Файл: Командообразование как фактор повышения эффективности управления персоналом организации.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 3 - Сходства и отличия в представлениях отечественных и зарубежных ученых о характеристиках команды и коллектива
Команда | Коллектив |
Сходства | |
Достижение совместных целей Функционирование в контексте более общей системы Общее видение («ценностно-ориентационное единство») Целостность, организованность Владение отработанными процедурами взаимодействия Связанность, сплоченность Способность мотивировать | |
Различия | |
Активное овладение членами команды процедурами взаимодействия | Совместная деятельность сама по себе обеспечивает процесс коллективообразования |
Гибкое распределение и перераспределение ответственности | Жесткое распределение ответственности |
Определенная свобода в процессе принятия и реализации решения | Выполнение совместной деятельности подчиняется строгому порядку |
Согласование целей, задач и представлений | Совпадение, сближение, сходство, подобие целей, задач, представлений |
Личность может проявлять себя по-разному | Личность проявляет свои лучшие стороны |
Составлено автором
Различия в истории становления и развития теории тимбилдинга в России и за рубежом определяют отсталость отечественных наработок в сфере командообразования от зарубежных. В то время как за рубежом первые представления о командах сложились в 60-е гг. XX вв., советская социальная психология в качестве высшей формы развития группы рассматривала коллектив, а к изучению феномена команды подошла только в постперестроечный период.
Если обобщить весь опыт исследования вопроса тимбилдинга, то в 1973 году Хилл и Грюнер описали более 100 отдельных концепций командной работы. На рисунке 1 представлены данные, характеризующие динамику развития данных концепций.
Рисунок 1 – Динамика развития концепций командообразования
Проанализировав данную статистику, стоит отметить, что концепции теории тимбилдинга возникали с 1970 по 1980 г. - 13 работ и с 1986 по 1996 г. - 16 работ, именно на эти периоды пришлось возникновения практически 70% всех работ. [7]
Повышенный интересам к вопросам построения и налаживания эффективной командной работы в современной организации связано с тем, что с одной стороны управленческие команды, как форма организации сотрудников, имеет большой совокупный профессиональный потенциал, является важнейшим фактором повышения результативности управления организацией, а с другой - закономерности их становления и развития в социологической и управленческой науке изучены не в полной мере.
Сегодня в управлении организацией важную роль долгосрочных конкурентных преимуществ любого предприятия составляют не производственные или сырьевые ресурсы, а персонал, высокая квалификация сотрудников, их система ценностей и ориентаций, знания, навыки, умения, а также стремление к реализации поставленных целей.
Работники сами по себе не могут создать эффективную систему управления, которая бы отличалась единством действий и целей, общностью корпоративных интересов и ценностей. Это привело к разработке, формированию новых технологий управления персоналом, в современных условиях именно они становятся лучшим основанием для достижения целей организации, решения поставленных задач.
1.2 Современные подходы к тимбилдингу
На сегодняшний день вопросы тимбилдинга как никогда остро стоят перед современными российскими и зарубежными организациями в ситуации сложившегося мирового кризиса, неэффективные команды остаются вне игры. С этим связано особое внимание отечественных и зарубежных исследователей.
Под командообразованием современные авторы понимают организацию людей для достижения максимального эффекта от производимой деятельности. [8] Довольно часто из-за отсутствия сплоченности, приверженности всех участников команды общим целям и ценностям невозможно достигнуть положительного результата в управлении организацией.
В целом командообразование – это трансформация формальной группы в высокоэффективную рабочую команду с собственной субкультурой. В этом случае команда является автономным самоуправляемым коллективом профессионалов, способным оперативно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
В зарубежной литературе можно выделить следующие подходы к командообразованию:
-
подход, основанный на развитии и согласовании целей команды (командообразование определяется как развитие способности группы людей достигать своих целей); -
интерперсональный подход или подход, ориентированный на анализ процессов и улучшение межличностных отношений (процесс командообразования направлен на увеличение интерперсональных связей в группе и основан на предположении, что за счет этого команда сможет функционировать более эффективно); -
представители ролевого подхода к командообразованию заявляют, что командообразование – это улучшение работы команды за счет увеличения ясности ролей (в результате командообразования каждый член команды знает, какова его роль и каковы роли других, какие ожидания есть у него относительно других и у других в отношении него); -
подход к командообразованию, основанный на решении проблем (согласно представителям этого подхода, команда становится более эффективной в результате совместного решения проблем всеми участниками команды, то есть в процессе командообразования члены команды определяют главные проблемы, занимаются их решением и активно планируют свою деятельность).
В работах отечественных авторов, Е. Ю. Безруковой, например, приводятся следующие этапы работы по командообразованию:
-
Формирование образа желаемого будущего. На этом этапе достигается согласованность между всеми участниками и группа расписывает миссию своей организации, определяет направления движения, цели и задачи деятельности организации. -
Позиционирование. Участники определяют позиции в своей организации и соответствия членов организации этим позициям. Методический инструментарий предполагает использовать на этой стадии различные специальные процедуры. -
Составление плана. Планирование первого шага. В ходе групповой дискуссии участники приходят к общему мнению относительно планирования деятельности организации и осуществления непосредственно первого шага.
Все обозначенные стадии продолжаются в течение всего процесса командообразования: например, формирование образа желаемого будущего происходит во время всей жизни организации [9]
В соответствии с данными подходами основным и первостепенным признаком любой команды, по мнению зарубежных и отечественных авторов, является общее видение, совпадение целей участников является залогом успеха совместной деятельности, именно это позволяет устранить явные и потенциальные противоречия между членами команды и способствует скорому достижению максимального результата.
Следующей важной характеристикой является способность быстро реагировать на изменения во внешней и внутренней среде, командное поведение отличается от всех других форм группового взаимодействия большей адаптивностью, гибкостью и стремлением к инновациям.
Далее отечественные исследователи выделяют сработанность, согласованность и сыгранность коллектива. Зарубежные авторы обозначают это как «cohesiveness», то есть связанность или сплоченность группы. Данные характеристики отражают командный «дух» и «командность» (teamness).
С точки зрения мотивации сотрудников выделяют такую характеристику как способность мотивировать членов команды к совершению определенных действий. Команда становится привлекательным мотивационным концептом, за счет которого происходит побуждение персонала к эффективной трудовой деятельности.
Таким образом, команду можно определить как группу людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Она выступает в качестве особой формы организации людей, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. [9]
В соответствии с данными характеристиками выделят несколько способов организации команд. Команда рассматривается как организация совместной деятельности людей. На основании чего все объединения людей можно разделить на две группы, это естественные и искусственные организации.
Естественные организации складываются, когда потребности человека не могут быть реализованы в одиночку, без участия других. Очевидно, что вся социальная жизнь проявляется в ассоциациях между людьми, которые объединяются для осуществления различных работ, для участия в войне, торговле, для оказания помощи и так далее. Данные ассоциации - это связи между людьми, в которых находят выражение их интересы, служащие основой для принятия решений.
Такие социальные ассоциации представляют собой непланируемые продукты совместной деятельности людей, но в наиболее важных областях деятельности людей они постепенно становятся внутренне организованными, о чем свидетельствует появление следующих признаков:
-
появление и развитие общественного разделения труда, причиной которого стало стремление членов ассоциаций распределять обязанности так, чтобы каждый член выполнял свою работу с наибольшей пользой для достижения общих целей; -
видение общей цели и представление себе будущего результата положило начало созданию общего поля работ, разработки оптимальных путей достижения этого результата в конкретной ситуации; -
появление и формирование координирующего органа, который на основе властного воздействия организует действия отдельных членов организации для достижения общей цели.
Характерной чертой естественной организации является желание людей принимать участие в общем процессе и добровольно выполнять свои роли. Именно этот факт является наиболее сильной стороной данных объединений.
В отличие от естественных искусственные организации представляют собой систему связей и социальных ролей, создаваемую в соответствии с определенным планом, для достижения определенной цели и характеризующуюся жесткостью внутренних связей, устойчивостью по отношению к внешним воздействиям, строгим закреплением ролевых функций за каждым статусом, занимаемым членом организации.
Искусственные организации характеризуются:
-
разветвленной иерархической структурой управления и контроля; -
принципиальной безличностью статусов; -
жесткими властными связями, основанными на формальных нормах. [10]
Основными причинами формирования таких команд в организациях являются следующие положения:
-
достижение определенных целей возможно только на основе соединения, комбинирования усилий нескольких людей; -
в ходе трудовой деятельности индивидам требуются понимание и поддержка коллег по работе, для чего он выбирает отдельных членов организации, с которыми возможны не только деловые, но и доверительные отношения; - 1 2 3 4 5 6 7