Файл: Содержание Предисловие 1 Детство 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В бригаде, оказалось, что я была одна девушка среди мужчин и парней-подростков, но меня все очень уважали. Меня определили поварихой! Я должна была готовить для бригады обед на костре, но в свободное время работать на конных граблях, собирая сено в валики. Погода стояла солнечная, нам везло, но однажды мы попали в грозу!

Как-то утром мы на трех повозках, запряженных лошадьми, отправились на луг. Только выехали за пределы поселка, поднялся ветер, и огромная черная туча медленно ползла прямо на нас. Мы быстро развернулись на лошадях и решили пока вернуться, т.к. недалеко отъехали от конторы отделения. Пока мы разворачивались, ветер усилился и пошел мелкий дождь. Мы на всех порах погнали назад в поселок.

Я сидела на краю повозки и позади нас ехала телега, у которой колесо под повозкой раскачивалось из стороны в сторону и вот-вот могло слететь. Только я крикнула об этом соседям, как вдруг из-под меня с грохотом выкатилось колесо от нашей телеги, и наша телега стала «хромать», а колесо покатилось по дороге. Пришлось всему «табору» остановиться и ловить колесо, чтобы его вернуть на место.

Тут туча накрыла нас полностью: сверкала молния, гремел гром! Мы под ливнем ставили колесо, и было всем так весело! Промокшие мы вернулись к конторе, и стали ждать улучшения погоды.

Когда работа на сенокосе была на левом берегу реки Вычегды, мы рано утром переплывали на лодках на левый берег. В утренней тишине река была такой спокойной и прохладной. Мы плыли на двух больших моторных лодках, иногда на перегонки, качая друг друга на волнах.

Причалив к берегу, бригада шла на свои участки косить траву сенокосилками. Я собирала для костра дрова и разжигала костер, чистила картошку, потом собирала травы для чая, а иногда грибы, для супа на обед. Я даже удивилась: откуда у меня такие кулинарные способности? Все, что я варила на костре для бригады, всем нравилось. Потом еще долго, когда я приезжала в гости к сестре, при встрече вспоминали мои щи, борщи, грибные супы. Я старалась готовить аккуратно, и все были уверены в моих «чистых» обедах.

Мне очень нравилось работать на конных граблях и, когда все работы по приготовлению обеда были завершены, садилась на конные грабли. Мне нравилось управлять лошадью и одновременно граблями собирать подсохшую траву в валики, от которой приятно пахло подсохшей травой.

У нас в бригаде был один дед
, такой потешный, местный дед Щукарь! Он работал на старом мерине по кличке Банк. Дед никогда не спешил, жалел своего Банка, и все подсмеивались над ним: чего ждать от старого мерина и его такого же наездника! Однажды дед решил всем преподнести урок: как надо быстро работать! Он предложил устроить соревнования: кто больше подвезет копен к стогу сена за полчаса.

Все были готовы к старту. Дед верхом на своем Банке решил всех обогнать и стал усиленно своего мерина подхлестывать. Мерин стал набирать скорость, но тут вдруг споткнулся, упал на колени, дед перелетел через голову лошади и влетел прямо в стог сена! Шквал смеха стал победным гимном для Банка и его наездника! Так прошло лето 1976 года.

1 сентября 1976 года я стала студенткой вокального отделения Сыктывкарского музыкального училища. Меня определили к педагогу по вокалу Ермаковой Зинаиде Ивановне. Это была женщина средних лет. Она прихрамывала на правую ногу, но голос был изумительный - лирическое сопрано.

Начались будни учебы, которые приносили только радость. Уроки игры на фортепьяно открыли во мне особенность: оказывается, левая рука у меня была ведущей. Я была ЛЕВША! На уроках сольфеджио мне очень нравились музыкальные диктанты: нужно было прослушать музыкальный отрывок, а потом написать эту мелодию в нотах. Занятия по ритмике тоже приносила только радость.

Зинаида Ивановна ставила мне голос «лирическое сопрано», а мне все хотелось парить на высоких нотках колоратурного сопрано. Таким образом, у меня увеличился диапазон голоса, но мой легкий полет на высоких нотках здесь не нужен был никому.

Вначале второго курса всех студентов отправляли на картошку! Это было для всех веселым разнообразием студенческой жизни! По прибытию в совхоз, нас, четырех вокалисток, определили работать в столовую, чтобы мы не простыли в поле, голос нужно было беречь.

Столовой назывался старый деревенский дом с двумя комнатами. В одной комнате была огромная печь, которую мы топили дровами, а во второй был зал с длинными столами. Плита печи была высокой для нас, девочек, небольшого роста. На плите стояли огромные кастрюли, в которых мы варили суп, второе, третье. Чтобы помешать суп в кастрюле, нам нужно было вставать на табуретку.

Картинка была очень смешной, т.к. нас, поварих, не было видно за высокими кастрюлями, а между ними мелькали только наши белые колпаки на голове. Мы часто сталкивались лбами в суете во время процесса приготовления пищи.

Готовили мы вкусно, т.к. у меня уже был опыт! Когда на поле выпал снег, все быстро капитулировали, т.к. музыкантам вредно копать картошку в снегу.



Мы, девочки-вокалистки, жили весело! Часто организовывали свои сольные концерты в комнате общежития, создавали свои дуэты. Мне очень нравилось петь в два голоса с Тамарой Бутыриной, у которой было меццо сопрано, низкий голос. У нас с ней получался замечательный дуэт. Мы пели с ней в два голоса везде: в комнате общежития, в душевой, на прогулках по городу. Стоило ей начать любую песню, я тут же вторила ей своим лирическим сопрано, а если я начинала петь, она дополняла дуэт меццо - сопрано.

По субботам любили всей комнатой ходить в баню! Как-то поздней осенью, это было на третьем курсе, мы шли из бани и так распелись с Тамарой на два голоса, что даже прохожие останавливались и слушали наше пение. На другой день мы обе заболели.

У меня открылся сильный кашель, его было трудно остановить таблетками. Кашель был настолько сильным, что произошло кровоизлияние в голосовую связку. Я тогда не понимала, почему у меня высокие нотки стали сипеть. Когда меня проверил врач-ЛОР, то посоветовал обратиться к фониатру, специалисту по лечению голосовых связок. В Сыктывкаре его не было, и мне был временно поставлен неутешительный диагноз, петь профессионально я не могла…

Мой педагог по вокалу, Зинаида Ивановна, очень переживала, ругала меня за неосторожность, предлагала перевестись на дирижерско-хоровое отделение, а потом, когда голос восстановится, закончить два отделения. Самое главное, что было неизвестно, когда восстановиться голос? Голос восстановился через 5 лет, но уже «не профессиональный».

Директор музыкального училища пригласил меня к себе в кабинет. Он сказал, что в курсе моей проблемы. Он знает о том, что у меня абсолютный музыкальный слух. Директор предложил мне переквалифицироваться и стать гобоисткой, т.к. в оркестр Республиканского музыкального театра срочно требовался музыкант-гобоист. Для игры на гобое нужен абсолютный музыкальный слух, который у меня был. Я подумала и согласилась на предложение директора училища, т.к. была хорошая перспектива: работать в Республиканском музыкальном театре, а там, как Бог даст!

Начались индивидуальные занятия с преподавателем по гобою. Я впервые близко увидела этот музыкальный инструмент. Я знала, что это духовой инструмент, который настраивает на определенную тональность весь оркестр, видела его, но не знала техники игры на нем.

Меня очень удивила техника игры: в гобой нужно было вставить тонкую трубку-мундштук
, затем трубку надо было плотно зажать загнутыми вовнутрь рта губами. При зажиме губ лицо мое становилось чужим и отвратительным. Я пыталась привыкнуть, но, глядя на себя в зеркало с этим инструментом, который мне «затыкал рот», я его возненавидела! Мне, по-прежнему, хотелось петь, а не играть на гобое с плотно закрытым ртом!

Психологически я не приняла этот инструмент. Решила отказаться от гобоя, но не знала, как вежливо это сделать?

Мне помог Всевышний: у меня вырос крайний зуб мудрости и «заклинил» челюсти рта. Щека опухла. Рот открывался с трудом месяц, чтобы только попить воды и кое-что поесть. Мне срочно удалили зуб мудрости. Я с огромным флюсом ходила целый месяц. Это было на третьем курсе учебы осенью. Когда все уходили на занятия, я тихо плакала в подушку, т.к. знала, что расстаюсь с профессиональным пением навсегда! Было страшно: вдруг придется всю жизнь быть с таким полуоткрытым ртом, т.к. при удалении зуба воспалилась надкостница челюсти.

Я быстро принимаю решение, может, иногда и неправильное, но это мой характер! Однажды утром, вытерев слезы, я пошла и забрала документы из музыкального училища. Теперь я окончательно решила посвятить себя только педагогике. Так распорядился Всевышний!

  1. Новый этап жизни

    1. С чистого листа

Осенью 1979 года я снова начинала все с чистого листа! Мне нужно было срочно устроиться на работу, т.к. вступительные экзамены в институт уже закончились. Я была уже взрослой девушкой, и сидеть на шее родителей было не в моих правилах.

Моя одноклассница Рая, наша «спортсменка», работала в Гидрометеорологической обсерватории (ГМО) Р.Коми в отделе связи. Она пригласила меня к ним на работу, пообещав своему начальству, что я быстро усвою их профессию телеграфисток. Я не подвела Раису. Работа была сменная по 12 часов, но интересная!

В отделе связи было два зала: телетайпный зал и зал факсимильной связи. В факсимильном зале мы принимали на определенной частоте радиоволн карты с информацией о погоде с метеорологических станций, а в телетайпном зале передавали зашифрованную информацию во все пункты приема данных о прогнозе погоды Северо-Запада.

Я освоила и эту профессию, и прекрасно справлялась с работой, и уже к началу лета мне присвоили звание «Ударника Коммунистического Труда». Я отказалась от значка и книжечки, сказав, что у меня такой уже есть!

В качестве поощрения за мою хорошую работу меня сняли в киножурнал в сюжете о ГМО Коми. Руководство обсерватории предлагало мне направление в Ленинградский гидрометеорологический институт, но возвращаться в Ленинград я не хотела, тем более педагогика меня привлекала больше, чем метеорология.


Через год я отдохнула в отпуске на круизе по Волге, съездила в Ленинград к подруге в гости.

Приключения меня преследовали всю жизнь, как все уже убедились в этом. Когда мы с группой из Коми Республики приехали в Москву, чтобы отправиться в круиз по Волге, поступило предложение: до отправления теплохода сходить в музей космонавтики. Как не пыталась я всех поторапливаться в залах музея, мы опоздали на теплоход!

Никому не хотелось возвращаться в Сыктывкар «без круиза». Я предложила догнать теплоход на шлюзах. Мы, девушки, по карте выяснили: маршрут нашего теплохода, через какие шлюзы теплоход должен проходить, взяли такси и помчались за теплоходом. Мы подъехали к шлюзам, когда теплоход уже входил в шлюз, и на верхнюю палубу теплохода надо было прыгать вниз. После переговоров с капитаном, мы прыгали, а моряки теплохода нас ловили, т.к. было опасно. За этим мероприятием следил весь теплоход. Так мы, девушки из Коми, прославились на весь туристический теплоход «Молдавия».

Круиз по Волге был замечательным! Мы останавливались в старинных городах, расположенных по берегам Волги: Кострома, Ульяновск, Горький, Волгоград , Куйбышев, знакомились с достопримечательностями городов, посещали музеи, фотографировались Мне особенно запомнился дом-музей В.И Ленина в Ульяновске и Мамаев курган в Волгограде. Иногда теплоход делал остановки, и мы выходили на песчаный берег Волги, просто позагорать.

Фото мы на берегу Волги загораем. Фото в городах.

Но, как всегда, однажды произошло ЧП! Рано утром мы все проснулись от сильного толчка и многие слетели с верхних полок, но я чудом удержалась. Все были в неизвестности, что произошло? Оказывается, наш теплоход столкнулся с неуправляемой баржой. Позднее мы увидели, что у нашей «Молдавии» была смята « в гармошку» носовая часть. Наш круиз по Волге был сокращен.

Моему поколению школа давала прочные знания тем, кто хотел учиться, т.к. спустя почти 9 лет после окончания средней школы, я без подготовки к вступительным экзаменам летом 1980 года поступила в Коми Государственный Педагогический Институт на филологический факультет.

Когда я сдала вступительные экзамены, мне предложили работу на кафедре русского языка и литературы, в кабине русского языка, т.к. туда срочно требовался помощник на полставки из студентов. В мои обязанности входило: выдавать литературу, печатать учебные планы и прочая работа лаборанта кафедры. Я была счастлива, что могу обеспечивать себя материально. Была прямая дорога остаться работать на кафедре после окончания института.