоторые дети с ОВЗ могут сталкиваться с социальной стигматизацией и отчуждением со стороны сверстников, что может негативно сказываться на их образовательной среде и развитии.

Перспективы:

Развитие инклюзивного образования: инклюзивное образование, которое стремится обеспечить равные возможности обучения для всех детей, независимо от их особых потребностей, представляет перспективу для современной системы образования детей с ОВЗ. Это может способствовать лучшей социализации и интеграции детей с ОВЗ в обществе.

Использование технологий: развитие информационных и коммуникационных технологий предоставляет новые возможности для образования детей с ОВЗ. Адаптивные технологии и программное обеспечение могут помочь в индивидуализации образовательного процесса и повышении эффективности обучения.

18. Понятие сегрегации, дифференциации, интеграции в специальной педагогике. Интегрированное и дифференцированное обучение и воспитание детей. Отечественные модели интегрированного обучения.

В специальной педагогике понятия сегрегации, дифференциации и интеграции относятся к вопросам образования и включения детей с особыми образовательными потребностями. Вот их определения и значения:


Сегрегация: это практика отделения или разделения детей с особыми образовательными потребностями от их сверстников без таких потребностей. Такие дети могут быть отправлены в специальные школы или классы, которые предназначены исключительно для них. Сегрегация может создавать физическое и социальное расхождение между различными группами учащихся.

Дифференциация: это практика предоставления индивидуализированного образования, адаптированного к потребностям каждого учащегося. Дифференциация учитывает различия в способностях, интересах и стилях обучения детей. Целью дифференциации является обеспечение равных возможностей и индивидуальной поддержки для каждого учащегося, чтобы они могли достичь своего потенциала.

Интеграция: это практика включения детей с особыми образовательными потребностями в регулярные классы или школы вместе с их сверстниками без таких потребностей. Интеграция способствует созданию более инклюзивной образовательной среды, где все дети могут взаимодействовать и учиться вместе. Она подразумевает адаптацию образовательной программы и ресурсов для обеспечения успешности учащихся с особыми потребностями.

Тенденции в специальной педагогике сейчас склоняются к предоставлению более инклюзивного образования, где интеграция и дифференциация играют важную роль. Эти подходы направлены на создание среды, где все дети могут учиться вместе, развивать свои способности и успешно адаптироваться в обществе.

Интегрированное и дифференцированное обучение и воспитание детей являются подходами, используемыми в образовательной среде для адаптации обучения к различным потребностям и способностям учащихся. Вот их определения и основные принципы:

Интегрированное обучение и воспитание: Этот подход предполагает объединение различных предметов и дисциплин в единую программу обучения. Он нацелен на развитие учащихся глубокого понимания и применения знаний в различных контекстах. Вместо изучения каждого предмета отдельно, интегрированное обучение позволяет учащимся видеть связи между разными областями знаний и решать задачи, требующие применения знаний из нескольких предметов одновременно. Этот подход способствует развитию критического мышления, проблемного решения и творческого мышления.

Дифференцированное обучение и воспитание: Этот подход предоставляет индивидуальную поддержку и адаптированное обучение для каждого учащегося в соответствии с его уровнем знаний