Файл: Девятая. Проектирование асинхронных машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчет пусковых характеристик. Пусковые свойства асинхрон­ных двигателей характеризуются начальным пусковым и максимальным моментами и начальным пусковым током. В двигателях с фазными роторами начальный момент и пусковой ток определяют­ся сопротивлением пускового реостата. В двигателях с короткозамкнутыми роторами значения моментов и начального тока зависят от соотношений параметров. Кроме того, важным показателем пус­ковых свойств короткозамкнутого двигателя является значение ми­нимального момента. Уменьшение момента в процессе разгона дви­гателя может произойти в связи с изменением соотношения параметров при уменьшении скольжения.

Стандарты на асинхронные двигатели устанавливают наи­меньшие допустимые относительные значения моментов и наибо­льшие относительные значения начальных пусковых токов для выпускаемых асинхронных машин в зависимости от их мощно­сти, исполнения и числа пар полюсов. Для короткозамкнутых двигателей регламентируются значения всех перечисленных выше моментов и тока, а для двигателей с фазными роторами — толь­ко значения максимальных моментов, т. е. перегрузочная способ­ность двигателей.

В табл. 9.31 приведены допустимые относительные значения мо­ментов и начального пускового тока двигателей с короткозамкнутыми роторами серии 4А. Спроектированная заново асинхронная машина на базе серии 4А должна иметь пусковые характеристики, удовлетворяющие этим требованиям. В технических условиях или в заданиях на проектирование специальных асинхронных двигателей могут быть поставлены более жесткие требования к этим величи­нам.

В практике расчетов часто ограничиваются определением толь­ко двух точек характеристик: начального пускового и максимально­го моментов и начального пускового тока. Такой расчет дает лишь приближенные сведения о пусковых свойствах двигателя и может привести к
Таблица 9.31. Кратность начальных пусковых моментов М*п токов I*п асинхронных двигателей


Исполнение





Высота оси вращения, мм

≤ 132

160-250

≥ 280

М*п

I*п

М*п

I*п

М*п

I*п

IP44


2

1,7-2

6,5-7,5

1,2-1,4

7-7,5

1-1,2

6,5-7

4

2-2,2

5-7,5

1,2-1,4

6,5-7,5

1,2-1,3

5,5-7

6

2-2,2

4-6,5

1,2-1,3

5-6,5

1,4

5,5-6,5

8

1,6-1,9

4-5,5

1,2-1,4

5,5-6

1,2

5,5-6,5

10

-

-

1,2

6

1

6

12

-

-

-

-

1

6

IP23


2

-

-

1,2-1,3

7,0

1,2

6,5-7

4

-

-

1,2-1,3

6,5

1,2

6,0-7

6

-

-

1,2

6-7

1,2

6

8

-

-

1,2-1,3

5,5-6,0

1,2

5,0-5,5

10

-

-

-

-

1

5,5

12

-

-

-

-

1

5,5



Примечание. Некоторые двигатели малой мощности с высотой оси враще­ния h ≤ 80 мм выполняются с уменьшенной кратностью начального пускового тока.
погрешности при определении перегрузочной способно­сти из-за неточности определения критического скольжения. Поэто­му при проектировании целесообразно рассчитывать полные пуско­вые характеристики, т. е. зависимости М* = f(s) и I* = f (s) для всего диапазона изменения скольжении от s = 1 до значения, соответству­ющего режиму, близкому к номинальному.

Расчет пусковых характеристик затруднен необходимостью уче­та изменений параметров, вызванных эффектом вытеснения тока и насыщением от полей рассеяния, так как при больших скольжениях токи в обмотках статора и ротора короткозамкнутых двигателей могут превышать свое минимальное значение в 7-7,5 раза (см. табл. 9.31).

В то же время при больших токах увеличивается падение напря­жения на сопротивлении обмотки статора, что вызывает уменьше­ние ЭДС и снижение основного потока. Для учета этих факторов не­обходимо применение ЭВМ [6]. При ручном счете используют следующий упрощенный метод.

Учитывая, что индуктивное сопротивление взаимной индукции x12 с уменьшением насыщения магнитопровода увеличивается, в расчете пусковых характеристик для скольжений s ≥ 0,1...0,15 оно может быть принято равным:
(9.277)
He внося большой погрешности, в расчетных формулах пусковых режимов пренебрегают сопротивлением r12. Это оправдано при токах, заметно превышающих номинальный, так как электрические потери в обмотках, возрастающие пропорционально квадрату тока, многократно превышают потери в стали, для учета которых в схему смещения введен параметр r12.

При этих допущениях коэффициент
с = 1 + x1 /x12П (9.278)
и сопротивление правой ветви Г-образной схемы замещения (см. рис. 9.55)
ZВЕТВИ = с (Rп + jXП), (9.279)
где для упрощения расчетных формул в отличие от обозначений в расчете рабочих характеристик принято
(9.280)


Ток в обмотке ротора
(9.281)
Сопротивление всей схемы замещения для пусковых режимов
(9.282)
Из (9.279)— (9.282)
(9.283)
Характеризующие пусковые данные машины кратность тока и момента при заданном s
(9.284)
Полученные выражения (9.281) — (9.284) дают возможность рас­считать токи и моменты во всем диапазоне изменения скольжения от s = 1 до s = 0,1.

Расчет рекомендуется проводить в последовательности, опреде­ленной в формуляре (табл. 9.32) для пяти-шести точек характери­стик в указанном диапазоне изменения скольжения.
Таблица 9.32. Формуляр расчета пусковых характеристик асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором с учетом влияния эффекта вытеснения тока
Р2ном = ... кВт; U1ном = ... В; 2р = ...; I1ном = ... А;

I'2ном =… A; x1 = ... Ом; x'2 = ... Ом; х12п = ... Ом;

с1п = ...; r1 = ... Ом; r'2 = ... Ом; sном =...




п/п



Расчетная формула


Единица

вели­чины

Скольжение s


1 0,8…….. s = sкр


1










2












3





мм




4









5











6





Ом




7









8









9










10



Ом






11




Ом





12









13










14





А





15











16













Для двигателей, полный ток паза которых I1пaзa = I1 uП /
a в пуско­вых режимах превышает 400 А, необходимо учесть влияние насыще­ния от полей рассеяния на пусковые характеристики. Для этого в расчетах используют уменьшенные в результате насыщения значе­ния сопротивлений обмоток x1нac и х/2ξнас а также коэффициента
с1п.нас = 1 + Х1нас / х12п. (9.285)
Степень влияния поля рассеяния на х1 и x' зависит от токов в обмотках, но, в свою очередь, от этих сопротивлений существенно зависят токи статора и ротора. Поэтому прямой расчет x1нac и х/2ξнас до получений пусковых характеристик невозможен. Значения x1нac и х/2ξнас находят для каждого из назначенных скольжений методом по­следовательных приближений. Как известно, объем расчета этим методом зависит от правильного первоначального задания искомой величины. Для данного расчета хорошие результаты дает следую­щий практический метод задания токов.

Первоначально рассчитывают пусковые токи при s = 1 для зна­чений x1, х' и c, полученных без учета насыщения (см. табл. 9.32). Далее задаются коэффициентом увеличения тока от насыщения зубцовой зоны полями рассеяния kнас. Ориентировочно для двигателей, полный ток паза которых в пусковом режиме превышает 2000...2500 А, можно принять kнас = 1,4...1,5; при полном токе паза, близком к 1000 A, kнас = 1,15... 1,2. Напомним, что полный ток паза I1пaзa = I1 uП /a рассчитывается в данном случае по току статора, полу­ченному в расчете без учета влияния насыщения для скольжения s = 1 (табл. 9.32).

Далее по (9.275), (9.276) и (9.285) рассчитывают x1нac, х/2ξнас и c1п нас и повторяют расчет токов, вводя полученные значения в рас­четные формулы. Если расхождение полученного k'нас и принятого первоначально kнас не превышает 10...15 %, то расчет для s = 1 счи­тают законченным. При больших расхождениях корректируют пер­воначальное задание kнас и повторяют расчет.

Для уменьшения объема расчета других точек характеристик по­ступают следующим образом.

Учитывая, что обычно насыщение зубцов полями рассеяния не сказывается на параметрах при токах I