Файл: Командообразование как фактор повышения эффективности управления персоналом организации.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Командообразование как фактор повышения
эффективности управления персоналом организации
Содержание
Содержание 1
1 Теоретико-методологические основы изучения 8
командообразования 8
1.1 Этапы развития концепций командообразования 8
1.2 Современные подходы к тимбилдингу 14
1.3 Управленческие основы тимбилдинга 20
2 Командообразование в современной организации: факторы и 28
критерии эффективности 28
2.1 Командообразование в системе факторов эффективности 28
организации 28
2.2 Командообразование как метод кадровой политики организации 34
2.3 Критерии эффективности командообразования в деятельности 41
менеджера по персоналу 42
3 Формирование компетенций командообразования в образовательной программе менеджеров по персоналу 51
3.1 Требования к формированию компетенций командообразования 51
во ФГОС 51
3.2 Методы и технологии формирования компетенций командообразования у будущих менеджеров по персоналу 58
3.3 Рекомендации по формированию компетенций командообразования 64
у студентов направления подготовки «Управление персоналом» 64
Заключение 70
Список использованных источников 74
Приложение А 80
Приложение Ж 83
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время в мировой экономике основным фактором эффективности организации являются не производственные или сырьевые ресурсы, а персонал, высокая квалификация сотрудников, их система ценностей и ориентаций, знания, навыки и умения. В связи с этим всю большую популярность в кадровом менеджменте приобретают технологии командообразования (или тимбилдинга) как организация управления компанией через создание эффективных команд.
Командная работа имеет место быть практически во всех сферах деятельности, она стала неотъемлемой частью производственной и частной жизни человека. Так или иначе, каждому приходилось работать в команде, будь то личные отношения, учеба или работа. И именно эти навыки являются на сегодняшний день одними из самых важных компетенций современного менеджера. Формирование и развитие компетенций командообразования становятся объектом целенаправленной деятельности HR-специалистов, что соответственно ставит новые задачи перед системой профессионального образования и вполне адекватно вызовам его модернизации.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется значимостью командообразования для повышения эффективности организации и ролью современного HR-менеджера в организации тимбилдинга.
Степень научной разработанности темы. В научной литературе проблемы развития командообразования в организации представлены в социологии, психологии, теории менеджмента. В целом можно выделить следующие направления:
-
изучение принципов и закономерностей совместной деятельности (Н. Триплет, В. Меде, Ф. Олпорт, М. Мескон, М. Альфред, Ф. Хедоури, Э.Мэйо, Е.С. Кузьмин и другие); -
исследования группового взаимодействия (Ж. Де Тард, Г. Ле Бон, Д. Мак-Грегор, Дж. Морено, Р. Кэттел и другие); -
анализ группового поведения (К. Левин, М. Шериф, Р. Липпитт, Р. Уайт и другие); -
исследования, связанные с определением команд и с особенностями их работы (Н. Хилл, К. Грюнер, Б.Н, Т.Ю. Базаров, Т.П. Галкина. Маркин, Ю.В. Синягин, Л.И. Уманский и другие); -
труды по ролям и функциям команды (Р. Бейлз, М. Белбин, Г. Минцберг, М.И. Магура, В.В. Травин, и другие); -
исследования стилевых особенностей взаимодействия внутри команды (Г.М. Андреева, Р. Лайкерт, А.Л. Журавлев и другие).
Однако, несмотря на обилие научной литературы, вопросы влияния командообразования на эффективность организации и проблемы развития соответствующих компетенций у менеджеров по персоналу пока не получили достаточной разработки и требуют более детального исследования. Вне поля исследования остаются также методологические и методические вопросы формирования необходимых компетенций у студентов направления подготовки «Управление персоналом».
Актуальность разработки научных и практических подходов к решению выделенных проблем определили тему, цель и задачи данного исследования.
Цель исследования – проанализировать командообразование как фактор повышения эффективности современных организаций. Данная цель конкретизируется путем решения следующих задач:
-
рассмотреть теоретико-концептуальные основы командообразования; -
охарактеризовать современные подходы к тимбилдингу и его управленческие основы; -
раскрыть факторы эффективности современной организации; -
изучить теорию и практику использования командообразования как метода кадровой политики для повышения эффективности управления организацией; -
определить критерии эффективности командообразования в деятельности менеджера по персоналу; -
рассмотреть условия и факторы формирования компетенций командообразования в основной образовательной программе направления подготовки «Управление персоналом»; -
предложить рекомендации по формированию компетенций командообразования у студентов направления подготовки «Управление персоналом».
Объектом исследования является командообразование в системе управления персоналом современной организации.
Предмет исследования – совокупность способов, методов и технологий командообразования, применяемых HR-менеджерами для решения взаимосвязанных задач повышения эффективности, с одной стороны, деятельности организации, с другой, управленческой деятельности на основе формирования и развития соответствующих компетенций у сотрудников управления персоналом.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что командообразование, рассматриваемое в системе факторов эффективности организации, способствует повышению эффективности самой организации, отдельных подразделений и сотрудников при условии развития компетенций командной работы HR-менеджеров.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции и теории командообразования, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых по социологии управления, теории организации, управлению персоналом, управленческому консультированию, социальному менеджменту, организационной культуре. Особое значение для исследования имели основные теоретические положения работ по созданию и развитию команд (Дж. Каттенбах, Дж. Максвелл, Б. Такмен и другие); значению командообразования, как одной из эффективных технологий в менеджменте (Е.С. Авраменко, Т.Ю. Базаров, И. Адизес, А.Я. Кибанов и другие). Информационной и теоретической базой исследования необходимых HR-менеджерам компетенций командообразования стали профессиональные и федеральные государственные образовательные стандарты в сфере управления персоналом, а также исследования компетентностного подхода в условиях модернизации профессионального образования (С.И. Самыгин, В.А. Сластенин, Д.Равен и другие).
Методическую основу исследования составили общенаучные методы системного и структурно-функционального анализа, теоретического обобщения и моделирования. Для решения поставленных задач применялись методы сбора и обработки данных: анализ документов и статистической информации, группировка полученных данных с применением методов описательной статистики.
Научная новизна исследования изложена в основных положениях, выносимых на защиту, и состоит в следующем:
-
в современных условиях командообразование, основанное на совершенствовании компетенций командной работы всех сотрудников, является проактивным методом кадровой политики, влияющим на повышение эффективности организации; -
эффективность командообразования в организации зависит от компетентности HR-менеджера в области тимбилдинга, а в частности его умения работать в команде, умения создать команду, организовывать и поддерживать конструктивную работу в ней, умения формировать и поддерживать климат сотрудничества; -
эффективность деятельности HR-менеджеров по командообразованию во многом зависит от качества подготовки выпускников направления «Управления персоналом». Учет требований ФГОС-3 и стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента доказывает необходимость формирования у студентов не столько способностей участвовать в командной работе, сколько готовности создавать и сопровождать команды разных уровней и функционала, включая управленческие, проектные, межфункциональные и другие команды.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
1) в контексте анализа проблем повышения эффективности управления организацией выделены этапы развития концепций и теорий командообразования, выявлены управленческие основы тимбилдинга, позволяющие осуществить выбор необходимых методов и технологий командной работы;
2) на основе изучения командообразования как фактора эффективности современных организаций выявлены основные проблемы их кадровой политики, связанные с отсутствием необходимых компетенций у HR-менеджеров, и обоснованы критерии эффективности управленческих команд;
3) доказана необходимость формирования базовых компетенций командообразования у студентов направления подготовки «Управления персоналом» на основе разработки дополнительной образовательной программы «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу», позволяющей привести в соответствие требования ФГОС по направлению 080400 «Управление персоналом» с требованиями стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента.
Практическая значимость исследования определяется обоснованием возможности решения задач повышения эффективности управления организацией на основе повышения эффективности работы HR-менеджеров в процессе развития у них компетенций командообразования. Постановка такой задачи усиливает роль образовательных учреждений ВПО в подготовке менеджеров по персоналу, реализующейся, в том числе в программах формирования компетенций командообразования (включая способность к командной работе и обучение ее организации) у студентов.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что рекомендации по формированию и развитию компетенций командообразования менеджеров по персоналу могут быть использованы в кадровой политике современных организаций, а также при корректировке и совершенствовании основных образовательных программ направления подготовки 080400 «Управление персоналом» и дополнительных программ соответствующего профиля.
Материалы исследования нашли своё отражение в трех публикациях автора.
Объем и структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений. Содержание изложено на 70 страницах, работа включает 12 таблиц, 9 рисунков, приложениями занято 32 листа.
Во введении обосновываются выбор и актуальность темы, освещается степень ее научной разработанности, формулируется цель и ставятся исследовательские задачи, излагается теоретико-методологическая база исследования, раскрывается новизна и формулируются основные положения, выносимые на защиту, обосновывается теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе рассмотрены теоретико-концептуальные основы командообразования. На основе анализа и систематизации различных подходов к изучению тимбилдинга - выделено три основных этапа развития концепций командообразования. В рамках первого этапа (конец XIX – начало XX вв.) исследователями был поднят вопрос достижения преимуществ работы в группе. На втором этапе (30-40-е года XX в.) ученые активно исследовали вопросы сущности термина «команда», характеристики и принципы групповой деятельности. Третий этап (конец 40-х годов ХХ в. – н.в.) связан с разработкой проблем влияния командной работы на эффективность организации. В результате выделены современные подходы к тимбилдингу, виды команд, их основные характеристики и этапы развития. Также определены управленческие основы командообразования, условия и принципы формирования сотрудников организации в эффективные команды.
Во второй главе исследовались факторы и критерии эффективности командообразования организации. На основании анализа литературы по данной теме выделены основные факторы, влияющие на эффективность организации и место командообразования среди них. В ходе исследования определено, что тимбилдинг является методом кадровой политики, с помощью которого можно существенно повысить результативность организации. Ключевым сотрудником по решению данного вопроса в компании является менеджер по персоналу, именно от его работы зависит формирование «правильной» команды, психологический климат в коллективе и результаты работы всего предприятия. В соответствии с этим выявлены ключевые показатели эффективности деятельности HR-менеджера в области тимбилдинга.
В третьей главе изучены проблемы формирования компетенций командообразования в образовании менеджеров по персоналу. В связи с преобразованиями, произошедшими в профессиональном образовании России, переходом к компетентностной парадигме и в соответствии с требованиями международных и отечественных профессиональных стандартов в области кадрового менеджмента выявлена потребность в изменениях в образовательной программе будущих менеджеров по персоналу для развития навыков работы в команде и способности к тимбилдингу. В данной главе рассмотрены основные методы и технологии формирования компетенций командообразования у будущих менеджеров по персоналу, которые используют в учебном процессе в России и за рубежом, и предложены способы совершенствования данного процесса. Для формирования компетенций командообразования студентов направления подготовки «Управление персоналом» разработана программа дополнительного образования «Командообразование и технологии проведения тренингов по тимбилдингу».