Файл: Девятая. Проектирование асинхронных машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 ≥ 2...3 кВт. При этих же условиях с1p ≈ 0 и с1a = с1.

Рабочие характеристики можно рассчитать по круговой диаграмме или аналитическим методом. Расчет по круговой диаграмме более нагляден, но менее точен, так как требует графических построений, снижающих точность расчета. Аналитический метод более универсален, позволяет учитывать изменение отдельных пара­метров при различных скольжениях и может быть легко переведен на язык программ при использовании в расчетах ЭВМ.


Аналитический метод расчета. В настоящее время практически все расчеты проводят аналитическим методом. Формулы для расчета рабочих характеристик приведены в табл. 9.28 в удобной для руч­ного счета последовательности. Расчет характеристик проводят, задаваясь значениями скольжений в диапазоне s ≈ (0,2...1,5) sном. Но­минальное скольжение можно предварительно взять при sном . Для построения характеристик достаточно рассчитать значения требуемых величин для пяти - шести различных скольжений, выбранных в указанном диапазоне примерно через равные интервалы (см. при­мер расчета).

Перед началом расчета рекомендуется выписать значения посто­янных, не зависящих от скольжения величин, как это показано в формуляре и в примере расчета. К таким величинам относятся но­минальное напряжение фазы U1ном, сопротивления r1 и , сумма по­терь Pcт + Pмех (для двигателей с фазным ротором также Ртр.щ) и со­ставляющие тока синхронного холостого хода: реактивная I ≈ Iμ и активная, которую определяют из выражения
, (9.226)
Выписывается также значение коэффициента с1, определенное по (9.223) или по (9.225), и расчетные величины, обозначенные в фор­муляре а, а', b и b' . Формулы для их определения зависят от приня­того (точного или приближенного) метода расчета с1.

Если |у| ≤ 1°, то можно использовать приближенный метод, так как в этом случае c ≈ 0 и с1 ≈ 1 + х112. Тогда
(9.227)
Если же расчет с1 проводить по уточненным формулам (9.224) и (9.225), то
(9.228)
Расчет характеристик рекомендуется проводить в следующей по­следовательности.

Вначале находят активную и реактивную составляющие комп­лексного сопротивления правой ветви схемы замещения (см. рис. 9.55):


ZВЕТВИ = c1(r1 + jx1) + j + , (9.229)
где
(9.229а)
Из (9.229) с учетом (9.227) или (9.228) получают
R = a' + а, (9.230)
X = b; (9.231)
. (9.232)
Далее находят (см. рис. 9.55)
и
Составляющие тока статора являются суммами активных и реактивных составляющих токов параллельных ветвей схемы замеще­ния:
(9.233)


Полный ток статора
(9.234)
Приведенный ток ротора
. (9.235)
Ход последующих расчетов ясен из приведенных формул в фор­муляре (табл. 9.30).

Таблица 9.30. Формуляр расчета рабочих характеристик асинхронных двигателей
Рном =…; 2р =…; U1ном =….В; I1ном =…А; I0a =…А;

I ≈ Iμ =…А; Рст + Ртр.щ. + Рмех =…кВт;

Рэ.щ.ном = …кВт: r1 =…Ом; r/2 =…Ом; с1 =…

a/ =…; a = …Ом; b/ =…Ом; b =…Ом




п/п

Расчетная формула


Едини-

цы вели-

чины





Скольжение

0,005

0,01

0,015

...

sном

1



Ом
















2



Ом
















3

R = a +

Ом
















4

X = b +

Ом
















5



Ом
















6



А
















7



-
















8



-
















9



А
















10



А
















11



А
















12



А
















13

P1 = 3 U1ном I1a 10 -3

кВт
















14

Рэ1 = 3 I12 r1 10 -3

кВт
















15

Рэ1 = 3 (I11) 2 r/2 10 -3

кВт
















16

Рэ.щ. ≈ Рэ.щ.ном. (I1/I1ном)*

кВт
















17

Рдоб = 0,005 Р1

кВт
















18

Σ Р = Рст + Рмех + Ртр.щ + Рэ1 +

Рэ2 + Рэ.щ + Рдоб

кВт







19

Р2 = Р1 - Σ Р

кВт
















20

η = 1 - Σ Р / P


















21

cos φ = I1a / I1




















*Для двигателей с короткозамкнутым ротором Рэ.щ.ном = 0.
После окончания расчета для принятых значений скольжения строится характеристика s = f (P2), по которой уточняется значение sном, соответствующее заданной номинальной мощности Р2ном (см. пример расчета на рис. 9.77), и заполняется последний столбец фор­муляра.

В приведенных формулах не учтено возможное изменение пара­метров при s > sном. Поэтому при расчете характеристик двигателей с двухклеточными короткозамкнутыми роторами или с роторами, имеющими фигурные пазы, в которых в повышенной степени про­является действие эффекта вытеснения тока, для каждого из приня­тых значений скольжения, больших sном, необходимо уточнять зна­чения параметров r'2 и х'2 (см. § 9.13).

Рабочие характеристики асинхронного двигателя мощностью 15 кВт приведены в примере расчета (см. § 9.17).

Расчет рабочих характеристик по круговой диаграмме. Круговая диаграмма асинхронного двигателя изображена на рис. 9.56 [5]. Ис­ходными данными для ее построения являются:

ток синхронного холостого хода /о, А,
(9.236)

где I0a – по (9.266); I0p ≈ Iμ
Коэффициент с1 рассчитывают по (9.223) или по (9.225).

Сопротивления короткого замыкания
(9.237)


Рис. 9.56. Круговая диаграмма асинхронной машины
Чтобы размеры круговой диаграммы были удобны для работы, целесообразно вначале выбрать ее диаметр DK (в пределах 200. ..250 мм), после чего рассчитать масштабы: масштаб тока, А/мм: ; масштаб мощности, Вт/мм: mP = 3 Uном mI; масштаб момента, Нм/мм: mM = mP / Ω , где Ω = .

При построении диаграммы вектор напряжения направля­ют по оси ординат ОВ1. Из начала координат строят вектор тока

синхронного холостого хода ОА0
I0 — под углом φ0 к оси ординат φ0 = arccos . Точку A0, удобно найти, отложив по вертикальной и горизонтальной осям ее координаты, соответственно равные I0a и I0p .

Через точку A0 проводят линии A0F0 || ОВ и A0F под углом 2γ к оси ординат. Из-за малости γ построение угла < F0A0F удобно вы­полнять следующим образом. В произвольной точке F'0 прямой A0F0 восстанавливают перпендикуляр к линии A0F0 и откладывают на нем отрезок
| F'0 F''0| = | А0 F'0| tg 2γ ≈ | А0 F'0| 2 tg γ;

Линия A0F определяет положение диаметра круговой диаграм­мы. Отложив на ней отрезок |А0О'| = 0,5 Dk, проводят окружность с центром О' радиусом 0,5DK. Через произвольную точку F1 диа­метра A0F' проводят линию (F' F1) ┴ (A0F) и откладывают на ней отрезки |F1F2| = |A0F1| и |F1F3| = |A0F1| . Через точку А0 и точки F2 и F3, проводят прямые до пересечения их с окружностью соответственно в точках А2 и А3. На оси ординат откладывают от­резок |OA1| = Р0/mр, где Р0 = Pст + 3 + Рмех, и через точку А1 про­водят |А1А'0| || ВО. Точку А'0 соединяют с точками О и А3. На этом построение круговой диаграммы заканчивается.

Окружность диаметром DK и с центром О' является геометрическим местом концов векторов тока статора двигателя при различ­ных скольжениях. Точка окружности A0 определяет положение кон­ца вектора тока I0 при синхронном холостом ходе, а точка А'0 — при реальном холостом ходе двигателя. Отрезок О А'0 определяет ток Ix.x, а угол < A'0OB1 – cos φк.з. Точка А2 окружности определяет положе­ние конца вектора тока при коротком замыкании (s = 1), отрезок ОА3 — ток Iк.з, а угол < А3ОВ1 – соs φк.з. Точка А2 определяет положе­ние конца вектора тока при s = ∞.