Файл: использование наглядных средств обучения для формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира

Глава 2. Экспериментальное обоснование использования комплекса соответствующих средств наглядности на уроках окружающего мира

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Заключение

Список литературы

Введение

Задачи исследования:

Методы исследования:

Глава 1. Психолого-педагогические основы комплексного использования средств наглядности при изучении предмета «Окружающий мир» младшими школьниками

1.2 Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками при помощи современных средств обучения

1.3 Классификация и методика применения наглядных средств обучения на уроках окружающего мира

Кроме этого выделяется следующая классификация современных средств обучения:

Таблица №1. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся

Таблица №2 Уровень подготовки учащихся по вопросам теста № 1.

2.2 Организация и методика использования наглядных пособий на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Таблица 3. Перечень используемого наглядного оборудования на экспериментальных уроках.

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы на уроках окружающего мира в 1 «Б» классе

Таблица 4. Место предмета «Окружающий мир» среди учебных предметов по опросу учащихся

Заключение

Список литературы



Использование наглядных средств в учебном процессе всегда сочетается со словом учителя. Например, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых рассказывает учитель, проводя самостоятельные опыты, что делает их знания прочными и осознанными.

Наглядные средства различают в зависимости от дидактических функций.

Перечислим следующие виды наглядных средств:

1. Естественные - знакомят учащихся с реальными объектами природы, такими как растения, животные, полезные ископаемые и др.;

2. Экспериментальные - знакомят учащихся с явлениями и процессами в ходе наблюдений и опытов, например, явления испарения, таяния льда;

. Картинные и картинно-динамические - знакомят с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение. Это могут быть картины, рисунки, фотографии, кино и др.;

4. Объемные - знакомят с теми предметами, где не плоскостное, а объемное изображение играет роль в восприятии, например, макеты, муляжи, геометрические фигуры;

. Звуковые - воспроизводят звуковые образы с помощью грамзаписи, магнитофонной записи;

. Символические и графические - служат для развития абстрактного мышления, знакомят с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира: таблицы, карты, чертежи, схемы;

. Смешанные - воссоздают наиболее полное живое отображение действительности, например, учебный звуковой кинофильм;

. Мультимедиа - средство и инструмент познания на различных уроках. Уроки с использованием мультимедиа помогают решать ряд дидактических задач, таких как: усвоение базовых знаний по предмету; систематизация усвоенных знаний; формирование навыков самоконтроля; формирование мотивации к учению; оказание учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Обратимся к классификации наглядных средств обучения В.М. Пакуловой, В.И. Кузнецовой, которая обеспечивает весь курс преподавания окружающего мира в начальных классах. [32] По нашему мнению данное деление средств обучения выполнено авторами наиболее удачно, учитывает новые подходы, разработки, новейшие средства преподавания. Основой классификации является принцип деления средств обучения по способу изображения и отображения природных объектов и
явлений.

Деление на две большие группы такие, как натуральные объекты и искусственные, указывает на изначальное происхождение средств обучения, которые взяты из природы или выполнены руками человека.

1. Натуральные и наглядные пособия имеют большое значение в процессе обучения школьника окружающему миру. К ним относятся:

· живые наглядные пособия (комнатные растения, которые подбираются с учетом программы по окружающему миру и их требований к условиям жизни;

· животные, которых можно содержать в условиях уголка живой природы или кабинета окружающего мира (в настоящее время это аквариумные рыбки или насекомые - палочники);

· неживые объекты природы (коллекции, гербарии), которые занимают большую часть среди наглядных пособий и используются для проведения лабораторных и самостоятельных работ, а так же как демонстрационный материал на занятиях и в процессе внеклассной кружковой работы;

· влажные препараты (лягушка, уж или гадюка и т.д.)

· чучела животных или птиц.

Натуральные неживые объекты применяются в сочетании с живыми объектами, что значительно повышает интерес ребёнка к познанию окружающего мира.

2. Иллюстрированные пособия. Наглядные изобразительные пособия, представлены очень широко. Многие из них выпускаются фабричным способом и закупаются школами в необходимом количестве. Эти пособия используются обычно в тех случаях, когда изучаемые предметы и явления недоступны для непосредственного наблюдения. Среди них выделяют объемные (модели и муляжи) и плоскостные (настенные картины и таблицы).

Среди объемных наглядных пособий выделяют следующие:

а) Модель - трехмерное наглядное пособие, которое дает изображение предмета или отдельной его части в уменьшенном или увеличенном виде. Изучается не только внешняя форма модели, но и ее внутреннее содержание, что приближает модель к натуральным объектам. Модели могут быть разборными, действующими или статическими. На действующих моделях можно показать принципы работы объекта. Например, модели движения Земли вокруг Солнца, работы колодца, буровой скважины. К крупным неразборным моделям неживой природы относятся глобус, овраг, гора. Их используют для демонстрации. В условиях школы можно изготовить разнообразные модели из пластилина, парафина, картона и др. материалов. Ценность модели как наглядного пособия состоит в том, что она представляет трехмерное изображение более реальным;



б) Макет, с помощью которого можно точнее передать общий вид изображаемого объекта с окружающего его обстановкой, создать у зрителя впечатление, подобное впечатлению от живой натуры;

в) Диорама - объемная картина, на которой виден только ближний план или его части. На диораме компактно изображается какой-либо ландшафт в сочетании объективной и неживой природы окружающего мира, и она может быть установлена в краеведческом уголке кабинета.

г) Муляжи (слепки) - такие наглядные пособия, которые имеют трехмерное измерение и передают натуру по внешним признакам (цвет, размеры, формы) без внутреннего содержания. На уроках по окружающему миру используют муляжи плодов, овощей, корнеплодов, изготовленных из восковой массы или пластмасс;

д) Аппликации - одностороннее объемное пособие, которое в условиях школы можно делать из пластилина на оргстекле, пластике и др. материале. На аппликациях удобно рассматривать объект в разрезе, например, строение кожи. Близки по содержанию к аппликациям рельефные наглядные пособия, например, система кровообращения.

Среди плоскостных изобразительных наглядных пособий выделяют следующие: а) динамические (экранно-звуковые) пособия: учебные видеофильмы, грамзаписи и аудиозаписи, научно-популярные телепередачи («Живая планета», «О кошках и собаках», фильмы BBC) посвященные природе, видеозапись, а так же статические пособия (слайды, диапозитивы и печатные пособия).

б) графические пособия (на печатной основе) называют полиграфические издания, которые содержат изображения и отображения объектов, предметов и явлений, систематизированные сведения научного и практического характера, задания изложенные в форме, удобной для преподавания, изучения, усвоения или контроля знаний. Они составляют самую многочисленную группу в системе наглядных пособий по окружающему миру и играют важную роль при формировании представлений о предметах и явлениях, недоступных для непосредственного восприятия. [37] педагогический наглядный обучение знание

Перечислим основные из них:


1. Учебные таблицы, которые принято различать в зависимости от способа изображения: иллюстративные, графические, статистические, схематические, цифровые и смешанные. Таблицы позволяют ознакомить учащихся с особенностями каждого времени года («Лето», «Зима»), с отдельными объектами («Зимующие птицы»), с различными природными зонами («Пустыня», «Степь»), с использованием природы человеком, экологические плакаты по охране природы.

2. Диаграмма - такое пособие, в котором дается графическое изображение числовых величин, с использованием линий, схем, геометрических фигур. [46]

3. Одним из видов графических пособий могут служить отдельные мелкие рисунки, вырезки из иллюстративных журналов, фотографии, открытки.

4. Учебник по окружающему миру, о роли и месте которого необходимо помнить как средстве оборудования. Он играет главную роль в обучении, связан со всеми другими учебно-наглядными пособиями, отражает содержание знаний. В учебнике определены глубина, объем знаний, а также содержание умений и навыков. В учебнике реализуется одно из важнейших методических положений, где источником знаний является не только текстовой, но иллюстративный материал.

В настоящее время по курсу окружающего мира имеются рабочие тетради с заданиями и рисунками, что облегчает процесс восприятия усвоения материала.

Например, по программе А.А. Плешакова предполагается использование печатных тетрадей для каждого ученика. «Дневник ученого» (Дневник наблюдений) издается в виде тетрадей с рисунками, вопросами и заданиями и используются для проведения фенологических наблюдений за природой.

Особенность содержания и оформления печатных пособий заключается в том, что учебная информация здесь дается в обобщенном виде. Это позволяет получить достоверную информацию о типичных признаках и особенностях объекта, а также сравнительно легко отделить существенное от второстепенного.

Таким образом, пособия на печатной основе способствуют формированию как общих, так и единичных понятий. Иллюстрации разъясняют многие вопросы, затронутые в тексте, а также являются самостоятельными источниками знаний.

5. Самодельное наглядное пособие, которое изготовляется учителем совместно с учениками. В этот комплекс наглядных средств обучения учитель может включить: составление альбом с кроссвордами, фотографиям, подготовку своей коллекции, гербария, изготовление плакатов, знаков (например, по правилам поведения на природе), кормушек для птиц, картонных термометров и др.
[37]

6. Раздаточные материалы, которые предназначены для индивидуального использования и широко применяются в учебном процессе. К ним относятся образцы полезных ископаемых для курса «Окружающий мир», индивидуальные модели из природного материала (листья, ветки, цветы, грибы, и пр.), текстовые карточки (загадки, пословицы, развивающие задания, занимательные тексты и т.д.).

Достаточно свободная структура раздаточных материалов позволяет создавать из них варианты, соответствующие учебным целям конкретного урока. С помощью раздаточных материалов учителю легче организовать дифференцированные занятия, занятия со слабоуспевающими учебниками.

7. Экранные, звуковые и аудиовизуальные средства. Используя такого вида пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. Каждый из видов технических средств имеет свою специфику.

С внедрением в учебный процесс кинофрагментов, видеофильмов и презентаций существенно изменились функции учебных фильмов. Целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Такой фильм будет давать необходимый учебный материал для построения беседы и рассказа учителя.

Учебный фильм может демонстрироваться в начале, в середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок и дидактического назначения. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работой учащихся.

Учебные фильмы для начальных классов рассчитаны на время демонстрации от

мин (одна часть) до 20 мин (две части).

Исходя из выше сказанного, мы видим, как классифицируются средства наглядности на уроках окружающегося мира, и что все они важны при изучении предмета «Окружающий мир», так как они углубляют и закрепляют изучаемый материал по окружающему миру у младших школьников.

Все вышеперечисленные средства обучения так же несут определенные дидактические функции. Системный анализ средств обучения позволяет использовать функциональный подход к определению места учебно-наглядных пособий в формировании системы знаний по окружающему миру. Одной из важнейших функций