Файл: Девятая. Проектирование асинхронных машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Промежуточные точки на дуге окружности А0А3 определяют по­ложение концов векторов тока I1 при различных нагрузках в двига­тельном режиме (0 < s ≤ 1). Ось абсцисс диаграммы ОB является ли­нией первичной мощности P1. Линией электромагнитной мощности Рэм или электромагнитных моментов Мэм является линия А0А2. Ли­нией полезной мощности на валу (вторичной мощности Р2) является линия А'0А3. По круговой диаграмме для тока статора, которому со­ответствует точка А на окружности, можно рассчитать необходи­мые для построения рабочих характеристик данные:

ток статора, А, I1 = mI |OA|;

ток ротора, А, I'2 = mI |A0A|;

первичную мощность, Вт, P1 = mр |AN|, где AN ┴ ОВ;

электромагнитную мощность, Вт, Рэм = mр |АС|, где АС ┴ A0F;

электромагнитный момент Мэм = mм |АС|;

полезную мощность, Вт, Р2 = mр |АЕ|;

КПД |АЕ| / |AN|;

коэффициент мощности cos φ = cos < AOB1;

скольжение двигателя |DС| / |АС|.

Для построения рабочих характеристик вначале находят поло­жение на окружности точки Ан, которая соответствует номинально­му режиму работы. Для этого, исходя из заданной номинальной мощности Р2ном, рассчитывают длину отрезка |E'Fн| = P2ном / mp и от­кладывают на линии F1F' ┴ A0F от точки ее пересечения Е' с линией полезной мощности А'0А3. Через точку Fн проводят FнAн || А'0А3. Точ­ки пересечения FHAH с окружностью Ан и А'н определяют положение концов вектора тока I1 при мощности Р2ном. Точка Ан, ближайшая к А'0, соответствует номинальному режиму, точка А'Н — режиму неу­стойчивой работы двигателя (при s > sкp).

Наметив на дуге А0Ан несколько точек а1, а2, а3, ..., определяют соответствующие каждой из них данные I1, Р1, Р2, соs φ, η, М, s.

Из круговой диаграммы можно найти также приближенное значение кратности максимального момента Мmах. Оно будет несколь­ко занижено, так же как и в аналитическом расчете без учета изме­нения параметров от насыщения полями рассеяния и от действия эффекта вытеснения тока.

Расчет рабочих характеристик по круговой диаграмме связан с определенными погрешностями при выполнении графических работ. Некоторое уточнение может дать сочетание графического метода и элементов аналитического. Например, I
1, I2 и cos φ определяют по круговой диаграмме, а суммы потерь, Р2, Р1, s и η - расчетным путем, используя данные круговой диаграммы. В этом случае можно также учесть дополнительные потери, которые при построении круговой диаграммы не принимают во внимание [6].

Такая методика расчета иногда применяется на практике. Одна­ко все более широкое распространение ЭВМ делает аналитический метод расчета рабочих характеристик более предпочтительным.
9.13. РАСЧЕТ ПУСКОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК


Учет эффекта вытеснения тока. С увеличением частоты тока в стержнях обмотки короткозамкнутого ротора возникает эффект вы­теснения тока, в результате которого плотность тока в верхней час­ти стержней возрастает, а в нижней уменьшается, при этом активное сопротивление ротора увеличивается, а индуктивное уменьшается. Изменение сопротивлений ротора влияет на пусковые характери­стики машины.

В большинстве случаев эффект вытеснения тока в обмотках короткозамкнутых роторов играет положительную роль, так как уве­личивает начальные моменты двигателей. Это широко используют при проектировании асинхронных машин, выполняя роторы с глу­бокими прямоугольными или фигурными пазами или с двойной беличьей клеткой, в которых эффект вытеснения тока проявляется особенно сильно. Однако неравномерное распределение плотности тока по сечению стержня ротора может привести и к нежелатель­ным последствиям. Например, при неудачно выбранных размерных соотношениях стержней чрезмерно возрастающая в пусковых режи­мах плотность тока в их верхних участках может вызвать неравно­мерное тепловое удлинение стержней и их изгиб. При этом стержни разрывают усики пазов и выгибаются в воздушный зазор, что неиз­бежно приводит к выходу двигателя из строя. В связи с этим правильный учет влияния эффекта вытеснения тока является необходимым при проектировании асинхронных машин с короткозамкнутыми роторами.

В расчетах удобнее определять не непосредственно активное и индуктивное сопротивления стержней при неравномерной плотно­сти тока, а их относительные изменения под действием эффекта вы­теснения тока. Эти изменения оценивают коэффициентами kr и kд. Коэффициент kr показывает, на сколько увеличилось активное со­противление пазовой части стержня r при неравномерной плотно­сти тока в нем по сравнению с его сопротивлением rс при одинако­вой плотности по всему сечению стержня:
kr = r / rс. (9.238)
Коэффициент демпфирования kд показывает, как уменьшилась магнитная проводимость λпξ участка паза, занятого проводником с током, при действии эффекта вытеснения тока по сравнению с про­водимостью того же участка, но при равномерной плотности тока в стержне
kд = λ'пξ / λ'п (9.239)
Аналитическими выражениями, определяющими k
r и kд, полу­ченными для прямоугольных стержней при допущениях о постоян­стве удельного сопротивления материала стержня по всей площади его поперечного сечения, бесконечности магнитной проницаемости стали магнитопровода и прямолинейности магнитных линий потока рассеяния в пазу, являются
(9.240)
В этих выражениях ξ, так называемая «приведенная высота» стержня, — величина безразмерная, значение которой определяется по формуле
ξ = 2 πhc (9.241)
где hс — высота стержня в пазу, м: hс = hп - (hш + h'ш); bс и bп — ширина стержня и ширина паза, м. При расчете роторов со вставными стерж­нями принимают bс = 0,96 bп ; в роторах с литой обмоткой — bc = bп; f2 — частота тока в роторе в расчетном режиме, Гц; рсυ — удельное сопротивление материала стержня при расчетной температуре, Ом-м.

Для двигателей общего назначения с медными вставными стерж­нями короткозамкнутого ротора при расчетной температуре 75° С (ρс75 = 10-6/47 Ом м, см. табл. 5.1) из (9.241) имеем
ξ = 96,32 hc (9.242)
При расчетной температуре 115° С (ρc115 = 10-6 /41 Ом м)
ξ = 89,96 hc (9.243)
При литой алюминиевой обмотке ротора при расчетных температypax 75° С (ρс75 = 10-6/21,5 Ом м) и 115° С (ρс115 = 10-6/20,5 Ом м) соответственно имеем
ξ = 61,15 hc (9.244)
ξ = 63,61 hc (9.245)
Анализ зависимостей (9.240) показывает, что при ξ ≤ 1 эффект вы­яснения тока практически не влияет на сопротивления стержней. Это является критерием необходимости его учета при проектировании.

В расчетах условно принимают, что при действии эффекта вы­теснения ток ротора распределен равномерно, но не по всему сече­нию стержня, а лишь по его верхней части, ограниченной высотой h
r, имеющей сечение qr и сопротивление r = rc qc /qr; hr называют глубиной проникновения тока в стержень. Для прямоугольных стерж­ней hr = hс/ kr.

При определении λпξ аналогично принимают, что ток равномер­но распределен по верхней части сечения стержня высотой hx.

В практических расчетах для определения kr, и kд пользуются не аналитическими зависимостями (9.240), а построенными на их осно­ве кривыми φ(ξ) и φ'(ξ) (рис. 9.57 и 9.58). Принятые при выводе (9.240) допущения приводят к положению, что на глубину проник­новения не влияют высота и конфигурация стержня. Это позволяет использовать (9.240) и кривые φ(ξ) и φ'(ξ) для определения kr и kд в стержнях различных конфигураций. Расчет проводят в следующей последовательности. По полной высоте стержня, частоте тока и уде­льному сопротивлению материала стержня из табл. 5.1 по (9.241) определяют функцию ξ, в соответствии с которой по кривым рис. 9.57 находят функцию φ, а по кривым рис. 9.58 — функцию φ'.

Далее определяют глубину проникновения тока
hr = hc / (1+φ) (9.246)
и коэффициент kд = φ'.

Коэффициент kr определяют по отношению площадей всего се­чения стержня и сечения, ограниченного высотой hr, т. е.
kr = qc/qr. (9.247)


Рис. 9.57. Кривые φ и φкр в функции “приведенной высоты” ξ (φ = ξ – 1

при ξ > 4 и φ = 0,89ξ4 при ξ < 1 )


Рис. 9.58. Зависимость φ' от “приведенной высоты”

ξ: при ξ > 4 φ = 3/2 ξ

Рис. 9.59. К расчету Кг в стержнях различной конфигурации:

hг — расчетная глубина проникновения тока
По значениям kr и kд можно найти сопротивление пазовой части стержня обмотки ротора и коэффициент магнитной проводимости участка паза ротора, занятого стержнем с током:
r = krrc; (9.248)

λ'пξ = kдλ'п (9.249)
Для определения kr в стержнях некоторых наиболее распростра­ненных конфигураций используют заранее полученные расчетные формулы.

Для прямоугольных стержней (рис. 9.59, а)
kr = qс / q