Файл: Протокол от августа 20 г. Приказ от августа 20 г. .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Теремок»
Принято педагогическим советом Утверждено:
МБДОУ детского сада Заведующий МБДОУ
№11 «Теремок» детского сада №11 «Теремок»
Протокол от « » августа 20 г. Приказ от «____» августа 20 г. №___
№___
_______________ /ФИО заведующего/
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования
«НАСЛЕДИЕ»
Приобщение дошкольников
к истокам русской народной культуры как приоритетное направление нравственно-патриотического воспитания
Составитель:Шилина В.Е.
старший воспитатель
с.Филинское
2020г.
Содержание
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….3
1.2 Актуальность разработки программы…………………………………………….4
1.3. Цель и задачи реализации ДОП……………………………………………………5
1.4. Планируемые результаты освоения программы…………………………………6
2. Содержательный раздел
2.1.Содержание образования по образовательным областям………………………...7
2.2. Формы работы по образовательным областям……………………………………8
3. Организационный раздел
3.1. Тематическое планирование на год по возрастам……………………………….10
4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников по приобщению детей к истокам русской народной культуры........32
5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды…33
6. Список использованной литературы………………………………………………..33
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Педагогический коллектив МБДОУ детского сада №11 «Теремок» работает по Образовательной Программе дошкольного образования с учётом примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (разработанной с учётом требований ФГОС ДО). В связи с заявленным приоритетным нравственно-патриотическим развитием и для развития личностной культуры ребёнка как основы любви к Родине в МБДОУ реализуется Дополнительная Образовательная Программа «Наследие», направленная на приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. За основу Дополнительной Образовательной Программы «Наследие» взята парциальная программа О.Л.Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Дополнительная Образовательная Программа «Наследие» определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Программа способствует познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, социально-коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Программа рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 3 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (ООД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе ООД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс в МБДОУ строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
1.2.Актуальность разработки Программы
Приобщение детей к традициям своего народа, культуре своего края осознаётся современным обществом как жизненно важная проблема. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, а дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений. Народная культура – это многовековой опыт искусства, материализованный в предметах искусства, труда и быта, это традиции, обряды, обычаи. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, её самобытность, уникальность, её социальные и духовные особенности. Однако, в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создаётся критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующие поколения ценнейшего достояния народной культуры и окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с детьми и детей друг с другом, запечатлённые в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребёнка, отвечают его возможностям и потребностям. Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для её реализации. Общество без традиций так же невозможно, как общество без культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача – особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без
глубоко познания богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Для дополнительной программы по приобщению детей к истокам русской народной культуры были выбраны следующие приоритеты:
- Окружающие предметы, воспитывающие в ребёнке чувство красоты, любознательности должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.)
- Большое место в приобщении детей к русской народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
- Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.
Темы занятий Программы дают воспитанникам более целостное представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды. В Программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В Программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному.
Дополнительная Программа рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 3 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность.
Программа реализуется на протяжении 4-х лет, начиная с младшей группы.
Занятия проходят 4 раза в месяц, во второй половине дня в течение учебного года. Занятия проводятся в группе, в «Комнате старины». Календарные праздники проводятся в музыкальном зале и на территории детского сада.
Продолжительность занятий:
- в младшей группе – 15 минут;
- в средней группе – 20 минут;
- в старшей группе – 25 минут;
- в подготовительной группе – 30 минут.
1.3.Цель и задачи реализации ДОП
Цель:Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
Воспитательные:
- формировать у детей уважительное отношение к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
- развивать навыки общения, культуры поведения в среде сверстников;
- воспитывать коллективизм, усидчивость, аккуратность, ответственность.
Развивающие:
- расширять кругозор дошкольников;
- развивать творческие способности и эмоциональную сферу детей;
- развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно-прикладному искусству;
- способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
- развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
- развивать двигательную активность детей.
Обучающие:
- знакомить детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни;
- знакомить с фольклорными произведениями, праздничными обрядами;
- создать у детей определённый запас русских народных песен, стихов, потешек, игр;
- знакомить с предметным миром русского крестьянства.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Младший возраст | Дошкольный возраст |
Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки), с помощью взрослых рассказывает, договаривает их. Проявляет желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следит за действиями героев кукольного театра. | Знает основные литературные понятия по фольклору, краткое содержание прочитанных литературных произведений, быт и традиции русского народа, песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички. Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их. Использует в игре предметы быта русского народа. Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям. |
2.Содержательный раздел
2.1.Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область | Содержание психолого-педагогической работы | |
Социально-коммуникативное развитие |
| |
Познавательное развитие |
| |
Речевое развитие |
| |
Художественно-эстетическое развитие |
| |
Физическое развитие |
|