Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 388
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира
Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:
Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.
2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе
Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся
На сегодняшний день в педагогической теории нет однозначного определения понятия «Средства обучения». Средства обучения - это различные объекты, которые используются учителем и учениками в процессе обучения.
Под современными средствами обучения необходимо понимать различные материалы и орудия учебного процесса, при использовании которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.
Одним из главных дидактических назначений средств обучения является ускоренный процесс усвоения учебного материала. Выбор таковых средств определяется:
· задачами урока,
· содержанием учебного материала,
· применяемыми методами обучения,
· предпочтениями учителя.
Становление новой системы образования отражённой в ФГОС НОО ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, где одним из мощных ресурсов преобразования в сфере образования является информатизация образования.
Целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровье сберегающих условиях - это и есть информатизация образования.
Уже невозможно представить себе образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества, без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Согласно ФГОС НОО, ряд требований к результатам образования напрямую связан с необходимостью использования ИКТ.
Для развития способностей младших школьников необходимо дальнейшее развитие начального образования, которое будет напрямую связано с более глубоким внедрением ИКТ. Задачи, которые ставит перед собой современная школа сегодня - поддержание стремления ребенка к самостоятельной деятельности, способствование развитию интереса к экспериментированию, создание условий для познавательной и исследовательской деятельности.
Существует несколько видов классификаций наглядных пособий. Многими авторами, такими как П.А.Завитаев, П.И.Боровицкий, И.П.Конобеевский и др. была разработана классификации по оборудованию уроков природоведения. Так, С.А. Павлович выделяет следующие группы материальных средств обучения при изучении природы:
1. Натуральные пособия, к которым относятся образцы почв, полезные ископаемые, коллекции, раздаточный материал;
2. Изобразительные пособия: модели и макеты, графические пособия, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и другие;
. Лабораторное оборудование. Классификация по А.Е. Ю.А. Дмитриевым:
- естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
- объемная (геометрические фигуры, чучела);
- изобразительная (фото, кадры кино-, теле, диапозитивов);
- графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
- символическая (географические карты, глобус);
звуковая (магнитофонная запись);
- натуральные - коллекции, гербарии, живые объекты;
- изображения предметов и явлений природы: плоскостные - таблицы, картины, карты;
- объемные - модели, муляжи;
- аудиовизуальные - кинофильмы и видеофильмы, звукозаписи, презентации;
- вспомогательные средства обучения.
Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:
1. По характеру воздействия на учащихся:
- визуальные: объекты, предметы, карты, макеты, видеофильмы, презентации и др.;
- аудиальные: музыкальный центр, радио;
- аудиовизуальные: телевидение, видеофильмы, ИКТ - презентации.
2. По степени сложности:
- простые: учебники, печатные пособия, демонстрационный материал, картины, модели;
- сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры и ноутбуки, электронные учебники.
3. По происхождению:
- натуральные природные средства (предметы, взятые из самой действительности: коллекции природного материала - растения, камни, шишки, желуди, семечки и др.);
- символические (представляют действительность с помощью знаков (символов):
- технические: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства. Современные средства обучения обладают следующими функциями:
1. Познавательная функция - заключается в том, что средства обучения обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении; позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп дозволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу); служат непосредственному познанию действительности.
2. Формирующая функция - состоит в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.
3. Дидактическая функция - заключается в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют деятельность учащихся на уроке.
Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга. Выделим основные виды средств обучения и их характеристику:
1. Вербальные средства обучения. К ним относятся: устное слово, учебник, речь учителя, где главный инструмент общения - это передача знаний.
2. Визуальные (наглядные) средства обучения. Данные средства позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. При использовании наглядных средств обучения необходимо соблюдать ряд условий:
- используемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- наглядность должна использоваться в меру;
- нужно показывать ее только в определенный момент урока;
- четко нужно выделить главное при показе иллюстраций;
- пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов, продумывать детально;
демонстрируемая наглядность должна соответствовать содержанию материала;
- наглядность должна быть эстетически оформлена и хорошо видна с последней парты;
- необходимо привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии.
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: предметы или объекты, которые показываются на классной доске или учительском столе должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последних парт.
Во время демонстрации учителю необходимо выбрать позицию лицом к классу, для того, чтобы видеть реакцию учащихся. Объем и количество демонстрации должен быть оптимальным. Связано это с тем, что избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса, а недостаток наглядности снижает качество обучения.
.Технические средства обучения (ТСО) - устройства и приборы, используемые в процессе обучения. В ряде случаев технические средства обучения незаменимы, поскольку позволяют показать объекты, предметы и явления, их быстро протекающие процессы. Главное, их не следует применять там, где без них можно обойтись, например, провести наблюдение в природе или поставить опыт.
Существует определенная методика использования ТСО:
- при использовании технических средств обучения необходимо провести обучение среди учащихся по их пользованию и применению. Например, перед просмотром видеофильма необходимо дать учащимся инструктаж:
- где и когда, на что обратить внимание, что запомнить, что записать,
- после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра,
- необходимо избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро переутомляются, и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут).
- при демонстрации сложного материала следует делать паузы с целью комментирования учителем и осуществления записей учениками.
- рационально сочетать компьютерную технику и ИКТ с другими средствами обучения, так как они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя и общение.
К современным средствам технического обучения нового поколения так же относятся:
- современные персональные компьютеры, которые являются мультимедийными и позволяют показывать цветное динамическое изображение со стереозвуком;
- электронные мультимедиа-проекторы, подключаемые к компьютеру и позволяющие демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки);
- электронные (интерактивные) копировальные классные доски, на которых все что пишется учителем на ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на принтере;
- электронный учебник и электронный дневник;
- цифровой микроскоп, использование которого на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
Цифровой микроскоп используется в образовательном процессе с целью повышения уровня мотивации и познавательной активности учащихся, проведения лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира, как индивидуально, фронтально, так и групповым методом с использованием мультимедийного проектора. Его применение так же направлено на развитие научно- исследовательской и проектной деятельности учащихся и изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности.
Однако следует учитывать следующее: работа с цифровым микроскопом, ТСО, ИКТ и разнообразными программными продуктами ни в коем случае не должна заменять классических приемов работы с натуральными объектами, предметами и световыми микроскопами.
Важно помнить, что перегрузка урока наглядностью, разнообразными техническими средствами обучения приводит к снижению эффективности процесса обучения, так как внимание учащихся рассеивается, и они отвлекаются на второстепенные детали.