Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Концепция проекта
Традиционно потенциальные заказчики или покупатели выбирают из нескольких современных видов получения товаров и услуг. Будем рассматривать варианты, связанные только со сферой общественного питания в которых заинтересовано население города. Первой альтернативой рассмотрим открытие спортивного паба. Паб – отличное место, чтобы выпить с друзьями или попробовать вкусной еды. Они пользуются популярностью у населения. Но существенным минусом можно считать, что нужно потратить много сил, чтобы паб не превратился в обычную стекляшку для местных алкоголиков, а также то, что заведение будет направлено на более узкую категорию людей, и как минимум отсечет посетителей моложе 21 года.
Второй альтернативой является открытие детского кафе. Это специфический бизнес, который объединяет в себе сферу общепита и развлечений. Позволяет клиентам полноценный отдых с детьми в общественном месте. Минусом можно считать, как и в перовом случае более узкую клиентоориентированность. А также специфические требования в сфере работы с детьми.
Сформируем критериальную базу сравнения альтернатив проекта. Основными критериями будут выступать: ассортимент предоставляемых товаров и услуг; стоимость услуг; доступность.
Для сравнения альтернатив воспользуемся пятибалльной шкалой оценки. Оценка 5 баллов является наивысшей, оценка 1 балл - наименьшей. Бальные оценки определены с точки зрения заказчика/ инициатора проекта.
Критерии сравнения альтернатив имеют разный вес. Веса определены на основе устного опроса 50 человек.
Бальная оценка альтернатив приведена в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Оценка альтернатив проекта
Альтернатива | Критерий | Сумма баллов | ||
1 | 2 | 3 | ||
Пиццерия | 4 | 5 | 5 | 14 |
Детское кафе | 5 | 4 | 3 | 12 |
Паб | 3 | 1 | 5 | 9 |
Весовые коэффициенты критериев сравнения альтернатив (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Весовые коэффициенты критериев
Критерий | Значение весового коэффициента |
1 | 0,3 |
2 | 0,4 |
3 | 0,3 |
Взвешенная бальная оценка альтернатив проекта приведена в табл. 1.4. Расчетные значения получены путем перемножения бальных оценок альтернатив по выделенным критериям на значения весовых коэффициентов критериев сравнения.
Вывод будет сделан исходя из максимизации значения взвешенной бальной оценки, рассчитанной для каждой альтернативы проекта.
Таблица 1.4
Взвешенная оценка альтернатив проекта
Альтернатива | Критерий | Сумма баллов | ||
1 (0,3) | 2 (0,4) | 3 (0,3) | ||
Пиццерия | 1,2 | 2,0 | 1,5 | 4,7 |
Детское кафе | 1,5 | 1,6 | 0,9 | 4,0 |
Паб | 0,9 | 0,4 | 1,5 | 2,8 |
Анализ данных табл. 1.4 свидетельствует о том, что именно альтернатива открытия пиццерии набрала наибольшее число балов. Это подтверждает целесообразность дальнейшей разработки данной альтернативы.
Главным продуктом планирования проекта является логико-структурная матрица (logframe). Она четко излагает логику вмешательства проекта в ситуацию по алгоритму «если действия будут предприняты, то будут получены результаты и достигнута цель проекта и т.д.» а также описывает важные допущения и риски, на которых основывается эта логика.
Логическая структура помогает определять необходимые для проведения проекта мероприятия, требуемые ресурсы и распределение ответственности, что вкупе позволяет более эффективно управлять проектом и контролировать его ход. Объективно проверяемые индикаторы и источники проверки предоставляют точки отсчета, относительно которых и будет контролироваться, и оцениваться прогресс в выполнении проекта [3].
На рисунке 1.1 представлена типичная форма построения логической матрицы проекта.
Рис. 1.1. Схема логической матрицы проекта
Логическая структура состоит из таблицы, содержащую четыре колонки и четыре строки. Вертикальная логика указывает на намерения, предпринятые проектом, проясняет причинно-следственные связи и выявляет важные допущения и неопределенности, лежащие за пределами контроля менеджеров проекта. Горизонтальная логика отображает измерение эффективности проекта и затраченных ресурсов через систему индикаторов, с помощью которых эти показатели будут измеряться.
Первая колонка отражает логику вмешательства проекта, определяя приоритетность целей, вытекающих из причинно-следственных отношений. Таким образом, проект осуществляет практические мероприятия, которые приводят к определенным итогам (результатам этих мероприятий, результатам проекта). Все, вместе взятые, результаты, позволяют достичь конечной, общей цели проекта. Это облегчает процесс планирования и оценки, поскольку всегда проще планировать достижение одной цели, чем осуществление двух или более параллельных задач; легче также оценить успех проекта, так как несколько целей могут даже противоречить друг другу.
Первыми в ряду приоритетности задач (верхний ряд логико-структурной схемы) стоят общие цели. Как правило, это цели, которых сам проект, достичь не может, он лишь способствует их достижению.
Вторая колонка логико-структурной схемы содержит объективно проверяемые показатели для всех видов задач. Очень важно также иметь объективно проверяемые показатели для результатов проекта, что позволит достичь консенсуса между заинтересованными сторонами при оценке эффективности проекта.
Для каждой сферы деятельности имеется стандартный перечень показателей (критериев), по которым можно оценить цели, задачи и результаты проекта (заметьте, критерием оценки мероприятий может стать лишь фактическая отметка о его проведении). Как правило, ни одна задача проекта не должна оставаться в логико-структурной схеме, пока для ее оценки не будет найден определенный критерий. Без этого ни одна цель проекта не может считаться правомерной.
«Проверяемые источники» для каждого из объективно проверяемых показателей − суть третьей колонки. Для проверки некоторых критериев может иметься необходимая документация, для других следует определять сроки сбора информации, что позднее станет частью Системы мониторинга и оценки. На этой стадии важно помнить, что дешевле и удобнее пользоваться уже имеющейся информацией, чем проводить дополнительные исследования и собирать новую документацию (помимо той, что каждый проект имеет для внутреннего пользования и отчетности).
В четвертой колонке содержатся предположения о возможных внешних факторах, влияющих на формирование логики вмешательства. В любом проекте, так или иначе воздействующем на окружающую среду, причинно-следственные отношения и выбор средств для достижения цели не столь постоянны, как, например, в механической части машины. В социальных системах такие отношения всегда зависят от внешних факторов, находящихся вне зоны контроля проекта.
Один из подходов − перечислить сначала все задачи, затем проверить их реалистичность путем рассмотрения допущений на каждом уровне, и лишь затем добавить индикаторы и средства верификации. В рамках другого подхода предполагается сформулировать все задачи вместе с их индикаторами и средствами верификации, прежде чем перейти к рассмотрению допущений.
К сожалению, в русском языке не устоялась терминология, четко отражающая иерархию целей. Отчасти это связано с тем, что разные переводчики используют разные формулировки, отчасти - по причине того, что слово «цель» в русском языке является практически единственным переводом английских терминов «goal», «purpose», «aim», «objective», «task». По этой причине стоит внимательней относиться к терминологии, особенно при работе с англоязычными документами.
Например, в разных источниках «Общая цель» может называться «Goal», или «OverallObjective», или даже «OverallAim». Цель проекта, соответственно − «ProjectPurpose», «Aim», «Objective». Промежуточные результаты − «InterimResults», в русском языке их также иногда называют задачами проекта
Именно по этой причине в ЛСС, кроме самих формулировок, важное внимание уделяется их местоположению в таблице. В этом случае, даже при лингвистической неточности употребленного термина, носитель языка сможет догадаться о том, что имелось в виду в зависимости от места, на котором формулировка находится в таблице.
Исходя из всего описанного выше, создадим логико-структурную матрицу проекта пиццерии (табл. 1.5).
Выводы. Метод «логической матрицы» позволяет структурировать проект с акцентом на логике и целях, а не только на сроках и мероприятиях. Упрощает процесс восприятия Заказчиком проекта (логики проекта) и ускоряет процесс согласования.
Таблица 1.5
Логическая матрица проекта пиццерии
Название проекта: Пиццерия | |||||
Структура проекта | Описание | Объективно измеряемые показатели (показатели достижения) | Источники проверки, способ измерения | Необходимые условия | |
1 | 2 | 3 | 4 | ||
А | Глобальная цель | Расширение и выведение на качественно новый уровень торгово-экономической ситуации в городе | Прирост товаро-денежного оборота города на 3% за 2 года. Увеличение средней зарплаты сотрудников в отрасли на 10% за 1 год | Местные статистические данные | |
В | Непосредственная цель, ожидаемые результаты | Рост управленческих способностей в торгово-экономических отношениях | Оборот денежных отношений города вырастет на 3% за 2 года. Количество смежных и взаимосвязанных объектов и предприятий увеличится на 5% за 2 года | Отчеты торговой палаты. Статистические отчеты | Повышение доступности качественных услуг, заинтересованность населения. |
Продолжение табл. 1.5
С | Продукты проекта (результаты) | Создание коммерчески успешного и развитого заведения общественного питания | Отремонтированное и оснащенное здание. Количество сотрудников, вновь принятых на работу увеличится на 5% | Отчетные учетные документы. Статистические отчеты. | Эффективное взаимодействие местных деятелей. Рост заинтересованности предпринимателей |
D | Деятельность, Действие | 1.1 Аренда помещения. 1.2 Ремонт помещения. 1.3 Приобретение мебели и оборудования. 1.4 Закупка товара. 2.1 Набор персонала. 2.2Проведение курсов по подготовке персонала. 3.Заключение контрактов по сотрудничеству с предпринимателями смежных областей. 4.1. Разработка и издание рекламных материалов 4.2. Распространение рекламных материалов | Имеющееся помещение. Мебель, оборудование и товар. Обученный персонал. Предприниматели-сотрудники. | Единовременные затраты. Возмещаемые затраты. | Повышение потребительской заинтересованности. Потребность в качественных товарах и услугах. Необходимость повышения конкурентоспособности. |
Предпосылки | Растущая потребительская способность. Потребность в повышении качества обслуживания в сфере услуг. Повышение товаро-денежного оборота в экономике города. Необходимость развития сервисов и ассортимента потребительских товаров и услуг. |