ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 1130

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№№


Название темы


Лекции

Семи-

нары



СРС


Всего

1.

Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества

3

-

10

13

2.

Исторические типы философии

-

4

10

14

3.

Философские концепции бытия

-

-

12

12

4.

Философские проблемы сознания

3

-

10

13

5.

Познание как предмет философского рассмотрения

-

-

11

11

6.

Философcкие представления о сущности человека

-

4

10

14

7.

Философские представления о характере и движущих силах исторического процесса


-


-


10


10

8.

Общество как система

-

-

12

12


ИТОГО

6

8

85

108



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Семинар 1 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ


Цель занятия: выработать представления об отличительных особенностях русской философии, её основных направлениях, драматической судьбе.

План:

  1. Традиции и особенности русской философии.

  2. Ценностные мировоззренческие принципы русской философии.

  3. Проблема пути исторического развития России в философии западников и славянофилов.

  4. Русская философия ХХ века.


Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических заданий. Необходимо в справочно-методической литературе найти и законспектировать статьи: персонализм, всеединство, Соловьёв В.С., Бердяев Н., Булгаков С., Бакунин М., Розанов В., Флоренский П., Франк С., Достоевский Ф., Толстой Л., Хомяков А., Ильин И., Кропоткин П., Лосев А.

Литература:

Алексеев, П. В. История философии : учеб. / П. В. Алексеев. – М. : Проспект, 2008. – Гл. V.

Миронов, В.В. Философия: учеб. / В. В. Миронов. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008. – Раздел 1, гл. 6.

Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие / под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М. : Проспект, 2008. – Раздел XVII.

Философия: учеб. / В. Г. Кузнецов и др. – М. : ИНФРА-М, 2008. – Раздел 1, гл. 1, § 6.

Философия: учеб. / под ред. А .Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М. : Академический проект: Фонд «Мир», 2005. – Раздел II, гл. 6.

***

Невлева, И. М. Философия: учеб. пособие / И. М. Невлева. – М. : изд-во РДЛ, 2002. – Гл. 8.

Философия : учеб. / под ред. проф. Л. А. Никитич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – Часть III.



Семинар 2 ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Цель занятия: выработать представление о предмете философской антропологии, философских концепциях сущности человека, совершенного человека, личности.

План:

  1. Проблема сущности человека в истории философии. Биологическое и социальное в человеке.

  2. Человек, индивид, личность. Факторы развития личности. Личность и общество. Свобода и ответственность личности.

  3. Представления о совершенном человеке в философии Запада и Востока.

  4. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в философии.



Методические указания студентам по изучению темы и выполнению практических заданий: необходимо в справочно-методической литературе найти и законспектировать статьи: антропология, индивид, личность, антропогенез, социализация, свобода, фатализм, волюнтаризм, рок, судьба.


Литература:

Губин, В. Д. Философия : учеб. / В. Д. Губин. – М. : ТК Велби, Проспект, 2009. – Раздел I, гл. 2.

Кармин, А. С. Философия : учеб. / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – СПб. : Питер, 2007. – Часть III, гл. 6.

Миронов, В.В. Философия: учеб. / В. В. Миронов. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008. – Раздел 3, гл. 4, § 1-2.

Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие / под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М. : Проспект, 2008. – Раздел ХХVI.

Философия: учеб. / В. Г. Кузнецов и др. – М. : ИНФРА-М, 2008. – Раздел 5, гл. 1.

Философия: учеб. / под ред. А .Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. – М. : Академический проект: Фонд «Мир», 2005. – Раздел V, гл. 5.

***

Бучило, Н. Ф. Философия : учеб. пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. – М. : ПЕР СЭ, 2001. – Гл. 5, § 1-4.

Невлева, И. М. Философия: учеб. пособие / И. М. Невлева. – М. : изд-во РДЛ, 2002. – Гл. 14.1-3.

Философия : учеб. / под ред. проф. Л. А. Никитич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – Часть V, гл. 26.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА


Тематика рефератов



  1. Мировоззренческая функция философии.

  2. Философия и наука.

  3. Материализм и идеализм в античной философии.

  4. Историческое значение ионийской натурфилософии.

  5. Философия пифагореизма.

  6. Учение о государстве Платона.

  7. Политические взгляды Аристотеля.

  8. Основные признаки схоластического теоретизирования.

  9. Политическое учение Николая Макиавелли.

  10. Политические идеи в философии Дж. Локка.

  11. Учение о государстве основоположников марксизма.

  12. Основные отличительные особенности классической новоевропейской философии.

  13. Философия жизни.

  14. Особенности русской классической философии и её историческое значение.

  15. Проблема смысла жизни в русской философии.

  16. Проблема взаимоотношений России и Европы в русской философии.

  17. Концепция народной монархии И. Солоневича.

  18. Закон кармы в философии Востока.

  19. Категория «труд» в философии К. Маркса и К. Ушинского.

  20. Объективное и субъективное в истине.

  21. Абсолютное и относительное в истине.

  22. Научно-технический прогресс и развитие личности. Работа Бердяева «Человек и машина»

  23. Контуры информационного общества.

  24. Глобальный экологический кризис и философские представления о путях выхода из него.

  25. Материальные потребности и притязания.



Методические указания студентам по написанию реферата:

Написание реферата является одной из основных форм научной работы студента. По существу он должен представлять собой краткое изложение результатов теоретической разработки избранной темы, нашедших отражение в научной литературе. Наряду с углублением теоретической подготовки написание реферата преследует цель приобретения и закрепления навыков работы с литературой. Студент должен проявить умение ориентироваться в источниках, находить среди них оригинальные, наиболее серьезные, адекватно передавать их содержание, оценивать современный уровень теоретической разработки рассматриваемой темы и др.


Реферат должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к научным публикациям – быть самостоятельным исследованием, отличаться целостностью, логической последовательностью изложения материала, завершенностью; особо важное значение имеет соблюдение норм обращения с используемыми источниками (цитирование, оформление сносок и т.д.). Прямое заимствование теоретического материала без указания источника недопустимо.

Объем реферата – 10-15 страниц.

Структурно реферат должен иметь титульный лист, план-оглавление, введение, основную часть (2–3 раздела), заключение и список использованной литературы.

Во введении (1–1,5стр.) обосновывается выбор темы, раскрывается цель написания реферата, поставленные автором перед собой задачи.

Основная часть реферата раскрывается на 8 – 13 стр.

В заключении (0,5–1 стр.) подводятся итоги проделанной работы, формулируются основные выводы.





ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Предмет философии в его историческом развитии. Специфика и структура философского знания.

  2. Место и роль философии в системе культуры. Функции философии.

  3. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения.

  4. Основные разновидности философских мировоззрений.

  5. Общая характеристика философии древнего Китая и Индии.

  6. Общая характеристика античной философии. Историческое значение античной философии.

  7. Общая характеристика средневековой философии (представители, проблемы, направления).

  8. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

  9. Общая характеристика философии Нового времени (представители, проблемы, направления).

  10. Общая характеристика немецкой классической философии.

  11. Материализм Фейербаха. Философия марксизма.

  12. Кризис классической новоевропейской философии и современная философия Запада.

  13. Особенности русской философии. Интуитивизм в русской философии.

  14. Предмет онтологии. Бытие как исходная онтологическая категория. Смысл проблемы бытия в философии.

  15. Проблема субстанции в философии. Мировоззренческий монизм и дуализм.

  16. Категории «материя» и «дух» в истории философии.

  17. Движение как способ существования материи и духа. Движение и покой.

  18. Философские представления о времени и пространстве.

  19. Понятия «детерминизм» и «индетерминизм». Принцип детерминизма. Типы детерминизма.

  20. Понятие закона. Развитие представлений о закономерном характере явлений мира в истории философии. Виды законов.

  21. Философские воззрения на причинность, необходимость и случайность. Фатализм и волюнтаризм.

  22. Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии.

  23. Сознание, его сущность и структура. Самосознание и рефлексия.

  24. Сознание и сфера бессознательного. Сверхсознание.

  25. Проблема познаваемости мира.

  26. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека.

  27. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании.

  28. Сущность знания. Многообразие форм знания. Особенности научного знания.

  29. Концепции истины и её критериев. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Конкретность истины

  30. Проблема сущности человека в истории философии. Биологическое и социальное в человеке.

  31. Человек, индивид, личность. Факторы развития личности.

  32. Представления о совершенном человеке в философии Востока и Запада.

  33. Философские представления о предназначении человека в мире, смысле его жизни.

  34. Проблема единства и многообразия всемирно-исторического процесса. Формационная и цивилизационная модели развития.

  35. Философские представления о смысле и цели истории.

  36. Объективные законы истории и свободная сознательная деятельность людей.

  37. Понятие «субъект истории». Многообразие субъектов исторического процесса.

  38. Роль народных масс и личности в истории.

  39. Естественные условия жизни общества, их структура. Роль географической среды в жизни общества.

  40. Философские воззрения на причины современного экологического кризиса и возможности его преодоления.

  41. Влияние демографического фактора на исторический процесс.

  42. Сущность и социальные функции науки.

  43. Научное знание, его особенности и структура.

  44. Технический прогресс и качество жизни. Человек и машина.

  45. Философские представления о роли материально-производственной деятельности, способа производства в жизни общества.

  46. Глобализация в сфере хозяйственной деятельности и её социальные последствия.

  47. Исторические формы этнической общности людей: род, племя, народность, нация.

  48. Общественные классы, касты, страты, сословия. Социальное неравенство и философские представления о возможности его преодоления.

  49. Политическая жизнь общества как предмет философского рассмотрения. Понятие политики.

  50. Проблема сущности государства в истории философии.

  51. Понятие гражданского общества. Философские представления о будущем государства и его взаимоотношении с гражданским обществом.

  52. Духовная жизнь общества как предмет философского рассмотрения.

  53. Духовные потребности, их структура. Духовные ценности.

  54. Глобализация как предмет философского рассмотрения. Сущность и структура глобальных проблем.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Алексеев, П. В. Философия: учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008. – 592 с.

  2. Губин, В. Д. Философия: учеб. / В. Д. Губин. – М. : Проспект, 2009. – 336 с.

  3. Ивин, А.А. Основы социальной философии: учеб.пособие для вузов/ А.А.Ивин. – М.: Высш.шк., 2005. – 440с.

  4. Кармин, А. С. Философия: учеб. / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – СПб. : Питер, 2009. – 560 с.

  5. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учеб. Для студ. гуманит.-соц. спец. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., испр. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 416с.

  6. Спиркин, А.Г. Философия: учебник /А.Г.Спиркин. – 2-е изд. –М.: Гардарики, 2007. – 736с.

  7. Философия: учеб. / В. Г. Кузнецов и др. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 519 с.

  8. Философия: учеб. / под ред. А .Ф. Зотова, В. В. Миро

  9. нова, А. В. Разина. – М. : Академический проект: Фонд «Мир», 2005. – 688 с.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев, П. В. История философии: учеб. / П. В. Алексеев. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008. – 240 с.

  2. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник /В.С.Барулин. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 560с.

  3. Бучило, Н. Ф. Философия : учеб. пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. – М. : ПЕР СЭ, 2001. – 447 с.

  4. Ильин, В. В. Философия в схемах и комментариях : учеб. пособие / В. В. Ильин, Машенцев А. В. – СПб. : Питер, 2008. – 304 с.

  5. Миронов, В.В. Философия : учеб. / В.В. Миронов. – М. : ТК Велби, Проспект, 2007. – 240с.

  6. Невлева, И. М. Философия : учеб. пособие / И. М. Невлева. – М. : изд-во РДЛ, 2002. – 448с.

  7. Основы философии в вопросах и ответах / под ред. Е.Е. Несмеянова. – Ростов н/Дону : Феникс, 2002. – 608 с.

  8. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М. : Проспект, 2008.

  9. Философия: учеб. / под ред. проф. Л. А. Никитич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575 с.

  10. Хрестоматия по западной философии : учеб. пособие / под ред. В.И.Кириллова. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008. – 544с.

  11. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. – М. : ТК Велби, Проспект, 2007. – 576 с.






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

2.2 «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

2.2.1 Учебно-тематический план:

п/п


Название темы

Всего

Семинары

СРС

1

Тема: «Хабаровский край».

36

4

29

2

Тема: «Экологические проблемы».

36

4

29



72

8

58



2.2.2 Планы практических (семинарских) занятий:


Практическое занятие № 1

Тема: «Хабаровский край»

Форма проведения занятий: практическое занятие.

Цель: Формирование и развитие коммуникативной компетенции (языковой, речевой, страноведческой, социолингвистической) по теме.

Текст «Khabarovsk Territory».

Страноведение: география, население и природопользование англоязычных стран.

Грамматика: повторение групп времен в действительном залоге.

Модальные глаголы can, may, must, should, would, need, shall, will и их эквиваленты.


Практическое занятие № 2

Тема: «Экологические проблемы»

Форма проведения занятий: практическое занятие.

Цель: Формирование и развитие коммуникативной компетенции (языковой, речевой, страноведческой, социолингвистической) по теме.

Текст «Ecological problems».

Страноведение: способы решения экологических проблем в различных странах

Грамматика: страдательный залог. Модальные сказуемые в страдательном залоге.


Практическое занятие № 3

Форма проведения занятий: практическое занятие.

Цель: Формирование и развитие коммуникативной компетенции (языковой, речевой, страноведческой, социолингвистической) по темам семестра.

Грамматика: сопоставление действительного и страдательного залогов.

Повторение структуры предложения и типов предложений.


2.2.3 Самостоятельная работа студентов:


Большую роль в овладении иностранным языком для студентов заочного отделения играет самостоятельная работа. Особенностью овладения иностранным языком на заочном отделении является тот факт, что объем внеаудиторной самостоятельной работы студента по выработке речевых навыков и умений значительно превышает объем практических аудиторных занятий с преподавателем.

Для того, чтобы добиться успеха, необходимо приступить к работе над языком с первых дней обучения в вузе и заниматься систематически.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает в себя такие виды, как:

        1. выполнение домашних заданий для практических занятий;

        2. выполнение тестовых работ;

        3. дополнительное чтение текстов по специальности, страноведческого и общественно-политического характера, которые расширяют словарный запас и речевую практику студентов;

        4. изучение темы по выбору (презентация темы);

        5. подготовка к зачету или экзамену.


Тема: «Хабаровский край» (32 часа).

Подготовка к практическому занятию № 1 включает в себя следующие задания:

  1. Прочитайте текст, стр. 21, и выполните письменно упр. 10, 11, 12 стр. 25-26. (Основная литература № 1)

  2. Прочитайте и переведите тексты «Brief Geographical Outline of Great Britain», «United States of America», стр. 26-30, выполните упражнения к текстам. (Основная литература № 1)

  3. Повторите модальные глаголы can, may, must, should, would, need, shall, will (стр. 93-96) и выполните письменно упр. 1, 2, 3, 4, 8, 9, 12, 17 (стр. 98-104). (Основная литература № 2)