Файл: Розничная продажа строительных товаров и расчетов с покупателями на предприятиях торговли.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В-четвертых, непосредственное взаимодействие сферы торговли с конечными потребителями ведет к тому, что конкурентоспособность отрасли очень сильно зависит от степени ее клиен-тоориентированности. Поэтому при найме персонала более важными являются не профессиональные (как в других отраслях), а психологические качества работников.
В-пятых, по сравнению с другими отраслями торговля характеризуется высокой оборачиваемостью активов6. Поэтому при использовании инструментов финансового менеджмента в торговле основной упор следует делать не на долгосрочные (управление инвестиционными проектами), а на краткосрочные аспекты (текущее управление деньгами - cash flow).
В-шестых, имеется прямая и обратная связь между стабильностью торговли и устойчивостью денежного обращения. От стабильности товарообращения напрямую зависит устойчивость денежно-кредитной системы страны. Неразвитость торговой инфраструктуры, взаимные неплатежи между покупателями и продавцами по торговой цепочке,
1.2 Классификация торговых предприятий
Классификация предприятий позволяет получить полное представление о предприятии – его организационно-правовой форме, специализации, масштабе деятельности и т.д.
Прежде чем говорить о классификации розничных торговых предприятий необходимо выяснить определение торгового предприятия.
Так, ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения” даёт определение: «Предприятие розничной торговли - предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования».
По нашему мнению, розничная торговля - форма обращения предметов личного потребления, где происходит реализация одной или несколько единиц товаров и услуг конечному потребителю.
Следует отметить условность понятий «обращение товаров», «товарооборот». Товары, пройдя путь от производителей к конечным потребителям, ими поглощаются (продтовары) или в процессе использования приходят в негодность (непродовольственные товары). Обращаются же денежные средства, вложенные в товар.
Настоящий стандарт устанавливает и другие термины и определения основных понятий в области торговли, которые весьма некорректны. Дальше пишется: «Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ».
В ГОСТе Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» имеется раздел 4, который так и называется «Классификация розничных торговых предприятий». Однако она устарела, пришлось использовать и эту классификацию и дорабатывать её применительно к современным условиям.
Торговые предприятия могут быть классифицированы по следующим основным признакам:
По форме собственности торговые предприятия делятся на:
государственные и муниципальные,
частные (их в торговле большинство),
смешанные формы собственности – комбинации различных форм собственности,
совместные формы собственности – объекты торговли, учрежденные российскими, иностранными юридическими или физическими лицами
По виду деятельности:
оптовые (такие торговые предприятия ведут любую деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их с целью дальнейшей перепродажи или использования в производственных процессах),
розничные (такие торговые предприятия занимаются любой деятельностью по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования),
предприятия питания (выполняют функции производства, продажи и организации потребления продукции).
3) По объёму деятельности (численности занятых):
- микропредприятия;
- малые;
- средние;
- крупные.
По специализации:
смешанные (реализация продовольственных и непродовольственных товаров),
универсальные (реализация многих товарных групп),
специализированные (реализация отдельной товарной группы),
узкоспециализированные (реализация отдельных видов товаров одной товарной группы),
комбинированные (реализация нескольких товарных групп, связанных общностью потребительского назначения – «Всё для женщин», «Садовод» и т.д.).
5) По организационно-правовой форме:
- коммерческие: ООО, ОАО, ЗАО, товарищества.
- некоммерческие: унитарные, потребительские кооперативы, ассоциации, объединения, союзы.
6) По месту размещения:
а) стационарные - магазины, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.
б) полустационарные:
- палатки, павильоны, киоски, автоматы и т.п.
в) передвижные средства торговли:
- развозная торговля – автолавки, автомагазины, автоцистерны, магазины- теплоходы, катера и т.д.
- разносная торговля – коробейники, тележки, лотки, переносные корзины и иные специальные приспособления.
7) По форме продаж и методам обслуживания. Все формы продаж и методы обслуживания можно условно разделить на магазинные и внемагазинные.
К магазинным относятся: самообслуживание, индивидуальное (салонное) обслуживание, по предварительным заказам покупателей, через прилавок, с открытой выкладкой, по образцам.
К внемагазинным можно отнести: интерактивные формы (с использованием различных средств коммуникации – факс, телефон, каталог, телевидение, Интернет), продажи через автомат, а также личные продажи. Особое место занимают интернет-магазины и посылочная торговля.
8) По системе налогообложения:
- с применением традиционной системы налогообложения;
- с применением упрощенной системы налогообложения;
- с уплатой единого налога на вмененный доход.
9) По объёму деятельности:
- микропредприятия;
- малые;
- средние;
- крупные
В ГОСТе приводится понятие мелкорозничной торговой сети. Это сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. Такая сеть необходима и она всегда будет существовать. Она оперативно доводит товары непосредственно до покупателя.
Розничная торговая сеть - торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли на определённой территории. Это определение устаревшее. Сейчас крупные торговые компании имеют сети не только в границах города, но и всей России, и в ряде стран.
2. Учет движения товаров в розничном торговом предприятии ООО «Зодчий» г.Тайга
2.1 Общая характеристика розничного торгового предприятия
ООО «Зодчий» г.Тайга
Общество с ограниченной ответственностью «Зодчий» расположено в г.Тайга Кемеровской области. Сокращенное название общества – ООО «Зодчий». Учреждено 17.01.2014 г. и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц в межрайонной инспекции ФНС России №9по Кемеровской области. Форма собственности – частная. Целями деятельности Общества является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Оно вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Вид деятельности в соответствии с ОКВЭД 52.46.7 Розничная торговля строительными материалами.
Уставной капитал Общества составляет 250000 рублей. Он может формироваться за счет прибыли от его деятельности. Прибыль, получаемая обществом в результате хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению.
Единственным акционером и учредителем общества является Шабанова Инна Геннадьевна.
Магазин расположен по адресу г.Тайга Кемеровской области, ул.40 лет Октября, 2.
Торговая деятельность осуществляется в торговом помещении, складские помещения (склад №1 и склад №2) расположены в этом же здании.
Основные торгово - экономические показатели магазина приведены в приложении Б.
Магазин достаточно успешно работает на рынке строительных материалов г.Тайга, несмотря на то, что он был открыт только в 2014 году, он уже нашел своих постоянных покупателей. Товарооборот за период возрос на 793 тыс.руб. или на 8,08%, на таком повышении сказался, помимо прочих факторов, фактор инфляции 2015 года.
Торговая площадь неизменна, она составляет 105 м2.
Численность работников также стабильна – 14 человек, численность ТОП – 5 человек.
Товарооборот, приходящийся на 1м2 торговой площади составляет 101,02 тыс.руб., что на 7,55 тыс.руб. или на 8,08% выше показателя 2014 года.
Производительность труда в 2015 году составляет 757,64 тыс.руб., что на 56,64 тыс.руб. выше показателя 2014 года, производительность ТОП составляет 2121,4 тыс.руб., что на 158,6 тыс.руб. выше показателя 2014 года.
Средний уровень заработной платы в 2015 году составляет 18 тыс.руб., в 2014 году 16 тыс.руб. ФЗП по отношению к выручке в 2014 году составляет 27%, в 2015 году 29% - изменение незначительно.
Величина материальных внеоборотных активов снижается на 882 тыс.руб. или на 38,5%, что связано с реализацией некоторых видов торгового оборудования и автомобиля.
Фондоотдача в 2015 году составляет 7,5 руб., она повышается, что может рассматриваться как положительный фактор.
Фондоемкость снижается. Такие показатели обусловлены спецификой деятельности организации.
Фондовооруженность в 2015 году составляет 105 тыс.руб./чел., что на 63 тыс.руб. меньше показателя 2014 года.
Время обращения оборотных средств, включающих денежные средства и материальные оборотные активы (товары) снижается до уровня 54,09 дней с 87,55 дней – это очень хорошая тенденция, так как чем быстрее обращаются оборотные средства, тем выше выручка магазина за период.
Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности, представлены в таблице 4.
Таблица 4– Финансовые результаты ООО «Зодчий»
показатель | 2014 | 2015 | изменения абс. | изменения относит., % |
выручка | 9814 | 10607 | 793 | 108,08 |
расходы по обычной деятельности | 8851 | 10471 | 1620 | 118,30 |
прочие расходы | 278 | 136 | -142 | 48,92 |
чистая прибыль (убыток) | 0 | 685 | 685 | |
Таблица 4 показывает, что за время работы выручка магазина увеличивается на 793 тыс.руб., расходы по обычной деятельности увеличиваются на 1620 тыс.руб. или на 18,3%. Это негативный фактор, но определен он объективными причинами – повышением цен на товары, приобретаемые у оптовиков для перепродажи, отставание темпов роста выручки от темпов роста расходов влияние на получение прибыли. Как положительный фактор рассматривается снижение прочих расходов на 142 тыс.руб. или на 51,08%. Чистая прибыль с 0 тыс.руб. увеличивается до 685 тыс.руб., что свидетельствует об успешности деятельности организации.